Стенограмма начала встречи:
В.В. Путин: Сергей Михайлович, как Вы оцениваете ситуацию сейчас?
С.М. Игнатьев: Я считаю, что макроэкономическая ситуация - нормальная. Инфляция в последние месяцы понемногу снижается. Не так быстро (как нам хотелось бы), но снижается. И я думаю, что эта тенденция продолжится и в будущем.
А причины следующие. Во-первых, мы добились того, что у нас гораздо медленнее, чем в прошлом, растет денежная масса. Эта главная, фундаментальная причина того, что инфляция будет снижаться.
Кроме того, складываются довольно благоприятные условия для снижения инфляции на рынках зерна в России. Урожай в этом году очень хороший, цены на зерно сейчас довольно низкие. Не только на зерно, но и на другие сельхозтовары. Мировые цены на нефть также снижаются. Это тоже благоприятствует снижению инфляции в России.
В.В. Путин: Меньший приток нефтедолларов.
С.М. Игнатьев: Совершенно верно. Если у нас цена на нефть снижается, то будут медленнее расти золотовалютные резервы, мы меньше эмитируем рублей, медленнее растет денежная масса.
Но не только это. Чем ниже цены на нефть за рубежом, тем ниже цены на нефть в России. Потому что они определяются в зависимости от тех цен. Это значит, что цены на горюче-смазочные материалы в России тоже становятся поменьше.
Теперь что касается ситуации на финансовом, на валютном рынке. В последний месяц, в августе, произошел некоторый чистый отток капитала. Порядка 5 млрд долларов. Это немного, потому что у нас бывал отток капитала и более сильный. В начале этого года, например, в январе у нас был отток больше 10 млрд долларов, в прошлом году в августе тоже был сильный отток. Сам по себе он небольшой, на мой взгляд, он не очень повлиял на макроэкономическую ситуацию. В какой-то степени он повлиял на динамику валютного курса рубля. Мы еще в мае объявили о своих планах по постепенному снижению роли интервенций Центрального банка на валютном рынке, о своем намерении увеличить изменчивость, волатильность валютного курса. То есть, Центральный Банк в будущем и уже сейчас будет играть меньшую роль в формировании курса, и валютный курс будет формироваться в большей степени под влиянием рыночных факторов. И эту позицию мы еще раз подтвердили в проекте основных направлений денежно-кредитной политики на ближайшие годы, которую мы представили в Госдуму и в Правительство.
В связи с этим в последние месяцы волатильность валютного курса увеличилась. А в последние дни произошло даже некоторое ослабление рубля по отношению к американскому доллару.
В.В.Путин: Для промышленности это как?
С.М.Игнатьев: С точки зрения конкурентоспособности на мировых рынках, на российском рынке это неплохо. Но это не очень хорошо с точки зрения инфляции, которую мы обсуждаем. Ну и вообще, стабильность российской валюты это, конечно, благоприятный фактор, хотя такое жесткое управление курсом - тоже не очень хорошо, потому что рано или поздно придется переходить на какой-то иной режим - и могут быть проблемы.
В.В.Путин: Сергей Михайлович, вот Вы сказали о небольшом оттоке в последнее время. Как Центробанк прогнозирует эту ситуацию по результатам года?
С.М.Игнатьев: Ну, в целом, за восемь месяцев, опять же по предварительной оценке, мы имеем чистый приток капитала в размере примерно 25 млрд. долларов. И мы оцениваем, что за год в целом чистый приток капитала составит порядка 40 млрд. долларов.
В.В.Путин: То есть, все равно по результатам года у нас будет приток, причем значительный?
С.М.Игнатьев: Да, в этом мы уверены.