Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день, Наталья Дмитриевна. Через несколько дней будет ровно год, как с нами нет Александра Исаевича Солженицына. Вспоминая об этом, я бы хотел сегодня вернуться к тому, о чем мы в свое время говорили вместе с Александром Исаевичем, а именно - о пропаганде его творчества, об изучении ...
Н.Д.Солженицына: Лучше изучении, чем пропаганде.
В.В.Путин: Об изучении его литературного наследия. Вы знаете, что сейчас уже в общеобразовательной школе, в программе по литературе изучают и «Матренин двор», и «Один день Ивана Денисовича», а в профильных школах и «Архипелаг Гулаг».
Но я помню, мы с Вами в свое время говорили на этот счет, у Вас есть свои соображения, свои идеи и предложения.
Н.Д.Солженицына: Видите ли, я думаю, что «Архипелаг Гулаг» даже сокращенный из трех томов в один, как это сначала было сделано в Америке, а потом перепечатано по всему миру... Для студенчества, для старших школьников они издают такой как бы конденсированный «Архипелаг». И такой «Архипелаг» мы издадим здесь, в России.
Я его подготовлю по просьбе Александра Исаевича, который когда-то относился к этому отрицательно, а потом понял, что время такое, что люди не успевают читать.
Но я думаю, что вводить в школу, даже и продвинутую, как обязательный целый том «Архипелага» - это нереалистично. Это может привести только к тому, что будет протест у юношества. Легко добиться протеста, если слишком сильно нажимать.
Мне кажется, что было бы разумнее привлечь опытных учителей, методистов, которым я не являюсь. Было бы разумно ввести какое-то реалистичное число уроков. Два или три - я не знаю, это должны говорить специалисты. Я вместе с ними готова подготовить то чтение, которое будет обязательным. Оно будет небольшое, но я надеюсь, что оно будет зажигать сердце. А уж если у кого зажжется, тот прочтет уже в качестве летнего чтения этот один том.
Мне кажется, это лучше, чем заставлять всех читать большой объем.
В.В.Путин: Когда я говорил про «Архипелаг», я сказал, что речь идет о профильных школах, о тех школах, где литература изучается в качестве основного предмета.
Н.Д.Солженицына: Но мне кажется, что ввести два-три урока, которые были бы во всех школах, - я не знаю, как по литературе или по истории, это опять-таки специалисты должны решать - было бы правильно просто по отношению к истории нашей страны. Потому что, если мы будем считать, что этого не было или это были «необходимые издержки», как иногда у нас в последнее время говорят, то мы никуда не уедем. Мы просто будем плясать на собственном пепелище.
В.В.Путин: Давайте поподробнее поговорим.
Н.Д.Солженицына: Да. Вы знаете, год был трудный, но я хочу Вам передать то, что мы успели сделать, правда, не за один этот год, но вот в конце года мы успели издать 3 диска, где читает автор, Александр Исаевич. А это только что вышло, это вообще «сигнал», а тираж будет на днях.
В.В.Путин: Новые издания, да?
Н.Д.Солженицына: Да, это можно в машине, в самолете - он очень хорошо читает, между прочим. А вот это - мы только что открыли выставку его книг, это как бы биография в фотографиях. А это книги на разных языках. Это тоже такое чтение... Недолго, а оставляет сильнейшее впечатление.
В.В.Путин: Спасибо большое.
Н.Д.Солженицына: А вот это, пускай у Вас будет, это вообще начало: первые 11 томов 30-ти томного собрания сочинений. Я думаю, что если не у Вас дома, то, по крайней мере, в этом здании {в Доме Правительства} это должно быть, мне кажется.
В.В.Путин: Спасибо большое.