Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Пожалуйста, Игорь Иванович, мы договаривались, что Министерство энергетики вместе с самими энергетиками, компаниями подумают на тему о том, как нам более прозрачным сделать этот рынок в стране – и электроэнергетики, и газа. Первое.
Второе – как нам освободить от обременительных и необоснованных штрафных санкций потребителей, прежде всего, конечно, средних и небольших потребителей и электроэнергетики, и газа. Вы должны были проработать форму декларирования собственности и участия в бизнесе наших крупных электрических компаний, прежде всего сетевых, с государственным участием. Первый вопрос: в каком состоянии эта работа? Это раз. И подвопрос здесь: это как мы распространим эти правила на негосударственные компании?
И.И.Сечин: В соответствии с Вашим поручением, которое Вы дали на заседании Правительства, и подписав постановление на изменение правил функционирования рынка электроэнергии, мы последние две недели занимались подготовкой предложений совместно с компаниями, с сообществом, которое работает на этом рынке, с «Советом рынка» («Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»). С учётом того, что эти вопросы являются очень чувствительными для социально-экономической сферы, предлагаем следующее решение. В соответствии с действующим российским законодательством сетевые компании (Федеральная сетевая компания, Межрегиональная сетевая компания) не имеют права участвовать в сбыте электроэнергии конечному потребителю.
В.В.Путин: Нет, это я знаю. Насчёт декларирования Вы мне скажите: какие формы или что вы предлагаете в этом плане? А по сбытам мы сейчас ещё поговорим.
И.И.Сечин: Как раз, Владимир Владимирович, мы предлагаем, чтобы и на уровне менеджментов в личном качестве такой же запрет на совмещение передачи электроэнергии со сбытом распространялся также и на...
В.В.Путин: Игорь Иванович, я понимаю, мы сейчас поговорим об этом. Я спрашиваю о декларировании.
И.И.Сечин: В этой связи, Владимир Владимирович, для федеральных сетевых компаний мы предлагаем, чтобы такое декларирование доходов – об обязательствах имущественного характера, акциях, участии в организациях в качестве бенефициаров, работающих на рынке сбыта, – проводилось в обязательном порядке для менеджмента федеральных сетевых компаний, и был бы разработан механизм, по которому они передавали бы эти активы в управление на период исполнения ими обязанностей в федеральных сетевых компаниях. А для других компаний – для частных компаний – такое декларирование носило бы добровольный характер.
В.В.Путин: Для частных пусть носит добровольный характер, а для компаний с государственным участием нужно принять к исполнению следующее правило: не нужно руководителям этих компаний, которые в нарушение действующего законодательства (а я считаю, что это нарушение) организовали вокруг своих государственных компаний целую сеть частных, личных через офшоры, ещё как-то там, – не нужно ничего там передавать в управление, нужно им просто поменять место работы.
И.И.Сечин: Понятно.
В.В.Путин: В некоторых регионах Российской Федерации (это уже достоверно известно) руководители региональных сетевых компаний, да и других участников рынка создали десятки таких личных фирм вокруг себя. Да, государство законом запрещает самим компаниям заниматься сбытовой деятельностью, но я исхожу из того, что этот запрет распространяется и на руководителей этих компаний в личном качестве. И ничего они уже никому не передадут, пусть они просто поменяют это место работы! Хотят работать в сбытах – пусть идут и там работают, а на их место подберите других людей, которые не будут заниматься этим личным бизнесом в этом направлении. Договорились?
И.И.Сечин: Понятно, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: И форму этого декларирования разработайте как можно быстрее и опубликуйте её, чтобы было всем понятно, о чём идёт речь.
И.И.Сечин: Есть, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: И второе. Мы с вами договаривались о том, что решим вопрос по штрафным санкциям для небольших потребителей не только в электроэнергетике, но и в газовой сфере. Совсем недавно проводили мероприятие с сельской интеллигенцией, и опять этот вопрос возник. Один из участников дискуссии как раз упомянул о том, что по электроэнергетике такое решение приняли, а по газу пока нет. Я Вас просил доработать это с «Газпромом». Какие предложения, Игорь Иванович?
И.И.Сечин: Владимир Владимирович, проработали этот вопрос с компанией «Газпром», и согласованное предложение по этому вопросу следующее: для потребителей с общим объёмом годового потребления до 10 млн куб. м газа в год полностью исключить штрафные санкции за недобор газа.
В.В.Путин: Это получается, если по 10 млн, в целом по году это будет в балансе где-то миллиардов 80, да?
И.И.Сечин: Владимир Владимирович, у нас общий баланс потребления российскими коммерческими потребителями был 417 млрд кубов по прошлому году. Это примерно так, как Вы говорите, – около 88 млрд потребителей у нас попадёт.
В.В.Путин: Из 417 млрд потребления в прошлом году 60% примерно у нас составляли крупные потребители – электростанции.
И.И.Сечин: Это в основном большая энергетика.
В.В.Путин: Здесь я не могу не согласиться с «Газпромом», большие электроэнергетические компании, потребляющие большое количество газа, могут и должны (особенно в условиях осенне-зимнего максимума) планировать потребление, иначе мы серьёзно качнём дисциплину в этой сфере. А вот по малым – да. Если 60% от 417– это крупная энергетика...
И.И.Сечин: Почти половина.
В.В.Путин: Да, почти половина – это 88 млрд – это прилично. Давайте с этого начнём. Это, насколько я себе представляю, по 10 млн куб. м в год, – примерно посёлок где-то на 250–300 домов.
И.И.Сечин: 250–300 домов, причём хороших домов, с хорошим потреблением – коттеджный посёлок.
В.В.Путин: Это примерно 10 га теплиц, это небольшие котельные районного масштаба, для посёлков городского типа. Давайте с этого начнём, потом посмотрим, как это работает.
И.И.Сечин: Есть, Владимир Владимирович. Тогда мы подготовим этот вопрос как директивный для совета директоров «Газпрома» и с учётом согласия «Газпрома» очень быстро проведём.
В.В.Путин: Когда?
И.И.Сечин: Владимир Владимирович, в течение недели.
В.В.Путин: Хорошо, давайте.