ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

1 декабря, 2008 14:30

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Необходимо более надежно защитить права инвесторов. Сформировать компенсационную систему, которая будет гарантировать возмещение гражданам ущерба от недобросовестных действий участников рынка. Требуется жестко пресекать попытки незаконного использования инсайдерской информации, манипулирования рыночной конъюнктурой».
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства РФ

Стенограмма начала заседания: 

В.В. Путин: Давайте для начала обменяемся оперативной информацией.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), пожалуйста, Вам слово. Как идет работа по плану действий, направленных на оздоровление ситуации в экономике и финансах?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, за прошедшие две недели приняты и уже исполняются те меры, которые содержались в антикризисной программе Правительства. 20 ноября ВЭБу перечислены 75 млрд. рублей в капитал, 24 ноября 200 млрд. перечислены в капитал Агентства страхования вкладов. При этом по решениям Центрального Банка переданы для санации АСВ 10 банков. Этот порядок предусматривает, что до отзыва лицензии эти банки проходят санацию, и мы предполагаем, что именно эти банки смогут восстановить свою деятельность. На период санации полностью исполняются все обязательства перед вкладчиками, кредиторами, клиентами. Сверх 200 млрд. рублей переданы в капитал АСВ. Центральный Банк прокредитовал АСВ на сумму 65,9 млрд. рублей - как раз для санации названных десяти банков.

В.В. Путин: Эти действия будут означать, что проблемные банки берутся под особое внимание и им фактически будет оказана помощь. Во всяком случае, их клиенты - и физические лица, и юридические лица, и предприятия - этих сложностей не почувствуют, а все проблемы, по сути, если речь идет об участии Агентства по страхованию вкладов, возьмет на себя государство.

А.Л.Кудрин: Да, Владимир Владимирович. Эти банки отобраны Центральным Банком, они проходят два согласования: Совета директоров Центрального Банка и правления АСВ. То есть получаются два фильтра. Эти банки, как правило, являются важными, системообразующими или важными для регионального уровня. В них, как правило, серьезная сумма вкладов людей и других клиентов, предприятий реального сектора.

Вместе с тем есть случаи, когда Центральный Банк отзывал лицензию, но, как правило, это было у банков незначительных, не вызывающих никаких вопросов на нерегиональных кредитных рынках. Для таких банков задействуются сразу Фонд страхования вкладов, и все вкладчики получают соответствующие вклады. Но таких случаев было немного, такие банки были незначительными.

Для банков значительных проводится процедура санации, и поддержка идет за счет государственных средств. Поэтому сегодня можно сказать, что в банковской системе нам удается сохранять стабильность. Некоторые прогнозы о том, что будет много таких проблемных банков, сейчас не подтверждаются. По сути, это единичные случаи, и в таких случаях подключается государство.

Кроме того, в ближайшие дни будет перечислено 60 миллиардов рублей в капитал АИЖК, то есть Агентства ипотечного жилищного кредитования. Эти средства пойдут на выкуп пакетов ипотечных бумаг у банков, а эти банки мобилизуют новые ресурсы для продолжения своей работы, в том числе и жилищного кредитования.

По антикризисному плану и Вашему предложению, были в течение недели приняты - и в Государственной Думе, и в Совете Федерации - налоговые инициативы. Прежде всего, идет речь о том, что для предприятий, которые должны были уплачивать в четвертом квартале авансовые платежи по прибыли на основе результатов третьего квартала - также авансовые - платежи реструктурированы. Разрешено не платить их, а перейти на другой порядок уплаты налога на прибыль за четвертый квартал, который исходит из фактической прибыли. Тем самым, мы избегаем вот такой «бумажной» прибыли. Такой порядок встречался, но так как у нас стабильная экономика, то, как правило, прибыль по масштабу подтверждается каждый квартал. В данном же случае мы посчитали возможным пойти на такое облегчение, и это существенно поддержит реальный сектор и оставит существенные средства на балансах предприятий.

Кроме того, было принято решение - уже Думой и Советом Федерации - об уменьшении налога на прибыль со следующего года на 4%. Теперь налог на прибыль со следующего года составит 20%. Также внесены изменения и в другие статьи Налогового кодекса, которые связаны с увеличением амортизационной премии, и некоторые другие меры.

В.В.Путин: Там с 10 до 30%.

А.Л.Кудрин: Теперь мы сможем применять с 10 до 30%. Нам еще надо будет выпустить постановление Правительства, которое определит те виды имущества и оборудования, которые могут осуществляться по этой процедуре. Приоритет будет отдан в пользу модернизации и внедрения, инвестирования в высокотехнологичное оборудование.

Соответственно, в настоящий момент готовится также целый ряд законов, в первую очередь - об изменении условий выпуска биржевых облигаций, в том числе разрешение выпуска биржевых облигаций сроком до трех лет. Законопроект об изменении Закона о рынке ценных бумаг в настоящий момент передан на согласование в министерства и ведомства, и к концу этой недели будет окончательно доработан и внесен в Государственную Думу. Принимаются и другие меры в рамках этих действий.

В.В.Путин: Мы планировали увеличить средства на поддержку малого и среднего бизнеса через Внешэкономбанк с 9 млрд. в этом году до 30 млрд. - в следующем году. Какие решения уже приняты?

Э.С.Набиуллина: Сегодня состоится заседание Наблюдательного совета, и в том числе этот вопрос будет на нем рассматриваться.

В.В.Путин: Подготовлено все?

Э.С.Набиуллина: Да. Увеличение с 9 до 30 млрд. Плюс к этому мы сейчас обсуждаем и подготовили схему, по которой эти деньги будут более доступны для предприятий малого бизнеса. То есть, увеличивая сумму, мы одновременно немного меняем механизм - чтобы ориентировать эти средства больше на те секторы и в те регионы, где будет потребность.

В.В.Путин: Как работают региональные гарантийные фонды для малого и среднего бизнеса?

Э.С.Набиуллина: Региональные гарантийные фонды у нас поддерживаются через федеральные программы. Кроме Внешэкономбанка у нас есть программы, которые финансируются непосредственно из средств федерального бюджета.

В.В.Путин: Мы хотели тоже увеличить объем финансирования.

Э.С.Набиуллина: Мы эти суммы также увеличили с 4 млрд. до 10,5 млрд. на 2009 год.

В.В.Путин: У нас было 4,7 млрд., по-моему, планировалось.

Э.С.Набиуллина: Около 4 на 2009 год. И мы эти суммы увеличили до 10,5 млрд. Кроме поддержки гарантийных фондов, там есть и другие направления. Они согласованы с регионами. Это строительство бизнес-инкубаторов, создание инфраструктуры малого бизнеса. Эти деньги идут у нас непосредственно в регионы. Мы субсидируем регионы, которые осуществляют свои программы также...

В.В.Путин: А фонд микрофинансирования? От 200 тысяч до миллиона?

Э.С.Набиуллина: Микрофинансирование - это тот инструмент, который был пока не развит. То есть эти маленькие гранты, маленькое финансирование не было развито. Сейчас мы как раз занимаемся тем, чтобы и наши системообразующие банки этим занялись. Например, Сбербанк собирается делать программу, которая позволит увеличить количество маленьких грантов и маленьких кредитов в рамках микрофинансирования. И также будем увеличивать долю средств федерального бюджета, которая пойдет на поддержку программ микрофинансирования в регионах.

В.В.Путин: Нужно развивать эту систему. Она в некоторых странах, вы знаете, очень хорошо себя зарекомендовала. Кое-кто даже получил Нобелевскую премию за это. Это положительный опыт, который нам нужно использовать. Мы с вами договаривались о том, что сделаем все, чтобы улучшить допуск малых и средних предприятий к муниципальным заказам, региональным конкурсам, даже проводимым на федеральном уровне.

Э.С.Набиуллина: Здесь нами сейчас подготовлены поправки в документы, которые позволят увеличить этот допуск через определение лотов. То есть должны быть более маленькие лоты для того, чтобы малый бизнес мог принимать участие в заказах для субъектов Федерации, для муниципалитетов. Сейчас такие поправки подготовлены, а в ближайшее время будут приняты.

В.В.Путин: Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), как идет работа по ликвидации последствий ущерба от стихийного бедствия в Европейской части? В некоторых регионах имели место сбои в подаче электроэнергии, были другие проблемы.

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, как мы докладывали, в результате стихийных погодных явлений 22 - 24 ноября на территории России были затронуты 25 регионов. Эти явления характеризовались штормовым порывистым ветром до 24 метров в секунду с дождем и мокрым снегом. Произошли массовые технологические нарушения, приведшие к обесточиванию объектов электрораспределительного сетевого комплекса, обеспечивающего электроснабжение населения общей численностью до 350 тысяч человек. Региональные штабы по обеспечению безопасности электроснабжения создавались в следующих субъектах РФ: Московской области, Ярославле, Тверской области, Новгородской области. По остальных субъектам штабы были своевременно оповещены.

Основные повреждения, приведшие к обесточиванию потребителей, имели место в распределительной сети 6 и 10 киловатт. По основной сети от 110 киловатт серьезных повреждений, приведших к значительным погашениям, зафиксировано не было. Нарушений электроснабжения железной дороги, нефтегазового комплекса также не было зафиксировано. На утро 24 ноября общее количество обесточенного населения составило порядка 120 тысяч человек. В результате принятых мер на утро 25 ноября - 17 000 человек. К 9 часам утра 27 ноября последствия неблагоприятных погодных условий, выраженные в массе технологических нарушений в Центральном, Северо-Западном и Южных регионах были полностью ликвидированы.

30 ноября в Курске в результате прорыва трубы тепломагистрали было временно прекращено теплоснабжение Северо-Западного микрорайона. К 21 часу оно было полностью восстановлено.

По Сахалинской области в зоне ответственности «Сахалинэнерго» все потребители и объекты запитаны  - проблем нет. К сожалению, вчера на дизельной электростанции в Северо-Курильске - это объект муниципальной энергетики - произошел пожар, в результате которого были отключены от электроснабжения около 2 400 человек. Администрацией меры предпринимаются. Сегодня в порт Корсаков прибудут 6 дизельгенераторов, которые завтра будут направлены в Северо-Курильск. К 18.00 сахалинского времени 50% населения будет обеспечено электроснабжением от резервных источников, и подача электроснабжения будет чередоваться. Ориентировочный срок окончания аварийно-восстановительных работ на Сахалине - 10 декабря. На остальной территории России подача электроснабжения осуществляется в штатном режиме.

В.В.Путин: Зима началась сегодня. Надеюсь, что все системы будут работать исправно. И вы, и Министр энергетики, и соответствующие службы докладывали о том, что подготовка к зиме прошла в штатном режиме, нормально, все резервы есть. Поэтому надеюсь, что все будет функционировать. А если что-то не будет функционировать, то будут предприниматься быстрые и эффективные меры для того, чтобы исправить ситуацию.

И.И.Сечин: Есть, Владимир Владимирович!

В.В.Путин: Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), под Сочи введен еще один участок объездной дороги?

И.Е.Левитин: Владимир Владимирович, это тот участок, на который Вы выезжали в прошлом году. Строительство там началось еще 20 лет назад, но было законсервировано. Сейчас была переделана проектно-экспертная документация, и дорога уже сдана по новым экономическим, технологическим и экологическим требованиям. Сделаны очистные сооружения, вся вода, которая будет уходить с этой дороги, попадает в них, а далее - в канализацию.

В следующем году будет закончен обход Сочи.

В.В.Путин: А сколько километров этот участок?

И.Е.Левитин: Тот, который сдали, - около пяти. А впереди участок последний, завершающий, с тоннелем 2,5 км. Ровно через год мы планируем его завершить и сдать. Таким образом, город получает объездную дорогу - теперь с самых дальних окраин города можно попадать в аэропорт, минуя Курортный проспект.

В.В.Путин: Который идет через центр?

И.Е.Левитин: Да, который идет через центр. Все необходимые средства мы откорректировали с учетом ситуации на рынке строительных материалов.

Мы провели встречу со всеми подрядчиками, которые планируют работать в Сочи, в том числе на транспортных развязках, и уже с ними обсуждали вопросы ценообразования на 2009 год.

В.В.Путин: Хорошо. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Н.Козаку), как вообще идет работа по развитию транспортной инфраструктуры в ходе подготовки к Олимпиаде?

Д.Н.Козак: Это - решение многих социальных и технологических проблем Сочи. Двадцать лет строилась эта дорога. Даже Международный олимпийский комитет придает этому объекту, объездной дороге Сочи, очень большое значение, прежде всего с точки зрения обеспечения доставки грузов при строительстве объектов.

В целом развитие транспортной инфраструктуры - это не только эта дорога, еще в горном кластере есть множество дорог, грузовые дворы, два порта. Работа идет по графику. Уже в декабре, благодаря ритмичной работе ОАО «РЖД», мы сдадим первый грузовой двор, который сможет переваливать 5 миллионов тонн инертных грузов.

Проектирование дороги Адлер - Красная Поляна тоже идет по плану. Мы ставили такую задачу инвестору, и теперь завершается реконструкция аэропорта. С 1 января новый терминал начнет принимать пассажиров.

В целом нареканий, претензий к строителям-транспортникам нет ни у нас, ни у Международного олимпийского комитета, который пристально контролирует, как идет работа.

В.В.Путин: Хорошо.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), сегодня Всемирный день борьбы со СПИДом. Что происходит у нас в этой сфере в рамках имеющихся программ?

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Сегодня все страны мира уже в 20-й раз отмечают Всемирный день борьбы со СПИДом. Надо сказать, что Российской Федерацией за последние три года были предприняты существенные усилия для улучшения оказания помощи пострадавшим от этого заболевания и интенсификация мероприятий, направленных на профилактику борьбы со СПИДом. Это направление в 2006 году было включено в состав национального проекта, и в течение 2006-2008 годов федеральный бюджет выделил на эти цели существенные средства в объеме 18,7 млрд. рублей. Это позволило вдвое увеличить средства субъектов Российской Федерации, которые направляются на эти цели. За этот период была существенно улучшена материальная база центров профилактики и борьбы со СПИДом. Кроме того, были выпущены новые стандарты оказания медицинской помощи. Тем не менее, пока нам не удается переломить ситуацию. За 10 месяцев прошедшего года количество инфицированных увеличилось на 33 тысячи человек. Но мероприятия в этом направлении мы довольно успешно и усиленно продолжаем. За 2009-2011 годы, и это предусмотрено в Законе о бюджете, планируется выделить на эти цели более 30 миллиардов рублей. Кроме того, в 2007 году было принято решение о выделении миллиарда рублей на научные исследования по разработке вакцины против СПИДа и координации усилий в этом направлении государств Восточной Европы и Центральной Азии.

В прошлом году мы также приняли решение о компенсации глобальному Фонду борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией 217 миллионов долларов, которые в свое время были выделены на программы в Российской Федерации. Но это не означает, что мы прекращаем эти программы. У нас есть соответствующие средства в бюджете на 2009-2011 годы, и все программы, которые были начаты в рамках этого направления и которые осуществлялись некоммерческими организациями, будут продолжены. И это не противоречит нашему законодательству. Мы будем в таком же режиме выделять соответствующие гранты организациям, работающим с этим контингентом.

Мы надеемся, что приверженность Российской Федерации работе по этим направлениям будет возрастать. И позволит создать этим людям такую же жизнь, как для обычных людей.

В.В.Путин: Хорошо. Что касается финансирования, там проблем у нас нет?

Т.А.Голикова: На 2009 год у нас нет проблем. Мы сейчас рассматриваем вопросы 2010 и 2012 годов вместе с Алексеем Леонидовичем - с точки зрения как раз некоторого увеличения финансирования, поскольку за этот период времени (три года) мы существенно продвинулись по выявлению таких больных. Соответственно, контингент страдающих этим заболеванием требует чуть больших расходов, чем мы предполагали ранее.

В.В.Путин: Хорошо. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), как идет подготовка к международному мероприятию по нанотехнологиям?

С.Б.Иванов: Владимир Владимирович, как я Вам уже докладывал ранее, в эту среду, 3 декабря в Москве, на Краснопресненской набережной, в Экспоцентре, открывается первый в истории Международный форум нанотехнологий. Организационно на сегодняшний день все к его проведению уже готово. Свое участие в форуме подтвердили 3000 человек. Это представители всей мировой наноиндустрии, крупные ученые и исследователи в сфере нанотехнологий. Они будут представлять 90 российских городов и научных центров 32 стран мира. Практически все страны мира из этих 32-х - это те, кто в той или иной мере вообще занимается нанотехнологиями. Все они подтвердили свое участие. Сам форум после официальной церемонии открытия будет состоять из 2 основных частей - деловая часть, где в основном будут представители бизнеса, будет проведено 12 панельных дискуссий по использованию нанотехнологий на рынке, в коммерции, в производстве конкретного продукта. И в ходе этих 12 панельных дискуссий предусматривается презентация 115 продуктов технологий наноиндустрии.

Вторая часть форума - научно-технологическая. Там будут выступать ученые с мировым именем, в том числе, конечно, российские. Будет проведено 29 заседаний научно-технических комитетов по различным направлениям использования нанотехнологий - энергетика, промышленность, медицина, ядерная область и т.д.

Одновременно и параллельно с форумом будет проводиться выставка достижений нанотехнологий, где 115 мировых и российских компаний будут представлять конкретные продукты и нанотехнологии. В конце форума, 5 декабря, госкорпорация "Роснанотех" планирует премировать молодых ученых, молодых иследователей, которые занимаются исследованиями и внедрением нанотехнологий в коммерческий сектор. Это то, что касается нанофорума.

И второе, Владимир Владимирович, я хотел бы доложить о том, что в прошедшую пятницу проведен очередной пуск в рамках государственных летно-конструкторских испытаний баллистической ракеты морского базирования "Булава". Это был 9-й пуск в рамках испытаний этой системы, и он прошел успешно. Все параметры полета прошли штатно: как старт самой ракеты из подводного положения, с подводной лодки "Дмитрий Донской", так и работа всех 3 ступеней ракеты, разведение платформы с боевыми блоками. Все боевые блоки прибыли куда надо, в заданный район. До конца этого года планируется еще одно зачетное испытание "Булавы". Испытание "Булавы" должно завершиться в 2009 году, но одновременно наша промышленность и соответствующие предприятия оборонно-промышленного комплекса уже приступили к изготовлению серийных образцов "Булавы". Финансирование пока проходит по графику, никаких срывов нет. Проект идет штатно. И вот этот зачетный пуск - он впервые был проведен от и до в штатном режиме.

В.В.Путин: Николай Егорович (обращаясь к Н.Е.Макарову), военные довольны результатами испытаний?

Н.Е.Макаров: Да, довольны, все параметры в норме.

В.В.Путин: Летные испытания завершаются в 2009 году. А когда вы собираетесь закупать и ставить на боевое дежурство?

Н.Е.Макаров: Мы заканчиваем испытания в 2009 году.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

Давайте перейдем непосредственно к сегодняшней повестке дня.

Мы сегодня рассмотрим проект Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2020 года.

Последние годы всё большее количество предприятий реального сектора рассматривают биржу в качестве удобного и надежного инструмента привлечения средств для реализации инвестиционных проектов. Только один пример - в 2007 году за счёт размещения ценных бумаг на развитие производства было привлечено свыше 850 млрд. рублей. Это 13% от общего объёма инвестиций.

Конечно, в этом году результаты будут скромнее. Это понятно. Свои коррективы вносит глобальный финансовый кризис. Однако основной вывод остается в силе - финансовый сектор уже стал неотъемлемой частью российской экономики. И в целом неплохо выполняет свою основную функцию - конвертирует национальные сбережения в инвестиции и развитие производства.

Тем не менее, по многим ключевым показателям наши торговые площадки пока явно уступают ведущим мировым центрам. Кроме того, они чрезмерно зависят от настроений, царящих на рубежных рынках.

Последние события - существенное снижение котировок акций отечественных предприятий - показали, насколько дискомфортной является ситуация, когда решения, какие ценные бумаги покупать или продавать на российских биржах, принимаются, главным образом, за пределами Российской Федерации. Причём, по критериям, слабо связанным с реальным состоянием и нашей экономики, и самих предприятий российских компаний. В результате - текущие биржевые котировки акций наших предприятий намного ниже реальной стоимости их бизнеса. Да, мы знаем примеры, когда они становятся ниже реальных средств, находящихся на их счетах. Это какое-то уродливое явление абсолютно несправедливо.

Разумеется, никто не собирается ограничивать активность иностранного капитала на российском фондовом рынке. Мы приветствуем иностранных инвесторов. Но наряду с этим задача состоит в том, чтобы создать по-настоящему массовый слой отечественных инвесторов, сформировать собственные мощные финансовые институты.

Более того, сегодня, когда в результате кризиса можно еще раз рассмотреть приоритеты, и в результате этого может измениться расстановка сил в мировой экономике, у России появляется дополнительный шанс стать одним из мировых финансовых центров.

Для этого предстоит существенно обновить законодательство. Укрепить инфраструктуру финансового рынка, убрать избыточные административные барьеры, и, тем самым, снизить издержки, связанные с привлечением капитала на российских площадках.

Но в первую очередь необходимо более надежно защитить права инвесторов. Сформировать компенсационную систему, которая будет гарантировать возмещение гражданам ущерба от недобросовестных действий участников рынка.

Требуется жестко пресекать попытки незаконного использования инсайдерской информации, манипулирования рыночной конъюнктурой.

Проект закона, вводящий эти относительно новые для нас понятия, мы также сегодня рассмотрим. За ним последуют необходимые поправки и в Уголовный кодекс, и в Кодекс об административных правонарушениях.

Разумеется, перечисленные мною меры не являются исчерпывающими. Подготовленная Федеральной службой по финансовым рынкам России Стратегия задает лишь основные рамки развития финансового рынка на долгосрочную перспективу.

Для глобального позиционирования России как международного финансового центра потребуются дополнительные шаги. Такие, как корректировка налогового законодательства, упрощение визового режима для бизнесменов, формирование комфортной инфраструктуры для работы финансовых компаний. В самое ближайшее время комплексный план создания финансового центра будет рассмотрен у нас в Правительстве.

Давайте перейдем к обсуждению.