Стенограмма заседания:
В.В.Путин: Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги, добрый день!
Я очень рад приветствовать вас на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям. И хочу отметить, что сегодня у нас с вами своеобразный юбилей – уже 25-я встреча совета. Всех хочу поблагодарить за совместную работу. Позволю себе несколько слов сказать о том, как, на наш взгляд, она складывается, каковы у нас общие результаты.
За 17 лет работы Совет по иностранным инвестициям, безусловно, закрепил за собой статус эффективного и авторитетного формата взаимодействия российского государства с нашими уважаемыми коллегами из-за рубежа, с иностранным бизнес-сообществом. Совет зарекомендовал себя как структура, которая не просто аккумулирует информацию о положении дел в российской экономике, что само по себе тоже, конечно, очень важно, но и зарекомендовал себя как структура, которая принимает прямое, самое непосредственное, деятельное участие в формировании делового климата в Российской Федерации, проводит большую экспертно-аналитическую работу и формирует чёткие рекомендации, прежде всего рекомендации российской власти на самых разных уровнях.
В частности, отмечу участие совета в создании принципиально нового законодательства о таможенном регулировании, которое вступило в силу с текущего, 2011 года. Это в том числе позволило нам быстрее продвигаться и в интеграционной сфере на так называемом постсоветском пространстве, используя опыт западных партнёров, опираясь на международные стандарты, обеспечить Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана условия для эффективной работы на мировых рынках. Да и внутри этого Таможенного союза – мы с вами уже и с глазу на глаз со многими, и в таком формате говорили о том, что мы формируем таможенное пространство трёх государств на основе норм и принципов ВТО, ОЭСР. И рассчитываем – просто я в этом абсолютно уверен, – что создание этого интеграционного сообщества позволит и вам легче работать на нашем общем рынке – Белоруссии, Казахстана и России. Этот рынок и правила регулирования на нём становятся более прозрачными, понятными и цивилизованными. Уверен, что это всем нам и всем вам пойдёт на пользу.
Мы готовимся к следующему шагу – к запуску в 2012 году единого экономического пространства трёх государств. Это ещё более глубокая степень интеграции, которая позволит нам координировать, в том числе, и валютную политику. И это тоже унифицирует правила работы на рынке трёх государств и облегчает эти процедуры, разбюрокрачивает их в целом.
Не менее важным считаю вклад членов совета в подготовку закона о трансфертном ценообразовании. Положения этого закона соответствуют лучшим практикам стран ОЭСР. Из последних решений отмечу упрощение правил доступа иностранного бизнеса в стратегические отрасли, об этом мы с вами неоднократно говорили, в том числе и в формате совета. Например, иностранный инвестор теперь сможет без прохождения, пускай и не очень обременительных, но всё-таки дополнительных бюрократических процедур купить 25% предприятия в сфере недропользования. Сегодня эти ограничения составляют 10%, и на одной из встреч некоторые коллеги ставили вопрос о расширении, поднятии этой планки. Мы – в том числе и исходя из ваших рекомендаций – это сделали.
Кроме того, если доля иностранного инвестора в уставном капитале пользователя недр не увеличивается, то так же, без согласования с соответствующей Правительственной комиссией, можно будет проводить дополнительную эмиссию. Соответствующие поправки уже рассматриваются российским парламентом, и у меня нет сомнений в том, что они пройдут, будут приняты, потому что мы провели предварительную работу с парламентариями: в целом эти поправки членами парламента Российской Федерации, членами Государственной Думы поддерживаются.
Подчеркну, что для многих иностранных инвесторов площадка нашего совета выполняет роль своеобразного «бюллетеня самочувствия» российского делового климата, и мнение членов совета о работе в России часто служит определяющим аргументом для принятия решений и другими партнёрами о запуске нового бизнеса, вложении денег в тот или иной проект на территории Российской Федерации.
Добавлю, что и сами члены Консультативного совета показывают пример активной работы. Объём средств, которые ваши, уважаемые коллеги, компании вложили и вкладывают в экономику России, уже превышает 100 млрд долларов США. И что особенно важно, большинство из вас (это многие из вас говорят при личных встречах и в более широких форматах) планирует последовательно наращивать своё присутствие на российском рынке. Как образец давних партнёрских отношений с Россией я с удовольствием назову несколько наших партнёров и коллег, например, компанию «Сименс» – это один из наших давних партнёров: уже более 100 лет на российском рынке работает. Эта компания сейчас принимает решение, осуществляет новый проект. Речь идёт об участии в создании железнодорожного кластера под городом Екатеринбургом на Урале. Так же - компания «Нестле», в будущем году она запускает уже 13-е предприятие на территории нашей страны, на этот раз во Владимирской области.
Из тех, кто работает в России сравнительно недавно, – один из мировых лидеров в области производства стройматериалов, наш партнёр из Франции компания «Лафарж». Начав с приобретения заводов, сегодня она уже планирует принять участие в строительстве индустриального парка в Калужской области. Хочу пожелать вам успехов. Будем всячески содействовать этому успеху.
Эти и многие другие примеры – лучшее подтверждение того, что работа в России дело и выгодное, и перспективное. Но дальновидные, рачительные инвесторы это очень хорошо понимали всегда и продвигали свои проекты даже на фоне достаточно сложной мировой конъюнктуры, которая складывалась за последнюю пару лет.
Так, с 2009-го по III квартал 2011 года прямые иностранные инвестиции в Россию «перешагнули» за 100 млрд долларов США, причём за первые девять месяцев текущего года мы фиксируем почти 20-процентный рост прямых инвестиций. Мы прекрасно знаем и о так называемой утечке капиталов. Но здесь сидят люди, которым не нужно ничего разъяснять: мы все прекрасно понимаем, как складывается эта утечка, каковы её причины. Все мы прекрасно понимаем риски глобальной экономики, и я отдаю себе отчёт в том, что, когда глобальная экономика скукоживается, основные рынки уменьшаются в объёмах, то такие страны, как Россия, развивающиеся рынки, особенно с недостаточно диверсифицированной экономикой, попадают в зону риска, а если в зону риска попадает страна, экономика, потенциальный инвестор думает, куда бы перебраться, где потише. И несмотря на то что источник угрозы, это крупные экономики, там всё-таки как бы легче отсидеться.
Мы это всё прекрасно понимаем, всё знаем, и поэтому мы с вами встречаемся, чтобы обсудить все нюансы, все сложности этого процесса. Но выход здесь один (и это мы тоже понимаем) – нужно развивать собственный рынок, внутренние потребности собственного рынка. Это не делается с сегодня на завтра, но поскольку такое понимание у нас есть, будем, безусловно, двигаться в этом направлении последовательно. Тем не менее, и данные о росте прямых инвестиций показывают, что привлекательность самого российского рынка всё-таки растёт и фундаментальные факторы, которые значительно «перевешивают» влияние конъюнктурных колебаний, всё-таки увеличиваются у нас в России.
Мы не только смогли пройти через кризис с минимальными потерями, но и в числе первых продемонстрировали оживление нашей экономики. Сегодня Россия полностью готова к самым разным сценариям развития мировой экономики. Накоплен серьёзный опыт, запас прочности и в реальном, и кредитно-финансовом секторе. Если мы посмотрим на наши резервы конца 2008 года – резервы Правительства.… У нас два резервных фонда: один так и называется – Резервный фонд Правительства, из которого мы решаем текущие проблемы дефицита бюджета, второй – Фонд национального благосостояния, из которого мы решаем проблемы, связанные с некоторым дефицитом Пенсионного фонда. Так вот, если посмотреть на конец 2008 года, то эти резервы были, конечно, побольше, чем сегодня. Но, во-первых, сегодня эти резервные фонды не уменьшаются, а растут, и дополнительные доходы бюджета в основном мы направляем туда с целью увеличения «подушки безопасности». А во-вторых, всё-таки сам факт прохождения через сложности кризисных явлений в экономике – и мировой, и российской – в предыдущие два года позволил нам наработать определённые инструменты и опыт борьбы с трудностями, с которыми мы все сталкиваемся. И если некоторое уменьшение резервных фондов – это, конечно, минус, то наличие опыта и отработанных инструментов борьбы с кризисом – это, безусловно, плюс. И я считаю, что если, не дай Бог, какие-то турбулентные процессы разыграются слишком сильно, всё-таки Россия к этим сложностям в целом сегодня готова.
Рассчитываем, что по итогам года рост ВВП в стране составит порядка 4% или даже чуть больше. Таким образом, уже в текущем квартале экономика России практически полностью компенсирует кризисный спад, достигнет докризисного уровня.
Рост промышленного производства за восемь месяцев 2011 года ещё больше – 5,4%, причём вновь опережающими темпами растёт обрабатывающая промышленность, обрабатывающие отрасли, рост там составил 7,6%. Это, кстати, говорит, что структура экономики постепенно меняется – меняется в нужном нам направлении. Такие качественные процессы мы намерены активно поддерживать и в будущем, это ключевой вопрос нашей повестки дня в сфере экономики.
Отмечу значительный подъём и в сельском хозяйстве: если в прошлом году у нас был спад, и он был вызван (все мы с вами хорошо знаем) прежде всего засухой прошлого, да и позапрошлого года (у нас два года подряд практически была засуха), и в прошлом году у нас был спад очень приличный (если мне память не изменяет, где-то, по-моему, под 10%), – то в этом году в сельском хозяйстве будет рост 14% как минимум.
Возрастает потребительский спрос: только за восемь месяцев текущего года вырос на 5,8%. Укрепляется положительное сальдо торгового баланса, что важно для каждой страны: за три квартала 2011 года положительное сальдо торгового баланса составило 147,7 млрд долларов – для России это очень хороший показатель. Позитивные тенденции видны и на рынке труда. Все мы хорошо знаем, что этот показатель является одним из основных при определении самочувствия экономики в целом. Если на начало 2011 года количество безработных составляло 5,8 млн человек, то сейчас это примерно 4,6 млн человек, то есть сокращение более чем на миллион. Более того, здесь мы не только вышли на докризисный уровень занятости на рынке труда, а улучшили эти показатели – у нас сейчас занятых в экономике больше, чем было на конец 2008 года, на докризисный период, при этом число вакансий на сентябрь 2011 года на предприятиях возросло более чем на 400 тыс.
Важнейшей задачей считаем обеспечение макроэкономической стабильности, поэтому мы намерены последовательно проводить ответственную бюджетную и финансовую политику. Здесь у нас не намечается никаких изменений. В текущем году федеральный бюджет будет исполнен как бездефицитный. В этом году, с полной уверенностью можно сказать, у нас в России будет бездефицитный бюджет. В предстоящие три года для решения задач социально-экономического развития – и социального, и экономического развития (хочу это подчеркнуть), мы считаем, что у нас будет небольшой дефицит, но он будет возможен в том случае, если оправдаются те, очень консервативные, оценки по ценам на нефть и другие энергоресурсы. Мы рассчитываем бюджет из консервативных оценок стоимости на нефть. По нашим предварительным оценкам, для бюджетного планирования мы выбрали цифру, которая ниже, чем цены сегодняшнего дня, но, если цены немножко подрастут, у нас и в следующем году дефицита не будет. Повторяю ещё раз: мы к нему готовы, он будет небольшим, и через пару-тройку лет мы, даже при этих консервативных оценках стоимости на нефть, выйдем всё равно по нашим расчётам на бездефицитный бюджет.
Замедляется инфляция, что очень важно. Одна из наших приоритетных задач была, есть и останется – борьба с инфляцией, таргетирование инфляции. В прошлом году её уровень составил немаленькую, казалось бы, величину – 8,8%, но это была минимальная величина для современной России, за всю историю современной России была самая низкая инфляция – 8,8%. Мы ожидаем, что по итогам текущего года она будет ещё ниже. Сегодня, на сегодняшний день, накопленная инфляция в России составляет 4,7%. Но расходы бюджета в конце года у нас традиционно растут (это конец октября, ноябрь, почти весь декабрь) и, конечно, инфляция подрастёт, но мы рассчитываем, что она не будет превышать 7%. Это станет новым историческим минимумом для современной России.
Что касается такой темы, как государственный долг, – то, проводя взвешенную, осторожную политику по заимствованиям, мы стабильно держим планку в 10%, и это в основном заимствования на внутреннем рынке. Из этих 10% только примерно 3% – это внешние заимствования. Напомню, что в целом ряде развитых экономик эта цифра зашкаливает за 80–90%, а в некоторых странах превышает и 100%, и 200%.
Уважаемые коллеги! Конечно, в преддверии любых крупных политических событий, тем более парламентских и президентских выборов инвесторов интересует каким образом будет развиваться экономика, каким будет дальнейший экономический курс. В целом, я уже об этом два слова сказал, но хотел бы ещё раз заверить всех наших партнёров: экономические ориентиры мы менять не собираемся. И хорошо понимаем, насколько важны здесь устойчивость и предсказуемость. Все запланированные проекты по модернизации экономики, повышению эффективности государственных институтов (а это тоже один из приоритетов нашей работы) – все эти задачи мы будем, безусловно, последовательно исполнять. Намерены поддерживать инвесторов как отечественных, так и зарубежных, улучшать деловой климат, добиваться существенного роста инвестиционной активности, особенно роста капиталовложений в несырьевой сектор нашей экономики, социальную сферу и инфраструктуру.
Так, Правительством уже внесены в Госдуму поправки, позволяющие реализовать долгосрочные инфраструктурные проекты на основе так называемых контрактов жизненного цикла. В первую очередь планируем использовать этот инструмент при реализации проектов строительства высокоскоростных железнодорожных и автомобильных магистралей. Будем и дальше прилагать все усилия для развития человеческого капитала в стране.
В три ближайших года дополнительно направим порядка 600 млрд рублей (то есть около 20 млрд долларов) на модернизацию систем здравоохранения и образования. Я хочу подчеркнуть: это дополнительные расходы – помимо тех, которые мы планировали и раньше как плановые и абсолютно необходимые.
Конечно же, факт самых масштабных инвестиций в эти сферы за всю историю современной России не отменяет участия в них частного капитала. Напротив, мы создаём и будем создавать здесь дополнительные условия для инвесторов. Так, с этого года компании, работающие в образовании и здравоохранении, освобождаются от налога на прибыль.
Я в этой связи вот что хотел бы сказать, уважаемые коллеги. Конечно, мы очень часто, особенно в преддверии крупных политических событий внутри страны, слышим критику – и внутри России, и от наших коллег из-за рубежа, – что мы слишком много средств направляем на социальные нужды. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, сколько денег мы направляем на социальные нужды, какие задачи мы должны решить в ближайшее время и сколько мы отвлекаем ресурсов, которые мы действительно могли бы направить на решение чисто экономических проблем – на развитие малого и среднего бизнеса, поддержку бизнеса вообще, сокращение налогов и так далее. Экономика – это, конечно, наука, но это наука на грани искусства. И мы должны очень точно и ясно понимать социально-экономические и в данном случае экономико-социальные процессы, которые происходят внутри страны. Население, граждане России должны чувствовать на себе, на своём ежедневном бюджете, на своём кармане, на своём здоровье, на образовании своих детей должны чувствовать, что в стране что-то меняется и меняется к лучшему. Только тогда можно рассчитывать на поддержку граждан и пользоваться их доверием. Если этого не происходит, то тогда дело может дойти до ситуации, которую мы сейчас наблюдаем в некоторых странах с развитой экономикой, когда сотни тысяч людей выходят на улицы – не группа маргиналов, а сотни тысяч выходят на улицу – и требуют того, что правительства этих стран на самом деле исполнить не в состоянии. Вот когда такие социально-политические вопросы встают в полный рост, они начинают захлёстывать экономику и начинают наносить ей реальный ущерб, и поэтому нужно своевременно принимать решения в социальной сфере. Я исхожу из того, что мы делаем это аккуратно, но последовательно. Мы и дальше намерены действовать таким же образом. И поэтому мы всегда говорили, и я хочу ещё раз это повторить: мы, безусловно, будем исполнять все свои социальные обязательства перед гражданами России. Хочу подчеркнуть: я считаю, что это фактор экономической стабильности – социально-политической, а значит, и экономической стабильности, потому что только так можно добиться, повторяю ещё раз, доверия граждан и, опираясь на это доверие, проводить, в том числе, и взвешенную и экономическую, и бюджетную, и финансовую политику. Вот так мы и намерены действовать.
Конечно, предстоит значительно ускорить процессы диверсификации и обновления национальной экономики. За предстоящее десятилетие рассчитываем поднять долю национального инновационного продукта в общем объёме производства с сегодняшних 12% до 25–35%, при этом значительно увеличить производительность труда.
Сделать это мы намерены прежде всего за счёт активной промышленной и технологической политики. Будем модернизировать существующие и создавать новые индустриальные кластеры, при этом ключевым принципом сотрудничества с зарубежными инвесторами станет создание производств полного цикла, размещение на территории России наукоёмких предприятий и открытие современных рабочих мест. Мы исходим из того, что вот этих современных рабочих мест у нас должно быть создано за ближайшие годы где-то до 25 млн. Это большая цифра для России. Это не значит, что все они должны быть новыми абсолютно, но это значит, что и действующие рабочие места в значительной степени должны быть модернизированы.
Здесь серьёзных результатов мы ждём от развития механизмов государственно-частного партнёрства, прежде всего на уровне регионов Российской Федерации. На сегодня свои законы о такой форме сотрудничества приняло более половины субъектов Российской Федерации – 46. Это позволит им привлекать инвестиции не только на принципах концессии, но и по другим направлениям действий. Кроме того, для повышения экономической привлекательности регионов мы создали институт инвестиционных уполномоченных. Их задача не просто вести бизнесменов по бюрократическим коридорам, вести за руку, что называется, а выявлять все проблемные, узкие места, инициировать соответствующие изменения в законодательстве.
И в заключение ещё раз хочу отметить, что активное участие наших иностранных партнёров, друзей, инвесторов в модернизации российской экономики имеет двусторонний эффект. Так, Россия получает доступ к передовым технологиям, а иностранные компании открывают для себя крупный, высокорентабельный рынок.
Безусловно, чтобы такой взаимовыгодный обмен состоялся, нужно ещё многое сделать. Кстати говоря, и нам, но не только нам, но и нашим партнёрам в странах наших соседей, в более отдалённых государствах: и в Азии, Европе, Северной Америке. Безусловно, мы в России к этому готовы, но именно от вас, уважаемые коллеги, от практиков мы ожидаем активного участия в вопросах дальнейшего устранения всяческих барьеров на межгосударственном, правительственном уровне. В том числе решения ждёт целый комплекс вопросов налогового, таможенного, административного регулирования как у нас, хочу повторить, так и в странах наших партнёров, и мы рассчитываем на ваше влияние на вашей родине. Чтобы наши друзья и наши коллеги в правительствах соответствующих государств смотрели на вещи открыто и выстраивали бы полноценные, партнёрские отношения, равноправные партнёрские отношения. Мы рассчитываем, что все эти темы станут приоритетом в работе совета по иностранным инвестициям на 2012 год.
Спасибо вам большое за внимание, и я с удовольствием передал бы слово господину Терли (Д.Терли – председатель совета директоров, главный исполнительный директор «Эрнст энд Янг Глобал», сопредседатель Консультативного совета по иностранным инвестициям), пожалуйста.
Д.Терли (как переведено): Господин Премьер-министр, большое спасибо за прекрасное резюме прогресса, который был достигнут за последнее время.
Как Вы сказали, сегодня у нас 25-я встреча – это веха. И мы рассматриваем наши совместные достижения по улучшению инвестиционного климата в России. Мы достигли значительного прогресса со времени первого заседания в 1994 году и заметного прогресса с прошлого года. Кстати, мы все аплодируем российскому Правительству в связи с тем, как вы справились с экономическим кризисом начиная с 2008 года и по настоящее время. Успешное преодоление кризиса усилило доверие и поддержку. Я хотел бы сегодня поговорить о некоторых инициативах российского Правительства, в которых вам помогали члены нашего совета, для того чтобы предоставить новые возможности для инвестиций, для российских и иностранных компаний.
Одним из лучших примеров инициатив Правительства по поддержке ПИИ (прямые иностранные инвестиции) является создание должности уполномоченного, о которой Вы сказали немного раньше. Иностранные инвесторы провели уже несколько встреч и подали 76 заявок, по 54 получили положительное заключение. В основном эти заявки связаны с вопросами административных барьеров, государственных институтов, таможенных процедур и нормативных моментов. Мы благодарны Вам, господин Премьер-министр, и хотим поблагодарить господина Шувалова (И.И.Шувалов) за его активную позицию. Мы надеемся, что должность омбудсмена поможет нам и дальше улучшать управляемость.
Мы ценим прогресс Правительства по вопросам миграции. Компании, которые нанимают высококвалифицированных специалистов, сейчас намного проще могут получать разрешения на работу, рабочие визы без таких бюрократических формальностей. Уже более 11 тыс. разрешений на работу было выдано по новым правилам. Мы считаем, что поправки в законодательство по миграции помогут привлечь иностранные компании, иностранные инвестиции в Россию.
Однако есть вопросы, которые нужно ещё решить, работая вместе. Например, это ограничение количества рабочих дней, которое уменьшает выгоды от этих новых инициатив. Есть законопроект, который включает поправки, которые не дают компаниям использовать соглашения о прикомандировании, а уже в Думе в первом чтении он утвержден, и мы считаем, что этот закон ограничит возможности компаний привлекать ведущих специалистов. Думаем, этот закон должен быть пересмотрен.
Есть и налоговые проблемы. Во-первых, это связано с энергосектором. У нас есть некоторые ведущие компании в энергетическом секторе, которые присутствуют сегодня. Правительство реформирует режим налога на нефть, для того чтобы повысить производство и разведку здесь. И конечно, Ernst & Young оказывало поддержку Правительству в этой инициативе по новой налоговой структуре. Мы думаем, что это прекрасный пример совместной работы по улучшению инвестиционного климата.
Второй вопрос – это трансфертное ценообразование, которое вступает в силу с 1 января 2012 года. Все большие компании должны будут анализировать и пересматривать ценообразовательные практики для сделок, которые связаны с контролируемыми операциями. По этому закону документы нужно готовить на принципах ОЭСР. Россия требует специалистов с новыми навыками. Мы думаем, что для эффективного выполнения трансфертного ценообразования нужно приложить максимальные усилия. Это поможет улучшить инвестиционный климат. Наконец, есть новые ставки страховых премий, которые опять же вступят в силу с 1 января 2012 года и включат дополнительную премию в размере 10% с зарплат, которые превышают 15 тыс. долларов США.
Что касается членов консультативного совета, мы считаем, что это будет более существенным бременем на затраты на рабочую силу и в итоге приведёт к замедлению приема наёмных сотрудников. Эти новые ставки заставят российские и международные компании, особенно те компании, которые занимаются НИОКР и нанимают высококвалифицированных специалистов, притормозить. Мы думаем, что это будет негативное влияние на инвестиционный климат в России.
Давайте перейдём к таможне. Таможенный союз убирает некоторые препоны на пути торговли внутри Таможенного союза. Многие предложения и комментарии нашего совета были приняты во внимание, когда разрабатывался Таможенный кодекс. Мы думаем, что это очень хорошая и здравая инициатива. Однако мы считаем, что всегда есть ещё место для улучшений (Пол Бюльке, исполнительный директор «Нестле» скажет сегодня об этом). Что касается нормативной базы, то тоже достигли существенного прогресса. Эксперты нашего совета анализировали и предоставляли рекомендации по более 20 законопроектам в нормативной сфере. Министерство экономического развития рассматривало, и важным шагом стало создание консультативного совета по влиянию нормативной базы при Минэкономразвития. Этот совет включает представителей и нашего совета.
Ещё хотел бы поговорить о двух моментах. Во-первых, один из самых сложных вопросов для иностранных инвесторов и российских компаний – это получение разрешения на строительство. В 2 раза больше времени требуется для того, чтобы построить объект в России, чем в Европе или Китае. Мы поддерживаем инициативы Правительства по упрощению процедур строительства, которые основываются на совете наших членов и используют наилучшие практики и международный опыт. Мы об этом поговорим ещё немножко позже на нашем заседании.
И, во-вторых, глобализация шагает по планете, экономика становится глобальной. Правовые институты и Гражданский кодекс Российской Федерации нужно изменить для того, чтобы соответствовать современным вызовам и деловым кругам. Российские компании входят в глобальные рынки, международные компании инвестируют в Россию. Некоторые институты гражданского права и законодательные, правовые структуры нужно модифицировать. Мы приветствуем поправки в Гражданский кодекс. И мы предоставляли свои комментарии.
И наконец, очень-очень важно. Инвесторы, особенно новые инвесторы, рассматривают разные обзоры инвестиционного климата в России, также включая ежегодный обзор Всемирного банка. В будущем мы будем работать с российским Правительством и предоставлять информацию Всемирному банку по этому докладу и по тому, как делать бизнес в России. Мы оцениваем инвестиционный климат в 183 странах. Этот отчёт рассматривает законодательство и применение правил нормативной базы и шаги Правительства по снижению административных препон. Всемирный банк подготовил более 70 рекомендаций по улучшению инвестиционного климата в России. Эти рекомендации рассмотрены рабочими группами нашего совета. Самые серьёзные были выбраны министром экономического развития и другими, для того чтобы их проработать и улучшить инвестклимат в России. Это очень и очень важные вопросы.
Господин Премьер-министр, наша совместная работа привела к результатам. Это вполне осязаемые результаты для народа России, для иностранных инвесторов, и мы очень ценим время, которое Вы уделяете работе с нами и диалогу – диалогу, который идёт между Правительством и нашим советом. Ещё от себя скажу, что мы поддерживаем Вашу кандидатуру на пост Президента, но нам будет не хватать Вашего руководства здесь в качестве Премьер-министра в нашем совете. Конечно, мы будем поддерживать Вашу повестку дня и работать со следующим премьер-министром для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в России. Спасибо большое.
В.В.Путин: Знаете, вы перечислили столько много важных и проблемных вопросов – у меня впечатление, что мы собрались на расширенное заседание Правительства Российской Федерации. Да-да, точно, потому что все это мы так или иначе обсуждаем со своими коллегами в ходе различных наших встреч и совещаний. Я бы хотел только… Я некоторые вещи прокомментирую, если вы позволите: они действительно важные, очень важные. Но у меня есть один вопрос. Я, может быть, не расслышал или плохо понял, когда вы говорили о налогах и налогообложении в энергетическом секторе, что вы там имели в виду? Не могли бы вы ещё раз сказать, какие вы видите проблемы или вы, наоборот, это приветствуете? Что там?
Д.Терли: Наоборот, мы очень приветствуем изменения в законодательстве по налоговому режиму, считаем, что они выгодны для российских компаний и для международных компаний, которые занимаются разработкой и производством здесь.
В.В.Путин: Есть некоторые нововведения, они касаются работы с высокосернистой нефтью. Это касается работы на труднодоступных территориях Российской Федерации без развитой инфраструктуры: это Восточная Сибирь, это шельф… И здесь мы приняли решение, существенно облегчающее налогообложение и по сути создающее условия для нормального, хорошего старта любого крупного проекта.
Есть, конечно, и вопросы, над которыми мы долго думали. Принимали их непросто, могу сразу сказать. Один из этих вопросов, одна из этих проблем – это увеличение на 10% страховых отчислений от высоких заработных плат. Правда, мы долго думали на эту тему и долго спорили, стоит ли нам вообще дополнительно нагружать те предприятия, которые привлекают высококлассных специалистов, получающих высокие заработные платы. Такая проблема есть, мы её прекрасно понимаем, видим. Тем не менее пошли на это, имея в виду наши бюджетные ограничения (должен прямо сказать: нам нужны источники пополнения бюджета, что скрывать, это очевидный факт) и имея в виду вопросы социальной справедливости. Всё-таки те специалисты, которые получают высокие заработные платы или, вернее, те предприятия, которые привлекают специалистов, которым они платят высокие заработные платы, должны немножко побольше отчислять в бюджет для решения социальных проблем. Да, это налог на высокую заработную плату – дополнительный, но небольшой, и он в значительной степени, на мой взгляд, компенсируется тем, что мы сохраняем одну из самых низких в мире и Европе ставок налога на доходы физических лиц – это 13%. Так что здесь у нас тоже много было желающих эту планку изменить. И социальные сборы не повысили. В целом мы считаем, что это решение сбалансированное. Но тем не менее мы эту проблему понимаем, знаем, и меня лично тоже беспокоит то, что господина Терли беспокоит. Он говорит о привлечении высококлассных специалистов в высокотехнологичных областях, где уровень заработной платы достаточно большой, потому что специалисты счётные. Меня это тоже беспокоит. И поэтому мы, конечно, будем над этим думать. Это безусловно.
По таможне вы сказали, и мне очень приятно было слышать, что вы следите не только за тем, что у нас происходит в таможенной сфере, но и за тем, что происходит в рамках Таможенного союза, за тем, как формулируются правила работы Таможенного союза. Это действительно очень важно. Мне интересно было услышать ваши оценки. В чём я полностью согласен – это то, что нужно упрощать процедуры получения разрешений на строительство. Здесь, правда, существует две проблемы. Хочу на это сразу обратить ваше внимание. В чём они заключаются? Мы готовы присоединяться к лучшим мировым, европейским практикам в администрировании строительного сектора. Есть только одно соображение, на которое я бы хотел обратить ваше внимание, ну тех, кого это касается, – это касается практически всех, потому что речь идёт, разумеется, не о жилищном строительстве или не только о жилищном строительстве, речь идёт о строительстве вообще, любых промышленных объектов в любой сфере деятельности: здесь мы административно должны стремиться к лучшим мировым практикам, и, уверяю вас, мы будем это делать. Есть только одна проблема, связанная с техническими регламентами, мы не можем механически перенести, скажем, регламент Евросоюза на нашу стройку: у нас климатические зоны разные, снеговая нагрузка разная. И здесь, конечно, нужно внимательно посмотреть с экспертной точки зрения, в том числе и с вашим участием – мы с удовольствием будет привлекать ваших специалистов.
Что касается поправок в Гражданский кодекс, здесь тоже, конечно, с удовольствием послушаем ваши рекомендации. Мы всегда так делали и так намерены дальше делать. И будем с вами сотрудничать, так же как и будем сотрудничать – у нас очень хорошие отношения сложились – с Мировым банком. Нам не нужны, слава Богу, кредиты Мирового банка, ну такие масштабные, но если речь идёт о кредитах – конкретных точечных вещах, связанных с развитием инфраструктуры, с развитием самой системы финансового администрирования и подобных вещах... Но мы работали и будем продолжать работать с Всемирным банком как с нашим консультантом, как со структурой, которая пользуется очень большим нашим уважением и принесла уже большую пользу нашей совместной работе с точки зрения модернизации экономики России, внедрения наилучших мировых стандартов. Спасибо большое!
Пожалуйста. Господин Пол Бюльке (П.Бюльке – главный исполнительный директор «Нестле»), «Нестле». Прошу вас.
П.Бюльке (как переведено): Господин Председатель Российской Федерации, дамы и господа!
Прежде всего позвольте мне от имени группы по торговле и потребительского сектора КСИИ поблагодарить за это заседание. Все члены КСИИ следят за развитием и созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Это ключевой фактор, который позитивно влияет на бизнес-среду для товаров массового спроса, а также большую часть компаний КСИИ и других, которые действуют на территории Таможенного союза.
Создаются огромные возможности, связанные с улучшением межрыночных операций – это важный фактор для гармонизации законодательства, чтобы они отвечали международным стандартам, а также для совершенствования некоторых технических моментов. Но я думаю и надеюсь, что эти проблемы будут решены. Мы уже пользовались преимуществами таможенных изменений: ветеринарный контроль, пищевое регулирование и так далее. КСИИ участвует во всём процессе создания Таможенного союза, и мы с удовлетворением отмечаем позитивные изменения, которые влияют на нашу каждодневную работу.
Увеличивается эффективность цепочек, снижаются затраты и сокращается время. Мы видим изменения в регулировании здравоохранения в Таможенном союзе. Российское Правительство эффективно работает по снижению административных барьеров, в регулировании здравоохранении, в переходе от дорыночных к более эффективным рыночным контрольным механизмам и создание транспарентных требований. Эти меры также вписываются в регулятивные нормы стандартов ВТО, а также кодекса Алиментариус. И в этом контексте мы бы хотели призвать российское Правительство продолжить гармонизацию ветеринарных контрольных механизмов и стандартов.
Также позитивным считается снижение административных барьеров, которое мы наблюдаем в союзе, и гармонизация их со стандартами ВТО. И в этой связи мы призвали бы к ускорению принятия нового федерального закона о карантине растений, который сейчас рассматривается. КСИИ предлагает упростить далее техническое регулирование в Таможенном союзе, чтобы оно основывалось на принципе «один документ на один продукт».
Я хотел бы сказать, что это важная возможность для улучшения всех бизнес- операций и эффективности и затрат в цепочке производства в России и соседних странах. Успех процесса зависит от того, как нам удастся решить небольшие проблемы, например регулирование нового законодательства в соответствующие переходные периоды, а также обеспечение того, чтобы национальная законодательная база соответствовала законодательству Таможенного союза. Таким образом, это возможность, благодаря сотрудничеству с господином Шуваловым и госпожой Набиуллиной, обеспечить новое будущее для дальнейшего обмена мнениями по повестке дня в Таможенном союзе. Прозрачное законодательство, свободное перемещение товаров, общие стандарты, эффективное законодательство – необходимые критерии для эффективных цепочек производства и социального развития. Создание Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном будет ускорять экономическое развитие. Хотел бы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович, за возможность вкратце рассказать о развитии в Таможенном союзе.
В.В.Путин: Я хотел бы вас поблагодарить, господин Бюльке, за ваше сообщение. Это всё мне было очень приятно слышать, в том числе и критические замечания. Особенно приятно было слышать ваш последний тезис: создание Таможенного союза будет ускорять экономическое развитие. Вот это ключевой тезис и в нашей работе по этому направлению. Ключевой! Ради этого, собственно говоря, мы всё и делаем. И на этом пути, конечно, много проблем нам приходится решать, много сложностей преодолевать. Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы выйти на режим, который вы сейчас обозначили, – один документ на один продукт. Это очень правильно. К сожалению, приходится ломать много стереотипов и много уже сложившихся, функционирующих десятилетиями правил, доставшихся ещё с советских времён. Этого не всегда просто на практике добиться, но мы будем к этому стремиться. Здесь даже сомнений у вас быть не может.
Что касается изменения регулирования и гармонизации, как вы сказали, в сфере фитосанитарных, санитарных стандартов в рамках Таможенного союза, мы как раз завтра с коллегами собираемся в Петербурге и, надеюсь, примем новые правила по фитосанитарному и санитарному надзору на пространстве Таможенного союза. Мы и наши эксперты над этим долго работали. Мы фактически примем эти правила в соответствии с нормами ВТО. Об этом мы договаривались и с нашими коллегами в ходе дискуссии по присоединению России к Всемирной торговой организации. Повторяю ещё раз: надеюсь, завтра это решение будет принято окончательно.
Пожалуйста, господин Бруно Лафон, руководитель группы «Лафарж Груп» (Б.Лафон – председатель совета директоров, генеральный директор «Лафарж Груп»). Пожалуйста.
Б.Лафон (как переведено): Благодарю Вас, господин Премьер-министр!
Уважаемые члены Правительства, дорогие коллеги! Прежде всего хотел бы сказать, что члены cовета ценят усилия Правительства по упрощению процедур строительства. Это важный шаг для улучшения инвестиционного климата в России. Многие меры потребуют больше года для их полного осуществления. Но я хотел бы сказать, что проводятся консультации по таким темам, как сокращение разрешительных процедур законодательства по специальным техническим условиям и по опасным объектам, подготовка новых технических регламентов, упрощение регионального городского планирования и норм, упрощение земельного законодательства и законодательства по использованию земли для промышленного строительства. Необходимо увеличить транспарентность по таким вопросам, как энергетика, вода, дороги и так далее. Нам необходимо обсуждать строительство «зелёных» предприятий, снижать высокие затраты на промышленные инвестиции – сделать на этом упор нашего совета в следующем году. Изменения в миграционном законодательстве, которые мы считаем позитивными – бо́льшая часть крупных строительных проектов использует большое количество иностранных рабочих. Нужно рассмотреть и сказать, что 2011 год стал поворотным пунктом для сферы строительства. Тем не менее ясно, что ещё многое предстоит сделать.
Что касается выдачи разрешений, мы понимаем, что экспертная оценка по влиянию на окружающую среду должна стать приоритетом в следующем году. Сегодня экспертная оценка – очень тяжелое мероприятие, которое замедляет осуществление проекта, оно требует детального решения. Мы хотели бы видеть по завершению строительства проверку всех критериев, как в Европе. Нам необходимо решение, которое увеличивает энергоэффективность и снижает воздействие на окружающую среду. Экологическая экспертиза должна основываться на фактическом влиянии, а не на проектной документации. Мы хотели бы предложить сделать упор на гармонизацию российских технических регулирований по строительству со стандартами ЕС. Мы готовы поделиться нашим международным опытом. Мы также могли бы предложить рассмотреть возможность принятия европейских кодексов в рамках оздоровления законодательства России по энергоэффективности и устойчивости. Принятие европейских кодексов, которые гибки с точки зрения географии, так как географические условия Европы так же разные и учитывают особенности климата, они поддерживают лучшую интеграцию градостроительных элементов и обеспечивают безопасность для всех строений и объектов. И мы считаем, что упрощение этих процессов и даже реформа категорий земель будет сокращать сроки строительства. Мы также считаем, что необходимо принять меры по риску, связанному со строительством, приветствуем продолжение реформы регулирования и, в частности, выдачи разрешений на фазе строительства, а также выдачи лицензий, что касается технологий строительства.
И, наконец, хотел бы признать, что стратегия по развитию строительного сектора, принятая в этом году российским Правительством, – это очень серьёзные руководящие принципы, которые намечают путь к использованию лучшей мировой практики в России. Мы рассчитываем на дальнейшее улучшение процессов в строительном секторе, которое обеспечит работу в области гражданского и другого строительства, обеспечит надёжность специалистов в области строительного сектора. И что, наконец, будут использоваться инновационные техники, мы рассчитываем, что они будут развиваться в России.
Я хотел бы поблагодарить наших партнёров в нашей рабочей группе «ПепсиКо» и «Юнилевер» за их экспертные знания и глубокое понимание того, что необходимо для строительства крупных объектов. Мы благодарим партнёров из различных органов Правительства за то, что они находились с нами в постоянном контакте.
В.В.Путин: Спасибо большое. Мне было очень приятно слышать, что вы 2011 год назвали поворотным годом в развитии строительного сектора и в развитии процедур, соответствующих в этой сфере. Должен сказать, что мы действительно много этому внимания уделяем. И ресурсов направили много на поддержку строительного сектора в период кризиса, в 2010 году особенно. В этом году тоже сохранили часть этой поддержки, дополнительной. В общем объёме я думаю, что это где-то было около 100 млрд рублей примерно. Но всё это вместе позволило сохранить многие предприятия, сохранить среду и не довести дело до серьёзных сбоев в работе сектора. Хотя небольшое снижение было, сейчас идёт наращивание этой работы.
Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы она и дальше шла по пути разбюрокрачивания, на устранение любых причин, которые могли бы вести к коррупционным проявлениям. В этом направлении абсолютно точно мы и будем двигаться дальше. Где-то возможно принятие почти целиком норм и правил, которые функционируют у наших коллег и друзей в Евросоюзе. Где-то это в полном объёме механически сделать будет нельзя. Но повторяю ещё раз: мы отдаем себе отчёт в том, что эти нормы и правила, как правило или очень часто, разработаны в странах Евросоюза достаточно тщательно и некоторые из них можно было бы перенести и на нашу территорию, внедрить в практику деятельности на территории Российской Федерации, конечно после предварительного анализа. Мы постараемся провести этот анализ как можно быстрее. У нас группы экспертов работают на этот счёт. Готов даже соответствующий законопроект. Мы должны его еще раз рассмотреть, доработать и будем вносить его в Государственную Думу. Вот в этом направлении будем двигаться так же, как и по направлению, связанному с разбюрокрачиванием принятия решений по предоставлению земельных участков. Это тоже очень важная составляющая всей работы строительного сектора.
Ну и, конечно, экологическая экспертиза. Мы отдаём себе отчёт в том, насколько этот инструмент важен и насколько он может быть использован недобросовестными участниками рынка, в том числе в административных структурах. Поэтому и здесь будем работать над совершенствованием этих механизмов. Должен вам сказать и проинформировать: сейчас в Государственной Думе находится закон о применении наилучших мировых практик в сфере экологии не только при работе в строительном секторе, но и по другим направлениям промышленного производства и промышленной деятельности. Мы, когда готовили этот закон, опирались, повторяю, на лучшие мировые практики и работали вместе с мировыми экспертами. Я очень рассчитываю, что в ближайшее время эта норма будет принята депутатами Государственной Думы и будем имплементирована в нашу практическую жизнь.
Пожалуйста, Тай Берт (президент, главный исполнительный директор «Кинросс Голд Корпорейшн»).
Т.Берт (как переведено): Коллеги, с прошлого года мы видим свидетельства позитивных изменений в регулировании по инвестициям в стратегическое сырьё и минеральную базу. Процентная доля иностранного участия увеличилась с 10% до 25% – это вызывает воодушевление. В этом году «Кинросс Голд» получила разрешение от Правительства по владению 100% стратегического месторождения. Это важная веха в нашей истории как иностранного инвестора в России. К сожалению, в то же время было немного других значительных иностранных инвестиций в этот сектор, несмотря на большой уровень в других странах. Иностранные инвесторы неверно, как мы полагаем, считают, что в России не приветствуются инвестиции в эту область. На прошлой встрече «Кинросс» делилась мнением по развитию этого сектора и высказала свои предложения. И мы сейчас можем предложить вам предварительные результаты нашего обзора иностранных инвестиций по добыче и разработке в этой стране. Хотел бы представить результаты Вам, господин Премьер-министр, и членам этого совета. Выводы вызывают серьёзную озабоченность. Сейчас, когда растёт спрос и в России имеются огромные запасы минеральных ресурсов, вы располагаете огромным потенциалом развития, однако, к сожалению, отчасти эти возможности не вполне используются, поскольку инвесторы неверно считают, что инвестиции в Россию слишком ограничены. В нашем исследовании мы рассматриваем причины недостаточных инвестиций, сравниваем ситуации в таких странах, как Канада, Австралия и Чили, в которых инвестиции в горнодобывающий сектор растут. Кроме того, в исследованиях мы анализируем нынешнюю нормативную базу Российской Федерации и предлагаем внести изменения для поощрения новых инвестиций. К счастью, российское Правительство уже начало проводить некоторые реформы по регулированию норм иностранных инвестиций в эти секторы. Мы надеемся, что рекомендации, которые содержатся в нашем докладе, станут пищей для размышления и основой для дальнейшего улучшения. Мы считаем, что Россия должна прилагать больше усилий, наши усилия не нацелены на то, чтобы критиковать Правительство, мы хотим, чтобы Правительство привлекало больше инвестиций и могло получать большую долю глобальных инвестиций в этот сектор. Кроме того, расширение таких инвестиций позволит создать активный рынок капитала здесь, в России. Таким образом, вы привлечёте новые технологии, создадите новые рабочие места, привлечёте инвесторов в другие секторы, а также более активно будете добывать горнодобывающие сырьевые продукты. Мы привержены сотрудничеству с российским Правительством, нашим коллегам по совету, и мы очень рады представить в духе сотрудничества наш доклад сегодня на Ваше рассмотрение.
В.В.Путин: Спасибо большое, мне очень приятно, что вы отмечаете позитивную динамику и то, что у вас нормально развивается бизнес в России. За ваш анализ, за материалы, которые вы подготовили и готовы нам передать, представить, я вам очень благодарен. Мы с удовольствием посмотрим их самым внимательным образом. Мы понимаем, что нам нужно совершенствовать свои механизмы, инструменты для привлечения иностранных инвестиций и в эту сферу. Наверное, в некоторых странах эта работа идёт активнее и условия, может быть, там создаются лучше, но вы абсолютно правы в том, что потенциальные возможности России, колоссальны, наверное, даже сравнить не с кем. Поэтому мы понимаем, что это наше большое конкурентное преимущество. И, несмотря на то что главной нашей целью является диверсификация, придание нашей экономике инновационного характера, конечно, не собираемся убивать курицу, которая сегодня несёт золотые яйца, наоборот, будем всячески заботиться о её здоровье, будем думать о том, как привлекать инвестиции в сферу добычи минеральных ресурсов. С удовольствием, ещё раз повторяю, познакомимся с вашими предложениями. Большое вам спасибо.
Пожалуйста, Томас Мироу, президент Европейского банка реконструкции и развития.
Т.Мироу: Господин Премьер-министр, дамы и господа! Глобальная экономическая турбулентность по-прежнему создаёт сложные условия для российской экономики. Вы, возможно, помните, что по итогам обзора делового климата в 10 регионах Российской Федерации мы представляли на пленарном заседании в прошлом году исследование, которое говорило о необходимости проводить изучение на систематической основе региональной деловой среды – проводить такие исследования более масштабно. В этой связи ЕБРР совместно с Всемирным банком, а также в сотрудничестве с Министерством экономического развития, Центром экономических и финансовых исследований и Внешэкономбанком провёл подробный обзор деловой конъюнктуры и работы предприятий, российских компаний разного размера, которые работают в 37 субъектах Российской Федерации.
Обзор ещё не завершён, однако предварительные результаты говорят о том, что в следующих секторах – инфраструктура, в первую очередь электроэнергия и телекоммуникации, наращивание потенциала рабочей силы, доступ к финансированию, регулятивная нагрузка и забюрократизированность, правоприменительная практика и коррупция – в этих областях требуется добиться значительного прогресса. Мы видим значительные расхождения между регионами. Несколько показателей: российские компании в среднем считают, что если им улучшат доступ к электросетям, их расходы снизятся на 1,6%, однако в Хабаровске этот показатель составляет аж 5%. Так же они считают, что их доходы увеличатся (на 11%), если не будет нехватки в качественной рабочей силе, однако в Самаре эта цифра достигает 24% по сравнению с 11%. То есть Россия может значительно совершенствовать условия ведения бизнеса не только в абсолютных цифрах, но и с разбивкой по разным регионам. Это значит, что регионам предстоит многому научиться на опыте друг друга в различных сферах.
Обзор, по нашему мнению, может стать очень важным инструментом, который может позволить России добиться целевых показателей в регионах, и выявить примеры успешной деловой практики, а также положительных наработок, которые можно распространить на другие регионы. С учётом вышесказанного мы по-прежнему поддерживаем работу по развитию российских регионов. Также мы способствуем стабилизации финансового сектора за счёт вливания капиталов, в том числе в региональные банки. Мы поддерживаем реальный сектор экономики, открываем кредитные линии на льготных условиях для банков в различных частях страны – в Сибири, на Дальнем Востоке. Мы инвестируем в развитие инфраструктуры: к примеру, мы принимали участие в выпуске облигаций по энергоэффективности, мы поддерживали развитие портов, а также поддерживали в целом диверсификацию российской экономики за счёт инвестирования различных промышленных проектов. В целом в этом году мы выделили 1,7 млрд евро на 45 проектов, это порядка 30% всего портфеля банка. В целом наши инвестиции в России за последние 20 лет превысили 18 млрд евро, мы профинансировали более 700 проектов, стоимость которых превысила 50 млрд евро. Конечно, мы зависим в своей деятельности от инвестиционных планов наших клиентов, однако у нас большие планы на конец этого года. На 2012 год мы по-прежнему будем поддерживать диверсификацию, модернизацию российской экономки, повышать энергоэффективность, будем развивать малые, средние предприятия, укреплять финансовый сектор, рынок внутреннего капитала, а также расшивать узкие места в инфраструктуре, осуществлять проекты, без которых затруднено экономическое развитие.
Премьер-министр, дамы и господа! На протяжении многих лет совет доказывал свою полезность в выявлении приоритетных мер для улучшения деловой среды. Для того чтобы позволить России расти и развиваться ЕБРР готов в последующие годы продолжать свою работу. Благодарю вас!
В.В.Путин: Я хотел бы и Вас поблагодарить, господин Мироу, и вообще всех ваших сотрудников за многолетнее и такое заинтересованное сотрудничество Европейского банка реконструкции и развития с Россией. У нас давние, очень добрые отношения. Они носят абсолютно конструктивный характер. И действительно мы очень дорожим этим взаимодействием.
Хотел бы сказать, что вопросы, на которые вы обращаете внимание, изучением которых вы занимаетесь, безусловно, являются одними из ключевых. Это касается и энергетики, энергосбережения, это касается и экологии. Очень важно, конечно, исследовать возможности инвестиционной привлекательности, инвествозможностей в региональном разрезе, потому что действительно от региона к региону ситуация очень и очень разная. И то, что вы делаете, то, что вы проводите такие исследования, результаты этих исследований для нас это дополнительная информация для анализа и в конечном счёте принятия решений.
Что касается примера, который вы сейчас привели, а именно доступ, скажем, подключения к энергосетям, мы здесь приняли ряд решений (вы наверняка уже об этом осведомлены, наверняка это знаете). Например, мы приравняли малых потребителей электроэнергии к крупным, и расходы за потребление энергии у них сравнялись – не в абсолютных, конечно, величинах, а в процентном отношении.
Мы приняли ряд решений, направленных и на разбюрокрачивание подключения к энергосистемам, в том числе одно из ключевых решений заключается в том, что потребитель не должен платить заранее за инвестпланы тех, кто предоставляет эти энергетические ресурсы. Вместе с тем (и мы с вами это тоже прекрасно понимаем), что касается самих тарифов на подключение и вообще использования электросетей, то, конечно, бесконечно снижать тоже невозможно, потому что уменьшаются инвестиционные возможности для развития сетевого хозяйства, и здесь нужен какой-то баланс, должна быть золотая середина. Мы вам были бы очень благодарны, если бы и вы тоже, в том числе и в региональном разрезе, высказали своё мнение по этим оптимальным величинам. Это крайне важный практический вопрос. И в этой связи мы прекрасно понимаем и отдаём себе отчёт в том, что, к сожалению, эти региональные или даже общенациональные монополии в сфере сетевого хозяйства определённую положительную функцию в нашей экономике выполняют, потому что масштаб работы колоссальный, и здесь разбить всё по кусочкам по всей стране представляется малоперспективным и даже контрпродуктивным делом. Но всё-таки всегда у любой, даже инфраструктурной монополии возникает желание своим монопольным правом воспользоваться. И есть и негативные стороны этой монополизации – монополизации экономики вообще (это одна из наших проблем, это, безусловно, так), но и в этом энергетическом, инфраструктурном секторе в частности. Поэтому мы со следующего года приняли решение (вы наверняка тоже об этом знаете) ограничить рост тарифов естественных монополий, в том числе и инфраструктурных монополий в области сетевого электрохозяйства. Все они будут иметь право поднять свои тарифы в следующем году не выше инфляции следующего года, и не как это было раньше в нашей практике – с 1 января следующего года, а только с 1 июля следующего года, с тем чтобы потребители могли войти в новый экономический цикл следующего года и почувствовать происходящие в жизни реалии.
Единственное исключение, которое мы делаем… два исключения: первое – с 1 января мы планируем, что инфляция следующего года будет где-то в районе 6%, и мы предоставили право приподнять тарифы «Российским железным дорогам», имея в виду, что там нужно на регулярной основе проводить необходимые ремонтные работы, и им нужны источники доходов. И с 1 июля следующего года, но не по инфляции, а на 15% мы предоставили право «Газпрому» приподнять свои тарифы, за исключением так называемого комбыта и граждан. Там мы будем продолжать датировать эти ставки для граждан, чтобы не было резкого повышения тарифа. Почему для «Газпрома», тоже, я думаю, многим участникам здесь понятно. Потому что у нас, к сожалению, сохраняется значительный диспаритет цен между различными первичными источниками энергосырья. И наша цель заключается в том, чтобы постепенно, мягко, но выводить это на равнодоходность, внутри Российской Федерации, делать эту деятельность на газовом рынке более экономически сбалансированной и обоснованной. Но в целом, повторяю, мы ограничим аппетиты инфраструктурных монополий со следующего года, в том числе, и это уже касается абсолютно всех, для целей подавления инфляции, с тем чтобы не разгонять эту инфляцию. И это даёт нам право и основание полагать, что действительно в следующем году мы ещё ниже опустим эту планку, как я уже говорил, – до 7%.
Большое вам спасибо, уважаемые коллеги, дамы и господа!