Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня у нас первое заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Мы обсудим приоритеты нашей работы, поговорим о конкретных проектах. Прежде всего хотел бы отметить, что агентство практически приступило к своей работе: проведена предварительная работа, связанная со структурой, штатным расписанием, финансированием, другими инструментами, без которых нельзя начать практическую деятельность. Начато формирование региональной сети, что очень важно – мы с вами об этом говорили с самого начала реализации этого проекта. Первые «пилоты» будут запущены в Екатеринбурге, Новосибирске и Татарстане, подписаны соглашения с Внешэкономбанком, с Российской венчурной компанией. Я очень рассчитываю на то, что вот эти инструменты развития самым активным образом будут подключены к работе агентства, помогут с решением вопросов подготовки проектов и, разумеется, с организацией финансирования.
На что хотел бы особо обратить внимание, что считаю тоже очень важным с точки зрения преодоления так называемых административных барьеров. Многие из присутствующих здесь знают (кто не знает, могу сказать): в каждом министерстве Правительства Российской Федерации или ведомстве за предметную работу с агентством теперь отвечает конкретный человек. Во всяком случае, так мне было доложено, я ещё проверю, так это на практике или нет, но в каждом ведомстве теперь появился заместитель руководителя ведомства, который должен отвечать за работу с агентством и помогать двигать проекты без излишних бюрократических проволочек.
Работая по этой логике, мы вместе с вами определили 12 стратегических инициатив. Среди них – продвижение высокотехнологичного среднего бизнеса на глобальные рынки, формирование национальной системы компетенций и квалификаций в различных секторах экономики, создание механизмов поддержки лидеров и талантов и так далее, и так далее. За каждой инициативой – большой набор проектов. Уже сейчас на рассмотрение в Агентстве стратегических инициатив находится более 2,5 тыс. предложений по самым разным направлениям. В качестве примера приведу создание промышленного кластера по производству отечественных электроинструментов за счёт модернизации Ижевского механического завода, ну и так далее, и так далее. На самом деле таких инициатив и предложений много, я сейчас даже не буду их перечислять.
Успех реализации всех инициатив зависит не только от усилий самого агентства или федеральной помощи, и это хотел бы подчеркнуть особо. Во многом этот успех будет зависеть от способности регионов Российской Федерации действовать в общей логике преобразований, улучшать предпринимательский климат, ликвидировать те самые барьеры, о которых мы так много говорим последнее время и которые мешают воплощению конструктивных, деловых идей. Мы, кстати говоря, об этом на инвестфоруме в Сочи тоже довольно подробно говорили. Знаю, что совместно с «Деловой Россией» такие предложения подготовлены, как нам двигаться по этому пути. Их сегодня тоже можем обсудить.
Широкое внедрение стандарта поддержки и проведения мероприятий подобного рода, поддержки среднего бизнеса, поддержки инициатив (об этом мы с вами говорили тоже с самого начала) – это очень важное направление нашей работы. Мы должны сформулировать принципы и понять, что такое современный стандарт хорошего делового климата.
Что считаю самым принципиальным в этом деле? Это гарантии соблюдения прав инвесторов со стороны властей субъектов Российской Федерации, если мы говорим об этих проблемах в региональном разрезе. Нужно максимально упростить приход новых компаний, снять разного рода барьеры для запуска проектов, строек и производств. Между тем есть, конечно, и другие проблемы, которые присутствуют в нашей практической жизни и которые хорошо всем известны. Это различные сомнительные предложения «поделиться долей» в ходе совместной работы с властями, настоятельные рекомендации местных чиновников выбрать далеко не самые лучшие инструменты работы и не самых перспективных партнёров – не самых перспективных с точки зрения интересов бизнеса, но самых интересных с точки зрения соответствующих властей определённого уровня.
Далее. Одно из ключевых положений вот этого стандарта, о котором я сказал, – это создание в каждом субъекте Федерации совета по привлечению инвестиций. У нас есть на федеральном уровне много структур. Допустим, совсем недавно я встречался с представителями ведущих мировых компаний. Это совет по иностранным инвестициям, но думаю, что на уровне регионов было бы правильным – я прошу региональных руководителей, губернаторов, руководителей республик в составе Российской Федерации – там, где этого пока нет, создать советы по привлечению инвестиций. И обращаюсь ещё раз к руководителям регионов: прошу вас лично эти советы возглавить. Знаю, что текущей работы очень много, но, если руководитель региона будет перепоручать эту ключевую задачу даже очень талантливым, очень энергичным и деятельным заместителям, всё-таки результат будет более низким, чем в том случае, если этот совет будет возглавлен лично первым лицом. В состав этого совета должны войти представители предпринимательского сообщества, руководители территориальных органов федеральных ведомств, что тоже очень важно, поскольку, безусловно, нужно координировать работу на региональном уровне всех структур, от которых зависит прохождение проектов. Необходимо обеспечить максимальную открытость работы в этих советах. Мне бы очень хотелось, чтобы его заседания транслировались в сети Интернет или на региональных телеканалах. Технология внедрения стандарта будет определена в шести пилотных регионах – в Калужской области, Липецкой, Свердловской, Ульяновской области, Пермском крае и Республике Татарстан, то есть там, где уже накоплен хороший, позитивный опыт работы с инвесторами. В дальнейшем мы распространим эту практику и на другие субъекты Федерации.
Я ещё раз обращаю внимание: введение единого стандарта поддержки бизнеса должно активно развивать регионы, в этом, собственно говоря, и весь смысл нашей с вами работы.
Ну и в заключение особо хотел бы обратить внимание ещё на одну сторону нашей совместной работы. Мы создали агентство, чтобы открыть путь к самореализации талантливым, целеустремлённым профессионалам. Во-первых, мы провели предварительную работу со многими нашими коллегами, которые прошли предварительные стадии отбора, поговорили со многими, кто хотел бы реализовать себя, в том числе, и на государственной службе. И все, кто изъявил такое желание, и кто, по нашему мнению, соответствует предъявляемым сегодня требованиям, будут зачислены в федеральный кадровый резерв. Я очень рассчитываю, что в будущем и при формировании Правительства Российской Федерации (мы с Дмитрием Анатольевичем много раз на этот счёт говорили) мы обратим на этих людей внимание, имея в виду то, что на всех уровнях власти и управления нужны современные эффективные люди, желающие посвятить себя или хотя бы часть своей жизни работе в административных структурах. Нам очень важно вовлечь таких людей в конкретную работу, и, кстати говоря, можно было бы самому агентству подумать над организацией специальной площадки. Например, её можно было бы назвать Клубом молодых лидеров, можно придумать и другое название, но сделать так, чтобы люди, которые объединены общими интересами, общими идеями, хотят напрямую участвовать в развитии региона, области, посёлка и всей страны, чтобы они имели возможность напрямую между собой общаться и чтобы это общение не прекращалось – наоборот, продолжалось и было поддержано на региональном, федеральном уровне. И прежде всего было бы поддержано со стороны Агентства стратегических инициатив.