Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Давайте начнем с проектов, прежде всего, в сфере энергетики. Как у нас идет работа на Дальнем Востоке, на севере страны и по некоторым другим чувствительным регионам, с точки зрения вмешательства тех, кто занимается производственной деятельностью, в природную среду? В этой связи хотел бы попросить вас обратить внимание на производственную деятельность нефтяных и газовых компаний на Севере, где работа крупных компаний сопряжена с утратой для местного населения занятий традиционными промыслами.
Ю.П.Трутнев: Мы ведем контроль за всеми крупными инфраструктурными проектами. Мы хорошо помним решение, которое Вы приняли по переносу трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан»...
В.В.Путин: Это отдельная тема. Мне бы тоже хотелось, чтобы Вы сказали по этому проекту и по проекту на северо-западе страны, по расширению трубопроводного транспорта.
Ю.П.Трутнев: Вся работа ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Мы проводим экологическую экспертизу, после этого, в соответствии с законодательством, наблюдаем за ходом выполнения работ. Сегодня существенных рисков в этой части мы не видим.
В.В.Путин: А на Сахалине? Скорректировали там работу после вмешательства вашего ведомства?
Ю.П.Трутнев: Мы считаем, что компании полярно поменяли отношение к окружающей среде, то есть все замечания учтены. И сейчас у нас есть все основания считать этот проект образцовым, с точки зрения охраны окружающей среды.
В.В.Путин: А маршруты новых трубопроводных систем на северо-западе и к Тихому океану?
Ю.П.Трутнев: Все эти проекты проходят экологическую экспертизу и строятся именно на соблюдении принципов охраны окружающей среды, нанесении минимального ущерба рыбным ресурсам, дну...
В.В.Путин: То есть замечаний у вас нет?
Ю.П.Трутнев: Существенных замечаний у нас нет.
В.В.Путин: А что касается охоты на белька? Мы запретили на определенный срок, но, судя по тому, что я сейчас вижу и читаю... Специалисты считают, что введенного запрета недостаточно.
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, Вы давали поручение о том, чтобы распространить запрет на более высокие возрастные группы. Действительно, Росрыболовство запретило охоту на белька, и следующая возрастная группа - хохлуша, серка. Вчера Росрыболовством подписан приказ, запрещающий охоту на детенышей гренландского тюленя возрастом до 1 года. Приказ сейчас на регистрации в Минюсте, и это гарантирует то, что детенышей гренландского тюленя возрастом до 1 года в России убивать не будут.
В.В.Путин: Это нужно как следует контролировать, потому что мы пошли на то, чтобы возместить выпадающие доходы тех, кто занимается этим промыслом. Первоначально они называли совсем небольшую цифру - 6 млн рублей. Когда я эту цифру согласовал, она сразу выросла до 48 млн. Я согласился и с этим. Но нужно добиться того, чтобы принятые решения исполнялись.
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, мы будем обязательно контролировать.
В.В.Путин: Да, обязательно. Я прошу мне об этом доложить.
И по крупным строительным проектам, имею в виду и АТЭС на Дальнем Востоке, и подготовку к Олимпиаде в Сочи. Во-первых, что у нас там происходит, как идет работа? И второе - я вам поручал подготовить предложения по восстановлению некоторых видов фауны, которые раньше, в предыдущие десятилетия, были утрачены. В связи с подготовкой к Олимпиаде возникла идея восстановить популяцию этих животных в регионе, прежде всего в регионе Северного Кавказа.
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, такая программа по Вашему поручению разработана, она касается целого ряда животных на Северном Кавказе и исчезающих видов животных, популяции которых угрожает опасность. Честно говоря, тем животным, которых сегодня достаточное количество, защитные меры тоже необходимы в связи с подготовкой Олимпийских игр, строительства большого количества объектов. Мы такие меры тоже проводим. Поэтому эта программа разработана - и по зубру, по медведю, по горному козлу, по целому ряду популяций птиц - скажем, готовится орнитологический парк. Все работы ведутся в полном соответствии с графиком.
В.В.Путин: В 50-е годы был полностью уничтожен леопард.
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, я помню это Ваше поручение, в этой части все необходимые работы будут выполнены.
В.В.Путин: Какие работы? Вы собирались закупить несколько особей за границей, создать необходимые условия для того, чтобы они прижились сегодня на Северном Кавказе. Что сделано в последнее время?
Ю.П.Трутнев: Готовится вольерный комплекс, лабораторный комплекс, потому что за зверьми надо ухаживать. Соответственно мы ждем от наших коллег поставки зверей в Российскую Федерацию, готовимся к тому, чтобы все условия для работы с леопардами были на момент их прибытия в Россию созданы.
В.В.Путин: Деньги необходимые для этого имеются?
Ю.П.Трутнев: Да, Владимир Владимирович, есть.
В.В.Путин: Давайте теперь по стройкам, по АТЭСу и по Олимпиаде.
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, у нас сегодня есть некоторые замечания к строительным объектам. Тем не менее, мы считаем главной задачей разработку механизмов, гарантирующих выполнение экологических обязательств и тех обязательств, которые Россия взяла на себя по заявке. Такие предложения разработаны, они согласованы с Дмитрием Николаевичем Козаком, с корпорацией (Госкорпорация "Олимпстрой"). Сегодня это уже совместные предложения, они касаются прежде всего разработки условий строительства олимпийских объектов, применения наилучших существующих, доступных технологий в области охраны окружающей среды и применения "зеленых стандартов". В течение 10 дней эти предложения уже в форме документов будут в корпорации. После этого надеемся, что сможем их контролировать.
В.В.Путин: Мы согласились с аргументами экологических организаций и перенесли ряд олимпийских объектов на новые места. В целом нам стоило это дополнительных денег и ресурсов. Очень бы хотелось, чтобы работа на новых площадках и на тех, на которых мы сохранили объекты, имела постоянное сопровождение как со стороны вашего ведомства, так и привлекаемых общественных организаций.
Ю.П.Трутнев: Именно таким образом мы эту работу и будем строить.
В.В.Путин: Теперь что касается АТЭС. На острове Русский тоже уникальная природа. Правда, там десятилетиями находились военные организации, организации Министерства обороны. Надо прямо сказать, в предыдущие десятилетия не очень следили за экологическими проблемами, тем более что эта территория была фактически закрытой.
Сегодня у нас есть возможность выстроить там работу в абсолютно цивилизованном режиме. Что делается вашим ведомством для того, чтобы контролировать работы, которые там начинаются?
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, законом предусмотрено проведение государственно-экологической экспертизы работ и осуществление экологического контроля. Все эти работы проводятся. Каких-то тревожных сигналов по АТЭС у нас от территориальных органов нет. Но если Вы позволите, я вылечу и сам удостоверюсь, что там все в порядке.
В.В.Путин: Да, нужно и на месте посмотреть, и посмотреть окончательно утвержденные планы строительных работ. Давайте поподробнее теперь поговорим по олимпийским объектам.