Вступительное слово В.В. Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим основные пути дальнейшего развития государственного сектора науки и образования.
Вы знаете, что решению задач в этой сфере в последние годы мы уделяли особое внимание. Была обновлена нормативно-правовая база деятельности государственных академий наук. Этот шаг не только укрепил их самостоятельность, но и повысил ответственность за результаты деятельности. О результатах скажу попозже.
Утверждена пятилетняя программа фундаментальных научных исследований стоимостью более 250 млрд рублей. Она должна привести к существенному росту потенциала отечественной науки и ее конкурентоспособности. И конечно, в разы увеличить эффективность использования достижений в интересах социально-экономического развития и укрепления безопасности страны.
С 2009 года начнется реализация Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Рассчитываю, что это позволит нам повысить качественный уровень профессионализма отечественных специалистов, создаст четкую систему стимулирования притока и закрепления молодых перспективных ученых. На эти цели из федерального бюджета мы выделяем 80 млрд рублей.
В рамках различных федеральных целевых программ в области высоких технологий на период 2008-2010 годов предусмотрены ассигнования на сумму в 600 млрд рублей. Таких денег мы на эти цели не выделяли никогда.
Важным этапом развития российской науки и образования считаю решение о создании федеральных университетов. Два федеральных университета уже созданы и функционируют - Южный и Сибирский. Им нужно будет уделить особое внимание, нужно будет поддержать их развитие, обеспечить выполнение всех планов их развития.
Вы знаете, что принято решение о создании еще одного федерального университета - на Дальнем Востоке. Подготовлено решение о создании двух национальных исследовательских университетов - Национального ядерного исследовательского университета на базе МИФИ и Национального исследовательского технологического университета на базе МИСиС.
Вместе с тем эффективность деятельности государственного сектора науки пока остается низкой. Успехи фундаментальной науки не обеспечивают необходимую нам динамику и качество прикладных исследований, а они не в полной мере учитывают реальные потребности экономики.
Сектор исследований и разработок по-прежнему держит ориентир лишь на ресурсы федерального бюджета, имеет слабый коммерческий потенциал и (что особенно важно) слабо интегрирован с образованием, а это серьезно усугубляет проблему его кадрового обеспечения. Очевидно, что наряду с реализацией уже утвержденных программ модернизации науки и образования следует подумать и о внедрении новых инструментов.
Давайте поговорим об этом поподробнее.
Андрей Александрович Фурсенко, пожалуйста.