Освоение углеводородного потенциала арктического шельфа является принципиально новым этапом развития топливно-энергетического комплекса России в XXI веке.
По прогнозным оценкам, начальные суммарные ресурсы углеводородов на российском континентальном шельфе составляют около 100 млрд т условного топлива. Из них около 70 млрд т сосредоточены в Баренцевом, Карском и Печорском морях.
Проект обустройства Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря является пилотным для арктического шельфа России. Ввод в эксплуатацию морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» даёт старт многолетней программе ОАО «Газпром» по освоению углеводородов на шельфе Российской Федерации.
Приразломное месторождение было открыто в 1989 году. Оно находится в 60 км от берега (посёлок Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 м. Извлекаемые запасы нефти – более 70 млн т с максимальным уровнем добычи более 6 млн т в год.
Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» строилась на верфи ОАО ПО «Севмаш». В августе 2011 года платформа была отбуксирована и установлена на месторождение. До конца 2011 года планируется начать бурение первой добычной скважины. В соответствии с проектом разработки месторождения с платформы будет пробурено 40 скважин.
МЛСП «Приразломная» — это уникальное сооружение, спроектированное и построенное отечественными предприятиями. Длина и ширина платформы составляют 126 метров, вес платформы (без балласта) — 117 тыс. т. Экипаж (200 человек) могут работать на платформе круглый год.
Платформа отвечает самым жестким требованиям безопасности. Она приспособлена к работе в суровых природно-климатических условиях, спроектирована и построена с расчетом на максимальные ледовые нагрузки. При её строительстве были использованы передовые разработки для предотвращения аварий и обеспечения безопасности персонала. Технологическое оборудование размещено в изолированных помещениях и защищено системой газового пожаротушения и флегматизации (снижение чувствительности взрывчатых веществ к механическим воздействиям). Для сотрудников предусмотрено огнеупорное убежище, подготовлены оборудование и средства, необходимые для безопасной эвакуации. У платформы будет постоянно дежурить аварийно-спасательное судно.
Особое внимание при строительстве «Приразломной» было уделено вопросам экологической безопасности. На платформе создана система «нулевого» сброса в море отходов бурения и производства. Попутный нефтяной газ будет использоваться для нужд платформы. Кроме того, созданы системы предупреждения и ликвидации выбросов и аварийных разливов нефти.
МЛСП «Приразломная» будет обеспечивать все технологические операции на месторождении: бурение, добычу, хранение нефти, подготовку и отгрузку готовой продукции. Для освоения месторождения предусмотрена морская транспортно-технологическая система: танкеры, суда-снабженцы, плавучее нефтехранилище. Создаётся береговая инфраструктура: вахтовый посёлок и вертолётная площадка на Варандее, административно-бытовой комплекс в Усинске, а также база снабжения и производственного обслуживания в Мурманске.