ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

5 октября, 2011 16:36

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Главным ориентиром для отечественных сельхозпроизводителей должны оставаться потребности российского рынка, его сбалансированность, в том числе и ценовая. На продажу за рубеж должны пойти только излишки зерна. Исходя из этой логики, Правительство будет восстанавливать такую систему поддержки, которая обеспечила бы нашим производителям их прежние позиции на мировых рынках, но, повторяю ещё раз, приоритет будет отдаваться внутреннему потреблению».
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

У нас и в мире сегодня, по-моему, во многих странах, отмечают День учителя. Я хочу всех преподавателей страны поздравить с праздником и пожелать всего самого доброго!

А на нашей правительственной площадке разговор на эту тему продолжу уже совсем не в праздничном ключе. Вы знаете, что мы в течение нескольких месяцев работали над программой модернизации школьного образования: выделили весьма солидные ресурсы из федерального бюджета (по 60 млрд за каждый учебный год), за остаток этого года своевременно перечислили все необходимые ресурсы в регионы Российской Федерации. Действительно, по имеющимся данным в 44 субъектах Российской Федерации среднемесячная заработная плата школьных учителей уже достигла средней по экономике. В 38 регионах средняя зарплата должна возрасти на 30%, не менее чем на 30% за сентябрь. Тем не менее поступает информация о том, что в ряде субъектов Российской Федерации эта работа не была своевременно проведена.

Я хотел бы задать этот вопрос и министру образования и науки, и исполняющему обязанности министра финансов: как вы оцениваете эту ситуацию? Первое. И это ещё не всё. И второе: мы приняли решение о повышении стипендий студентам, тоже выделили необходимые ресурсы из федерального бюджета, сделали это, насколько я понимаю, так же своевременно, договорились об увеличении стипендиального фонда с сентября текущего года на 9%. Далеко не везде, не во всех вузах это сделано. Возникает законный вопрос: почему? Кстати говоря, по этому вопросу ко мне прямо студенты и обращаются.

Давайте начнём с Министерства финансов по поводу перечисления средств. Пожалуйста.

А.Г.Силуанов: Уважаемый Владимир Владимирович! Мы действительно ведём мониторинг ситуации с исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы повышения субъектами Российской Федерации заработной платы учителям и заработной платы работникам бюджетной сферы. По информации, которую нам предоставили субъекты Российской Федерации, в 81 регионе с 1 сентября было проведено увеличение заработной платы педагогическим работникам, причём в двух субъектах Российской Федерации это было сделано раньше, чем 1 сентября. В 32 субъектах Российской Федерации заработная плата работникам образования была повышена на 30% и выше. В 27 субъектах Российской Федерации заработная плата была повышена от 20% до 30%. И общий объём средств, который регионы затратят в этом году на повышение заработной платы, примерно 21 млрд рублей. Поэтому, по данным с мест, что называется, субъекты Российской Федерации предусмотрели на это дело необходимые средства и приняли необходимые решения. Почему, по Вашим данным, не везде выплачена повышенная заработная плата – может быть, ещё просто информация со всех субъектов не подоспела, потому что повышение заработной платы за сентябрь – происходят перерасчёты. Может быть, в начале октября, 5 октября, как правило, это происходит. Может быть, ещё не полная информация, так будем говорить, есть у субъектов Российской Федерации со всех учреждений образования.

Что касается повышения зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 октября. Тоже мы ситуацию мониторим. 66 субъектов Российской Федерации приняли уже соответствующее решение…

В.В.Путин: Надо говорить: ещё на 6,5%.

А.Г.Силуанов: Ещё на 6,5%, да-да. 66 субъектов Российской Федерации приняли такие решения. Общий объём дополнительных расходов – примерно 18 млрд. Итого: дополнительная нагрузка на субъекты – 40 млрд рублей. В этой связи мы, отслеживая возможности регионов по повышению заработной платы своим работникам бюджетной сферы, педагогическим работникам, подготовили предложение по оказанию отдельным субъектам Российской Федерации финансовой поддержки. Причём такая поддержка будет оказана, исходя из возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации самостоятельно профинансировать эти дополнительные расходы. Мы подошли дифференцировано: кому-то предлагаем оказать поддержку в размере 100% от повышения заработной платы, кому-то дифференцировано, в зависимости от степени возможности – от 30 до 100%. Такие предложения мы рассмотрели на трёхсторонней комиссии с участием Совета Федерации и Госдумы и на этой неделе представим в Правительство на рассмотрение.

В.В.Путин: Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко)…

А.А.Фурсенко: Сначала по зарплатам. Мы тоже ведём постоянный мониторинг. Во всех регионах выплачены вперёд с 20 по 25 сентября авансы, и в большинстве регионов в этих авансах уже учтены повышения зарплаты. До 15 октября будет выплачена вся заработная плата. У нас за всё это время было пять обращений в министерство. На самом деле это очень немного. По всем обращениям мы отработали и выяснили ситуацию. Обращения, в том числе, бывают по поводу того, что мне не повысили зарплату на 30%. Мы с самого начала объясняли, что это не значит, что каждому учителю на 30% повысят зарплату. Мы работаем с регионами, но с учётом того, что всё-таки поступают запросы, мы приняли решение сделать «горячую линию» в министерстве, объявить об этом достаточно подробно, чтобы любой человек мог обращаться не только к себе в регионы, к руководителям, но и напрямую в министерство. Ещё раз я могу согласиться с Антоном Германовичем (А.Г.Силуанов), по нашим сведениям, деньги не только были перечислены, но были проведены и все необходимые меры по повышению зарплат учителей, поэтому с каждым сигналом мы, естественно, разбираемся. У нас информации о том, что кто-то не выполнил задание, в общем нет. По каждому вопросу были…

В.В.Путин: У меня к вам просьба – и к вам, и к Министерству финансов: проведите в самое ближайшее время селекторное совещание с регионами и выявите все случаи неисполнения этого поручения. Все! И прошу мне доложить, в каких регионах эта задача не исполнена.

А.А.Фурсенко: Теперь, если можно, по стипендиям.

В.В.Путин: Пожалуйста, по стипендиям.

А.А.Фурсенко: По стипендиям деньги тоже были перечислены вовремя, и в принципе распределение стипендий (есть соответствующие нормативные акты) – это решение руководства вузов, и мы вузы об этом информировали. Тем не менее, после того как начали поступать вопросы, мы направили ещё одно письмо. Мы точно указали вузам те нормативные документы, которые не только дают им возможность, но и обязывают их решать вопросы по повышению стипендий. При этом 86% вузов, подотчётных Министерству образования и науки, приняли решение увеличить стипендию всем одинаково на 9%, то есть с 1100 минимальной до 1200 рублей. Остальные вузы приняли решение дифференцировать увеличение стипендий, выделив наиболее успевающих ребят, ребят, которым требуется дополнительная социальная поддержка. И те, и другие вузы имеют право так поступать, и там, и там эти решения принимались с участием студентов и студенческих профсоюзных организаций. Мы опять же разбираем каждый конкретный случай, и после поступления этих вопросов мы оперативно провели мониторинг - все вузы ответили нам, что решение принято. Мы в ближайшее время соберём всю информацию, Владимир Владимирович, и готовы доложить о каждом конкретном вузе.

В.В.Путин: Слушайте, ну они докладывают вам, что все решения приняты, а студенты мне пишут, что они не получают этих дополнительных 9%, поэтому я вас прошу внимательно ещё с этим разобраться, вернуться к этой проблеме и посмотреть где что делается. Да, там где руководители вузов действуют в рамках своей компетенции, разумеется, они могут принять то или иное решение, но эти средства, перечисленные из федерального бюджета, должны быть направлены именно на эти цели, а не на какие-то другие. И я буду просить и Счётную палату обратить на это внимание и посмотреть, как расходуются эти деньги.

Деньги не такие уже и большие, но тем не менее для молодых людей это существенно, но если и несущественно, хоть что-то, понимаете? Но если их и этого лишают, то это совершенно недопустимо. Я прошу вас внимательно на это посмотреть, и должна быть административная реакция.

Повторяю ещё раз: вузы вправе принять определённые решения, как использовать эти дополнительные ресурсы в рамках своей компетенции, но их надо использовать именно на эти цели, а не на другие. Вернитесь к этому и обязательно посмотрите, что происходит. Хорошо?

По бюджетникам – по всем бюджетникам, я имею в виду – это очередное повышение, вернее, даже внеочередное повышение на 6,5%, тоже нужно довести до конца, чтобы у вас была полная информация, что происходит на местах.

Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), что у нас с жильём для молодых учёных? У нас есть в рамках федеральной программы «Жилище» такой подраздел. Что там происходит?

А.Д.Жуков: Да. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Мы сейчас подготовили комплексные предложения по обеспечению жильём молодых учёных. Реализуется три основных направления. Первое. В рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы мы выделяем средства на приобретение и строительство служебного жилья для сотрудников, прежде всего молодых учёных. Изначально у нас в федеральной целевой программе было предусмотрено на эти цели 2 млрд рублей, сейчас Вам на подпись представлены изменения в эту программу: предлагается существенно увеличить финансирование на 4 млрд рублей по этому направлению, это позволит дополнительно обеспечить жильём 2,2 тыс. семей молодых учёных.

Второе направление по ФЦП «Жилище» – это предоставление социальных выплат молодым учёным на строительство или приобретение постоянного жилья. Здесь выдаётся жилищный сертификат, расчёт размера выплаты производится из общей площади жилого помещения для молодого учёного, равной 33 кв. м, и средней рыночной стоимости. В рамках этого мероприятия будет охвачено 1,5 тыс. семей молодых учёных. Всего, соответственно, по ФЦП «Жилище» – 4810 семей.

Второе направление – это обеспечение землёй строительство кооперативов. Совсем недавно, летом, принят специальный закон, который позволяет создавать кооперативы, в том числе молодым учёным. Мы через Фонд содействия развитию жилищного строительства безвозмездно выделяем земельные участки, оборудуем их всей необходимой инфраструктурой и передаём этим кооперативам. Сейчас реализуется достаточно большой проект совместно с Российской академией наук и Фондом развития жилищного строительства в Сибирском отделении наук. Там большой земельный участок (153 га) передан, и на нём большой кооператив строится – это как бы пилотный проект. Ещё одновременно с этим разрабатывается продукт, который позволит не просто получить землю под этот кооператив, но также и обеспечить средства для молодой семьи, чтобы они могли начать там строительство.

Третье направление – это развитие арендного жилья. Здесь в целях снижения арендной платы и увеличения предложений на рынке жилищного фонда коммерческого использования прорабатывается целый ряд программ по строительству арендного жилья уже агентством по ипотечному жилищному кредитованию.

В совокупности эти три направления нам позволят в ближайшие годы полностью решить проблему с жильём для молодых учёных.

В.В.Путин: В ближайшие три года? Хорошо. Вы держите под контролем – это очень важный вопрос.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину), Вы вчера подписали межправсоглашение о строительстве моста через Неман и обходе городов Калининградской области. Поподробнее расскажите нам, пожалуйста.

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Вчера в Литве было подписано соглашение. Мы его готовили в течение года. Это новый мост через Неман в районе города Советск. Там практически в центре города находится пункт пропуска: 150 машин ежесуточно заходят в центр города и ждут в очереди перехода через этот мост. Литовская сторона подтвердила, что они готовы также построить дорогу к тому мосту, который мы будем строить. Нам потребуются для этого средства. А предложение следующее: в связи с тем, что субсидии регионам мы больше не даём в связи с формированием региональных дорожных фондов и так как это всё-таки целевое назначение, эта дорога, которая идёт на пункт пропуска, – передать его на федеральный уровень, и мы его построим за счёт Федерального дорожного фонда. Это ослабит экологическое напряжение в городе. По пункту пропуска я доложил Сергею Борисовичу (С.Б.Иванов): нам необходимо будет принимать по нему отдельное решение. Литовская сторона подтвердила, что они также построят туда дорогу.

С.Б.Иванов: В связи с этими обстоятельствами (действительно, пункт пропуска в центре города никуда не годится) мы предусмотрим по крайней мере строительство с 2012 года первой очереди пункта пропуска под тот объём грузовых машин, который предусматривается на период до 2014 года. А на втором этапе, если грузопоток увеличится, расширим этот пункт.

А.Д.Жуков: Я думаю, что это было бы очень важное решение, потому что действительно ситуация с пунктами пропуска не такая простая в Калининградской области. Но и здесь подписано международное соглашение…

С.Б.Иванов: Международные обязательства.

А.Д.Жуков: Международные обязательства мы на себя взяли, и их надо выполнять. А кроме того, экологическая ситуация в городе очень тяжелая, в Советске.

Есть ещё вторая тема, не знаю, Игорь Евгеньевич будет о ней говорить или нет: мы смотрели сейчас в Калининграде, когда были… У нас тоже есть международное обязательство по посёлку Рыбачьему на Куршской косе. Точно так же подписано международное соглашение: со стороны наших соседей всё сделано, а здесь тоже, к сожалению, пункт пропуска не попал в программу. Я думаю, что надо посмотреть, может быть, тоже внести изменения.

С.Б.Иванов: Есть тоже конкретные предложения, если позволите.

В.В.Путин: Хорошо.

С.Б.Иванов: У нас на Куршской косе есть современный, хороший автомобильный пункт пропуска по автомобильной дороге. Там всё нормально, никаких проблем нет. Сейчас речь идёт о том, чтобы туристические яхты… Мы открыли Куршский залив для международного мореплавания. Предложение: создать там небольшой пункт пропуска по временной схеме, чтобы те же пограничники и таможенники, которые работают в 2 км на автомобильном пункте пропуска, по прибытию яхты или какого-то туристического корабля просто проезжали 2 км, осуществляли растоможку и пограничный контроль, а потом возвращались назад, потому что постоянного, ежедневного потока там не будет.

В.В.Путин: Пожалуйста, подготовьте предложения.

Игорь Евгеньевич, что делается по исполнению поручения, связанного с повышением безопасности на авиационном транспорте?

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с указанием Президента и теми поручениями, которые Вы дали нам на совещании по безопасности полётов, мы заканчиваем согласовывать целый ряд документов. Они сейчас проходят согласование в других федеральных ведомствах, и мы в установленном порядке их внесём. Но есть просьба – уже согласованное положение об изменении лицензирования перевозок: этим самым устанавливается минимальное количество самолётов для авиакомпаний…

В.В.Путин: Мы с вами говорили – дело не в количестве самолётов, а дело в том, чтобы любая компания, пускай у неё будет хоть один самолёт, но чтобы она тогда готовила пилотов, должна была бы иметь тренажёры и так далее – там целый набор требований. Если они с одним самолётом все эти требования выполняют, то, ради Бога, пускай летают с одним самолётом. Но требования должны быть жёсткие очень. Вот о чём речь. У них может быть 100 самолётов и ни одного тренажёра по подготовке лётного состава – зачем такая компания нужна? Она не обеспечит уровень подготовки лётного состава.

И.Е.Левитин: Владимир Владимирович, требования будут одинаковые для любых перевозчиков, потому что это не будет зависеть от количества самолётов. Но количество самолётов тоже важно, потому что должен быть резерв у авиакомпаний на случай, если один самолёт будет находиться в ремонте. Поэтому принято решение: больших типов воздушных судов (более 55 мест) на регулярных линиях у компании должно быть не менее 10 – это те, которые выполняют магистральные полёты, а минимальный - три самолёта. Мы не увеличиваем, мы так же оставляем. Но требования и к персоналу, и к самолётам будут одинаковые для всех. Это переобучение, тренажёрная подготовка, а также ряд предложений, которые мы уже согласовали, по оснащению лётных училищ необходимыми тренажёрами для обучения пилотов.

В.В.Путин: И посмотрите ещё раз, вернитесь к требованиям, связанным с лицензированием деятельности компаний, постоянным контролем за тем, что у них происходит в текущей работе. Потому что тогда, когда мы решаем вопросы, связанные с устранением различных административных барьеров, скажем, в обычном виде деятельности – это одно, а когда речь идёт об обеспечении безопасности на транспорте – это совершенно другое, и требования должны быть другие, повышенные требования. Вернитесь к этому ещё раз.

И.Е.Левитин: Это законодательные акты, которые мы подготовили в Правительство и заканчиваем их согласовывать.

В.В.Путин: Вы знаете, что я имею в виду?

И.Е.Левитин: Я понимаю.

В.В.Путин: Полёты в определённых условиях, в разных климатических зонах, в других разных местах, связанных с повышенной загрязнённостью воздуха, ещё что-то, связанное со своевременной подготовкой и переподготовкой пилотов, и так далее. Это всё нужно внимательно проанализировать. Мы не должны чохом решать все вопросы, во всех отраслях одинаково.

Уважаемые коллеги, давайте посмотрим на результаты работы агропромышленного комплекса (с этого начнём сегодня нашу работу) за текущий год.

Напомню, что к нынешнему сезону мы подошли с особыми ожиданиями: стояла задача преодолеть последствия прошлогоднего спада (да, собственно говоря, двух предыдущих очень сложных годов для сельского хозяйства). Нужно было выйти на такой урожай, который в полной мере обеспечил бы внутренний спрос, а также позволил бы подтвердить наши хорошие, значимые позиции на мировом рынке. Для этого в начале года увеличили объём государственной поддержки агропромышленного комплекса, продлили режим скидок на горюче-смазочные материалы, выделили средства на обеспечение сельхозтехникой с 50-процентной скидкой со складов «Росагролизинга», и тем самым пополнили парк примерно на 6 тыс. единиц. Кстати говоря, Елена Борисовна (Е.Б.Скрынник), я в некоторых регионах был, в том числе на Дальнем Востоке. Там на складах «Росагролизинга» вообще ничего не было: всего две единицы было на весь Дальний Восток. Я просил из имеющихся резервов в эти регионы дополнительно технику перебросить. Сделали это?

Е.Б.Скрынник: Выполняем.

В.В.Путин: Доведите до конца только.

Е.Б.Скрынник: Обязательно, Владимир Владимирович, обязательно.

В.В.Путин: Но в целом 6 тыс. единиц сельхозпроизводители получили с этой скидкой, с солидной скидкой в 50%. Кроме того, наши крупнейшие банки с госучастием – прежде всего Россельхозбанк и Сбербанк – обеспечили потребности отрасли в кредитах: 155,6 млрд рублей направили в отрасль.

Сегодня можно уверенно сказать, что принятые меры помогли добиться ожидаемого, хорошего результата. Весной было засеяно 50,5 млн га, что на 3,6 млн больше, чем годом ранее, причём прирост посевных площадей был достигнут по всем культурам.

На сегодня, на 5 октября, сбор зерновых в России составил 90 млн т. Это на 30 млн т больше, чем на ту же дату прошлого года, причём убрано 88% площадей. Резерв для увеличения урожая до сих пор сохраняется.

По текущим оценкам, всего в этом году будет собрано около 95 млн т зерновых, из них 60 млн – это пшеница, и это на 18 млн т больше урожая 2010 года.

Что это означает? Это означает, что задача, которую мы перед собой ставили в этой сфере, выполнена. Это значит, что Россия с серьёзным запасом обеспечит свои внутренние потребности, сформирует необходимые резервы, в том числе переходные резервы, на следующий год, а также восстановит полностью свои позиции на мировом рынке.

И в этой связи я, конечно же, обращаюсь со словами благодарности ко всем работникам сельского хозяйства – это отличный результат! Что считаю нужным отметить: главным ориентиром для отечественных сельхозпроизводителей должны оставаться потребности российского рынка, его сбалансированность, в том числе и ценовая. На продажу за рубеж должны пойти только излишки зерна. Исходя из этой логики Правительство будет восстанавливать такую систему поддержки, которая обеспечила бы нашим производителям их прежние позиции на мировых рынках, но, повторяю ещё раз, приоритет будет отдаваться, конечно, внутреннему потреблению.

Возвращаясь к итогам уборки, отмечу рекордные цифры по таким культурам, как подсолнечник, соя и рапс. Например, подсолнечника будет собрано на четверть больше, чем в 2009 году – около 8 млн т. Существенно превысит прошлогодние значения урожай картофеля и овощей.

Отличные прогнозы по сбору сахарной свёклы, именно отличные прогнозы. Рассчитываем, что урожай будет на уровне 40 млн т, это почти вдвое больше, чем в прошлом году. Мы никогда раньше на подобные цифры по этому виду культур не выходили. Более того, Россия впервые стала экспортировать сахар: уже поставлено иностранным потребителям около 50 тыс. т.

Я подчеркну: сбор урожая ещё не завершён, так же как и озимый сев, поэтому особое внимание нужно уделить обеспечению хозяйств техникой, горюче-смазочными материалами, семенами и минеральными удобрениями. Я прошу министерство и региональные власти отслеживать эту ситуацию действительно в постоянном режиме.

Кроме того, необходимо продолжать работу над повышением доступности сезонных кредитов для сельхозпредприятий. Это важно для завершения всех намеченных мероприятий в срок и в полном объёме.

Ещё раз отмечу, что нынешним урожаем мы не только закрываем существовавшие проблемы, но и закладываем базу для будущих результатов, поднимаем планку и на следующий год. Поэтому рассчитываю на продолжение слаженной работы отрасли, эффективное взаимодействие всех её участников.

Итоги текущего года показывают, что российское сельское хозяйство становится более устойчивым и гораздо более сбалансированным – расширяем линейку продукции, меняем саму систему сельской экономики, а значит, открываются новые перспективы и для людей, которые работают на селе. И для качества жизни селян, и для устойчивого снабжения крупных промышленных центров. А это у нас главная задача – обеспечить нормальную жизнь и на селе, и обеспечить крупные промышленные центры продовольствием собственного производства и по доступным ценам. Эту работу нужно последовательно продолжать.

 

Дополнительные материалы по теме