ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

14 августа, 2009 16:08

В.В.Путин провел заседание Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

«Убеждён, наша задача сейчас - развивать те позитивные тенденции, которые были достигнуты благодаря нацпроектам, использовать активную социальную политику и как инструмент повышения качества жизни наших граждан, и как действенную антикризисную меру».
В.В.Путин
На заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги,

Сегодня мы проанализируем, как шла работа по реализации задач, которые мы перед собой поставили в рамках национальных проектов за первые шесть месяцев текущего года. Кроме того, отдельно рассмотрим вопросы о дополнительных мерах поддержки и защиты прав детей-сирот и детей-инвалидов.

Как мы не раз говорили, несмотря на известные финансовые и экономические трудности, всё, что касается политики социального развития, инвестиций в человеческий фактор, в человеческий капитал, останется приоритетом государства.

В текущем году на мероприятия нацпроектов было выделено около 450 млрд рублей. Очень большие средства, мы на этом не экономили. Добавлю, что в рамках нацпроектов запущен ряд новых направлений. Вы знаете, мы долго дискутировали на эту тему - стоит ли в условиях финансовых трудностей открывать новые направления деятельности в сфере нацпроектов? Все-таки я считаю, что мы поступили правильно: некоторые вещи, о которых я сейчас скажу, уже нельзя откладывать на потом. Важнейшие из них - это формирование здорового образа жизни, дистанционное обучение детей-инвалидов, совершенствование онкологической помощи и некоторые меры по борьбе с туберкулезом.

Убеждён, наша задача сейчас - развивать те позитивные тенденции, которые были достигнуты благодаря нацпроектам, использовать активную социальную политику и как инструмент повышения качества жизни наших граждан, и как действенную антикризисную меру.

А то, что такие усилия дают результаты - об этом свидетельствуют, в частности, демографические показатели. За первое полугодие на 4,7% увеличилась рождаемость. Это - от базы прошлого года, а в прошлом году тоже был рост, как вы знаете. И, напротив, ещё на 3,7% сократилась смертность; на 10%, кстати говоря, снизилась детская смертность. Как результат, в целом естественная убыль населения за первое полугодие сократилась на 30%.

Идут системные изменения в образовании и здравоохранении, ориентированные на повышение качества услуг и стимулирование лучших специалистов. Мероприятия продолжаются. Так, средняя заработная плата учителей в тех регионах, я хочу подчеркнуть, не везде, а именно в тех регионах, где проводятся комплексные проекты модернизации образования, увеличилась на 30%.

Мы продолжаем формирование системы национальных исследовательских университетов. Недавно наши вузы получили право создавать инновационные предприятия, развивать в них результаты своих исследований. Я знаю, что «Единая Россия» последовательно эту тему поддерживала, формулировала законодательные инициативы, довела их до логического завершения. Я просил бы членов Правительства при проведении конкурсов на получение господдержки учитывать, насколько активно университеты используют эти возможности.

Далее. С начала 2009 года в России введено в строй два федеральных центра высоких медицинских технологий. Ещё в четырёх идёт монтаж оборудования. Еще раз вспомню о том, как мы долго дискутировали по поводу того, нужно ли вообще их создавать, не лучше ли концентрировать усилия в Центре. Практика показывает, что выдвижение таких возможностей на периферию, на территории себя оправдывает. И культура обслуживания населения повышается, удается сконцентрировать высококлассных специалистов на территориях, проводить большое количество сложных операций.

Да и общая культура обслуживания людей на территориях, где такие центры создаются, серьезным образом повышается. Местные, региональные, муниципальные медицинские учреждения подтягиваются к тому уровню, который создается в этих центрах высоких технологий.

Хотел бы также проинформировать, что Правительство подготовило ряд решений, связанных с укреплением системы медицинской и социальной помощи гражданам. 12 млрд рублей из резервов бюджета предлагается направить на компенсацию выпадающих доходов территориальных фондов медицинского страхования. Ещё 2,2 млрд рублей - на высокотехнологичную медицинскую помощь, и, наконец, 2,3 млрд рублей - на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Я встречался с руководителями инвалидных организаций. Мы с ними договаривались об этом. Такое решение принято.

Теперь - что касается проекта «Жильё». Об этом хотел бы поговорить отдельно и поподробнее. Вы знаете, что еще в советские времена, да и в нашу новейшую историю проблема жилья, обеспеченности граждан России жильем всегда была наиболее актуальной и наиболее острой темой. За полгода сдано 21,6 млн кв. метров жилья. Это примерно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года. Но поводов для благостных настроений у нас, конечно, нет и быть не может. Очевидно, что такие показатели во многом достигнуты благодаря тому, что определенные объемы жилья были заложены еще в 2007-2008 годах. И мы наблюдаем только завершение этого строительства.

Что касается текущей ситуации, то объём строительства сократился, к сожалению, почти на 20%, резко, в 6 раз, упало и ипотечное кредитование.

Ситуация в отрасли непростая. Но напомню, что в 2009 году мы в общей сложности направили на цели государственной жилищной политики порядка 450 млрд рублей. Больше бы хотелось, может быть, и целесообразно было бы, но просто невозможно. Да и эти 450 млрд - здесь сидят грамотные люди, все прекрасно понимают, что это за цифры. Это огромные деньги, это серьёзные ресурсы, которые должны эффективно сработать на поддержание спроса, на стимулирование ипотечных программ и жилищного строительства.

Просил бы активнее взаимодействовать с банками по вопросам кредитования как покупателей, так и застройщиков жилья. Нужно последовательно снижать и такие барьеры, сдерживающие строительство, как отсутствие или низкое качество генеральных планов развития в муниципальных образованиях.

Кроме того, государство сейчас выступает «главным игроком», по сути, на рынке жилья. И значит, может активно формировать цену и структуру предложения, стимулировать развитие такого сегмента, как жильё экономкласса, и особенно малоэтажное жилье.

Об этой задаче мы говорим давно. И именно сейчас у нас есть реальная возможность при помощи государственных денег, «государственного рубля» продвигать передовые энергосберегающие и экологичные технологии строительства доступного жилья. В этой связи нам нужно более эффективно координировать все жилищные программы, увязывать их в единую логику.

Обращаю особое внимание, что стоимость квадратного метра жилья экономкласса не должна превышать 30 тысяч рублей - этого можно и нужно добиться не в ущерб качеству и комфортности. При этом нам следует ориентироваться на то, чтобы такие квартиры были «по карману» не менее 40% граждан нашей страны.

Считаю, что регионам нужно активнее и более заинтересовано участвовать в развитии инфраструктуры под малоэтажное строительство, использовать другие механизмы для снижения стоимости и повышения комфортности жилья.

И, конечно, мы, безусловно, выполним наши обязательства перед военнослужащими. Напомню, что я неоднократно повторял: в 2010 году военные должны получить жильё, все жильё под постоянное проживание. Мы об этом говорили неоднократно. Да, в сегодняшних условиях решить эту задачу непросто, ситуация усложнилась - экономическая, финансовая - денег в бюджете не хватает. Тем не менее, это задача комплексная, важная, ее нужно «кровь из носу» решить.

От этого зависит и авторитет власти: если мы что-то сказали, мы должны исполнить то, что обещали. От этого зависит и обороноспособность, потому что военнослужащие должны понимать, чувствовать, что государство не забывает о них. Это - важнейшая социальная задача. Это и важная экономическая задача, поскольку, безусловно, будет стимулировать развитие строительного сектора.

Прошу членов Правительства и финансовый, экономический блок, тех, кто занимается организацией строительства, обратить на это особое внимание. В области жилья в 2010 году все программы жилья важны, но обеспечение военнослужащих постоянным жильем в 2010 году является приоритетом номер один.

К маю 2010 года получат жилье все нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны.

В целом стабильным остаётся положение дел в сельском хозяйстве. По итогам первого полугодия, почти на 1% увеличился объём продукции. За этот же срок сельхозпредприятия получили почти 345 млрд рублей кредитных средств, что позволило им провести весь комплекс весенних посевных работ.

Вместе с тем ситуация с засухой ещё раз показала, что многие рыночные институты в АПК, включая страхование урожая, используются крайне мало, крайне неэффективно, в ограниченном виде. Поэтому хотел бы услышать сегодня подробные комментарии по этой теме.

И хочу обратиться еще раз к членам Правительства: нужно не откладывать и уже начинать интервенции на зерновом рынке. Уже пора закончить выработку мер по поддержке сельхозпроизводителей, хозяйства которых пострадали от засухи. Мы говорили об этом недавно, встречаясь с несколькими руководителями, которые пострадали от стихийного бедствия, по-другому не скажешь. Нам понятно все, что нужно сделать. Прошу быстрее, не откладывая ни на день, эти меры сформулировать и предложить.

Уважаемые коллеги,

Отдельно хочу обсудить вопросы поддержки детей-сирот и детей-инвалидов. В этом году на эти цели из федерального бюджета выделено около 70 млрд рублей. Проводится обязательная диспансеризация детей-сирот, расширяется сеть учреждений здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь детям с ограниченными возможностями.

Как я уже сказал, в 2009 году начата программа по дистанционному обучению детей-инвалидов. Она должна дать им возможность получить образование по самым современным стандартам, помочь полностью интегрироваться в общество, создать условия для того, чтобы, взрослея, они могли делать карьеру, достойно зарабатывать себе на жизнь, чувствовать себя полноценными членами общества.

В I полугодии 2009 года, с учётом пилотных проектов, учатся по дистанционным формам обучения более 2,5 тыс. детей-инвалидов. Цифра звучит неплохо, но хочу отметить, что всего в дистанционном обучении у нас нуждаются 35 тыс. детей-инвалидов. Считаю, что к 2012 году все они без исключения должны получить такую возможность.

Естественно, при этом нужно решить вопрос бесплатного доступа к информационным ресурсам, библиотечным фондам, подготовить специальные обучающие программы и кадры.

И к ещё одной острой, нетерпимой для цивилизованного общества проблеме хотел бы привлечь ваше внимание. К сожалению, у нас всё еще не редки случаи жестокого обращения с детьми, в том числе с сиротами. Есть просто вопиющие, безобразные факты и в интернатах, и в детских домах, да и в приёмных семьях, к сожалению, тоже.

Прошу органы прокуратуры, социальные службы держать этот вопрос под постоянным особым контролем, внести дополнительные предложения по правовой защите детей от жестокого обращения.

Считаю также, что более тщательно должны отбираться и готовиться приёмные семьи. Ведь вопрос не только в том, чтобы «как-то пристроить» ребенка, а в том, чтобы создать ему полноценную семью, защитить его право на достойную жизнь.

Естественно, нужно использовать и возможности гражданского общества. Есть предложение. Предлагаю провести специальную общенациональную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми. Думаю, что партии, представленные в Государственной Думе, общественные организации могли бы поддержать такую инициативу. Так же как и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мог бы выступать организатором этой работы.

Давайте перейдем к обсуждению вопросов повестки дня.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Хочу вернуться к тому, с чего мы сегодня начали. У нас подготовлены, как и положено, соответствующие решения. Если вернуться к первому вопросу, а именно - о мерах по поддержке детей-сирот и детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта «Образование», - то предлагается усиление мер профилактики и защиты детей от жестокого обращения в семье и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также будет сформулировано предложение по установлению обязательного прохождения специальной подготовки граждан, желающих усыновить детей, стать приемными родителями и так далее. Дополнительные меры будут предусмотрены для профилактики социального сиротства.

Что касается дистанционного образования, то необходимо будет обеспечить создание до 2012 года системы дистанционного образования детей-инвалидов со всем, что должно сопровождать эту программу. Имеется в виду доступ к зарубежным библиотечным и отечественным фондам, к информационным ресурсам.

Также будет предусмотрена дополнительная работа по обеспечению доступной среды для инвалидов, физической доступности к объектам социальной инфраструктуры. Вы знаете, что мы об этом говорим многократно, и терять из поля зрения этот важнейший вопрос было бы неверным и ошибочным.

Прозвучало предложение от Виктора Михайловича Кресса по поводу обеспечения жильем детей, которые заканчивают специальные учебные заведения, выходят из детских домов. Конечно, этот вопрос затратный, он законодательством отнесен, как мы знаем, к компетенции субъектов Российской Федерации. Виктор Михайлович сказал, что можно было бы сформулировать программу, начать ее осуществление после завершения крупных общенациональных проектов.

Думаю, что это возможно. Во всяком случае, нам нужно об этом подумать, и предлагаю в нашем протокольном решении сформулировать порученческий пункт - рассмотреть такую возможность. Министерствам и ведомствам будут даны соответствующие распоряжения с тем, чтобы подумать и предложить программу совместных действий.

Далее. По проекту «Образование». Хочу обратить внимание на то, о чем мы сегодня говорили - на закон от 2 августа 2009 года о внесении изменений в отдельный законодательный акт Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности. Нужно будет сделать все необходимое для того, чтобы этот закон реально заработал.

Мы давно говорили о том, чтобы предоставить нашим образовательным учреждениям возможность использовать интеллектуальные ресурсы, накопленные за последние годы и имеющиеся у них сегодня, те, которые появятся завтра, для того, чтобы они могли реально включаться не только в образовательный процесс и предоставление образовательных услуг, но и в научную деятельность. Получать дополнительный доход от научной деятельности. Привлекать к этой научной деятельности преподавательский состав, студентов и молодых ученых.

Необходимо будет также принять дополнительные меры по обеспечению выполнения целевых показателей по привлечению лиц, увольняемых в запас после прохождения службы не менее 3 лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на солдатских, матросских должностях, тех наших граждан, которые служили сержантами, мичманами, старшинами, - оказать им содействие в обучении на подготовительных отделениях в ВУЗах.

Мы об этом говорим неоднократно. Хочу вернуться к этой теме. И хотел бы дать в этом смысле дополнительный импульс к тому, чтобы эта работа была продолжена.

Считаю возможным согласиться с предложением Минобрнауки - и совместно с Министерством финансов необходимо будет внести в Правительство Российской Федерации проект нормативного правового акта по увеличению на 1 млрд рублей объемов финансирования мероприятий по государственной поддержке в 2009 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального профессионального образования.

Абсолютно правильное предложение. Мы, так или иначе, часто возвращаемся к этому вопросу в последнее время. Действительно, если мы хотим, чтобы у нас и эта сфера деятельности развивалась, то нужна кадровая подготовка, нужна подготовка кадров в этом звене. Сегодня этого явно недостаточно. Возможности такие есть. Давайте в 2009 году направим на это дополнительные ресурсы.

Минздравсоцразвития Российской Федерации предлагает - считаю возможным согласиться - совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых регистрируется высокий уровень или неблагоприятная динамика показателей младенческой смертности, провести дополнительно анализ причин такого состояния дел, разработать необходимые дополнительные меры по совершенствованию оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также детям первого года жизни.

Мы отмечаем с вами и говорим о том, что в целом динамика положительная по стране. У нас явное снижение детской смертности и это, конечно, хорошо. Но, как мы сегодня отмечали, к сожалению, не во всех субъектах Российской Федерации мы видим эти положительные тенденции. Нужно понять, почему там этого нет и что нужно сделать дополнительно для того, чтобы и там была положительная динамика.

Дополнительные ассигнования федерального бюджета в объеме 2,2 млрд рублей будут направлены также на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Что касается жилищных программ - я уже об этом говорил и хочу повторить еще раз. Это одно из самых важных направлений нашей совместной работы, внимание к нему должно быть постоянным, и поэтому необходимо наладить постоянный контроль за тем, что происходит в этой сфере.

Сейчас хочу сказать и вернуться к проблеме обеспечения жильем военнослужащих. Это касается и постоянного жилья, и служебного жилья. Нужно наладить мониторинг того, что происходит в текущем году. Прошу с 1 сентября текущего года в ежемесячном режиме информировать Правительство о том, как идет эта работа.

И, разумеется, все, что касается планов 2010 года, еще раз это подчеркну - мы обещали военнослужащим, что решим вопрос с постоянным жильем в 2010 году. Эта задача, безусловно, должна быть выполнена. Министерство обороны знает об этом, Минфин в курсе. Мы сосредотачиваем наши административные и финансовые ресурсы 2010 года в этом направлении, сокращая даже некоторые другие программы по линии Министерства обороны, да и по линии некоторых других ведомств, для безусловного исполнения этой задачи. Прошу это иметь в виду, и здесь тоже мы должны будем это отметить.

Так же, как считаю возможным сформулировать и предложения коллег, которые здесь прозвучали. Нужно будет проанализировать вопрос, связанный с домостроительными комбинатами и с возможным участием государства в этих программах. Во всяком случае, изучить возможность частно-государственного партнерства в этом направлении, посмотреть, что можно будет сделать. Так же, как и подумать по субсидированию кредитов по ипотеке.

Я не хочу сейчас ничего предвосхищать, называть цифры, но это движение в правильном направлении. Надо подтолкнуть этот сектор. Это и социально важно, и с точки зрения поддержания экономики в сегодняшних условиях, строительного сектора, наименее затратно для государства, а может быть, окажется наиболее эффективно в целом.

Теперь по поводу сельского хозяйства. Мы говорим о повышении эффективности мясного и молочного животноводства, и в протокольном решении будет зафиксирован также целый ряд других мер, направленных на безусловное исполнение прежних решений. Вместе с тем - это, может быть, не касается повестки сегодняшнего дня, - но не могу не согласиться с Виктором Алексеевичем (Зубковым) в том, что нужно самым внимательным образом отнестись к потребностям тех хозяйств, которые пострадали от засухи. Елена Борисовна (Скрынник) сейчас сказала о том, что в целом решения приняты. Я вас прошу, не затягивая, внести в Правительство соответствующий проект постановления.

И по пролонгации кредитов - мы недавно этот вопрос обсуждали. Сейчас не буду вдаваться в детали - кому продлевать на год, а кому на три года. Это вопросы очень актуальные, нужно только их своевременно осуществлять и реализовывать.

Так же, как, Елена Борисовна, нужно своевременно выходить на зерновые интервенции. Прошу Министерство не затягивать с этим. Сельхозпроизводители уже сейчас в некоторых регионах ждут ваших решений по ориентировочным ценам на следующий год.

Я хочу всех поблагодарить за активное участие и хочу подчеркнуть, что вопросы реализации приоритетных национальных проектов и в будущем будут находиться в центре нашего постоянного внимания. Спасибо вам большое за внимание и за совместную работу.