Прежде чем ознакомить Премьера с работой больницы, министр здравоохранения Татарстана А.З.Фаррахов рассказал В.В.Путину о реализуемой в республике программе развития сосудистой медицины, которая позволила на 44% снизить в Татарстане смертность от инсультов.
Главный врач больницы И.И.Хайруллин рассказал, что учреждение было открыто в 1978 году, а в 2009–2011 годах поэтапно реконструировано. В результате реконструкции больница скорой медицинской помощи стала многопрофильным центром, который оказывает круглосуточную экстренную, неотложную и плановую специализированную медицинскую помощь не только жителям Набережных Челнов, но и всего северо-востока республики. В настоящее время больница является сосудистым центром для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, центром по лечению сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также травмоцентром по оказанию медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
По словам главврача больницы, она рассчитана на 600 коек, в ней работает 201 медик. Ежедневно в больницу обращается 500–600 человек, за год количество обращений составляет 142 тыс.
Премьеру рассказали о работе информационной системы больницы и её приёмных отделений. По словам главврача, во всех приёмных отделениях больницы имеются так называемые противошоковые залы. Один из залов продемонстрировали и В.В.Путину. Главврач больницы также рассказал главе Правительства о том, что ряд сотрудников прошёл переподготовку и стажировку в зарубежных клиниках. У одного из сотрудников, стажировавшихся за рубежом, глава Правительства поинтересовался, где оборудование лучше. «Сейчас мы их превосходим», – ответил медик.
Премьер также побывал в отделениях ангиографии и томографии. В это время один из специалистов проводил консультацию в режиме видеоконференции с коллегой из Казани, с которым пообщался и глава Правительства. «Как часто вы проводите такие консультации?» – поинтересовался В.В.Путин. «Как минимум раз в неделю бывает», – ответил медик.
Кроме того, Премьер побывал в операционных, где на мониторах было видно, как проходит одна из операций, а также в клинико-диагностической лаборатории, оснащённой современными анализаторами. По словам заведующей отделением, имеющееся оборудование позволяет проводить срочные исследования в течение всего 15 минут.
Во время посещения больницы В.В.Путина также ознакомили с работой санитарной службы. «У нас очень большой дефицит кадров, поэтому мы разделили службу, младший медперсонал на три части и создали внутреннюю транспортную службу, службу дезинфекции, а также социальную службу», – рассказала заведующая отделением. «Продумано до мелочей», – отметил Премьер.
* * *
В ходе посещения больницы В.В.Путину техником медицинской лаборатории был задан вопрос, касающийся поддержки семьям при рождении третьего ребенка
Стенограмма:
Реплика: Владимир Владимирович, в газете «Комсомольская правда» есть статья, в которой меня затронул один очень важный вопрос. У меня двое детей, две девочки, мой муж мечтает о сыне.
В.В.Путин: Отлично! Надеюсь, ваши планы совпадают.
Вопрос: Будет ли моя семья получать пособие на третьего ребёнка, живя в Татарстане? В Татарстане у нас рождаемость высокая, а в статье указано, что пособие будет только в регионах с низкой рождаемостью. Неужели это будет только в русскоязычных регионах?
В.В.Путин: У нас все русскоязычные регионы вне зависимости от того, где кто живёт: у нас многонациональная страна. И эта помощь, которую мы предполагаем оказать семьям, принявшим решение завести третьего ребёнка, действительно нацелена на то, чтобы поддержать те регионы, в которых демография находится в плохом состоянии. Все национальности, нации, этнические группы России абсолютно равны между собой в правах. Абсолютно! И никакого значения численность здесь не имеет, хотя мы с вами все прекрасно понимаем и знаем, что русские составляют где-то 80% населения страны. И в Татарстане-то из 3,8 млн человек сколько проживает русских? Где-то, наверное, половина примерно, да?
Реплика: 50%
В.В.Путин: А кстати говоря, татар-то проживает на других территориях Российской Федерации больше, чем в самом Татарстане. Поэтому у нас разницы в целом никакой не делается, у нас все равны – и малые народы, и большие. А татары, кстати говоря, у нас вторая по численности этническая группа в России. Но я думаю, что вы со мной согласитесь в том, что вообще-то незазорно поддержать и русский народ, имея в виду, что он нёс большую постоянную нагрузку, связанную с различными экспериментами советского времени: всякие переселения, целина, война и так далее. Основная нагрузка была на эту группу, на русских. Но, повторяю, мы ни одну программу не развиваем по этническому принципу. Мы и эту программу планируем осуществить именно по необходимости.
Вот в Татарстане у нас… Я разговаривал с министром здравоохранения, а сегодня ещё и со специалистами Академии наук Российской Федерации с утра, перед тем как сюда к вам поехать: у нас на одну женщину в среднем в стране приходится (естественно, в среднем, мы с вами понимаем, о чём идёт речь) 1,6 ребёнка. В Татарстане это примерно так же, как в среднем по стране, – 1,6, чуть даже побольше. А вот, скажем, в европейской части России, на северо-западе, в части регионов Поволжья, на Дальнем Востоке ситуация очень плохая с демографической точки зрения: там в течение нескольких лет отрицательная демография. И мы будем оказывать помощь в этих регионах вне зависимости от национальной принадлежности всем – и русским, и татарам, и представителям других национальностей.
Например, мы сейчас на душу населения больше денег вкладываем в развитие экономики Северного Кавказа, но это никого не должно задевать и обижать, потому что нам нужно поднимать там собственные производительные силы, рабочие места создавать. Там в Чечне безработица 49% и нужно создавать им места, где они могли бы работать. Но там высокая демография, и в этом смысле там всё нормально. А вот, скажем, в Центральной России или, скажем, в некоторых регионах Поволжья, или на Дальнем Востоке – ситуация плохая. Но на Дальнем Востоке мы будем оказывать помощь всем вне независимости от этнической принадлежности. Там ведь очень много представителей малых северных народов живёт, и им, конечно, нужно оказать помощь в первую очередь. Нужно оказывать помощь на Сахалине, там очень плохая рождаемость. А на Сахалине сопоставимо с Республикой Марий Эл, это ваши соседи здесь, и там в основном-то проживают марийцы.
Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть: это связано не с этнической принадлежностью, а с ситуацией в том или другом регионе. И вообще, мы почти все родственники. Я вот сегодня с сотрудниками Академии наук разговаривал: народы бывшего Советского Союза и сегодняшней Российской Федерации занимают первое место в мире по числу смешанных браков. Даже в США количество смешанных браков между различными этническими группами меньше, чем в России. Поэтому в известной степени мы все родственники, здесь не стоит нас делить по национальным, этническим квартирам. Но нужно оперативно реагировать регионально на проблемы, которые имеют наибольшую региональную остроту. Вот из этого будем исходить. Кроме всего прочего, мы, конечно, будем делать, и я думаю, что вы со мной согласитесь, это справедливо с социальной точки зрения, – нужно оказывать адресную помощь, прежде всего тем, кто нуждается в такой поддержке со стороны государства.
Реплика: Спасибо большое Вам.