По окончании церемонии на строительной площадке Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии Председатель Правительства России В.В.Путин провел отдельную беседу с Вице-канцлером, Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером.
В.В.Путин: Уважаемый господин Вице-канцлер, господин министр, позвольте мне еще раз сердечно поприветствовать Вас в Москве.
Мне очень приятно, что в ходе Вашей рабочей поездки в Москву Вам удалось поприсутствовать на символичном мероприятии, связанном со строительством крупного медицинского центра в Москве.
Вы абсолютно правильно заметили, что мы, будучи крупными торгово-экономическими партнерами, должны расширять наше взаимодействие, в том числе и в высокотехнологичных и гуманитарных сферах.
Вы знаете, на меня особое впечатление произвело посещение этой стройки в декабре прошлого года. Особенно, когда я узнал, что один из немецких коллег, партнеров, бросил свою семью во время Рождества и устремился в Москву для того, чтобы встретиться со мной во время моего посещения объекта, чтобы рассказать о том, как идет стройка. На меня это, честно говоря, произвело особое впечатление.
Я понял, что здесь работает международный российско-немецкий коллектив, которым движет действительно настоящий, в прямом смысле слова, гуманизм. И я хотел бы Вас поблагодарить сердечно за то внимание и политическое сопровождение, которое Вы осуществляете при реализации этого проекта.
Мы финансируем целиком этот проект из федерального бюджета, но все-таки помощь в подготовке специалистов - 35 стипендий, которые выделяет немецкое Правительство на ежегодную подготовку наших специалистов, - это очень важная поддержка. Без этого интеллектуального сопровождения этот Центр тоже не состоялся бы.
Ф.-В.Штайнмайер (как переведено): Большое спасибо, господин Премьер-министр, за эту беседу, за совместное посещение стройки Детского онкологического центра.
Я думаю, что та встреча, которая состоялась у нас зимой с семьей больного ребенка, еще раз подчеркивает важность наших совместных начинаний, сотрудничества между нашими регионами, которое уже осуществляется - я это лично видел в прошлом году в Екатеринбурге. Уверен, что такое же сотрудничество будет налажено здесь.
Действительно, такие проекты, господин Премьер-министр, подчеркивают потенциалы, которые у нас уже есть, но не выявлены. Мы здесь должны особо отметить экономический обмен, который между нами осуществляется.
Но тем не менее, мы переживаем сейчас времена, когда этот обмен осуществляется, хоть и интенсивно, но в более ограниченном объеме. И мы больше боремся с кризисом на финансовых рынках, он имеет свои последствия, которые сказываются на наших народных хозяйствах. Это не просто наш опыт показывает. Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы не допустить массовой безработицы. Мы надеемся, что скоро выйдем из этого, преодолеем дно этого кризиса и что в скором времени спрос на промышленную продукцию снова будет повышаться.
Это вызывает необходимость еще теснее, чем это было раньше, согласовывать наши планы и действия на международной арене. Поэтому я с большим удовольствием могу отметить, что Россия тоже несет часть своей ответственности и принимает активное участие в работе саммитов, которые прошли в Вашингтоне и в Лондоне, где мы совместно согласовали наши действия. Спасибо.
В.В.Путин: Вы совершенно верно заметили по поводу важности нашего сотрудничества: объединенная Европа является важнейшим торгово-экономическим партнером России, а среди европейских стран Германия занимает, безусловно, первое место. Вообще, это наш крупнейший торгово-экономический партнер. У нас разветвленное, разнообразное сотрудничество. Вы правильно обратили внимание - конечно, мы согласны, мы все сейчас переживаем нелегкие времена. Я вот сегодня посмотрел: в сложном положении находится одна из крупных торговых сетей в Германии «Карштадт».
У нас немало проблем подобного рода. Но мне кажется, если мы хотим сохранить качество не просто рыночных, а социально-рыночных государств, мы не можем бросать людей на произвол судьбы. Конечно, каждый конкретный случай имеет свои особенности.
В каких-то случаях помощь от государства может быть эффективной. В каких-то - она может быть просто невозможной.
Но, безусловно, если у нас есть возможность, особенно в современных условиях, взаимодействовать друг с другом, поддерживать друг друга - это очень важный элемент нашего сотрудничества в условиях кризиса.
Немецкая промышленность остается одним из основных экспортеров готовой продукции на европейский рынок. Таким образом, наше сотрудничество позволяет сохранять тысячи рабочих мест в Германии.
Но и наши предприятия, особенно работающие в сфере энергетики, рассматривают своих немецких партнеров как основных. Поэтому это тоже способствует поддержанию известной стабильности в российской экономике.
В современных условиях, мне кажется, особенно важным является и другое направление нашей деятельности - это взаимное инвестирование. У нас есть взаимные инвестиции в сфере энергетики, их немало.
Если недавние события, связанные с инвестициями в компанию «Опель», будут иметь позитивное продолжение, мы были бы этому очень рады.
Конечно, основная роль там должна принадлежать австро-канадской компании «Магна» - это один из признанных лидеров в своей сфере. Насколько я себе представляю, они разработали очень подробный и реалистичный план выхода из кризиса. Этот реализм связан с необходимыми действиями по снижению издержек. Но в то же время одним из основных направлений является спасение трудовых коллективов и предприятий, осуществляющих основную деятельность на территории Германии.
Я говорю это не только потому, что просто один из наших банков проинвестировал туда свои деньги, а еще и потому, что два предприятия «Опель» работают в России. Дальнейшее участие в этом проекте мы, конечно, будем осуществлять в самом тесном контакте с Правительством Федеративной Республики Германия, профсоюзами и другими акционерами.
У нас много других направлений. И прежде всего, я бы хотел отметить направление высокотехнологичного сотрудничества.
Транспорт. Здесь тоже очень много хороших, больших проектов. И это уже даже не двусторонние проекты, а многосторонние - общеевропейские.
И конечно, не будем забывать про энергетику. Мы благодарны немецкому Правительству за поддержку проекта «Нордстрим». Просил бы передать самые наилучшие пожелания в связи с этим Канцлеру ФРГ госпоже А.Меркель.
Спасибо.
***
После беседы с Ф.-В.Штайнмаейром В.В.Путин ответил на ряд вопросов немецких СМИ.
Вопрос: Учитывая развитие ситуации вокруг сделки с «Опелем», довольны ли Вы тем, что уровень скептицизма в Германии в отношении российских инвестиций идет на убыль?
В.В.Путин: Нам сначала нужно поработать по этому направлению.
Правительство России прямого участия в сделке с «Опелем» не принимает. Конечно, Сбербанк - это банк с государственным участием. И он чувствует себя очень уверенно, его финансовое положение очень устойчивое. Мы будем очень реалистично подходить к этой работе.
Это не пустые слова. Действительно, я знаю, господин Вольф, представляющий «Магну», активно работает с профсоюзами «ИГ-Металл», с руководством земель, с трудовыми коллективами. Мы услышали сигналы госпожи А.Меркель (канцлер ФРГ). Она мне по телефону неоднократно говорила, что профсоюзы хотят знать, что инвесторы будут делать с предприятием. Господин Вольф реально работает со всеми этими структурами. Мы бы не хотели здесь никаких революций.
Я сказал: у нас два завода «Опель» работают в России. Мы бы хотели, чтобы были созданы условия для развития этих предприятий, чтобы постепенно какая-то часть компетенции переносилась, спокойно, в сотрудничестве, в нормальном деловом контакте и диалоге со всеми участниками процесса и со всеми акционерами. Я очень рассчитываю, что так оно и будет.
И если в условиях кризиса такое сотрудничество будет расширяться, степень взаимопроникновения наших экономик будет увеличиваться, то, мне кажется, это будет одна из очень немногих позитивных вещей в сегодняшних условиях кризиса. Это делает наши экономики более устойчивыми к кризисным явлениям.
Вопрос: Господин Председатель, Вы можете себе представить безопасность России в перспективе без атомного оружия?
В.В.Путин: Конечно. Зачем нам атомное оружие? Разве мы его изобрели? Разве мы его когда-нибудь применяли? Если те, кто сделал атомную бомбу, готовы от нее отказаться, так же, как, я надеюсь, и другие атомные державы, официальные и неофициальные, конечно, мы будем всячески приветствовать и способствовать этому процессу.
Это как раз сфера деятельности господина министра иностранных дел, и я уверен, что активная роль Германии здесь будет очень востребована.