ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

1 ноября, 2011 17:53

В.В.Путин принял участие в заседании расширенного президиума Совета при Президенте Российской Федерации по местному самоуправлению

«Правительство подготовило серьёзные поправки в законодательство. По сути, мы впервые вводим внятное правовое определение такого понятия, как благоустройство территории, устанавливаем ответственность муниципалитетов перед гражданами за качество такой работы».
В.В.Путин
В ходе заседания расширенного президиума Совета при Президенте Российской Федерации по местному самоуправлению

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами только что принимали участие в торжественной церемонии чествования победителей конкурса на звание самого благоустроенного города и посёлка России. Мне приятно отметить, что среди них есть и Великий Новгород, где мы с вами находимся, – я уже несколько слов об этом сказал – один из старейших городов страны, и мне очень приятно, что и здесь, пусть пока скромные, но всё-таки делаются шаги в правильном направлении.

Но мы с вами собрались не для того, чтобы хвалить друг друга, а, наоборот, мы собрались для того, чтобы проанализировать проблемы, с которыми мы сталкиваемся, с которыми сталкиваются наши люди, поговорить о том, как мы их будем решать. Нужно признать, облик многих населённых пунктов России далёк от идеального. Зачастую благоустройством у нас занимаются как Бог на душу положит, и финансируются такие работы, как правило, по остаточному принципу. Неудивительно, что мы часто слышим упрёки от граждан по состоянию наших населённых пунктов, получаем жалобы на отсутствие в городах парков и скверов, нехватку освещения на улице, на барьеры, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, семьи с детьми, пенсионеры, люди пожилого возраста, не говоря уже о банальной захламлённости и помойках на тех местах, где им не место. И люди абсолютно правы: цивилизованная, обустроенная страна начинается с порядка на улице и во дворе, с нормальной работы коммунальных служб, школ, детских садов – словом, с тех повседневных вопросов, которые входят в сферу непосредственной ответственности муниципалитетов.

Мы хорошо понимаем масштаб и остроту накопившихся здесь проблем. И чтобы ускорить их решение, стараемся организовать работу совместно, оказывать муниципалитетам необходимую помощь и поддержку. Это и деятельность Фонда жилищно-коммунального хозяйства, и выделение средств из федерального бюджета на развитие общего и дошкольного образования, на муниципальную медицину, на благоустройство. Вместе с тем федеральные ресурсы лишь тогда принесут максимальный результат, когда они опираются на эффективную местную власть, на умение местной власти грамотно расставлять приоритеты и организовывать работу. И в этом плане очень показателен проект по благоустройству и ремонту дорог в административных центрах субъектов Федерации. Мы не случайно сконцентрировались на этой задаче: в региональных столицах у нас проживает более трети населения страны.

Конечно, мы с вами на прошлой встрече в Пскове говорили, да и с коллегами, когда я встречаюсь в разных форматах и по разному поводу, неоднократно слышал: «А нельзя расширить эту программу?» Знаете, мы из федерального бюджета, я ещё буду говорить об этом не раз, не в состоянии будем решить все вопросы, только средства разбросаем, спалим. Нам нужно концентрировать ресурсы регионов, местных органов власти на приоритетных для каждого уровня задачах.

В текущем году только на ремонт дворовых территорий в таких городах было направлено 22,7 млрд рублей. Но этими средствами распорядились по-разному. Где-то смогли действительно многое сделать для людей, а в некоторых городах деньги потрачены, но результата, во всяком случае пока, не видно. Судя по предварительной информации, есть административные центры, где на сегодняшний день принято менее половины работ: где-то поздно конкурсы провели, где-то подрядчики сорвали сроки (ну а кто их подбирал?), качество не смогли обеспечить. Я прошу отдельно разобраться с каждым подобным случаем. Уважаемые коллеги, посмотрите на это самым внимательным образом.

Для справки могу сказать. По оперативным данным Минрегиона, по состоянию на 24–27 октября текущего года только в семи городах мероприятия по программе полностью завершены и оплачены. В 30 городах принято более 90% работ – тоже неплохо. А вот в 26 – только от 70 до 90%, в 13 – от 50 до 70% работ. При этом в Петропавловске-Камчатском принято 48% с небольшим, в Мурманске и того меньше – 47% с небольшим, в Ульяновске – 41%, во Владивостоке – 40, 4%, в Туле – 39%, в Твери – 38,7%, рядышком здесь совсем.

В Туле, например, очень остро стоит проблема с ветхим жильём, причём прямо в центре города. Сам бывал там, смотрел: действительно, многое нужно сделать. Ясно, это требует больших капитальных затрат. Но в порядок-то город можно привести? Или что там, в Твери, лучше всех, что ли? Почему 38% только принято?

Очевидно, что нужно менять и системные подходы, более чётко обозначать требования к деятельности муниципальной власти, вводить критерии её оценки – прежде всего со стороны самих граждан. Мы вводим такие критерии для оценки работы регионов, вводим и критерии для оценки работы правительственных учреждений, ну и для муниципалитетов тоже нужно вводить. Именно поэтому Правительство подготовило серьёзные поправки в законодательство. По сути, мы впервые вводим внятное правовое определение такого понятия, как благоустройство территории, устанавливаем ответственность муниципалитетов перед гражданами за качество такой работы. Благоустройство будет включать целый комплекс мер – от проектирования до размещения и содержания объектов, которые облагораживают наши города и сёла, формируют комфортную и удобную среду для жизни. Местные власти наделяются рядом дополнительных полномочий, чтобы быстро, без проволочек решать текущие вопросы: сейчас требуют многочисленных согласований проектирование и установка даже самых простых объектов – скамеек, оград, детских и спортивных площадок и так далее. Я прошу фракцию «Единая Россия» в Госдуме принять этот законопроект до конца текущей осенней сессии. Со своей стороны местные власти должны ввести обязательные правила по благоустройству, сделать это на основе единых федеральных норм, которые как раз будут содержаться в новом законе.

Естественно, для решения задач благоустройства нужно подкрепить и финансовые ресурсы муниципалитетов. Хочу ещё раз обратить внимание субъектов Федерации на необходимость шире пользоваться правом по передаче на муниципальный уровень части поступлений от федеральных и региональных налогов и сборов. В свою очередь в рамках работы по разграничению полномочий мы подумаем о наделении муниципалитетов дополнительными источниками доходов.

Теперь о некоторых других вопросах, которые также входят в сферу ответственности глав муниципальных образований. В следующем, 2012 году мы ограничили рост тарифов большинства так называемых естественных, а точнее сказать, инфраструктурных монополий, ограничили их уровнем инфляции, включая тепло и электроэнергию. Причём они будут индексироваться не как прежде – в январе (вы наверняка уже об этом слышали и знаете), а с июля, с 1 июля. Это значит, что никаких экономических оснований для накручивания цен на коммунальные услуги нет. Поэтому прошу вплотную работать с управляющими, коммунальными компаниями, самым тщательным образом отслеживать ситуацию в ЖКХ, пресекать любые попытки залезать в карман граждан.

Ещё одну важную тему хотел бы затронуть – это обновление общего и дошкольного образования. Обращаю внимание, это тоже сфера ответственности муниципалитетов. Здесь мы также оказали необходимую поддержку, выделив на модернизацию российских школ на два учебных года 120 млрд рублей. Теперь совместно с регионами нужно чётко организовать работу по закупке оборудования, обустройству лабораторий, спортивных залов, медицинских кабинетов, школьных столовых. И, конечно, необходимо внимательно следить, как выполняется ключевое условие выделения федеральных средств – повышение зарплаты преподавателям школ. Здесь мало отчитаться по ситуации в целом – по региону или муниципалитету. Я прошу вас проконтролировать, чтобы увеличение своей зарплаты почувствовал каждый учитель, чтобы никаких сбоев здесь не было.

И, конечно, ни в коем случае нельзя забывать о работниках дошкольных учреждений: их заработные платы, как правило, далеко не высокие, мягко говоря. Кстати говоря, (сейчас не буду перечислять) там, как правило, это меньше 40% от средней по экономике. Но в Ненецком округе, в Кабардино-Балкарии (небогатая республика), в Ленинградской области (тоже в общем-то средний субъект Федерации) средние зарплаты в дошкольных учреждениях превысили 60% от среднего показателя по экономике. В целом двигаются в правильном направлении и имеют такие возможности, а эти возможности ничем не лучше, чем у других.

Считаю, что регионы и муниципалитеты должны совместно заниматься повышением социального статуса работников детских садов, тем более что появляются и дополнительные средства на развитие дошкольного образования. В ближайшие два года на эти цели мы направим тоже из федерального бюджета в регионы 10 млрд рублей. Исходим из того, что ситуация с детскими садами очень острая (и вы это хорошо знаете) практически в каждом регионе, и она не улучшается, что печально. Совсем недавно я называл цифру - 1,7 млн детей ждут в очереди, - а сейчас уже 1,9 млн. То ли цифры были неточными у нас где-то полгода назад, то ли действительно ситуация не улучшается, а ухудшается. Подчеркну, эти средства будут получать – 10 млрд, которые я назвал, – те субъекты Федерации, которые сами реально работают над решением этой проблемы, в том числе поддерживают современные формы дошкольного образования, реализуют проекты возведения новых детских садов, и здесь тоже мы с вами должны наводить порядок.

Уже обращал внимание на это: стоимость строительства одного места в детском саду от региона к региону отличается в разы, причём в субъектах с одинаковыми климатическими и прочими условиями, влияющими на конечную цену. Уже приводил эти цифры, ещё раз скажу: в Самарской и Ульяновской областях она составляет 1,3 млн рублей, а в Смоленской области – в 3,5 раза ниже: 376 тыс. рублей. Как так получается-то? Я в этой связи прошу заместителя Председателя Правительства Козака Дмитрия Николаевича завершить формирование общедоступного банка данных типовых проектов зданий детских садов, чтобы у заказчиков и подрядчиков не было оснований брать цены с потолка. В то же самое время нельзя экономить на создании условий для развития ребёнка и укрепления его здоровья, и, безусловно, детские сады должны отвечать самым строгим санитарно-гигиеническим требованиям.

Давайте перейдём к обсуждению наших вопросов.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

В заключение хотел бы вот что сказать – собственно говоря, то, что говорил и на прошлой встрече.

Перед вами большие задачи, а денег мало, и эти задачи очень сложные. Но работа, которую вы выполняете, чем хороша: всегда виден результат. Это большая ответственность, потому что вы ближе всего к людям, и люди со своими проблемами приходят к вам прежде всего. Но если хоть что-то сделали – виден результат, вот как в некоторых посёлках, небольших городах, но даже и в крупных, таких как Новосибирск, с 1,5-миллионным населением, всё равно мэр видит. Вот он сказал сделать то, сделать это, едет и смотрит – и всё видит. В этом смысле вы счастливые люди, это всегда очень приятно – видеть результаты своего труда, а тем более чувствовать отдачу.

Но действительно, ещё очень много проблем на муниципальном уровне. Я хочу вам сказать, что мы с вами очень тесно связаны, несмотря на то, что по закону муниципальный уровень управления – это вроде как и не государственный. В сознании рядового гражданина любой уровень власти – это государство. Всё, что происходит на федеральном уровне, какие-то проблемы отражаются, так или иначе, на вас. Всё, что вы не доделываете, так или иначе, транслируется на самый верхний уровень, в том числе на федеральные уровни власти. В этом смысле мы с вами, как принято говорить, в одной лодке, и мы должны научиться вместе синхронно грести и работать, с тем чтобы весь наш государственный корабль двигался уверенно, в правильном направлении, а все пассажиры – граждане России – чувствовали себя сопричастными, чувствовали себя тоже членами нашей общей команды и ощущали на себе позитивные изменения. Вот без этого не будет никакого движения вперёд.

На каждом этапе, каким бы он ни был сложным, нужно хоть понемножку, но что-то двигать вперёд и улучшать жизнь каждого конкретного человека. Тогда мы увидим отдачу от граждан: они будут с нами не только сопереживать, но и будут вместе с нами выполнять те задачи, которые стоят перед страной в целом. Я хочу вам пожелать успехов. Вам большое спасибо! И хочу ещё раз поздравить тех, кто выиграл конкурс. Благодарю вас.