ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

16 марта, 2012 11:00

В.В.Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России

«Мы выбрали активную политику социального развития в качестве приоритета и не отступали от этого принципа даже в самые сложные периоды нашей новейшей истории».
В.В.Путин
На расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России

Выступление В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!

Прежде всего хочу поблагодарить вас за работу, за совместную работу на очень ответственном, важном и чувствительном участке. Я прекрасно понимаю, насколько сложна работа в социальной сфере. Это постоянный, ежедневный контакт с людьми, особенно это касается ваших коллег, которые работают на местах. Это самая сложная работа, самая чувствительная, но самая важная, потому что она касается миллионов и миллионов наших граждан. Социальная сфера считается важной как раз потому, что её справедливо считают индикатором состоятельности, дееспособности самого государства, его ответственности перед обществом, перед конкретным человеком. Мы выбрали активную политику социального развития в качестве приоритета и не отступали от этого принципа даже в самые сложные периоды нашей новейшей истории.

Нам действительно кое-что удалось сделать, и главным успехом стали позитивные тенденции в демографии. Я с этого и начну. Достаточно сказать, что с 2000 года естественная убыль населения сократилась в 7,3 раза. Продолжительность жизни в России возросла почти на пять лет за достаточно короткий срок – это хороший показатель, – превысила 70-летний рубеж (70,3 года). Почти на 45% увеличилась рождаемость, снизились показатели младенческой смертности. Я перечислил все эти показатели, они, безусловно, являются позитивными, но мы с вами понимаем, что этого недостаточно. Недостаточно пока, потому что нам нужно добиться устойчивого естественного прироста, и в этом смысле ещё многое предстоит сделать. Хотя, повторяю, таких показателей, как по демографии в России, трудно найти даже в других странах, которые сталкиваются с такими же проблемами. Но повторяю ещё раз: этого недостаточно.

Естественно, что результаты достигнуты в том числе благодаря существенному увеличению инвестиций в здравоохранение, в поддержку семьи, материнства и детства. Так, за последние 12 лет расходы федерального бюджета на здравоохранение возросли в 30 раз – до 0,5 трлн рублей в прошлом году. Это, конечно, существенный рост.

Но, как вы понимаете, нельзя измерять качество социальной сферы только объёмом федеральных бюджетных расходов, главный критерий – это самочувствие людей. А наши граждане предъявляют к социальной сфере высокие требования. Безусловно, это важнейшее направление работы социальной сферы, и мы продолжим уделять этому направлению самое пристальное внимание. Однако общество ставит перед нами гораздо более амбициозную задачу: обеспечить качество и содержание социальных услуг на уровне стандартов экономически развитых стран, сформировать в России в полном смысле комфортную среду для жизни, для самореализации человека, для создания большой семьи, воспитания детей.

Мы знаем, что и как надо делать в этой сфере. Большинство избирателей поддержало предложенные нами преобразования в социальной сфере, и мы, конечно, должны незамедлительно продолжить активную работу по всем направлениям, для того чтобы сформировать единое, по-настоящему современное социальное пространство, которое должно строиться вокруг интересов и запросов человека, вокруг семьи.

Наши федеральные и региональные программы поддержки семей с детьми уже доказали свою эффективность, и они, безусловно, должны быть продолжены, а в их развитие необходимо принять дополнительные меры. Особое внимание нужно уделить тем регионам, где демографическая ситуация всё ещё неустойчива. Прежде всего это территории Дальнего Востока, Поволжья и европейской части страны. Специалисты, которые в этом зале сидят, знают, о чём идёт речь. Это и Поволжье отчасти, это северо-запад страны, да и Центральная Россия.

В таких субъектах Федерации будет введено пособие семьям, уровень дохода которых находится ниже среднего по региону, при рождении третьего и последующих детей. Прошу Минздравсоцразвития совместно с регионами представить в Правительство предложения по реализации данной программы – она должна быть запущена уже со следующего года.

В целом хотел бы отметить, что в демографической политике мы вышли на тот этап, когда наибольший эффект приносят адресные, точечные меры на уровне конкретных регионов; меры, учитывающие региональную специфику, традиции, семейный и жизненный уклад. В одних субъектах это предоставление земельных участков многодетным семьям, в других – дополнительные пособия, в третьих – обеспечение жильём, а где-то – комплекс всех этих мер.

Вместе с тем, думаю, вы сами об этом знаете, мои контакты с людьми, особенно на местах, говорят о том, что далеко не везде всё благополучно. Когда я слышу такие фразы от конкретных людей: «А что, государство не заинтересовано в поддержке многодетных семей?» – мне становится даже не по себе. Это значит, что в конкретных регионах необходимый комплекс мер, к сожалению, до сих не применяется эффективно. И на это нужно обратить самое пристальное внимание. Я прошу Минздравсоцразвития оказать субъектам Федерации необходимую поддержку при определении приоритетов региональных демографических программ.

Комфортную среду для жизни невозможно представить без кардинального улучшения системы здравоохранения. Необходимая законодательная база, как вы знаете, для этого создана. В первостепенном порядке следует завершить работу по модернизации медицинских учреждений, включая внедрение современных информационных технологий.

Очень часто граждане, особенно пожилого возраста, инвалиды, люди, страдающие редкими заболеваниями, поднимают вопрос о лекарственном обеспечении. Нам нужно в полной мере отладить этот механизм, чтобы люди не унижались и не выпрашивали то, что им положено по закону.

И конечно, один из главных факторов повышения качества здравоохранения, да и всей социальной сферы – это достойный уровень оплаты труда самих специалистов, которые работают в этой области. Зарплаты врачей к 2018 году должны в 2 раза превысить среднюю зарплату по экономике в соответствующем регионе Российской Федерации. После начала наших программ по модернизации уже имеет место быть определенный рост по многим регионам. Но по концу текущего, 2012 года, он должен быть продолжен. По предварительным оценкам министерства, где-то на 20–25% заработная плата в среднем должна вырасти.

Но хочу подчеркнуть: мы в первую очередь должны поддержать тех, кто готов честно и добросовестно трудиться, повышать свою квалификацию, поэтому фонд стимулирующих надбавок и доплат должен расти более быстрыми темпами, чем базовый размер оклада. Прошу это учесть при разработке программы совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы. Такая программа должна быть подготовлена в самое ближайшее время.

Уважаемые коллеги!

Ключевые задачи на предстоящие годы – это сокращение бедности и расширение среднего класса. И здесь ключевое значение имеет прежде всего новое качество занятости и справедливая оценка труда, работающие так называемые социальные лифты. Необходимо создать траекторию личного трудового успеха, когда каждый имеет возможность не просто работать по специальности, но и строить карьеру, постоянно повышать свою квалификацию. Это в полной мере касается и людей с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу Минздравсоцразвития с участием министерств и ведомств, общественных организаций подумать, что ещё необходимо сделать, чтобы повысить действенность наших программ поддержки трудоустройства инвалидов, в том числе трудоустройства в органы государственной и муниципальной власти. Вы знаете, если люди с ограниченными возможностями получают достойную работу, то, по моему личному опыту, отдача их на рабочем месте подчас больше даже, чем от людей, у которых таких ограничений по здоровью нет. Они очень дорожат своим рабочим местом.

Следующее важнейшее направление нашей работы – это пенсионное обеспечение и в целом создание условий для высокого качества жизни пожилых людей. Сейчас идёт обсуждение долгосрочной Стратегии развития пенсионной системы России. Важнейшая и социальная, и экономическая задача разработать достойную эффективную стратегию – одно из самых  важнейших направлений. Что здесь принципиально важно?

Первое – мы должны создать стимулы для тех, кто хотел бы продолжить работу после достижения пенсионного возраста. Я прошу совместно с Пенсионным фондом разработать механизм увеличения размера пенсии в случае её отсроченного оформления. Логика здесь в том, чтобы при более продолжительном трудовом стаже человек получал бóльшую пенсию, что на самом деле абсолютно справедливо.

И вторая базовая задача – это дальнейшее развитие компонентов пенсионной системы – солидарного, накопительного, добровольного, чтобы обеспечить интересы и сегодняшних пенсионеров, и тех, кто ещё формирует свои будущие пенсионные права.

Необходимо гарантировать сохранность пенсионных накоплений и повышать доходность от их инвестирования. В этой связи при подготовке долгосрочной стратегии совершенствования пенсионной системы прошу проработать комплекс мер по развитию её накопительного компонента.

И, конечно, мы будем и дальше проводить текущее повышение пенсий. Напомню, что с 1 февраля 2012 года страховая часть трудовых пенсий уже повышена на 7%. С 1 апреля мы проведём ещё одну индексацию – на 3,4%. В общей сложности рост составит свыше 10%, это немного больше, чем мы изначально планировали,  когда формировали бюджет 2012 года, – не намного, но всё-таки чуть побольше.

Также с 1 апреля будут увеличены и социальные пенсии на 14,1% – это тоже немножко больше, чем положено по базовому закону, имею в виду, что уровень инфляции прошлого года был меньше, чем закладывался в бюджет. Но, поскольку в бюджет текущего года мы заложили 14,1%, мы вчера вместе с двумя министрами, в том числе с министром финансов, решили, что не будем корректировать в сторону понижения, оставим так, как договорились, в бюджете текущего года повышение на 14,1%. И на 6% возрастёт размер ежемесячных денежных выплат. Речь идёт о выплатах гражданам, которые имеют право на различные социальные льготы.

Уважаемые коллеги! Убеждён, важнейшим участником всех преобразований в социальной сфере, конечно, должно стать само гражданское общество, сами граждане. Выделю здесь несколько направлений.

Нужно создать режим наибольшего благоприятствования для работы в социальной сфере для некоммерческих и общественных организаций, для социального служения традиционных религий России. Недавно вот совсем, в ходе избирательной кампании, я встречался с главами наших традиционных конфессий. Все горят желанием приносить пользу людям, все хотят это делать, и мы с вами понимаем, что на это и нацелена, собственно говоря, работа всех наших традиционных конфессий. И, главное, они умеют это делать – нужно им помочь. Права государственных и некоммерческих, негосударственных, учреждений, оказывающих социальные услуги, в том числе право на доступ к бюджетному финансированию, государственным ресурсам, государственным заказам должны быть равными, и не на уровне деклараций, а на деле. Я прошу самым внимательным образом изучить лучший отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнёрства в социальной сфере. Нам необходимо сделать этот институт одним из важнейших механизмов реализации социальной политики в Российской Федерации.

Также считаю, что все ключевые решения в социальной сфере должны проходить общественную экспертизу. У нас наработан очень хороший опыт, когда предпринимательские объединения дают оценку регулирующего воздействия правовых актов на деловой климат в экономике. Тем более логично применять подобный общественный аудит и в социальной сфере. Нам необходима процедура оценки социального воздействия правовых актов, регулирующих вопросы развития института семьи, материнства, детства, здравоохранения, экологии, образования и воспитания, защиты нравственности.

И, конечно, общество должно напрямую участвовать в оценке качества работы основных социальных институтов в нашей стране. В связи с этим считаю необходимым определить критерии эффективности работы учреждений социальной сферы и на их основе создать независимую систему оценки качества. В разработке такой системы должны участвовать представители государственной власти, профессиональные ассоциации, общественные структуры и, безусловно, сами граждане России. Для этого нужно использовать социальные сети, механизмы общественных коммуникаций, и я прошу самым активным образом подключиться к этой работе и Агентство стратегических инициатив, там у коллег есть хорошие наработки.

Конечно же, необходимы инструменты профессионального самоконтроля, и прежде всего на основе этических кодексов. Их разработку должны взять на себя профессиональные ассоциации и саморегулируемые организации. Я думаю, что и профсоюзы должны подключиться, конечно, к этой работе. Новые требования должны предъявляться не только к качеству услуг и работе специалистов, но и к самой инфраструктуре социальной сферы. Нам нужен в полном смысле слова новый облик социальных учреждений – больниц, поликлиник, детских садов, школ, центров социальной помощи. Они должны соответствовать самым современным стандартам комфортности, дизайна, энергоэффективности, надёжности, наконец, быть доступными, в том числе для граждан с ограниченными возможностями по здоровью. Нужно внимательно посмотреть и на наш собственный, и на мировой опыт, использовать лучшие практики и на их основе разработать модельные проекты для широкого применения и внедрения на всей территории Российской Федерации.

В заключение ещё раз подчеркну: от того, насколько быстро и качественно мы будем добиваться поставленных целей, люди будут судить об ответственности и эффективности власти в целом (они прежде всего с вами сталкиваются и с вашими коллегами на местах), о нашей способности выполнять миссию социального государства.

Я в заключение, несмотря на то что проблем у нас много, хочу вас поблагодарить за работу. Она очень масштабная, и на подавляющем большинстве направлений эффективная. Спасибо вам большое и всего вам самого доброго.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Спасибо большое. Перед тем, как я этот зал покину, я бы два слова сказал ещё. Вы знаете, когда езжу по регионам либо посещаю крупные наши федеральные медицинские центры, допустим, другие социальные крупные объекты – в регионах в последнее время особенно радует создаваемая сеть высокотехнологичных медицинских центров, перинатальных центров - вот действительно приходишь, и чувство гордости возникает, потому что эти объекты и услуги, которые там оказываются гражданам… Я знаю, что медикам не нравится это слово – предоставление «услуг», но тем не менее воспользуемся таким шершавым языком, бюрократическим. Действительно гордость возникает, поскольку всё это не только общемировой уровень: во многих случаях это выше мирового класса, это совершенно очевидный факт. И по уровню подготовки специалистов, и  по уровню оборудования учреждения.

В то же время, когда захожу – а это тоже бывает нередко – в обычные, скажем, рядовые районные поликлиники и даже городские учреждения, и не только медицинские, но и вообще социальные в целом… Понимаешь: сколько много ещё нам нужно сделать, потому что социальная сфера у нас требует особого внимания, мягко говоря. В этой связи, конечно, хотел бы на что обратить внимание – на то, что сейчас мы в очередной раз вели, продолжаем разговоры о разграничении полномочий, и в этой связи, конечно, нам нужно подумать о повышении ответственности власти всех уровней по решению социальных задач государства, регионов, муниципалитетов, социальных задач, вообще ответственности перед гражданами. Это первое.

И второе. Нет ничего более будничного, чем то, чем вы занимаетесь, за исключением, скажем, работы кардиологов или онкологов, некоторых других направлений, но в целом социальная сфера – это, повторяю ещё раз, очень будничное занятие, но нет ничего более важного, чем то, что вы делаете, поэтому я жду от вас заинтересованной, активной и эффективной работы. Желаю вам успехов. Спасибо большое.