ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

11 ноября, 2011 16:25

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл встречу с руководством Совета Федерации

«Стране необходимо качественное движение вперёд в повышении социальных гарантий граждан, обеспечении технологического, инвестиционного прорыва в экономике, в развитии всех российских территорий за счёт потенциала федерализма и укрепления местного самоуправления».
В.В.Путин
На встрече с руководством Совета Федерации

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Я прежде всего хотел бы поблагодарить членов Совета Федерации за конструктивное взаимодействие с Правительством, за совместную работу над важнейшими социально-экономическими проблемами. В общей сложности Совет Федерации рассмотрел в текущем году более 300 законопроектов – отмечу законы, направленные на укрепление гарантий прав граждан, на качественную и доступную медицинскую помощь. Также хотел бы сказать о новой системе денежного довольствия военнослужащих. Выделю и целый пакет поправок в сфере экономики, инвестиций и промышленной политики. Например, установлены серьёзные преференции для отечественного судостроения и судоходства. Только совсем недавно в Новосибирске мы встречались с транспортниками, там эти же вопросы обсуждали. Буквально на днях Совет Федерации поддержал поправки, которые обеспечат упрощённое, внесудебное списание так называемых ошибочных задолженностей с граждан, которые возникли до 1 января 2009 года.

Я, пользуясь случаем, просил бы вас совместно с депутатами Государственной Думы ускорить работу над ещё одной важной инициативой. Речь идёт о доступном жилье, развитии кооперативного строительства для всех категорий бюджетников – врачей, учителей, работников культуры. Здесь нужно будет принять решение об упрощённом порядке передачи земельных участков, которые принадлежат государству, что, на взгляд экспертов Правительства, должно существенно снизить конечную стоимость жилья. Здесь нужно тоже оперативно внести поправки в действующее законодательство и соответствующие подзаконные акты потом принять.

Что считаю нужным подчеркнуть? Мы сейчас ставим перед собой новые серьёзные задачи, формируем обширную, долгосрочную повестку дня. Практически речь идёт о работе во всех сферах. Стране необходимо качественное движение вперёд в повышении социальных гарантий граждан, обеспечении технологического, инвестиционного прорыва в экономике и так далее, в развитии всех российских территорий за счёт потенциала федерализма и укрепления местного самоуправления. Очевидно, что потребуются принятие большого массива правовых актов, корректировка и настройка действующего законодательства. Наша общая задача – сделать более эффективным взаимодействие всех участников законотворческой деятельности: и Правительства, и Федерального Собрания, и региональных парламентов. В целом нужно повысить открытость этого законодательного процесса.

Сказал бы больше: все принимаемые принципиальные решения власти, ключевые законопроекты должны проходить через общественную экспертизу – собственно говоря, мы это фактически и пытаемся внедрять сейчас по важнейшим законопроектам. И в этой связи убеждён, должна возрасти и роль Совета Федерации, прежде всего как палаты регионов (мы об этом многократно с вами говорили) – палаты, способной консолидировать позицию субъектов Федерации, отстаивать интересы жителей конкретных областей, районов, республик.

Здесь несколько слов хотел бы сказать о значении региональных законодательных инициатив. Известно, что многие из этих инициатив не доходят до стадии воплощения в конкретные законы, и дело, конечно, не в том, что на федеральном уровне кто-то искусственно собирается или искусственно вставляет какие-то палки в колёса. Дело, к сожалению, подчас в низком качестве проработки, и прежде всего речь идёт о проработке чисто технологической, правовой. Для того чтобы исправить это положение, именно Совет Федерации мог бы здесь как следует поработать.

Нужно помочь отшлифовать региональные законодательные инициативы, объединить сходные предложения, которые поступают из разных регионов, но в целом касаются системных проблем всей страны. И можно было бы такие инициативы объединять в такой общий «проходной пакет».

На самом деле именно региональные законодательные инициативы способны нас подвинуть к решению наиболее острых вопросов и проблем, потому что вопросы, которые ставят регионы, идут от земли, что называется, потому что именно региональные законодатели ближе всего к людям находятся и чувствуют, может быть, острее проблемы, с которыми люди сталкиваются.

И правительственные эксперты, и депутаты, конечно, и члены Совета Федерации должны активнее работать с региональными законодателями, оказывать им поддержку. Все рациональные предложения и идеи должны быть реализованы. В свою очередь рассчитываем, что субъекты Федерации, а также члены Совета Федерации будут углубленно заниматься анализом правоприменительной практики, активно участвовать в подготовке законодательных предложений и комплексных программ развития регионов.

В этой связи отмечу активную деятельность наших коллег в рамках рабочей группы по перераспределению полномочий между уровнями власти. Мы понимаем, насколько это важно. Это не бюрократический вопрос, потому что это перераспределение. Затем должен быть сделан следующий шаг – это перераспределение источников и эффективное решение задач. Здесь и ответственность, и финансовые возможности нужно совмещать.

Просил бы также уделить особое внимание таким социально значимым проектам, как модернизация регионального здравоохранения, общего и дошкольного образования, положению дел в ЖКХ. Кроме того, – переходу органов власти, как федеральных, так и региональных, а затем и муниципальных, на новый формат оказания госуслуг – оказание услуг с использованием электронного документооборота. Напомню, что это должно быть сделано к 1 июля будущего года.

Возвращаясь к взаимодействию Совета Федерации и Правительства, хочу затронуть также несколько вопросов. Обилие законопроектов и выдвигаемые инициативы – вовсе не показатель эффективности работы, уважаемые коллеги, тем более когда за ними ничего не стоит, кроме громких слов и красивых, благих, но ничем не подкреплённых пожеланий. Каждое решение, которому предстоит стать законом или подзаконным, затем нормативным актом, должно быть глубоко проработано, досконально просчитано, должны быть учтены все последствия от принятия этих решений, в том числе для региональных и муниципальных бюджетов.

Требование качества касается всех участников законотворческого процесса, обладающих правом законодательной инициативы, поэтому приветствую ваше решение провести внутреннюю структурную реформу. Мы сейчас только с Валентиной Ивановной (Матвиенко) тоже об этом говорили. Валентина Ивановна рассказала о вашем решении укрепить отдельные направления работы, объединить несколько комитетов, комиссий. Я думаю, это абсолютно правильно, рассчитываю, что и наши коллеги в будущей Государственной Думе тоже обратят внимание на ваш опыт.

Отмечу, что большое значение для выработки нашей общей позиции имеют дискуссии в рамках Правительственной комиссии по законопроектной деятельности, а также работа в ходе так называемого правительственного часа на пленарных заседаниях Совета Федерации. Могу вам сказать, что решения, принимаемые парламентариями по итогам таких слушаний, обязательно находят отражение в последующих поручениях Председателя Правительства министрам и руководителям соответствующих ведомств.

И в заключение хотел бы обсудить с вами ещё одну крайне важную тему (мы сейчас тоже с Валентиной Ивановной её предварительно обсуждали). Вы знаете, что за последние два года мы реализовали крупный проект. Речь идёт о ремонте внутригородских дорог и благоустройстве дворов во всех региональных столицах России. Это с федерального уровня смотрится как не очень крупный проект, но для людей это важно и чувствительно. Мы направили на эти цели порядка 50 млрд рублей из федерального бюджета, хотя это, что называется, не наш мандат. Делали это для того, чтобы поддержать регионы и муниципалитеты. По оценкам самих граждан, позитивный результат действительно заметен там, где осуществляются эти программы. Вот где бы я ни бывал, везде ставят вопрос: нельзя ли эту практику расширить? Я думаю, что это можно и нужно сделать. И я сейчас вот о чём хочу сказать, о чём хочу с вами посоветоваться и затем попросить поддержки: мы с вами приняли решение сформировать федеральный и региональный дорожные фонды, однако возможности использования денег в этих фондах достаточно ограничены, а ресурсы там скапливаться будут весьма значительные. Более того, некоторые руководители регионов уже приходят в Правительство и ко мне, в том числе, с просьбой дать им право перераспределить те ресурсы, которые будут скапливаться в дорожных фондах, на другие цели.

Для того чтобы нам продолжить работу, связанную с благоустройством дворов, прилегающих к ним территорий, внутренних дорог, мы предлагаем подумать над следующим. Во-первых, особенно важна такая работа для сельских территорий, где низкое качество дорог – одна из острейших проблем. Куда ни приедешь, как ни встречаешься с работниками, которые трудятся на селе, всегда этот вопрос возникает. У нас до сих пор порядка 46 тыс. сельских населённых пунктов не имеют круглогодичных подъездных дорог с твёрдым покрытием к этим населённым пунктам. Вместо этого в лучшем случае – разбитые просёлки, по которым в распутицу вообще не проехать.

В этой связи предлагается следующий вариант на обсуждение, ещё раз хочу сказать. В своё время, как вы знаете, мы приняли решение о создании федерального и региональных дорожных фондов. Кстати говоря, это в значительной степени была ваша инициатива, вами активно поддержана. При расходовании средств региональных дорожных фондов предлагается выделить три приоритета и, что важно, зафиксировать их законодательно. Да, это, конечно, компетенция регионов, но, если мы с вами это зафиксируем в федеральном законе, регионы тоже должны будут на это соответствующим образом реагировать. Я почему с вами именно обсуждаю? Я хочу, чтобы вы это и с регионами проработали предварительно. Что предлагается? Во-первых, предлагается обратить внимание на сельские дороги.

Во-вторых, на благоустройство дворовых территорий в населённых пунктах. И третье – на ремонт внутригородских и внутрипоселковых дорог, чтобы не возникло ситуации, например, когда дорога до села вроде бы дошла, а внутри уже ни пройти, ни проехать.

Этот проект по благоустройству всех российских городов и посёлков, а также по развитию сельских дорог предлагаю осуществить в течение ближайших двух лет, посмотреть, как он будет работать, потом можно будет скорректировать наши решения.

Что предлагается? Предлагается установить следующие требования: на развитие сельских дорог направить не менее 5% от объёма региональных дорожных фондов; на благоустройство – также не менее 5%, на ремонт внутригородских и внутрипоселковых дорог – ещё не менее 5%.

Важно отметить, что консолидированный объём региональных дорожных фондов только в 2012 году составит порядка 391 млрд рублей. Таких денег в регионах не было. Это увеличение по сравнению с сегодняшним, 2011 годом – примерно на 112–115 млрд, мы вчера в Правительстве это посчитали.

Таким образом, на реализацию проекта в следующем году может быть направлено до 60 млрд рублей по тем направлениям, которые я только что назвал: 58,7 млрд, если сказать точнее. В 2013 году эта цифра ещё увеличится: консолидированный объём региональных дорожных фондов составит 471 млрд рублей, на реализацию проекта, который мы сейчас с вами обсуждаем, должно быть направлено ещё 70 млрд рублей – это 15%, если посчитать от общего объёма. Таким образом, за два года на три обозначенных приоритета может быть направлено минимум 130 млрд рублей. Такие средства на решение обозначенных задач никогда прежде не выделялись.

Чтобы реализовать эту идею, потребуются поправки в законодательство. Просил бы вас самым активным образом включиться и, как я уже сказал, проработать с регионами этот вопрос. Вот это то, что я хотел бы сказать вначале. Пожалуйста, Валентина Ивановна (обращаясь к В.И.Матвиенко).

В.И.Матвиенко (Председатель Совета Федерации): Владимир Владимирович, хочу поблагодарить Вас за эту встречу, за возможность обсудить с Вами приоритетные вопросы деятельности Совета Федерации, ряд проблем, которые волнуют сенаторов.

Вы в своём выступлении практически поставили основные акценты приоритета деятельности Совета Федерации, подняли целый ряд очень серьёзных социальных проблем, которые требуют законодательного обеспечения. Со своей стороны, как Совет Федерации мы, безусловно, подключимся к активной работе по подготовке такого рода законов.

Нынешняя сессия достаточно насыщенная не только по количеству законов, которые мы должны рассмотреть, но и по важности, социальной важности большого количества законов. Мы понимаем свою ответственность за своевременное рассмотрение этих законов, особенно учитывая конец политического сезона. Мы запланировали дополнительное заседание Совета Федерации, с тем чтобы своевременно рассмотреть, при этом очень тщательно и внимательно, чтобы не допустить некачественных законов. Будем работать столько, сколько нужно, чтобы не допустить сбоев и обеспечить своевременное принятие законов.

Я также хочу отметить (и это мнение всех членов Совета Федерации), что у нас сложились очень конструктивные отношения с министерствами, ведомствами, правительственными комиссиями. Большую помощь нам оказывает в координации этой работы Вячеслав Викторович Володин, представитель Правительства в Совете Федерации Андрей Владимирович Яцкин. С учётом того, что бо́льшую часть законов вносит на рассмотрение Правительство Российской Федерации, мы считаем очень важным наладить наше конструктивное взаимодействие – профильных комитетов, членов Совета Федерации – на начальной стадии подготовки, разработки концепции идеологии законов, с тем чтобы учитывались мнение, позиция, предложения членов Совета Федерации, а не потом, вдогонку, когда закон уже находится на рассмотрении.

Мы вместе с Вячеславом Викторовичем провели совещание со статс-секретарями всех министерств и ведомств, обсудили наработанную практику, определились, на что нам нужно обратить внимание, чтобы это сотрудничество было ещё более конструктивным, предметным. Есть чем дополнить нашу совместную работу. Одна проблема, которую я хотела бы поднять: члены Совета Федерации считают необходимым при внесении законопроекта представлять и проекты нормативных подзаконных актов, потому что мы хорошо понимаем, что всё в закон невозможно вставить, а для целостного представления законодательного регулирования той или иной проблемы нормативные акты дополняют и меньше возникает вопросов. С другой стороны, есть проблема в том, что часто после принятия законов долго разрабатываются нормативные акты, срываются сроки и законы не могут своевременно и полноценно вступить в действие. Бывают случаи (мы также имеем такие примеры), когда принимаемые потом нормативные акты, несогласованные на стадии принятия законов, даже иногда искажают идеологию, дух закона. Просили бы Вас поддержать такой подход, тогда, мы считаем, что это серьёзно скажется в целом на качестве принимаемых законов.

Мы полностью поддерживаем тезис, высказанный Вами, о необходимости общественного обсуждения всех важнейших законов. В последнее время эта практика уже активно используется. В частности, закон по здравоохранению получил самое широкое обсуждение в регионах, в Думе. В Совете Федерации мы также активно подключились к этой работе. Сейчас мы в режиме онлайн проводим парламентские слушания с прямой трансляцией в интернете. Любой гражданин может посмотреть, послушать, задать вопрос и получить ответ. Мы активно работаем над созданием электронного парламента. На сайтах начали обсуждение всех важных законов, с тем чтобы знать мнение и из регионов.

Мы понимаем, что нужно поднимать авторитет Совета, Палаты, эффективность её работы, при этом сохраняя всё то ценное, что было наработано Советом Федерации за годы существования. И прежде всего, как Вы уже отметили в своём выступлении, мы должны играть более весомую роль как Палата регионов. Мы стали более тщательно анализировать законы с точки зрения отражения интересов субъектов Федерации. На этой сессии мы вынуждены были отклонить один закон, внесённый Государственной Думой, потому что сенаторы практически единодушно посчитали, что там не учитываются интересы субъектов Федерации. Сейчас уже в рамках согласительной комиссии мы нашли понимание с Госдумой и планируем ещё на этой сессии Госдумы внести, но с учётом мнения членов Совета Федерации. Там нормальный рабочий процесс, его не надо драматизировать, но не учитывать мнения сенаторов, которые отражают интересы регионов, неправильно в законодательном процессе.

Мы поставили перед собой задачу – стать основной площадкой по отработке и сопровождению региональных законодательных инициатив. Вы также об этом сказали, не буду повторяться, они действительно очень полезны. Может быть, они не носят глобального характера, но они отражают, с одной точки зрения, интересы людей, а с другой, показывают, какие есть нерасшитые проблемы на уровне Федерации в региональном разрезе. Мы уже приняли для этого меры и создаём специальное организационное подразделение, которое будет предметно заниматься такими законодательными инициативами. Часто, Вы правы, они с юридической точки зрения недоработаны, и очень сложный процесс согласования, регионам самим не пробиться. Вот мы и Совет законодателей, который существует при Совете Федерации, берём на себя такую миссию, чтобы все полезные инициативы регионов получали окончательное законодательное оформление.

Мы активно включились в работу по децентрализации власти. На самом деле очень предметно проанализировали в рамках Совета Федерации все предложения субъектов Федерации (их поступило более 1 тыс.). Они были самые разные – от неприемлемых до некорректных. В итоге нашей работы мы обобщили, сгруппировали эти предложения, дали обоснование по каждому из них, предложения, какие законодательные акты нужно поменять, и внесли в комиссию при Правительстве, которую возглавляет Дмитрий Николаевич Козак. Считаем это первым этапом, причём мы исходили из того, что все полномочия должны быть перераспределены между теми уровнями власти, где они наиболее эффективно будут решаться. Мы обсуждаем, вопрос этот серьёзный, реформа серьёзная. Есть разногласия, есть разные точки зрения, их надо взвешивать, балансировать. Мы хотим концептуально определиться.

Позиция Совета Федерации – в том, чтобы как можно больше было собственных полномочий у разных уровней власти. Мы против того, чтобы большую часть полномочий передавали в виде делегированных полномочий, потому что это не будет способствовать повышению ответственности тех руководителей, тех органов власти, на которые это будет возложено. Мы продолжаем активно работать с Правительственной комиссией, понимая, что, как только будут утверждены концепция и идеология и перечень полномочий разложен по разным уровням власти, это потребует изменения межбюджетных отношений, наверняка некоторых изменений в Налоговый кодекс, с тем чтобы, как Вы уже отметили в своём выступлении, эти полномочия были подкреплены постоянными источниками финансирования, а не некими субвенциями, субсидиями, которые плавают, которые, неизвестно, будут в следующем году или не будут. Только тогда эта система будет эффективно работать.

И конечно, мы предложили Правительственной комиссии, прежде чем начать реализовывать реформу (надо её очень тщательно подготовить), подготовить изменения во все нормативные акты, подготовить финансовые обоснования, чтобы не ошибиться, как, к сожалению, это иногда случается. Сенаторы активно работают в регионах и привозят, что называется, с мест ту информацию, которая волнует, которая беспокоит – мы обсуждаем это внутри Совета Федерации.

Я очень-очень коротко, Владимир Владимирович, хотя бы штрихами хочу всё-таки донести эти беспокойства. Первое – это, конечно, неравномерное экономическое развитие регионов. И мы готовы как Совет Федерации подключиться к разработке комплексных планов развития. В первую очередь это, конечно, ответственность региональных властей. У каждого региона, у любого региона, я в этом абсолютно уверена, есть потенциал, есть возможности для роста экономики, наращивания налоговой базы, развития малого и среднего бизнеса. В то же время есть направления, есть территории, регионы, где требуется федеральная поддержка, без которой они не могут справиться, и в общем-то должна быть… У нас нет Госплана, но всё-таки политика по развитию регионов должна быть (и для этого есть Стратегия-2020), безусловно, согласованная и с региональными программами. Вопросы межбюджетных отношений – вечные, и всегда ими все недовольны и, наверное, будут недовольны. Тем не менее, на наш взгляд, система должна носить объективный характер. И не только объективный и, безусловно, открытый – она должна быть мотивирующей для регионов наращивать свою налоговую базу, чтобы не было иждивенцев и чтобы эта политика велась открыто, так же как перераспределение, скажем, средств между регионами сверхдоходов бюджета. Вот это вызывает недовольство: считается, что нет такого всё-таки единого объективного справедливого подхода. 

В.В.Путин: Вы же сказали, что нужно помогать из центра тем регионам, которые в этом нуждаются. А из каких источников? За счёт перераспределения.

В.И.Матвиенко: Владимир Владимирович, я подтверждаю то, что это необходимо, но при этом должны быть мотивирующие элементы, которые бы заставляли регионы и самим наращивать свою налогооблагаемую базу, и, может быть, по годам за счёт этого снижать поддержку.

В.В.Путин: Именно поэтому Минфин принял решение – дополнительные доходы, которые регионы получают в течение двух-трёх лет, у них не изымать, а оставлять эти доходы в региональных бюджетах. Если вы считаете, что этого недостаточно, давайте подумаем над другими механизмами.

В.И.Матвиенко: Да. Мы хотим внести ещё некоторые предложения, для того чтобы этот процесс был абсолютно объективным.

В.В.Путин: Но так, чтобы у нас были ресурсы помогать тем регионам, которые нуждаются.

В.И.Матвиенко: Конечно, это никто не отменяет.

В.В.Путин: Стартовые-то условия у всех разные.

В.И.Матвиенко: Конечно, конечно. Владимир Владимирович, ещё одна тема очень коротко, которая волнует сенаторов, – это ситуация с брошенными военными городками. В рамках реформы (она объективно необходима) оказалось, что, по нашим расчётам, сегодня таких проблемных бывших военных городков 1,4 тыс. Там остались люди в разваленном жилом фонде. Этих людей нужно или переселять в благоустроенный жилой фонд, если это возможно отремонтировать, а значит, там надо создавать новые рабочие места... Но вопрос до конца не урегулирован. У Министерства обороны нет средств, соответственно, на ремонт этого жилья, передача муниципальным региональным властям задерживается, потому что у них нет ресурсов на восстановление. Я бы просила Вас, если можно, дать поручение внимательно посмотреть по каждому городку, потому что там, во многих этих городках, брошенные семьи.

Владимир Владимирович, ещё один важный вопрос, который Вы знаете и по которому Правительство Российской Федерации принимало решение ещё в 2009 году, – о мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха попутным газом. И была поставлена задача – к 2012 году уровень рационального использования попутного нефтяного газа поднять до 95%. Я не буду приводить цифры, процесс, к сожалению, не улучшается и не продвигается. Мы, наша комиссия по естественным монополиям, подготовили законопроект. Мы считаем, что только законно можно урегулировать эту ситуацию. Этот законопроект внесён в Государственную Думу, но, к сожалению, готовится или подготовлено отрицательное заключение Правительства. Некоторые министерства и ведомства считают, что эта проблема может быть решена принятием отдельных ведомственных нормативных актов. Но мы убедились, что не проходит. Мы усматриваем в этом элемент лоббирования и торможения. Кроме того, наносится огромный вред экологии: Россия ежегодно теряет, по оценкам экспертов, порядка 140 млрд рублей за счёт того, что этот газ сжигается и не используется. Мы подготовили Вам письмо, я прошу Вас дать поручение, может быть, под Вашим руководством провести совещание, чтобы Правительство всё-таки изменило свою позицию и поддержало необходимость принятия такого закона.

В.В.Путин: А сколько нужно будет вложить инвестиций, для того чтобы реализовать этот закон?

В.И.Матвиенко: Владимир Владимирович, сейчас, конечно, у нас таких расчётов по инвестициям нет, но, наверное, можно создать мотивы для тех компаний, которые готовы этим заниматься на этапе инвестирования, с тем что кумулятивный эффект – и экологический, финансовый – потом был бы гораздо больше.

В.В.Путин: У меня к Вам встречная просьба. Я просил бы подключить экспертов Совета Федерации и посчитать и объём инвестиций, и объём этих мотивирующих действий со стороны государства, потому что они могут выражаться исключительно в том, что мы должны будем из бюджета как-то эти компании поддерживать: либо не брать у них определённые налоги, либо субсидировать их деятельность. Надо посчитать, сколько это будет стоить бюджету.

В.И.Матвиенко: Владимир Владимирович, мы обязательно эту работу сделаем. Но закон, который принимается, создаёт условия для решения этой проблемы. Безусловно, нужны финансовые расчёты, мы готовы их как обоснование к этому закону представить.

В.В.Путин: То есть я согласен с тем, что такие усилия нам нужно наращивать – по нормальной утилизации попутного газа. Абсолютно точно. Это одна из задач, которая стоит перед соответствующими ведомствами – перед Министерством экономического развития, перед Министерством энергетики, перед другими ведомствами Правительства. Вопрос в том, какими этапами мы будем действовать, идти к этой цели, сколько это потребует денег на решение задачи одним, вторым или третьим способом. Там вариантов на самом деле не так уж и много, но все они затратные. Надо посмотреть, сколько это будет стоить и в какие этапы это возможно реализовать. Я просил бы Вас всё-таки подключить соответствующих экспертов и посчитать.

В.И.Матвиенко: Мы подготовим свои предложения и позицию.

В.В.Путин: Соответствующее поручение я правительственным структурам дам, конечно.

В.И.Матвиенко: Спасибо.

Владимир Владимирович, ещё коротко об одном. Вы очень много внимания сейчас уделяете благоустройству посёлков, городов. Это абсолютно правильно. Сегодня пришло уже время обустраивать Россию. Люди должны жить в комфортной среде. Но есть одна сопутствующая проблема: у нас абсолютно отсутствует цивилизованная система работы с отходами – бытовыми, промышленными, медицинскими отходами. Ежегодно в России около 3 млрд т отходов. Законодательно абсолютно не обеспечен этот процесс – нет закона об упаковке, нет закона об утилизации старых автомобилей. Есть современные технологии по переработке мусора, отечественные, есть мировой опыт. Отсутствие законодательного регулирования этой сферы приводит к её криминализации, там крутятся огромные деньги, а по факту что происходит: перевозчики собирают мусор, вывозят его на несанкционированные свалки, Россия зарастает мусором. Менее 30% – это так, по оптимистическим подсчётам – мусора идёт на переработку как вторичное сырьё и так далее. Я уж не говорю об опасных промышленных отходах, которые наносят очень серьёзный урон экологии. Я бы просила Вас дать соответствующее поручение министерствам, ведомствам, а мы со своей стороны… У нас есть уже наработки, есть проекты предложений, но абсолютно отсутствует… Нужен новый закон об обращении с отходами промышленного и бытового потребления, иначе…

В.В.Путин: Не в рамках закона об охране природы? Вы считаете, отдельно нужно?

В.И.Матвиенко: Нет, Владимир Владимирович, нужен отдельный закон, потому что даже понятие вот: «бытовые отходы» – чья эта собственность? В квитанциях, которые платят жильцы, там написано «За вывоз мусора», и нет строчки «переработка и утилизация». Поэтому перевозчики жируют, собирают большие деньги, контроля за тем, куда они это везут, нет, миллионы гектаров используются под свалки, уже терриконы такие – если ездишь по регионам, обращаешь внимание, – и никакой перспективы по утилизации и переработке. Поэтому нужна политика, нужно подумать, технологии переработки нужны, законодательное определение каждого этапа и контроль за этой деятельностью, потому что мы действительно скоро совсем…

В.В.Путин: У вас подготовлен законопроект?

В.И.Матвиенко: У нас подготовлен новый законопроект об обращении с промышленными и бытовыми отходами. Мы готовы с Правительственной комиссией, министерствами его доработать. И такой закон сегодня очень актуален и крайне нужен.

В.В.Путин: Договорились, передайте нам как можно быстрее.

В.И.Матвиенко: Хорошо.

Очень коротко – по внешней трудовой миграции. Все очень много критикуют, говорят, что нужно менять закон. Я лишь один аспект подниму – это медицинское освидетельствование трудовых мигрантов, приезжающих в Российскую Федерацию. Владимир Владимирович, с этим совсем беда. Законодательно это не отрегулировано. Приезжают люди, больные инфекционными заболеваниями: туберкулёзом, ВИЧ. Они ездят в метро, они общаются в среде, никто не знает о состоянии их здоровья. Нужно жёсткое требование – обязательно медицинское освидетельствование. Если человек болен, значит, надо его лечить, а не пускать в общество. Нужно посмотреть вопросы страховки. Мы также готовы такие предложения предложить. У нас есть примеры, когда женщины – жёны трудовых мигрантов попадают в роддом, а у них открытая форма туберкулёза. Никто от этого не застрахован, поэтому… Пока, к сожалению, предложения, которые были, не нашли поддержки, но мы готовы их представить Правительству для рассмотрения.

В.В.Путин: Хорошо.

В.И.Матвиенко: По госуслугам. Очень важная, актуальная тема, скажу по опыту как бывший региональный руководитель. Сегодня в регионах очень активно развиваются многофункциональные центры, где предоставляются региональные и муниципальные услуги. Но, к сожалению, пока федеральные услуги… Ведь человеку не важно, какие это услуги, какого уровня, он должен прийти в одно окно и получить весь пакет услуг. Пока федеральные министерства и ведомства не стали активными участниками по всему спектру услуг этих многофункциональных региональных центров. Просьба – может быть, как-то на рабочем совещании…

В.В.Путин: Договорились.

В.И.Матвиенко: … ещё раз это посмотреть, чтобы люди могли получать там и федеральные обязательные услуги.

В.В.Путин: Там, где я был – и с опытом регионов я ознакомился, – там как раз и федеральные территориальные органы, и региональные работают вместе.

В.И.Матвиенко: Пока не в полном объёме, не все министерства активно.

В.В.Путин: Хорошо.

В.И.Матвиенко: То, что приходит по региону, если можно, в рабочем режиме просто сделать анализ…

В.В.Путин: И в этой связи тогда, Валентина Ивановна, хотел бы попросить вас и всех коллег. Вот эта проблема, о которой я сказал, а именно – «электронное правительство»: внедрять нужно на региональном уровне, с 1 июля следующего года это должно заработать. Это очень важно, далеко не все регионы включились в эту работу.

В.И.Матвиенко: Владимир Владимирович, мы со своей стороны через сенаторов тоже проведём такой мониторинг, информацию направим.

И предпоследний вопрос – национальный план действий в интересах детей. У нас был такой первый национальный план действий в интересах детей, но он завершился в 2000 году. Была рабочая группа при уполномоченном по правам ребёнка, другие рабочие группы. К сожалению, мы пока не продвинулись. Во всех цивилизованных странах этот, как правило, национальный план действий в интересах детей существует. Так же, если Вы поддерживаете эту идею, мы бы могли привлекать экспертное сообщество, подготовить такой национальный план действий в интересах детей, скажем, на 10 лет, для того чтобы была стратегия в этой сфере выстроена. Проблема, как Вы знаете, есть, и хотелось бы, чтобы это было на уровне именно национального плана действий. Мы готовы также свои предложения подготовить.

Последнее. Позавчера было заседание Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Россия сохранила за собой пост председателя Межпарламентской ассамблеи, коллеги меня избрали.

В.В.Путин: Я вас поздравляю.

В.И.Матвиенко: Спасибо. И хотела Вас проинформировать о том, что у нас шёл очень заинтересованный разговор об интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Прежде всего, все парламенты просили передать Вам слова благодарности за Ваше личное участие, личную позицию, за те усилия, благодаря которым интеграционные процессы реально начали работать. Это и Таможенный союз, это и зона свободной торговли, это и работа над созданием единого экономического пространства. Совет Федерации планирует очень активно заниматься именно странами СНГ и этой проблематикой. И мы условились, что все парламенты проанализируют, как выполняются внутригосударственные процедуры по ратификации достигнутых договорённостей и соглашений. Мы будем сверять часы, с тем чтобы ускорить все эти внутригосударственные процедуры, и те решения, которые принимают главы правительств, как можно быстрее начали работать на территории всех государств, подписавших эти соглашения.

В.В.Путин: А с теми, кто не подписал, надо работать, и с ними тоже.

В.И.Матвиенко: Я говорю – для того, чтобы все подписали и ускорили процесс подписания. Но все высказались в том ключе, что только Россия может быть реальным интегратором, и то, что проделано Вами за последние годы, – это высоко ценится. И, понимая важность этой работы, мы тоже будем активно эту тему продолжать.

И в заключение хотела Вас пригласить, Владимир Владимирович, выступить в Совете Федерации: Вы у нас как-то давно не выступали.

В.В.Путин: Хорошо.

В.И.Матвиенко: Сенаторы обижаются, они хотят видеть Председателя Правительства, поэтому я с удовольствием передаю мнение членов Совета Федерации: мы хотим Вас пригласить выступить на заседании.

В.В.Путин: Выберем актуальную тему, важную для страны, для работы Правительства совместно с Федеральным Собранием, включая Совет Федерации. Выберем с вами вместе, поработаем так, чтобы это была не дежурная встреча, не паркетная, а деловая. Хорошо?

В.И.Матвиенко: Хорошо. Мы тогда внесём также предложения. Спасибо большое.