Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Я вижу вас почти на каждом заседании Правительства.
М.В.Шмаков: Я специально хожу, потому что это, во-первых, объемная информация, а во-вторых, перед заседанием есть возможность обсудить те проекты документов, которые предлагаются, а кое-что даже удается поправить.
В.В.Путин: Я очень рад такому взаимодействию.
М.В.Шмаков: Сейчас, Владимир Владимирович, мы проводим свой профсоюзный мониторинг по тем ситуациям, которые складываются на предприятиях, где работают наши профсоюзные организации. И самое главное - в рамках Российской трехсторонней комиссии (по регулированию социально-трудовых отношений) нам удалось наладить трехсторонний обмен информацией. Мы собираемся в еженедельном режиме - Минздравсоцразвития дает свою информацию, мы даем свою, РСПП - свою. И по тем критическим точкам, которые выделяются в ходе этого обсуждения, конечно, принимаются меры. Каждый по своей линии, но в целом - для того, чтобы поддержать предприятия и, прежде всего, работников.
Самое главное - предотвратить нарушение прав, нарушение законодательства. Скажем, сейчас останавливаются на месяц ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ - крупные предприятия, но там нет нарушения трудового законодательства. Там люди уходят в отпуск или, если линия останавливается по вине работодателя, то, как это и положено, выплачиваются две трети среднего заработка. Сейчас в декабре на ВАЗе будет аванс, а в дальнейшем будут выплаты в те дни, когда и положено выплачивать зарплату.
Я сказал «две трети». Это, конечно, хуже, чем 100% заработной платы, но тоже в рамках нашего трудового законодательства. Хуже, когда на предприятиях пытаются перевести людей по явной вине администрации и платить не две трети среднего заработка, а лишь две трети тарифа. Это большая разница у нас.
В.В.Путин: А еще хуже, когда у нас увольняют, но при этом не выплачивают выходного пособия, а люди потом не могут зарегистрироваться в органах социальной защиты и получить пособие.
М.В.Шмаков: Совершенно верно. Они не попадают под процедуру признания их безработными и, соответственно, лишаются этих льгот.
Кстати, мы считаем очень правильным решение Правительства - через Агентство по ипотечному кредитованию перестраховывать от лица государства те ипотечные кредиты, которые люди не могут выплачивать в связи с тем, что они потеряли источник дохода, перешли в разряд безработных или, скажем, у них резко понизилась заработная плата.
В.В.Путин: Вы знаете еще одну меру: мы договорились со Сбербанком, чтобы проконверсировать ранее взятые рублевые кредиты с тем, чтобы не повышались расходы по обслуживанию этих кредитов.
М.В.Шмаков: Совершенно верно, это очень важная и правильная мера. Люди, безусловно, смогут это сделать, и многие уже обращаются с этим вопросом.
Вот что я хотел бы предложить. Сейчас созданы антикризисные штабы или комиссии, которые рассматривают ситуацию на предприятиях в каждом регионе. Руководители наших региональных объединений профсоюзов входят в состав таких групп, или штабов, или комиссий. С участием профсоюзов у нас это есть на уровне трехсторонней комиссии. Это очень важно, но сейчас создана структура более высокого уровня под руководством И.И.Шувалова. Может быть, рассмотреть вопрос о том, чтобы включить в эту группу представителя профсоюза? Я разговаривал с Игорем Ивановичем. Он сказал, что в начале работы они не предусматривали этого, но на следующих этапах он не исключает такой возможности. Может быть, это можно будет ускорить.
По крайней мере, экономические меры невпрямую связаны с теми социальными потерями, которые несут трудящиеся граждане нашей страны.
Часть депутатов и членов «Единой России» заявили о том, что надо помогать людям в этой кризисной ситуации. Есть два подхода: помогать системообразующим корпорациям, предприятиям, системам и так далее. Или помогать людям, чтобы не снижать платежеспособный спрос.
Мы, со своей стороны, - конечно, приверженцы второго подхода: через помощь людям не снижать платежеспособный спрос для того, чтобы могла работать вся экономическая система. Потому что очень часто банки - мы это знаем, Вы на это обращали внимание - получают помощь от государства для реструктуризации своих долгов. Тем не менее, финансовая составляющая не доходит до реального производства и не доходит до людей. В этом смысле нужен более жесткий контроль за прохождением этих средств до реального производителя.
В.В.Путин: Мне представляется такая логика вполне обоснованной. Тем более что наряду с дороговизной кредитных ресурсов - я не буду сейчас обсуждать и давать какие-то оценки, правильно это или неправильно, - такова политика Центрального банка - все-таки другой составляющей кризисных явлений является падение спроса. И это очень важно: сколько бы и каких бы кредитных ресурсов мы не давали предприятиям реального сектора - а я говорю о предприятиях реального сектора - если не будет спроса, работа все равно пойдет на спад, и в конечном итоге производство тоже остановится. Поэтому нужно поддерживать производство и одновременно - спрос.
Вы знаете, мы уже приняли решение, в том числе по автопрому, когда договорились о том, что будем субсидировать граждан, покупающих автомобили не дороже 350 000 рублей. Мы будем субсидировать две трети ставки Центрального банка, ставки рефинансирования, но это одна из мер. Конечно, присутствие профсоюзов в нашей антикризисной комиссии с тем, чтобы мы получали дополнительную информацию о том, что происходит в конкретных отраслях, коллективах и на конкретных предприятиях, будет целесообразно и своевременно. Давайте так и сделаем.
М.В.Шмаков: Хорошо. Тогда я рассчитываю на Вашу поддержку. Я с Игорем Ивановичем Шуваловым уже начал переговоры на эту тему.
В.В.Путин: Договорились.