Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Только что в рамках размещения государственного оборонного заказа был подписан ряд важных контрактов на разработку и строительство военной морской техники, и не только военной, но и гражданской. По линии Министерства обороны это семь контрактов и ещё два гражданских контракта, в том числе по стратегическим атомным подводным лодкам класса «Ясень» и «Борей».
Напомню, что в Государственной программе вооружения на 2011–2020 годы на комплексное переоснащение Военно-морского флота мы заложили около 4,7 трлн рублей, причём треть этих средств будет выделена в ближайшие пять лет.
В этом году на строительство атомных подводных лодок, фрегатов, судоремонт, техническое обслуживание кораблей в федеральном бюджете предусмотрено более 85 млрд рублей. На 2012 год эта сумма – уже 93 млрд рублей.
До настоящего времени (или к настоящему времени) уже было заключено 66 контрактов на общую сумму порядка 77 млрд рублей. Сегодня подписаны контракты более чем – половина этой части по линии Министерства обороны – на 280 млрд рублей. Уверен, что реализация, по сути, беспрецедентной как по задачам, так и по выделенным ресурсам программы вооружения позволит нам провести полномасштабное перевооружение армии и флота, коренным образом обновить материально-техническую базу ВМФ, создать группировку морских стратегических ядерных сил из атомных лодок четвёртого поколения, закупить современные надводные корабли, провести модернизацию и ремонт действующей техники. Основную ставку мы намерены сделать, конечно, на российские предприятия. И наша судостроительная промышленность должна быть готова к серийному выпуску перспективных образцов техники и вооружения, которые полностью соответствуют современным требованиям, задачам, которые стоят перед российским флотом, причём нам нужна самая качественная продукция, разумеется, по экономически обоснованным ценам. Об этом мы сегодня очень серьёзно и достаточно подробно с утра говорили и с министром обороны, его коллегами, заместителем Председателя Правительства, председателем ВПК (Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации) – говорили как раз об экономической обоснованности предъявляемых цен. Разумеется, сами предприятия ВПК должны иметь достаточный запас средств, приемлемый уровень рентабельности, чтобы развиваться, чтобы проводить собственную модернизацию, создавать условия для притока перспективных молодых кадров – инженеров, техников и рабочих.
Замечу, что Министерство обороны закладывает в контракты рентабельность 20% – этого вполне достаточно для реализации вышеуказанных целей. Более того, заказчик, Министерство обороны, согласно обозначить рентабельность и больше – 30%, даже, возможно, 35%, но только в том случае, если будет ясно и чётко понятно, что эти средства пойдут на модернизацию предприятий. Это нужно будет дополнительно доказать. Многое, конечно, нужно менять и в самой деятельности оборонных предприятий – снижать издержки, избавляться от неэффективности.
И ещё. Мы тщательно проанализировали причины, которые привели к проблемам при размещении госзаказов. Здесь целый комплекс проблем! Обязательно нужно этим заниматься и в будущем. Именно в этой логике принято решение размещать госзаказ не на один год, а на три или, как по некоторым контрактам сегодня, на семь лет. Это позволит предприятиям планировать и ритмично строить свою работу. Наши масштабные планы по обновлению армии и флота должны быть выполнены – это важнейшая общегосударственная задача. Хочу пожелать и судостроителям, в том числе и севмашевцам, всем работникам российского ОПК успехов в этой сложной, ответственной работе.
Кроме того, как я уже сказал, и по гражданской части заключён ряд контрактов. Компания «Лукойл» продолжает реализовывать масштабную программу комплексного освоения месторождений Северного Каспия, и в целом только одна эта компания вложит в свои проекты более 1 млрд долларов. Напомню, что первое российское нефтегазовое месторождение на Каспии имени Юрия Корчагина было сдано в эксплуатацию в конце апреля прошлого года – 28 апреля 2010 года. Сегодня «Лукойл» подписал целый пакет контрактов на строительство стационарных платформ для освоения следующего нефтегазового месторождения – имени Владимира Филановского. Всего в освоение и разработку, как я уже сказал, компания вложит очень солидные деньги, и с учётом затрат на береговую инфраструктуру инвестиции превысят 500 млрд рублей.
Реализация проекта по освоению месторождений Северного Каспия позволит нам существенно укрепить энергетический потенциал Прикаспия и России в целом и, что крайне важно, создать дополнительные рабочие места как в ТЭКе, так и во многих отраслях промышленности, загрузить отечественные судостроительные предприятия долгосрочными заказами на производство высокотехнологичной гражданской продукции, помочь диверсифицировать производственные мощности. Например, в Астрахани практически с нуля была создана новая отрасль строительства морских платформ. Со своей стороны окажем судостроителям необходимую поддержку, включая законодательную. Здесь принят целый пакет поправок. Мы сейчас это обсуждали. Эти поправки очень своевременные и в значительной степени облегчают работу в этой сфере экономики. Чётко прописан ряд механизмов, которые должны стимулировать бизнес, компании с государственным участием по максимуму загружать заказами российских дилеров. Это для нас очень важно, очень важно для наших производителей, особенно для нового судостроительного кластера, который формируется на Дальнем Востоке. Две новые верфи создаются в Приморском крае: первая – «Восток-Рафллс» в партнёрстве с сингапурской компанией и СП «Звезда-DSME» с корейской фирмой. Фактически работа начата, уже возводится корпус, работы идут полным ходом. Нам нужна вся линейка гражданских и морских, и речных судов - от атомных ледоколов и супертанкеров до судов специального назначения. Мы будем такую работу последовательно проводить вместе с нашими научными центрами и бизнесом.