ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

6 апреля, 2012 13:08

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в городе Энгельсе совещание по вопросу строительства жилья для военнослужащих

У нас есть все основания полагать, что мы в состоянии закрыть проблему предоставления постоянного жилья для военнослужащих Министерства обороны в самое ближайшее время – в конце этого или в течение следующего года, заявил глава Правительства.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня поговорим об одном из наиболее важных и острых вопросов в Вооружённых силах, да во всех структурах наших силовых – это обеспечение жильём военнослужащих. Но прежде всего хочу сказать, что место, конечно, здесь выбрано удобное: нужно, чтобы отсюда удобно было добираться до самого города, до Саратова, до центра, чтобы доехать можно было. Я недавно был в Самаре, и граждане обращаются с вопросом: «Трасса-55 на некоторых участках просто стала такой, что по ней не только проехать, пройти невозможно, до города Жигулёвска например». Надеюсь, что там в ближайшее время начнётся реконструкция, в том числе и по дамбе, по мосту. Но вот и здесь мы сейчас с Валерием Васильевичем (В.В.Радаев губернатор Саратовской области) говорили, смотрели на то, что происходит на дорогах Саратова. В этом году в разы увеличатся дорожные фонды, региональные дорожные фонды. Собственно, что значит «в разы увеличатся» – их раньше не было просто, а сейчас они сформированы, наполняются деньгами. По Саратову, как губернатор сказал, где-то будет около 5 млрд. Повторяю: в разы больше, чем в предыдущие годы. Рассчитываю на то, что эти средства будут потрачены рационально и в самых нужных местах – в областных центрах, на селе, дворовые пространства будут соответствующим образом оформлены.

Но теперь что касается объектов подобного рода (с министром сейчас разговаривали): конечно, такие объекты, такие крупные военные центры, как здесь, в Энгельсе, должны быть по-современному обустроены. Обустроены комплексно и с военной точки зрения, и с точки зрения военной, служебной инфраструктуры, я имею в виду и взлётно-посадочную полосу, инфраструктуру обслуживания – всё, что к этому относится, и, конечно, в социальном смысле. Всё старьё должно быть снесено и уничтожено. Здесь должны создаваться новые современные комплексы. Судя по всему, предварительные подсчёты показывают, что это будет гораздо эффективнее, дешевле и выгоднее в конечном итоге, чем бесконечное латание дыр и непрекращающийся капитальный ремонт. Такой настрой у Министерства обороны есть, он всячески будет поддержан. Рассчитываю только на эффективную и энергичную работу с позитивным результатом.

Теперь что касается вопроса, ради которого мы сегодня здесь собрались – это обеспечение жильём военнослужащих. Ещё в 2006 году на очередной встрече с командующими округами я услышал от командиров, что важно, конечно, повышать и денежное довольствие, и пенсионное обслуживание очень важно. Но самый острый вопрос в Вооружённых силах – это обеспечение жильём военнослужащих. И посещение военных городков об этом говорило, когда и сами военнослужащие, и члены их семей, и жёны обращали внимание на одну и ту же проблему – жильё.

Я хочу напомнить, что в 1990-х годах и в начале 2000-х мы приобретали или строили новых квартир для военнослужащих Министерства обороны где-то 8–10 тыс. в год, в год всего, причём около 20 тыс. человек в 1990-е годы были поставлены в муниципальные очереди, не были обеспечены жильём вообще. Так они в этих муниципальных очередях и остались. После разговора с командующими округами мы, по сути, и начали масштабную программу обеспечения жильём военнослужащих Министерства обороны и других силовых ведомств. И начали её, как вы помните, с программы «15+15», то есть 2 раза по 15 млрд в 2006–2007 годах выделили дополнительно, то есть 30 млрд, и приобрели тогда уже не 8–10 тыс., а 18 тыс. квартир для военнослужащих. В 2010 году это было уже не 18 тыс., а 45,5 тыс. квартир, и на эти цели мы направили 118 млрд рублей. Всего же за 2008–2011 годы 250 млрд рублей из федерального бюджета направили напрямую и более 50 млрд пошло на оплату жилищных сертификатов для военнослужащих. Так что масштаб стал значительным, и темпы, которые были набраны в этом направлении, дают все основания считать, что в 2013-м – а Министерство обороны говорило, что, может быть, и к концу 2012 года, – эта проблема, проблема с постоянным жильём для военнослужащих, будет полностью закрыта.

Никаких, я хочу это подчеркнуть, объективных причин для затягивания решения этого вопроса не существует. Потребность в жилье определена, организационно-штатные мероприятия, связанные с переходом к новому облику Вооружённых сил, завершены. И на сегодняшний день есть – во всяком случае, я очень на это надеюсь, – есть полная картина того, что нам нужно, каков объём жилья, который нужен для того, чтобы полностью удовлетворить потребности в постоянном жилье. Необходимое финансирование полностью заложено в федеральный бюджет.

Обращаю внимание на то, что до сих пор, к сожалению, не отработан вопрос, на который мы обращали внимание неоднократно, но так он и подвис. Он касается организации предоставления, самой процедуры предоставления жилья. У нас, Анатолий Эдуардович (обращаясь к А.Э.Сердюкову), в каких городах вот эти центры созданы? Москва, Петербург, Ростов-на-Дону?

А.Э.Сердюков: У нас практически по всей России в крупных субъектах, то есть, по сути, в столицах субъектов Российской Федерации, но самые большие – это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Калининград, Ставрополь, Краснодар, Владивосток…

В.В.Путин: Ну вот, смотрите, по моим данным, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, ну Москва. Этого явно недостаточно, потому что людям же приходится туда ездить, ездить из дальних гарнизонов, ещё откуда-то. Это усложняет саму процедуру. Эта инфраструктура, касающаяся оформления самих документов, должна быть модернизирована, должна быть более грамотно организована, повёрнута к людям. Мы с вами знаем, какие проблемы существуют в целом в системе предоставления жилья, в том числе и нормативные, но организационно-бюрократические должны быть сведены к минимуму по издержкам – к минимуму просто.

Мы сегодня должны проанализировать все проблемы, которые связаны с реализацией планов предоставления постоянного и служебного жилья. На что хотел бы обратить внимание? Первое. Необходимо в самые сжатые сроки завершить строящиеся объекты и, естественно, не в ущерб качеству. Мы поручали Счётной палате провести анализ того, что сейчас происходит: на 1 октября 2011 года (это данные Счётной палаты) в стадии незавершённого строительства числилось 775 домов на общую сумму 109,6 млрд рублей.

Но что позитивного здесь отмечается – это то, что, если все эти объекты завершить строительством, то проблема предоставления постоянного жилья для военнослужащих Министерства обороны будет полностью решена. Такой же позиции придерживается и Министерство экономического развития Российской Федерации. То есть оценки сходятся, и у нас есть все основания полагать, и я хочу это ещё раз подчеркнуть, что мы в состоянии закрыть эту проблему в самое ближайшее время – в конце этого или в течение следующего года. Это самая последняя дата, что называется.

Второе. Следует решить все вопросы с созданием соответствующей социальной, бытовой, коммунальной инфраструктуры, чтобы люди не только вселились в новые квартиры, но и имели все возможности для по-настоящему комфортной жизни. И здесь, конечно, нужно координировать эту работу с местными властями, региональными властями, губернаторами. Валерий Васильевич (В.В.Радаев – губернатор Саратовской области), надеюсь, что и здесь соответствующие решения будут на региональном и муниципальном уровнях приняты. Нужно передать регионам и муниципалитетам все земельные участки, в том числе со стороны Министерства обороны, для создания инфраструктуры, для застройки, строительства жилья для военнослужащих. Это и земли, которые могли бы быть использованы под детские сады, школы, дороги, коммуникации и так далее.

Третье. Все процедуры, связанные с оформлением, как я говорил, должны быть удобными и необременительными. Нужно использовать такие формы, как выездные приёмные или временные центры в районах массовой застройки, а также в тех регионах, где проблемы стоят наиболее остро, и, как я уже сказал, не ограничиваться только стационарными центрами в крупных городах. Нужно не только построить это жильё, но в сроки, о которых я сказал – до конца текущего года либо в первой половине следующего, – передать квартиры в собственность военнослужащих или заключить с ними договоры социального найма.

И ещё одна проблема – это проблема служебного жилого фонда Министерства обороны. Сейчас для его формирования приобретаются или строятся отдельные квартиры и дома, как это происходит здесь, например в Энгельсе, а также возводятся новые военные городки. Здесь также должны своевременно решаться все вопросы с сопутствующей инфраструктурой, а сами военные городки отвечать самым высоким стандартам и требованиям сегодняшнего дня. И конечно, нам нужно провести ревизию уже имеющегося фонда служебного жилья – посмотреть, что соответствует требованиям и современным нормам, а что нуждается в ремонте либо вообще в ликвидации, от чего нужно избавляться.

Мы с вами договорились, что всё это будет сделано в кратчайшие сроки, и мы с вами знаем – и финансовые потребности, и возможности у нас есть. Нужно следить за тем, чтобы при таком массовом строительстве мы удержали цены, ни в коем случае не допустили бы роста цен на это жильё. Мы с вами знаем, что происходит в таких случаях, когда застройщики уверены в том, что финансирование обеспечено. Здесь нужны современные, рыночные механизмы регулирования и сдерживания цен. Они применяются достаточно успешно, надеюсь, что и дальше так будет. Ясно, что в разных регионах цены разные, но в целом мы должны удержаться в тех параметрах, о которых мы договаривались, для того чтобы у нас не возникало никакого дефицита финансирования. Повторяю ещё раз: до сих пор его нет, надеюсь, не будет. Нужно просто активно всем на своих местах работать, осуществлять те планы, о которых мы договорились.

Давайте мы сейчас обменяемся мнениями о том, как будет выстраиваться работа дальше.