Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Только что председатель правления «Газпрома» Миллер сообщил приятную новость: закончена работа по строительству второй нитки «Северного потока» – газопроводной системы по дну Балтийского моря, и в октябре уже будет подан газ потребителям. Общий объём прокачки будет 55 млрд куб. м газа.
В этом году начнётся и работа по «Южному потоку» – по прокладке трубопроводной системы по дну Чёрного моря. В 2015 году работа должна быть полностью завершена. Совет директоров, как Миллер доложил, возглавил человек очень уважаемый. Это уже международная компания, и там, в «Южном потоке», участвует не только «Газпром», но и компании из Германии, Франции, Италии. А совет директоров возглавил человек очень известный, уважаемый – это бывший первый (мэр, по-нашему) бургомистр Гамбурга господин Хеннинг Фошерау. Он не только человек обстоятельный и уважаемый в европейских политических кругах, он ещё и блестящий юрист, что самое главное для проектов подобного рода. Так что там тоже формируется очень хорошая, мощная международная команда менеджеров, которая даёт нам основания надеяться на то, что, как и планируется, в 2015 году и этот проект будет завершён и начнётся по нему работа.
Давайте мы займёмся текущими нашими делами. Здесь у нас есть и вещи, на которые следует обратить особое внимание. Я бы хотел послушать Пучкова Владимира Андреевича (статс-секретарь–заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), который сейчас исполняет обязанности, по сути, министра МЧС, о ситуации с природными пожарами в Забайкалье. Мы уже этой проблемой занимались совсем недавно. Ситуация к лучшему там, к сожалению, не меняется. Что там происходит? Пожалуйста. И какие меры предпринимаются?
В.А.Пучков: Уважаемый Владимир Владимирович! В целом обстановка в стране стабильная, действует 102 очага природных пожаров. Наиболее сложная обстановка у нас в Бурятии и Забайкалье. Действует 59 пожаров, в том числе 7 крупных. В целях стабилизации обстановки мы усилили группировку сил, привели в готовность все органы управления РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), комиссии по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления работают. Из европейской части дополнительно перебросили 200 авиадесантников, за счёт соседних взаимодействующих субъектов – 250 человек и 30 единиц техники. Усилили авиационную группировку, сегодня там работает Ил-86, два Б-200, три Ми-8, не считая той авиации, которая работает сегодня. Ситуация сложная, но напряжённая. Сегодня произошёл очень серьёзный природный пожар, и в районе населённого пункта Васильевский хутор, к сожалению, пострадало семь жилых домов. Но благодаря своевременно принятым мерам 110 человек отселили, пострадали четыре человека, из них трём людям на месте амбулаторно оказали помощь, один 16-летний мальчик находится в стационаре – верхние дыхательные пути... Вся необходимая медицинская помощь ему оказана.
Удалось отстоять в полном объёме (никто не пострадал) два населённых пункта и пионерский лагерь. Все основные оперативные мероприятия у нас спланированы и с завтрашнего дня мы начинаем по термическим точкам комплексное воздействие, в том числе с применением авиационных средств.
В.В.Путин: Какая-то помощь дополнительная нужна?
В.А.Пучков: Дополнительная помощь, Владимир Владимирович, не нужна, ситуацию контролируем. Ситуация сложная из-за того, что непростые погодные условия и, к сожалению, начались неконтролируемые сельхозпалы.
В.В.Путин: Как контакты с региональными властями, с местными?
В.А.Пучков: Полное взаимодействие с местными властями организовано, как я доложил. В круглосуточном режиме работает комиссия по ЧС Забайкальского края, все муниципальные образования работают на месте, все оперативные вопросы решаем на месте, быстро и в установленные сроки.
В.А.Зубков: Владимир Владимирович, мы ежедневно на связи с руководителями регионов, которые оказались в такой сложной ситуации, тем не менее завтра я проведу селекторное совещание, потому что есть вопросы по ГСМ для заправки самолётов и ещё некоторые. Завтра мы все вопросы спокойно рассмотрим на селекторном совещании.
В.В.Путин: Не затягивайте только, ситуация непростая. Поскольку мы сейчас на восток посмотрели, принято решение, подписано постановление Правительства о расширении перевозок с Дальнего Востока и из некоторых других точек: увеличено количество городов, населённых пунктов, из которых будут осуществляться льготные перевозки, в целом до 33 расширено количество маршрутов. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), пожалуйста, прокомментируйте.
И.И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Льготный порядок авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и обратно действует по вашему решению с 2009 года. Мы в 2009 году перевезли 160 тыс. пассажиров, в 2012 году, по оценкам Министерства транспорта, это будет уже 460 тыс. пассажиров. И действительно, эти перевозки будут осуществляться по 33 маршрутам. В финансовом плане 2011, 2012 и 2013 годы на эти цели выделяется ежегодно по 2,5 млрд рублей. Мы совсем недавно приняли изменения, касающиеся женщин: раньше женщины старше 60 лет могли воспользоваться данной льготой, теперь – женщины, достигшие 55-летнего возраста. Мужчины в 60 лет и старше могут воспользоваться льготной перевозкой и молодые люди с 18 до 23 лет. 16 апреля Вы подписали новое решение Правительства, по которому число лиц, имеющих такую льготу, расширяется, и в первую очередь это касается инвалидов I группы всех возрастов, лиц, которые их сопровождают, а также сопровождающих детей-инвалидов. По оценкам Министерства транспорта и региональных властей число таких пассажиров в 2012 году будет порядка 25 тыс. человек. Эта программа востребована, есть заявки от региональных властей с тем, чтобы эту льготу распространить и на инвалидов II группы, однако мы будем эти заявки рассматривать в ходе бюджетного процесса.
В.В.Путин: Хорошо, спасибо.
Юрий Петрович (обращаясь к Ю.П.Трутневу), вы ездили в Ханты-Мансийский округ с проверкой. Что там происходит? Какие там проблемы?
Ю.П.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! По данным мониторинга Росгидромета по бассейнам рек Обь и Енисей в Северный Ледовитый океан попадает значительное количество нефтепродуктов. Это количество снижается…
В.В.Путин: Нефтепродуктов?
Ю.П.Трутнев: Нефтепродуктов.
В.В.Путин: А откуда?
Ю.П.Трутнев: Прежде всего сырая нефть, плёнка на водных объектах. Количество – от 300 до 500 тыс. т ежегодно.
В.В.Путин: До 300 тыс. т?
Ю.П.Трутнев: До 500 тыс. т.
В.В.Путин: В какой период?
Ю.П.Трутнев: В год.
В.В.Путин: А источник-то? Что это?
Ю.П.Трутнев: Вот ровно для того, чтобы разобраться с источником, была совершена командировка с рядом специалистов. Мы проанализировали прежде всего деятельность компании ТНК-ВР, поскольку по данным Росприроднадзора наибольшее количество загрязнённых земель (2,2 тыс. га) приходится на их долю. Необходимо сказать, что в течение прошлого года на нефтепромыслах ТНК-ВР было 784 аварии, сопровождающихся разливом нефти. Более двух аварий ежедневно! Основная причина – это плохое, ветхое состояние трубопроводного хозяйства. При этом те средства, которые ТНК-ВР инвестирует в замену трубопроводов, позволяет обновить их за 22 года при амортизационном сроке 12 лет, то есть практически такими темпами состояние трубопроводного хозяйства не улучшается, а ухудшается. При этом нельзя сказать, что нельзя работать по-другому. Скажем, на промыслах «Сургута», «Лукойла», «Башнефти» количество аварий не превышает 20, максимум 28 в год. У «Башнефти» вообще ноль аварий. Я поручил Росприроднадзору подготовить иск о возмещении ущерба и предложил компании подготовить план замены трубопроводного хозяйства. У них вполне достаточно финансовых ресурсов, для того чтобы увеличить инвестируемые средства втрое и за пять-семь лет просто привести хозяйство в порядок.
В.В.Путин: Сергей Иванович (обращаясь к С.И.Шматко), что там происходит? Почему такая разница?
Ю.П.Трутнев: Владимир Владимирович, вот фотографии, хотел передать, как это выглядит всё на месте.
С.И.Шматко: Владимир Владимирович, эту тему мы всегда обсуждали вместе с компанией ТНК-BP. Надо сказать, что дивидендная политика этой компании разительно отличается от дивидендной политики наших других компаний – как частных, так и государственных. Я хотел, может быть, просто несколько цифр привести, что по итогам 2011 года практически всю заработанную прибыль владельцы компании выплачивают в виде дивидендов – это почти 8 млрд долларов.
В.В.Путин: 8 млрд долларов?
С.И.Шматко: Долларов, да. Поэтому, видимо, то, что Юрий Петрович (Ю.П.Трутнев) сказал о недостатке средств... Наличие источников для того, чтобы сформировать и реализовать эту программу по модернизации трубопроводов, – они точно есть.
В.В.Путин: Пожалуйста, действуйте в соответствии с законом. Нужно с менеджментом и акционерами компании встречаться и договариваться, применяя все инструменты, предусмотренные действующим законодательством.
Сергей Иванович, кстати, как по запасам топлива у нас на текущий момент и на ближайшее время?
С.И.Шматко: Владимир Владимирович, во исполнение Ваших поручений Минэнерго ведёт текущую работу по мониторингу запасов топлива на внутреннем рынке. Должен сказать следующее. На сегодняшний день у нас в ежедневном режиме собирается информация из всех регионов о потреблении, о производстве нефтепродуктов, о наличии запасов в регионах. И уверенно можно сказать о том, что угрозы дефицита у нас внутри страны точно нет. У нас нефтяными компаниями по подготовке к весеннему периоду, когда растёт потребление ГСМ, сформирован запас в объёме 1,8 млн т – это на 1 млн т больше, нежели в конце апреля прошлого года, когда у нас в отдельных регионах, как Вы знаете, были перебои, когда Вы дали поручение найти причину и устранить, в том числе на будущее.
Что было сделано? У нас работает в еженедельном режиме штаб Минэнерго, где присутствуют нефтяные компании, где присутствуют саморегулируемые организации, независимые операторы. Мы получаем эту информацию, обсуждаем с регионами, где возникает у нас, например, какая-то озабоченность. И, самое главное, Владимир Владимирович, мы поставили под контроль полностью график ведения ремонта НПЗ. Сегодня это в обязательном порядке требует согласования Минэнерго, и не для галочки, а мы определяем жёстко источники компенсации выпадающих объёмов, то есть какие компании по каким регионам должны эти объёмы заместить. Это в качестве оперативных мер. Почему такая необходимость существует? Потому что у нас в пиковые периоды потребления нефтепродуктов наших производственных мощностей только-только хватает, для того чтобы эти пики покрывать. Поэтому нужны резервы. По нашим подсчётам, для спокойного прохождения нужны резервы примерно 1,2 млн т. Как я уже доложил, у нас на сегодня сформировано 1,8 млн т, поэтому никаких беспокойств…
В.В.Путин: 1,8 вместо 1,2, да, требуемых?
С.И.Шматко: Да, 1,8 вместо 1,2 млн т бензина. Поэтому в случае возникновения каких-то беспокойств просим оперативно связываться со штабом Минэнерго и операторов АЗС, и регионы. Мы всегда найдём возможность проблему эту решить.
Но, Владимир Владимирович, есть и системный вопрос: каким образом нам нужно избежать дефицита и вот этой зависимости от пиковых потреблений на будущее? Должен Вам доложить, что заработала система 60 на 66, которую Вы нам согласовали, и нефтяники уже в 2012 году на модернизацию НПЗ потратят более 200 млрд рублей – это в 4 раза больше… Вернее так: это примерно столько, сколько было потрачено за последние четыре года. В результате мы к 2015 году выйдем на объёмы производства бензина 44 млн т, и, по нашим прогнозам, даже с учётом значительного роста потребления потребление бензина в этом периоде будет примерно 39 млн т, поэтому мы сформируем достаточные производственные мощности, чтобы и с лихвой покрывать эти пиковые потребности. Доклад окончен.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо. Так и работайте.
Давайте несколько слов скажем о сегодняшней повестке дня. Первый вопрос – это одна из главных тем: ход подготовки проектов государственных программ. Напомню, о чём идёт речь. Речь идёт о том, что у нас по всему бюджету деньги не концентрируются до сих пор на отдельных направлениях, а так или иначе присутствуют по разным направлениям. Скажем, имея в виду здравоохранение: деньги на здравоохранение концентрируются далеко не только в Министерстве здравоохранения и социального развития, а практически во всех отраслевых ведомствах, где есть учреждения здравоохранения, а таких у нас много. Или, скажем, то же самое образование: средства, федеральные финансы идут в бюджете не только по Министерству образования и науки, но и по целому ряду других министерств, и в конечном итоге мы не видим, что происходит в важнейших отраслях в целом.
Поэтому мы с вами давно договаривались о том, чтобы создать такие государственные программы, которые охватывали бы всю отрасль вне зависимости от того, к какому ведомству относится то или иное учреждение, чтобы: а) была общая картина и б) чтобы мы гораздо более эффективно расходовали государственные ресурсы. В конечном итоге люди получали бы лучшие услуги по приемлемым ценам.
У нас из нужных 41 программы пока подготовлено 39, но далеко не все приняты. Приняты, по-моему, только две. Нам нужно сделать всё, чтобы бюджет 2014 года у нас верстался уже по этому программному целевому принципу. Чрезвычайно важная задача с точки зрения эффективного использования и расходования государственных ресурсов, имеется в виду, конечно, расходная часть бюджета 2014 года. Это первый вопрос, на который я хотел бы обратить внимание.
И ещё пару вопросов, которые считаю очень важными, тоже обращу на них особое внимание. Один из них – это защита трудовых прав граждан, в том числе речь идёт об усилении правовых гарантий для семей с детьми. О чём идёт речь? У нас сегодня действует норма, которая гарантирует сохранение рабочего места женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет. Надо, конечно, добиваться безусловного исполнения этой нормы и следить за правоприменительной практикой, потому что и здесь, к сожалению, мы подчас сталкиваемся с определёнными нарушениями. Во всяком случае закон гарантирует женщине три года, пока она ухаживает за ребёнком, рабочее место. Однако для отцов, которые являются единственными кормильцами в многодетных семьях, таких твёрдых гарантий от увольнения не предусмотрено в законе. В этой связи подготовлен законопроект, который запрещает работодателю по его инициативе расторгать трудовые договоры с отцами многодетных семей, имеются в виду, как я уже сказал, такие семьи, в которых мама не работает, а целиком и полностью посвящает себя воспитанию детей. Вновь хочу подчеркнуть: мы должны создать максимально благоприятные условия для семей с детьми. Здесь важно всё: финансовая помощь со стороны государства, решение жилищных вопросов, развитие системы дошкольного образования и преференции на рынке труда.
И ещё одна новация, на которую я хотел бы обратить внимание. Речь пойдёт о расширении перечня обязательств, отражаемых в коллективных соглашениях между работниками и работодателями. Сегодня в нашем Трудовом кодексе этот перечень определён очень узко, и сама норма носит рекомендательный характер, даёт сторонам только общее представление о содержании коллективного договора. При этом такие важные вопросы, как индексация заработной платы с учётом уровня инфляции, социальные гарантии и компенсации, повышение квалификации работника, в предмет коллективного договора пока не входят и могут быть включены в соглашение только по обоюдной договорённости. Как мы понимаем, достичь такой обоюдной договорённости, как правило, не удаётся, порой эти вопросы просто не обсуждаются. Будет правильным все эти существенные моменты зафиксировать в законе.
Кроме того, встречается практика умышленного затягивания переговоров по коллективным договорам, и тогда люди, целые коллективы оказываются в так называемом подвешенном состоянии, как в народе говорят. Поэтому считаю справедливым, если будет установлен предельный срок разработки коллективного соглашения – шесть месяцев с начала переговоров. Необходимые поправки в Трудовой кодекс, улучшающие положение трудящихся, мы сегодня обсудим с целью последующего внесения в парламент.
И в заключение ещё один вопрос: предлагается наделить Федеральное космическое агентство полномочиями по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры. Надеюсь, что это ускорит и гарантирует нам исполнение всех планов, связанных со строительством космодрома Восточный. Это, как мы с вами понимаем, один из наиболее мощных и знаковых общенациональных проектов России вообще и на востоке страны в частности. В целом такое решение должно позволить более эффективно обновлять существующую инфраструктуру российской космической отрасли.
Давайте перейдём к работе.
Дополнительные материалы по теме