Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Петр Олегович, мы не так уж давно встречались. Правда, это была коллективная встреча с вашими коллегами, с председателем Центрального банка, с руководителями экономического блока Правительства.
Правда, динамика достаточно серьезная, и, как мне только что докладывала Министр экономического развития, не лишена определенного позитива. Как Вы ощущаете это в конкретной работе?
П.О.Авен: Действительно так. Ситуация сейчас стабильная, и это хорошая новость, потому что еще до начала лета объемы кредитования падали и в рознице, и в корпоративном секторе. Сейчас объемы постоянные и, более того, в важных секторах идет существенный рост.
Прежде всего, это заметно на потребительском кредитовании. Объем потребительского кредитования в нашем банке вырос с начала года на 22%. И особенно этот взрывной рост виден в последние месяцы. В августе «Альфа-Банк» выдал 100 тысяч потребительских кредитов. До кризиса мы давали 50 тыс. - в два раза меньше. Это такой серьезный рывок.
Что касается корпоративного сектора, то нам, конечно, приходится списывать «плохие» кредиты тем, кто не справляется с кризисом. Вместе с тем сегодня выдается много новых кредитов - с начала года мы выдали новых кредитов, новым заемщикам в основном, на 12 млрд долларов. Причем в очень разных секторах - это и гражданское машиностроение, и ОПК, и энергетика, транспорт и т.д. То есть явно, что «дно» пройдено, и сейчас можно надеяться - это мы видим по банку, - и верить в рост. Мне кажется, что эту веру разделяет и население.
Достаточно быстро растут депозиты населения в банках. У нас опять же за год депозиты населения вырос на 58%. Что интересно - с начала лета мы видим, что достаточно быстро растет доля рублевых депозитов. То есть население верит в рубль, доверяет национальной валюте, чего мы не видели еще осенью прошлого года. Все это вместе, безусловно, дает нам надежду на оптимизм.
В.В.Путин: Как у вас вопрос с так называемыми «токсичными» кредитами, с невозвратами?
П.О.Авен: Они, безусловно, есть. Мы их достаточно агрессивно списываем. Но, во-первых, мы увеличили капитал - мы сами увеличили капитал и получили субординированные кредиты. Поэтому у нас появилась возможность замещать «плохие» кредиты, списывать их достаточно агрессивно, создавать резервы в необходимом объеме и очищать баланс. Мы думаем, в скором времени у нас баланс будет практически чистый.
В.В.Путин: Вы предвосхитили следующий мой вопрос. Ваши взаимоотношения с официальными структурами - с Центральным банком, с Правительством? Ощущаете ли Вы их поддержку?
П.О.Авен: Я считаю, что вся политика Центрального банка и Правительства, всех финансовых властей в течение кризиса была очень эффективной. Безусловно, банковская система получила необходимую поддержку.
Я по-прежнему считаю, что есть потребности в капитале, в капитализации системы. Но нужны уже достаточно точечные решения. В частности, мы считаем, что разумно сделать десятилетние суборды (субординированные кредиты) тридцатилетними. Практически те же самые ресурсы, только технический вопрос. Каких-то кардинальных решений, мне кажется, принимать уже не нужно. Мне кажется, что Центральный банк и Минфин очень позитивно нам помогали, и это было очень важно.
В.В.Путин: «Альфа-Банк» сколько получил субординированных кредитов?
П.О.Авен: Мы внесли своих 30 млрд рублей и получили 10 млрд от Центрального банка - пока. Но сейчас мы еще внесем свои 10 млрд, и должны получить еще 30 млрд рублей от Центрального банка.
В.В.Путин: То есть, как мы и договаривались, это будет уже третий этап практически?
П.О.Авен: Да.
В.В.Путин: Хорошо.