Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Спасибо за аплодисменты. Я, в свою очередь, хочу вас тоже поблагодарить за работу в течение этого времени. Время было жаркое, много было политических баталий, споров. Тем не менее, Правительство Российской Федерации работало чётко, без всяких сбоев. Это действительно было очень востребовано. И вообще Правительство должно работать слаженно, но в периоды крупных политических, внутриполитических событий тем более, потому что много всяких вводных, которые сбивают нормальный ритм работы. У нас этого не случилось, нормальный ритм работы был сохранён, и я хочу вас за это поблагодарить.
Хочу также сказать, – и вы это знаете, мы со многими коллегами обсуждали в ходе формулирования программ работы на будущее, программ развития страны, социальной сферы, экономики, – вы знаете, были сформулированы задачи, которые мы должны решать. Повторяю ещё раз: и в социальной сфере, и с точки зрения развития экономики. Это требует от нас определённых планов, выверенных шагов.
Поэтому я уже говорил и ещё раз хочу повторить: нам нужно прямо сегодня, не откладывая в долгий ящик, приступить к формированию конкретных планов наших действий, – наших, но и для будущего Правительства Российской Федерации.
Что касается социальной сферы, ещё раз хочу подчеркнуть: не было ничего сформулировано такого, что невозможно было бы исполнить. Напомню, о чём идёт речь в социалке. Первое, и, считаю, очень важное, – это стимулирование рождения третьих детей в семье. Не считаю, что эта мера чрезмерно затратная. Повторю ещё раз, о чём шла речь и в статье, которая была опубликована не так давно, и в моих устных выступлениях. Речь шла о том, чтобы стимулировать рождение третьего ребёнка в регионах со сложной демографической ситуацией, которая демонстрирует на протяжении нескольких лет подряд отрицательную динамику в сфере демографии. Первое.
И второе. Речь идёт о поддержке тех семей, уровень доходов которых невысокий и ниже среднего уровня доходов в соответствующем регионе. То есть речь идёт о том, чтобы эта помощь была адресной. Конечно, это потребует определённых средств, но а) не чрезмерных и б) эти средства абсолютно необходимы, если мы хотим решать задачу демографического развития в Российской Федерации. Первое.
Вторая, достаточно ёмкая вещь – это, конечно, доведение социальных стипендий до уровня прожиточного минимума студента в соответствующих регионах Российской Федерации. Этот уровень в следующем календарном году будет где-то около 5 тысяч. Да, конечно, это много. Если сегодня посмотреть, у нас в среднем стипендия 1200-1400 – 5000 сразу. Ещё раз хочу сосредоточить внимание на чём – это тоже должна быть более адресная поддержка, во-первых, для студентов, нуждающихся в помощи государства, и, во-вторых, хорошо успевающих студентов.
Мы говорили неоднократно, и я хочу это подчеркнуть, мы вообще должны переходить к более адресной поддержке наших граждан, именно поддерживать тех, кто действительно в этой поддержке нуждается со стороны государства.
Достаточно затратная мера – это выведение уровня доходов профессорско-преподавательского состава вузов не только до среднего по экономике (мы должны будем сделать это с сентября текущего года), но до уровня, который в 2 раза превышает средний по экономике. Обращаю ваше внимание на то, что эта задача должна быть решена не в один год, а до 2018 года, у меня так в соответствующей статье прописано. Это первое.
И второе. Мы должны будем подумать и, разумеется, вместе с общественностью, вместе с Советом ректоров, они с этой позицией согласны, подумать на тему о том, чтобы сократить число неэффективно работающих вузов. Мы знаем, что сеть у нас переразмерена, она превышает соответствующую сеть ещё в советское время, и нужно будет провести определённую работу внутри самих учреждений. Ректоры соглашаются со мной в том, что во многих учебных заведениях количество преподавателей на энное количество студентов сейчас тоже слишком большое. Скажем, в МГУ, ректор это сказал сам публично, один преподаватель на четырёх студентов, а у нас норма – один преподаватель на 10 студентов.
Кроме того, соотношение профессорско-преподавательского состава и обслуживающего персонала вузов сегодня 50 на 50, и это тоже не оптимальное соотношение, и над этим надо подумать. О чём я сейчас говорю и почему я об этом говорю? Я говорю, что те финансовые затраты, которые мы должны будем сделать просто напрямую из бюджета, и увеличить бюджетное финансирование, они всё-таки должны быть сопряжены с заранее продуманными мерами по оптимизации соответствующих сетей и наведению порядков внутри этих учреждений. То есть за счёт экономии. Всё это вместе: и дополнительные ресурсы, и экономия – должны дать соответствующий положительный эффект. Я на это очень рассчитываю и надеюсь на то, что мы сейчас вместе к этой работе приступим.
Мы вчера говорили, у Дмитрия Анатольевича собирались. Где-то, я считаю, это до полутора процентов ВВП нам нужно будет обеспечить на эту работу дополнительно. Надо будет посмотреть и на расходы, которые мы с вами запланировали на этот, на ближайшие годы. Надо будет где-то их оптимизировать, эти расходы. Я обращаю внимание Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития, других ведомств. Мы не будем нарушать принципы, которыми мы руководствовались в предыдущие годы. Вопросы макроэкономической стабильности, макроэкономической политики остаются приоритетом №1. Поэтому надо подумать и о лучшем администрировании налогов, и над другими мерами. Мы понимаем, о чём идёт речь, и прошу эти предложения в самое короткое время представить.
Сегодня я подписал поручение о графике работы над бюджетом 2013 года. Надеюсь, что Министерство финансов, другие министерства (фактически, работа уже началась) будут работать без сбоев по этому графику, с тем чтобы мы в предусмотренный законом срок вышли с проектом основного экономическою закона страны подготовленными и могли профессионально дискутировать с депутатами Государственной Думы при прохождении этого важнейшего закона. Это то, что мне бы хотелось сказать вначале.
Теперь по повестке дня. Здесь хотел бы выделить несколько вопросов, связанных прежде всего с защитой детей и охраной прав детей. Сегодня мы с вами должны будем принять решение о присоединении России к Международной конвенции о родительской ответственности и мерах по защите детей. Речь идёт о совершенствовании защиты прав и законных интересов детей, рождённых в браках с иностранными гражданами.
В последнее время, вы знаете, происходило много случаев резонансных, связанных со скандалами, причём со скандалами не только между конкретными физическими лицами и гражданами, но выходившими на уровень средств массовой информации, прямо скажем, отравлявшими даже межгосударственные отношения.
Нужно сделать всё, чтобы интересы детей были защищены, чтобы все эти споры, конфликты решались исключительно в правовом поле.
Например, применение Международной конвенции о защите прав детей позволит чётко очертить родительские права и обязанности в браках с иностранцами, решить вопросы опеки и попечительства, защитить права детей на полноценную спокойную жизнь и воспитание.
Следующий вопрос – это вопрос, связанный с обеспечением законных интересов детей, усыновляемых иностранными семьями. Я хочу сразу оговориться, приоритет при усыновлении детей-сирот в России должен отдаваться прежде всего российским гражданам, российским семьям. Но мы понимаем, что в современном мире возможны и другие альтернативы, возможно усыновление иностранными гражданами.
Нужно сказать, что в подавляющем большинстве случаев дети находят и в иностранных семьях, действительно, новую настоящую семью, людей, которые детей любят, окружают любовью. Но не секрет, что есть и другие случаи, к сожалению. Есть и случаи вопиющие, просто трагические, связанные даже с гибелью детей. Как правило, это происходит из-за низких требований к усыновителям, из-за отсутствия у специальных органов полномочий по вмешательству в судьбу ребёнка.
Иностранные организации, которые занимаются усыновлением, обязаны информировать российские власти о том, как складывается судьба ребёнка, как идёт его адаптация к новой жизни. Но, увы, такие структуры далеко не всегда охотно идут на сотрудничество.
Наиболее эффективный способ решения этой проблемы – заключение юридически обязывающих межгосударственных соглашений. Первый такой договор был заключён с Италией и вступил в силу в ноябре 2009 года. Сегодня обсудим подобное соглашение о сотрудничестве с Соединёнными Штатами Америки. Соглашение устанавливает чёткий порядок усыновления: только при содействии уполномоченных организаций. Отмечу также, что ребёнок сохраняет российское гражданство.
Кроме того, будущие приёмные родители обязаны проходить социально-психологическую подготовку, получать соответствующий сертификат. За условиями жизни в новой семье будет установлен строгий контроль. Приёмные родители должны будут регулярно отчитываться о самочувствии и воспитании ребёнка.
В случае возникновения проблем российские и американские уполномоченные органы будут иметь право на оперативное вмешательство, вплоть до передачи ребёнка в другую семью или возвращения на родину. Добавлю, что сейчас идёт разработка аналогичных соглашений с другими странами. Повторю, мы должны стремиться к тому, чтобы абсолютное большинство детей обретало свою семью у нас в России, а зарубежное усыновление стало редким, вынужденным исключением.
Следующий вопрос повестки дня связан с решением нашей системной проблемы. Речь идёт о повышении открытости и эффективности государственных и муниципальных закупок, причём в такой чувствительной сфере, как лекарственное обеспечение. Мы тратим на льготные лекарства, на приобретение медикаментов для больниц и поликлиник очень большие деньги. И эти финансовые ресурсы должны использоваться с полной отдачей. Важно стимулировать развитие конкуренции на российском фармацевтическом рынке, тем более что мы запустили масштабную программу модернизации фармацевтической и медицинской промышленности.
У нас сколько, Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), там в первом случае, по-моему, идёт 150 млрд и где-то 180 млрд рублей?
Очевидно, что существующие сегодня процедуры государственного и муниципального заказа на поставку лекарственных средств нуждаются в корректировке. Действующие правила позволяют заказчикам идти на разного рода ухищрения, искусственно ограничивать круг поставщиков, подыгрывать монополистам, закрывать доступ к заказам независимым производителям.
Существуют здесь и серьёзные коррупционные риски. В результате порой закупаются далеко не самые лучшие препараты и по завышенным ценам.
Предлагаемые изменения устанавливают более чёткий порядок и требования к размещению заказов.
Давайте перейдём к работе.
Дополнительные материалы по теме