Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня поговорим о ходе работы по формированию комплексной федеральной контрактной системы. У нас эта работа ведётся давно, и полагаю, она даже немножко затянулась, но ошибок мы здесь допустить уже не можем, поэтому будем подходить к этому очень аккуратно. И на правительственной площадке, и Администрация Президента этим занималась: нужно будет всем вместе выработать приемлемые, эффективные решения. Нам предстоит провести серьёзную реформу государственного заказа, внедрить в эту сферу современные методы и высокие стандарты работы.
Мы должны закупать для государственных нужд, социальной сферы качественные инновационные продукты, сформировать такую систему, которая снизит коррупцию, обеспечит максимальную прозрачность этой работы, начиная с планов закупки и заканчивая исполнением самих контрактов.
Мы рассчитываем, что федеральная контрактная система станет действенным инструментом государственной инвестиционной политики, сыграет важную роль в модернизации всей российской экономики. И, конечно же, она должна существенно повысить эффективность бюджетных расходов. И то и другое очень и очень важно, потому что деньги-то мы тратим на это очень большие.
Надо признать, что действующий механизм формирования и исполнения госконтрактов, безусловно, несовершенен, в нём есть целый ряд пробелов и недостатков. На сегодняшний день у нас, по сути, регламентирован только этап размещения государственного заказа, и то в недостаточной мере. Растёт число и объём неконкурсных процедур, всё больше контрактов заключается с единственным исполнителем. Не сняты проблемы проведения тендеров в области образования, науки, искусства, при закупках сложной техники. Мы знаем, что здесь, к сожалению, часто сталкиваемся просто с какими-то анекдотичными случаями. Кроме того, абсолютно не урегулирован такой этап госзакупок, как планирование, чёткое и внятное обоснование необходимости того или иного заказа, его своевременности. Отсутствуют понятные механизмы контроля исполнения контрактов и мониторинга полученных уже по нему результатов.
В итоге всё это создаёт благоприятную среду для коррупции, приводит к необоснованному увеличению сроков исполнения заказа, многократному завышению реальной стоимости контрактов, погоне за так называемым освоением бюджетных ресурсов - государство и налогоплательщики несут огромные издержки. И таких случаев много.
На обеспечение государственных расходов и муниципальных заказов, как я уже говорил, у нас расходуются серьёзные очень, приличные бюджетные средства. Нужно быть крайне аккуратными здесь. Нам крайне важно рачительно использовать государственные ресурсы. Это необходимо в любой ситуации – и когда мы переживаем хорошие времена в экономике, и когда сталкиваемся с проблемами. Тем более нужно думать об этом сейчас, когда мы действуем в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Считаю, что скорейшее формирование своевременной системы госзакупок является одной из наших приоритетных задач. Новая контрактная система должна регламентировать и структурировать все этапы прохождения закупок, увязать их в единое целое, сделать более прозрачными и понятными, в том числе доступными для общественного контроля.
Очевидно, что в первую очередь предстоит сформировать качественную нормативно-правовую и методологическую базу, в которой будут детально прописаны все стадии процесса государственных и муниципальных закупок, начиная от прогнозирования и планирования до полного исполнения контрактов. В том числе должен быть определён порядок ведения планов закупок и отчётов по итогам их реализации, которых сегодня нет, разработана и сформирована библиотека типовых контрактов, установлен порядок расчёта максимальной цены и, самое главное, чётко регламентирован механизм сквозного аудита и контроля на всех этапах работы.
Кроме того, предстоит создать единую информационную базу федеральной контрактной системы о планируемых, заключённых и реализуемых госконтрактах. В перспективе она позволит проводить мониторинг действующих на рынке цен и координировать работу заказчика и поставщика.