Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!
Константин Олегович (К.О.Ромодановский, глава ФМС) показал мне ваши возможности сейчас, так довольно подробно рассказал о том, какие современные способы в своей работе вы используете. Интересно, полезно, и мне кажется, что достаточно эффективно. Но проблем в сфере, которой вы занимаетесь, очень и очень много. Я предлагаю сегодня как раз обсудить конкретные, первоочередные даже, может быть, решения, которые позволят нам улучшить положение дел в этой очень чувствительной для многих наших граждан сфере, в целом повысить эффективность работы ФМС, других ведомств, отвечающих за проведение государственной политики, как я уже сказал, в этой очень чувствительной области.
Сразу скажу: накопившиеся здесь проблемы, риски волнуют наше общество, порой вызывают открытое раздражение. Вы знаете, я только сейчас рассказывал вашему руководителю, общался со своими личными друзьями, знакомыми: в некоторых крупных городах люди уже на праздники стараются из дома не выходить – это серьёзные вещи, это то, на что мы должны обратить внимание и соответствующим образом реагировать. Сейчас об этом и поговорим.
Есть обоснованные претензии граждан и к качеству законодательства, и к правоприменительной практике. Чтобы подчеркнуть масштаб вопроса, сошлюсь на ваши же экспертные данные, некоторые сейчас были приведены руководителем службы. По информации ФМС, на территории страны находится порядка 9,2 млн иностранцев, из них, по оценкам, порядка 4 млн человек хотя и встали на миграционный учёт, но работают нелегально. Хорошо если работают, а ведь есть и другие способы зарабатывать деньги! Нет необходимости объяснять, какое это поле для злоупотреблений, коррупции, нарушения прав людей, организованной и бытовой преступности, насколько это деформирует наш рынок труда, ложится нагрузкой на социальную и другую инфраструктуру, создаёт почву для межэтнических и других эксцессов и конфликтов.
Скажу сразу, Россия не собирается закрываться от кого бы то ни было, отгораживаться. Но что нам, безусловно, необходимо сделать, так это на порядок усилить требования к качеству миграционной политики, включая регулирование трудовой миграции. Прежде всего, конечно, будем исходить из интересов граждан Российской Федерации – по-другому и быть не может, – из интересов стабильности российского общества, из интересов экономики. Напомню: в период кризиса, роста безработицы Россия пошла на сокращение квот на применение и привлечение рабочей силы на территории Российской Федерации, рабочей силы из-за рубежа. Считаю, что поступили мы абсолютно правильно, и, кстати, партнёры из стран СНГ в целом с пониманием отнеслись к этим мерам. Сегодня экономика растёт, ёмкость рынка труда увеличивается, и без привлечения трудовых ресурсов из-за границы, к сожалению, экономике не обойтись. Так, мы серьёзно упростили порядок выдачи разрешений на работу для иностранных специалистов высокого уровня, необходимых российской экономике, – имеются в виду инженеры, технологи, учёные, управленцы. Но (и вы сами это лучше меня знаете) с июля 2010 года по сегодняшний день оформлено всего 14,5 тыс. таких разрешений. В общем потоке это капля в море, но это как раз те люди, которые нам с вами нужны.
В целом в сфере трудовой миграции нужно переходить на более чёткие правила, удобные и необременительные для законопослушных людей. В этом плане считаю правильным сделать более внятными процедуры постановки на миграционный учёт, выдачи разрешений на проживание и работу, там, где это возможно, применять электронный формат предоставления таких услуг. Вы уже ввели некоторые новые формы, например, патенты. Приобрести патент можно в территориальном отделении ФМС. Утверждён перечень профессий. Самые популярные – это водитель, помощник по хозяйству, няня. Цена патента – всего 1 тыс. рублей. К настоящему времени уже куплено более 1 млн патентов. Это позволило пополнить региональные бюджеты, кстати говоря, на 3,8 млрд рублей.
Однако, создавая цивилизованные условия для легальной трудовой миграции, мы должны жёстко отсекать криминал и всякого рода серые схемы. ФМС должно более результативно работать в этом плане с правоохранительными органами, плотнее работать с ними: не просто фиксировать ситуацию, а оперативно реагировать. Мы сейчас говорили и о кадровом составе, количестве ваших сотрудников, распределении полномочий между различными органами. Мы ещё с руководством службы к этому вернёмся. В ряде своих выступлений я уже высказывался по поводу требований к миграционной политике. Сегодня постараюсь их конкретизировать.
Первое – предлагается закрыть въезд в Россию (на срок от 5 до 10 лет, а может быть, и более длительный период) для тех, кто попался на неоднократных злостных нарушениях миграционного законодательства или был выдворен из страны по судебному решению.
Второе: естественно, должны быть усилены санкции в отношении тех, кто провоцирует нелегальную миграцию. Сейчас руководитель вашей службы сделал некоторые предложения, но это касается, безусловно, как физических, так и юридических лиц, тех, кто организует незаконные и нелегальные потоки; тех, кто нанимает на работу людей без всяких разрешений и, по сути, на положении бесправных рабов использует здесь; тех, кто организует всякого рода общаги и ночлежки для нелегальных мигрантов. Пока такие нарушения главным образом караются символическим штрафом. И здесь миграционная служба просто бессильна: бессмысленно возлагать на вас ответственность, если вы не можете воспользоваться инструментами, которых в жизни не существует, в праве нашем не существует. Считаю, что здесь должны быть предусмотрены санкции уголовного характера и потребуется, видимо, внести изменения в 322-ю статью Уголовного кодекса России, в некоторые другие правовые акты.
Отдельно – о таком важном вопросе, как качество трудовой миграции. Нужно усиливать акценты в пользу квалификации трудовых ресурсов, трудовых мигрантов, их культурной, поведенческой совместимости. Подобная практика, кстати, существует, как вы знаете, во всех цивилизованных странах мира, и Россия не должна быть исключением, не должна быть страной, куда может въехать кто угодно, как угодно и когда угодно.
Нам нужна скоординированная работа миграционной службы, правоохранительных органов, прежде всего МВД России и ФСБ, регионов, и конечно, бизнеса, в том числе чтобы чётко понимать, сколько людей и каких профессий требуется в том или другом субъекте Российской Федерации. Причём преимущественно следует привлекать иностранную рабочую силу именно на те позиции, на которые трудно набрать местных граждан – граждан Российской Федерации. Принципиально важно избежать возникновения замкнутых этнических анклавов. Учитывая международный опыт, это тупиковый, безусловно, путь, чреватый многими рисками и издержками как для самих приезжих, так и для местных граждан.
В целом адаптация мигрантов – это отдельный, комплексный вопрос. Нужно создавать условия, чтобы приезжающие в Россию могли нормально интегрироваться в наше общество, знали русский язык, безусловно, уважали нашу культуру и традиции, знали и следовали законам Российской Федерации. В этой связи считаю вполне взвешенным решением введение обязательного изучения и последующего экзамена на знание русского языка. Здесь потребуются серьёзная организационная работа, поправки в действующее законодательство. Я прошу ФМС России, другие ведомства представить на этот счёт конкретные предложения, проработать эти вопросы и представить их в Правительство, причём обязательно нужно их открыто обсудить с национальными диаспорами, общественными и религиозными организациями. Предлагается сделать это обязательным требование для всех трудовых мигрантов вне зависимости от их будущей сферы деятельности.
И, конечно, нужно работать со странами, из которых к нам приезжают люди, формировать двустороннюю правовую базу, необходимую инфраструктуру, в том числе речь идёт о создании так называемых центров домиграционной подготовки, которые включали бы в себя профессиональную подготовку, изучение русского языка, базовых законов, культурных норм и традиций народов Российской Федерации. К созданию таких центров целесообразно подключить и российских работодателей, заинтересованных в привлечении качественных трудовых ресурсов.
Ещё одна очень чувствительная тема – это внутренняя миграция. Всё больше граждан России ездит работать, жить, учиться в другие регионы страны, и это, естественно, нормально. Свобода передвижения не может и не должна ограничиваться. Но и здесь должны существовать цивилизованные правила. Важно избежать ненужных рисков, напряжения, сбалансировать потоки внутренней миграции с развитием рынка труда, социальной, коммунальной и другой инфраструктуры. Мы с вами прекрасно понимаем, что, например, здесь, в Москве, в Питере, в других крупных городах инфраструктура часто не готова для приёма большого количества приезжих – нет достаточного количества ни транспортных маршрутов, ни поликлиник, ни больниц. Надо всё это иметь в виду, чтобы не ставить ни приезжих людей в трудное положение, ни местных жителей.
Считаю, что нам нужно внимательно посмотреть на существующую систему регистрации. Здесь есть явные нестыковки и правовые пробелы. Пример тому – появление так называемых резиновых квартир, где на нескольких квадратных метрах прописывают по сотне людей и больше. Нужно ликвидировать рынок подобных сомнительных услуг и фиктивной регистрации, предусмотреть жёсткую ответственность как для собственников жилья, которые явно злоупотребляют своим имущественным правом, так и для должностных лиц, которые паразитируют на махинациях с регистрацией, причём ответственность, к сожалению, и здесь нужна будет уголовная.
Уважаемые коллеги! Хотел бы затронуть ещё несколько тем.
Первое – это реализация программы по переселению наших соотечественников из-за рубежа. Знаете, я вчера был в Томске, со студентами встречался, и там возникли эти вопросы. Одна русская девушка, приехавшая из Казахстана, сразу рассказала о массе мелких проблем, которые не дают возможности чувствовать себя нормально и комфортно. Хотя и гражданство получила уже, а возникают тем не менее сложности при организации нормальной жизни. Нужно посмотреть, как сделать всю эту работу более эффективной и привлекательной, активно подключать к ней регионы, муниципалитеты, заинтересованный бизнес и потенциальных работодателей. Я также прошу вас, уважаемые коллеги, подготовить соответствующие предложения.
Второе. ФМС, как и все другие ведомства, сейчас переходит на оказание услуг в электронном формате и по принципу «одного окна». Особенно это касается такой массовой услуги, как выдача паспортов, в том числе заграничных паспортов. Судя по обращениям граждан, здесь остаются проблемы, нужно посмотреть, как более качественно построить этот процесс.
Третье. Сейчас уже работает единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, затем нам предстоит двигаться к созданию Евразийского союза. Такая тесная интеграция предполагает унификацию трудового и миграционного законодательства, а в перспективе, как мы рассчитываем, и единую визовую и миграционную политику. Надо будет проработать все практические шаги в этом направлении. Вы все люди опытные, работаете давно, прекрасно понимаете: на постсоветском пространстве это первое реальное, хочу подчеркнуть – реальное интеграционное объединение, очень серьёзный шаг в будущее. Но нужно заранее предусмотреть все сложности на этом пути, исходя из реалий сегодняшнего дня.
Безусловно, наш приоритет – и безвизовый режим с Евросоюзом, мы должны быть к этому готовы в полном смысле, и, пожалуй, в первую очередь это касается порядка и благополучия в миграционной сфере. Знаю, что вы ведёте постоянный диалог с европейскими партнёрами, и чем эффективнее будет наша миграционная политика, тем быстрее мы сможем подойти к отмене визовых барьеров с нашими соседями в Европе.
Далее. Мы хорошо понимаем, какую серьёзную физическую, психологическую нагрузку несут сотрудники ФМС. Это сложная и очень напряжённая работа в психологическом плане. Здесь должны работать настоящие профессионалы, квалифицированные люди, поэтому обязательно и дальше будем заниматься укреплением социальных гарантий сотрудников вашей службы.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Вы знаете, я вас оставлю, не буду вам мешать работать дальше. Но перед тем как уйти, хотел бы сказать вот что. Что касается Таможенного союза и единого экономического пространства, а в дальнейшем, возможно, и Евразийского союза с Казахстаном и Белоруссией. Вы понимаете, что здесь у нас проблем меньше всего, прежде всего потому, что нам удаётся скоординировать свою работу, свою совместную работу на важнейших социальных и экономических направлениях. Это минимизирует и риски в области миграции – и с Казахстаном, а тем более с Белоруссией, с которой у нас настоящих проблем никогда и не возникало.
Что касается других стран ближнего зарубежья. Я прекрасно понимаю сложности, перед которыми стоит ваша служба, и некоторые направления работы в области правоохранения. Потому что визового режима почти ни с кем нет! Ну, выслали, а дальше что? Человек сел на самолёт и снова прилетел или - на поезд. А если выслали – ещё и за наш счёт съездил, семью навестил. Понимаете? Я это прекрасно всё понимаю. Но решать проблемы нужно, они есть. Я ведь не придумал, когда сказал, что в праздники в крупных городах люди уже предпочитают (местные жители) из дома не выходить. Это так! Мы куда идём-то?! Куда мы катимся?! Это же дестабилизирует наше собственное общество.
По известным политическим соображениям мы и не вводим визовый режим между странами СНГ, потому что, если мы введём, мы окончательно их потеряем. Сложная для нас, непростая ситуация. И миграционный поток для нашей экономики нужен. Какой выход? Есть ли он вообще? Есть. Он в чём заключается? Во-первых, нам нужно сделать то, о чём я сейчас сказал, – нужно плотнее работать с тем странами, откуда поступают мигранты. Действительно, создавать центры там, вводить совместное регулирование – это первое. И здесь без вашей помощи нам тоже не обойтись: вы должны готовить эти предложения, потому что вы чувствуете лучше, чем какие-либо другие специалисты, работающие в этой области, остроту проблем.
Второе – нам нужно ужесточать, к сожалению, здесь законодательство, связанное с теми, кто паразитирует на этой ситуации. Я имею в виду и физических, и юридических лиц. Я сказал об этом в своём выступлении. Нужно ужесточать законодательство вплоть до уголовного. Почему?.. Как внутри страны, кстати говоря, если мы имеем дело с нарушением правил регистрации и внутренних миграционных потоков, так и если мы имеем дело с нарушениями иммиграционного характера. То же самое, поскольку виз нет у нас, со странами СНГ. Мы вынуждены будем с вами переходить к уголовной ответственности, потому что человек нарушил, его выслали, а он опять приехал. Так можно бесконечно продолжать. Если будет знать, что находится под возможностью уголовного преследования, он же далеко тогда не уедет, только в места лишения свободы. Тогда уже будут задумываться, нужно нарушать или нет. Только этим продиктована, на мой взгляд, необходимость ужесточения, иначе мы никогда порядка здесь не наведём. Не для того чтобы хватать и не пущать, как в какие-то прежние времена, а чтобы порядок навести. Но и здесь, конечно, нельзя топором махать, чтобы муху убить, здесь аккуратненько нужно действовать, это тоже очень тонкая сфера, поэтому я вас прошу подойти к этому в высшей степени профессионально. Вот руководитель службы сказал, что служба молодая у вас, но всё-таки она уже набралась значительного опыта, квалифицированный персонал собран, сотрудники очень грамотные собрались, понимающие, что и как нужно делать, поэтому я жду от вас предложений. Спасибо большое. Хочу вам пожелать успехов. Спасибо.