Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы достаточно регулярно встречаемся. В прошлый раз, по-моему, народу было поменьше. А студентов добавилось. Понятно. В любом случае говорим регулярно по проблемам, которые нас всех волнуют, а главная проблема здесь – это развитие образования, науки, высшей школы вообще, настройка высшей школы на запросы общества и экономики.
Я ещё раз хочу подчеркнуть то, о чём мы с вами говорили неоднократно: к 2020 году мы должны создать в нашей стране, в России, целую сеть университетов мирового класса. И сейчас активно работаем над этим, я имею в виду, конечно, и все наши высшие учебные заведения. Но вы знаете и о программах, которые активно развиваются – имеются в виду и исследовательские университеты, и федеральные университеты, и два наших ведущих вуза (в Москве и Петербурге два университета). Как и прежде, хотел бы тоже ещё раз вернуться к этой теме, послушать ваше мнение по поводу того, как развивается эта работа, как она движется, что нам нужно сделать дополнительно, для того чтобы эта работа шла поступательно вперёд.
Хотел бы обратить ваше внимание на то, что за последние пять лет мы увеличили расходы федерального бюджета на высшую школу в 2 раза. За пять лет в 2 раза! А на гражданскую науку – более чем в 3 раза! Это абсолютно объективные, выверенные данные.
Как вы знаете, с 1 сентября прошлого года на 9% был проиндексирован стипендиальный фонд, и в результате все вузы, находящиеся в ведении Минобрнауки, выплачивают студентам стипендию в размере выше академической.
Нам необходимо в этом отношении сделать следующий шаг. Наверняка вы знакомы с тем, что было обнародовано через «Комсомольскую правду» в понедельник. И вот по некоторым из этих вопросов я с вами хотел бы поговорить и посоветоваться отдельно. Больше того, хотел бы обратиться в известной степени за помощью. Здесь нам нужно просто выработать общий единый порядок работы по этому направлению. О чём там говорилось? О том, что мы должны существенно увеличить стипендии для начинающих студентов. Я знаю, что и коллеги, которые в этом зале собрались, тоже с настороженностью отнеслись к этому предложению, потому что ассистенты получают 5 тыс. Но, вы знаете, это очень мало и для ассистентов. Мы не должны, ссылаясь на то, что ассистенты мало получают, сдерживать стипендии студентам, – ассистентам поднимать надо, это ненормально, невозможно жить на эти деньги. Что касается студентов, из чего я исходил? Это не предвыборный лозунг, то есть это, конечно, ясно, что это появилось в ходе нашего внутриполитического календаря, но сделано это предложение было осознанно и не как какая-то подачка. Это было сделано для того, чтобы мы с вами смогли сформировать ту самую систему справедливых так называемых социальных лифтов, которых у нас не хватает, – это очевидно, это правда, и это, во-первых.
Во-вторых, мы должны создать условия, когда люди из небогатых семей, но талантливые могли бы себя реализовать себе на пользу и стране на пользу. Если человек приходит в вуз с хорошими потенциальными качествами, с хорошими задатками, но ему не на что пойти купить себе, извините, колбасы и булки хлеба или масла, то невозможно ему нормально учиться, он должен где-то бегать подрабатывать, а значит, он не получит нормальных знаний. И вот, собственно говоря, вас и собрал сегодня для того, чтобы с вами посоветоваться по поводу того, как это всё сделать.
Исходил из чего? Первые два, в некоторых случаях три года этот молодой человек или девушка должны получать минимальные деньги, чтобы можно было прожить, – это около 5 тыс. Но это только те, кто хорошо учится, без «троек». Если с «тройками», тогда извините, тогда можно платить больше, чем 1300, как сегодня, но не 5 тыс. Итак, он получает первые два-три года по 5 тыс., и если он начинает тратить это время действительно на учёбу, действительно добивается хороших результатов, то тогда к третьему-четвёртому курсу у него есть шансы получить повышенную стипендию или даже стипендию Правительства, Президента, какой-то грант, или начать работать в малом предприятии, сеть которых мы развиваем в высших учебных заведениях, или даже, может быть, работать не в рамках вуза, на стороне, но по профилю. И тогда он не выпадает из общего процесса своего профессионального становления, а наоборот, повышает постоянно свою квалификацию. Смысл был именно в этом – дать возможность на первых шагах нормально учиться, получать знания, создать условия для того, чтобы человек мог подрасти и дальше развиваться по этому направлению. Вот это первое, на что я хотел бы обратить внимание и о чём нужно поговорить.
Второе, конечно, мы все это понимаем, вы лучше, чем кто-либо другой: высшая школа – это прежде всего профессорско-преподавательские кадры, это люди, которые работают, которые преподают, на них и держится вся система образования. У нас небольшой перекос возник в связи с тем, что мы доводим сейчас среднюю заработную плату в общеобразовательных школах для педагогов до средней по экономике. В 56 субъектах Российской Федерации профессорско-преподавательский состав в высших учебных заведениях получает заработную плату ниже, чем средняя по экономике. Эта ситуация должна быть исправлена, это очевидное дело. Нам нужно с 1 сентября ситуацию кардинальным образом поменять. Сегодня зарплата в системе высшего образования составила 21 867 рублей за прошлый год при средней зарплате по экономике в стране за прошлый год 24 тыс., то есть у нас в целом она пониже получилась, это за счёт тех нескольких десятков регионов, где она ушла ниже средней по экономике.
Хотя здесь тоже нужно посчитать. Вот у меня данные по уровню заработной платы работников высших учебных заведений. Что такое работники, я не очень понимаю: если это профессорско-преподавательский состав, то это одно, а если это со всеми другими категориями, то это несколько другое. Я попросил министра, сегодня он посчитает, и мы поймём точные данные, у нас будут точные данные по профессорско-преподавательскому составу. Но в любом случае там, где этот средний по экономике уровень не достигнут у профессорско-преподавательского состава, это нужно будет сделать с 1 сентября текущего года.
В этой связи есть проблемы, на которые я хотел бы обратить ваше внимание. Что касается Министерства образования и науки, то по всем вузам, работающим по линии этого министерства, проблема будет, безусловно, решена, но у нас есть ещё ведомственные вузы. Я сейчас с некоторыми министрами разговаривал – это Министерство транспорта, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры. Я думаю, что по Министерству культуры будут наибольшие проблемы и здесь, скорее всего, придётся дать дополнительные деньги из бюджета. Проблема заключается в том, что у нас, конечно, в бюджете этого года дополнительных средств не предусмотрено, но я очень рассчитываю на то, что у нас и деньги появятся в ходе исполнения бюджета. Кстати говоря, и по стипендиям у нас ведь тоже не заложены эти расходы, поэтому эти 5 тыс., вот эти средства, мы, скорее всего, будем в состоянии предоставить, начиная со следующего календарного года, с января следующего года. Посмотрим, может быть, если будут допдоходы, может быть, и к сентябрю сможем. Пока просто я не могу дать таких обещаний публично. Со следующего календарного года точно, но, может быть, и с сентября – посмотрим по результатам работы экономики. А по профессорско-преподавательскому составу это нужно сделать с сентября.
Итак, Министерство образования и науки знает, это задача известная, и соответствующие ресурсы есть. Профильным министрам я такое поручение сформулирую уже сегодня, и они тоже будут готовиться. Но я и к вам хочу обратиться, уважаемые друзья и коллеги. Мы с вами знаем (вы знаете лучше, чем я), когда было очень много, относительно много платных студентов, тогда и количество преподавателей резко увеличилось под эту категорию. По мере сокращения платных студентов сеть никак не реструктурируется. Я совсем не призываю заниматься массовыми увольнениями, боже упаси, но кадровый состав должен соответствовать. И потом нужно, конечно, оставлять, упор делать на лучших. Это первое.
И второе. Сейчас стало очевидным, что у нас примерно 50:50 кадровый состав в высших учебных заведениях. 50% – это обслуживающий персонал. Это совсем не значит, что с сегодня на завтра нужно заниматься какими-то там массовыми чистками. Боже упаси! Но постепенно, спокойненько нужно приводить в нормальное состояние. Сколько у нас на одного студента по нормам должно быть?
А.А.Фурсенко: По нормам один к десяти.
В.В.Путин: Один к десяти?
А.А.Фурсенко: За исключением нескольких выделенных вузов, один к десяти.
В.В.Путин: А сейчас у нас один к пяти получается.
А.А.Фурсенко: Кое-где.
Реплика: У нас один к четырём.
В.В.Путин: У вас один к четырём, да? Ну вот. По нормам на одного преподавателя – 10 студентов, а сейчас получается один к четырём, один к пяти. Я призываю вас просто подумать над этим, подумать и двигаться в сторону нормализации.
Есть ещё одна проблема, на которую я хотел бы сегодня обратить внимание, – это молодые преподаватели. Вы знаете, что у нас внедряется практика грантов для учёных, для преподавателей. Одна из этих программ называется «Мегагранты», где мы не учебному заведению, не научному заведению, а конкретному человеку, учёному предоставляем грант где-то в размере 130–150 млн рублей. Вот этот человек приезжает, под него создаётся лаборатория, и он начинает работать, привлекая и аспирантов, и студентов старших курсов, и так далее. Я с некоторыми получателями этих грантов встречался, видел, как они работают – очень интересно, люди увлечены реально. Там половина примерно наших бывших соотечественников, которые уехали за границу и вернулись. Много тех, кто никуда и не уезжал. Есть и иностранцы в полном смысле этого слова, стопроцентные, которые приехали и живут по три, четыре, пять месяцев, по полгода живут в нашей стране, причём не только в столичных городах Москве и Петербурге, но и на периферии, в том числе в Сибири, допустим. И все довольны, главное.
Вот идея заключается в том, чтобы такую же грантовую программу сделать для молодых преподавателей, молодых учёных, с тем чтобы наши отечественные, молодые, хорошие специалисты ехали в вузы по всей территории Российской Федерации. И здесь нам нужно будет эту программу выстраивать всем вместе. Правительство должно будет внести свою лепту, вузы должны будут помочь и поддержать эту программу, и, конечно, региональные власти, прежде всего с точки зрения обеспечения жильём, создания необходимых бытовых условий, для того чтобы молодые люди, молодые перспективные преподаватели могли начать работать и не были бы обременены необходимостью решать текущие, малоприятные задачи.
И в завершение буквально два слова… Да, конечно, это дело министерства, вы сами ставили этот вопрос. Это так называемые псевдовузы, нужно там поляну зачищать просто. К сожалению, это до сих пор ещё является проблемой нашего высшего образования. Здесь тоже мне бы очень хотелось вас привлечь к сотрудничеству. Хотел бы попросить вашей помощи, чтобы вы вместе с министерством имели в виду эту проблему и помогали бы министерству подходить к решению этой задачи не чисто формально, административно, а по сути.
И есть ещё одна тема, может быть, малоприятная для этого состава собравшихся, но тем не менее она известна, в обществе обсуждается, вы это знаете. Это разрыв в доходах между руководителями высших учебных заведений и рядовым профессорско-преподавательским составом. Я сейчас не хочу здесь ничего навязывать и не хочу усугублять эту тему. Я попросил бы Виктора Антоновича Садовничего (В.А.Садовничий – ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова) и других наших коллег и друзей самим сформулировать видение этой проблемы и способы её решения.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
По поводу стипендий. Они действительно маленькие. Сколько там? 2,5 тыс., по-моему? Вы слышали, и ректоры тоже знают об этом (все теперь об этом знают): есть предложение студентам первых курсов повысить до 5 тыс., а это значит, что и аспирантам, конечно, стипендия должна быть повышена. Совершенно очевидно: аспирант не может получать меньше, чем студент первого курса.
Уже я говорил о стипендиях студентам со следующего календарного года, а со следующего учебного года, с 1 января, мы планируем повысить стипендии аспирантам уже до 6 тыс. сразу, это как раз в разы.
Но со следующего календарного, когда студенты первых курсов будут получать по 5 тыс., конечно, тогда должны подрасти ещё и стипендии аспирантов. Это очевидная вещь.
Теперь по поводу банка данных для хороших идей и каналов доведения до потребителя этих идей. Я, кстати, говорил в одной из своих статей о так называемой системе краудсорсинга, о которой вы знаете и многие из присутствующих знают. Идея очень хорошая, и мы, по сути, даже не называя это краудсорсингом, использовали это при принятии ряда законов, в частности закона о медицине, об основах медицины. По некоторым другим вопросам также фактически работали, и работали, как выяснилось, в целом результативно. Все эти документы – это результат компромиссов, но зато это приемлемые для участников процесса компромиссы, что тоже очень важно для последующей реализации этих идей, поэтому мы будем развивать это направление деятельности. Первое.
И второе – конкретно ваше предложение можно было бы реализовать и предложить в рамках созданного Агентства по стратегическим инициативам Я Никитину (А.С.Никитин – генеральный директор Агентства стратегических инициатив) скажу, он вас найдёт, обязательно с ним переговорите, хорошо?
И наконец, по поводу заработной платы в бюджетном секторе. Вы понимаете, в чём дело? У нас средний уровень заработной платы по стране, я уже говорил, по декабрю прошлого года – 24 тыс. с небольшим. Если мы на госслужбе будем непомерно раздувать заработную плату, то тогда у нас все молодые люди, выпускники будут стремиться исключительно на госслужбу. И так уже у нас есть такой мейнстрим – туда все тянутся, для того чтобы там что-то заработать или на такой государственной ренте там сидеть. Поэтому это правильно, что нужно повышать уровень заработной платы в госсекторе, совершенно верно, но он всё-таки должен соответствовать общим доходам населения, слишком так стрелять было бы очень опасно. А что касается того, что люди из госслужбы потом переходят в бизнес, – я здесь не вижу ничего плохого, если это современный, интересный бизнес. Собственно говоря, если люди развивают экономику, уходят в интересные компании, мне кажется, что это неплохо, вопрос только в том, чтобы человек мог себя реализовать и на госслужбе, и в бизнесе. Ведь это такая тонкая вещь, это зависит от большого количества составляющих: одному нужно заработать миллионы и миллиарды, а другому достаточно достойно жить, иметь возможности нормально одеваться, растить детей, купить машину, дом иметь. Для этого миллиарды не нужны, но нужен достойный уровень заработной платы. Это всё делается ритмичной, постепенной работой всего общества, правильными решениями на уровне, конечно, руководства страны, эволюционным путём. Спасибо вам большое. До свидания!