В.В.Путин: Пожалуйста, Андрей Леонидович. Как ситуация у Вас?
А.Л.Костин: На этой неделе мы опубликовали официальные данные за полугодие. Они были очень хорошие: прибыль выросла на 5%, кредитный портфель - на 30%, ипотека и потребительский кредит - на 60%.
Конечно, третий квартал был потяжелее. А последние недели характеризовались серьезной нестабильностью на денежном рынке, на рынке ценных бумаг. Но были приняты решительные меры, прежде всего, Министерством финансов и Центральным банком.
Сейчас ситуация стабильная. Я имею в виду и межбанковское кредитование, и биржу. Но мы понимаем, что те глобальные потрясения, которые произошли на финансовых рынках Соединенных Штатов, окажут негативное воздействие на Европу, Азию и Россию.
Мы считаем, что наш финансовый сектор сможет пройти через это с меньшими издержками, чем другие страны. Тем не менее потребуются дополнительные усилия. Я думаю, что и со стороны государства, в том числе и в плане оказания поддержки длительными ресурсами.
Но я хотел бы отметить еще одну вещь. Требуется, конечно, и большая ответственность страны, и бизнеса, и самого финансового сектора России. Надо понимать, что время дешевых и больших денег позади. Время сверхприбыли тоже позади.
Сегодня надо проявить большую ответственность в принятии решений, оценке рисков, кредитной дисциплине, выбирать те проекты, которые являются эффективными, которые дают быструю отдачу и воздействуют на точки роста экономики. Для этого нужна концентрация бизнеса. А уповать только на помощь государства, я думаю, что это неоправданно, и те, кто не сможет, мне кажется, перестроиться, неправильно оценят ситуацию, будут рынком наказаны.
В.В.Путин: Андрей Леонидович, это касается и Вашего учреждения.
Правительство очень рассчитывает на то, что Вы будете корректно работать со своими младшими партнерами, со средними, с не такими мощными организациями, как Ваша. Может, без такой прямой поддержки со стороны государства.
Но те договоренности, которые есть между вами, Центральным банком, Министерством финансов в отношении вашей роли в финансовом секторе, должны быть исполнены.
А.Л.Костин: Конечно, мы понимаем свою ответственность как системообразующий банк. Безусловно, эта деятельность будет продолжаться. Мы будем выполнять эти функции, тесно взаимодействовать также с Министерством финансов.
В.В.Путин: А как у Вас отношения с так называемым реальным сектором экономики? Это первый вопрос. И второй - как развивается Ваша филиальная сеть, в том числе и за границей?
А.Л.Костин: Филиальная сеть сегодня насчитывает порядка 20 банков за границей, причем, в разных частях света. Это и новые рынки - Китай, Индия. Сегодня, наверное, можно активнее задействовать нашу сеть в Западной Европе, потому что мы имеем банки в Германии, Франции. В условиях такой нестабильности финансовых институтов Запада это тоже приобретает особое значение.
В.В.Путин: Андрей Леонидович, может, прикупить чего? Ну, что плохо лежит?
А.Л.Костин: Владимир Владимирович, конечно, экспансия - это правильно в такие моменты. Но надо очень четко отбирать, потому что финансовые институты иногда как фрукт - на вид хорош, а внутри коснешься, там гниль. Поэтому здесь требуется большая работа, правильное понимание - сможем ли мы с этим справиться, особенно в условиях кризиса.
Мы, конечно, присматриваемся - и в России, и за рубежом. Я думаю, что главное - это сохранить российские активы, чтобы они сейчас не ушли за границу, потому что задолженность компаний довольно большая. В некоторых заложены многие акции российских компаний. Мы делаем большие усилия, чтобы помочь нашим клиентам, чтобы те залоги, которые они сделали перед иностранными банками, не были списаны в пользу иностранных банков. В этом случае значительная часть российской экономики может переехать в другие страны. Я думаю, это очень важная задача сегодня.
В дальнейшем, конечно, надо думать и об экспансии.
В.В.Путин: А что касается взаимоотношений с нашим российским реальным сектором? Как те проекты, которые Вы развивали и поддерживали?
А.Л.Костин: Постоянно наращиваем кредитные портфели. Мы надеемся, что удастся сохранить определенный уровень кредитования, чтобы обеспечить устойчивые темпы роста ВВП. Безусловно, сейчас нужно посмотреть по зонам риска: какие секторы, может быть, следует немножко сократить - там, где перегрев экономики, а куда, наоборот, следует направить большую часть ресурсов.
В целом мы участвуем в различных социальных программах, приоритетных национальных проектах - медицина, строительство (довольно большое). Это большое развитие. Повторяю, что в этом полугодии наш кредитный портфель увеличился на 30%. Это все реальный сектор экономики сегодня.
В.В.Путин: Чтобы недострой не плодить, конечно, в особо крупных размерах.
А.Л.Костин: Да, я думаю, что нужно сконцентрироваться именно на доведении до конца уже начатых проектов, может быть, немного ограничив проекты, которые находятся еще только в стадии разработки.