ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

13 сентября, 2011 16:24

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Конкурентная среда задаёт тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, для большинства отраслей служит главным внутренним стимулом развития. Поэтому поддержка здорового соперничества в деловой сфере является важнейшей стратегической задачей не только Правительства, но и всего государства».
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы обменяемся сначала оперативной информацией, а потом пойдём по повестке.

Сергей Иванович, в Бушере, в Иране, открылась электростанция. Как там прошёл пуск? Там, по-моему, на 50% мощности она выходит? Какие перспективы в ближайшее время? Как наши специалисты, которые работали над созданием этой атомной электростанции, оценивают свои собственные результаты? Как вы их оцениваете и как оценивают партнёры? Пожалуйста.

С.И.Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович! Вчера состоялась праздничная церемония пуска первого энергоблока Бушерской станции. Впервые она была подключена к национальной энергетической сети Ирана 2 сентября, набрала мощность 60 мегаватт, установленная мощность блока – 1 тыс. мегаватт. Вообще, Владимир Владимирович, проект – уникальный. Я напомню, что на берегу Персидского залива 37 лет назад немцы начали строить этот проект. Потом в силу разных причин (революции, ирако-иранская война) был остановлен этот проект. 13 лет назад россияне вышли на площадку, было проинтегрировано, осмотрено порядка 12 тыс. т оборудования, то есть то немецкое оборудование было проанализировано и интегрировано в российский проект атомной станции.

Наши специалисты и иранские специалисты оценивают, что проект Бушерской атомной станции полностью отвечает всем требованиям уровня безопасности. Сооружение атомной станции проходило под постоянным контролём МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), здесь никогда никаких вопросов не было. Мы оцениваем, что в течение ближайших трёх-четырёх месяцев будут проходить соответствующие эксперименты по пусконаладочным работам. Вообще, из практики, к промышленной эксплуатации и набору полной мощности блок будет готов примерно через год. Мы исходим из того, что сотрудничество будет дальше продолжено – участие в эксплуатации атомной станции: об этом вчера были подписаны соответствующие протоколы.

Хотел бы добавить, Владимир Владимирович, что перед этим, за день, мы в Тегеране провели девятое заседание межправкомиссии. Межправкомиссия отличалась очень приподнятым конструктивным духом. Иранцы сами говорили о новом окне возможностей по развитию сотрудничества России и Ирана на базе возникшего доверия. Инициативно был сформулирован ряд интересных предложений по сотрудничеству в областях транспорта, электроэнергетики, нефти и газа, и в ближайшее время мы все эти предложения Вам доложим.

В.В.Путин: Хорошо. Где-то к весне следующего года они должны выйти на 75%, да?

С.И.Шматко: Владимир Владимирович, да, мы исходим из того, что где-то через… Но это зависит и от того, как будет себя вести блок. Мы всегда нашим коллегам, иранцам, говорили следующее: в первую очередь должна быть обеспечена безопасность и в этом плане никаких директивных сроков по проведению пусконаладочных работ быть не должно.

В.В.Путин: Наши специалисты остаются там, работают?

С.И.Шматко: Да, Владимир Владимирович. Мы создали совместное предприятие по эксплуатации этого блока, вчера были подписаны все документы. Мы считаем, что это было бы ответственно с нашей стороны.

В.В.Путин: Сколько примерно наших специалистов сейчас там трудится?

С.И.Шматко: Сейчас там находится порядка 1,5 тыс. человек, из них значительная часть занята в пусконаладке, порядка нескольких сотен (в зависимости от договорённости с иранцами) будут заниматься эксплуатацией.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо большое. Я прошу вас передать поздравления всем, кто работал. Это действительно хороший результат, практически с нуля пришлось осуществлять эту работу. Сложность её заключалась в том, и Сергей Иванович с этого начал, что некоторые вещи пришлось приспосабливать под новые условия и под новые технологии, потому что начинали, естественно, тридцать с лишним лет назад на старых технологиях. Тогда они были передовыми, а сегодня это уже устаревшие технологии, а переделывать всегда сложнее. Работа завершена, сделана на очень хорошем уровне, я вас поздравляю!

С.И.Шматко: Разрешите тогда представить к госнаградам как иранских атомщиков (об этом тоже говорили), так и, может быть, предложения по нашим, российским.

В.В.Путин: Хорошо. Игорь Юрьевич, у вас сегодня отдельная тема в повестке дня. Но у меня вопрос совсем в другой плоскости: ваше ведомство, Антимонопольная служба, одобрила слияние ММВБ и РТС – двух наших основных торговых площадок. Ясно, что есть совершенно очевидные, позитивные стороны этого процесса слияния, которое приведёт к образованию крупной, мощной европейской площадки, но есть и угрозы. Не создастся ли ситуация, при которой единая площадка будет монопольно диктовать цены на свои услуги?

И.Ю.Артемьев: Именно так, уважаемый Владимир Владимирович. Уважаемые члены Правительства! 9 сентября наша служба одобрила ходатайство Московской межбанковской валютной биржи о присоединении РТС к себе. И, собственно, основной проблемой было то, что в условиях такого соединения – при многих положительных эффектах – чтобы не выросли соответствующие тарифы на рынке ценных бумаг за совершение сделок на рынке ценных бумаг, а также тарифы в расчётных депозитариях. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба согласовала в общем с ММВБ и другими участниками рынка и выдала обязательное для исполнения предписание в адрес ММВБ, согласно которому соответствующий рост тарифов в будущем возможен будет только в том случае (по обеим этим ключевым услугам), если произойдёт согласование с так называемыми комитетами пользователей. Иными словами, ключевые участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют львиную долю соответствующих торговых операций, уже на будущей единой бирже создадут соответствующие комитеты, и администрация биржи будет лишена возможности согласно этому предписанию произвольно увеличивать тарифы на депозитарную деятельность, другие виды деятельности без согласия комитета пользователей, то есть участников рынка, которые должны будут принять такое решение на комитете пользователей количеством голосов в две трети.

Иными словами, только когда рост тарифа будет действительно обоснован и сами участники рынка, частные структуры в большинстве своём согласятся с таким повышением, что оно обоснованно, тогда повышение будет возможно. Такой подход был возможен ещё и потому, что мы провели международный анализ рынков и посмотрели, сколько эти комиссии сегодня взимают на соответствующих биржах в Германии, Соединённых Штатах, Британии, и пришли к выводу, что этой сегодняшней комиссии уже достаточно для того, чтобы обеспечить деятельность, в том числе, объединённой биржи. Таким образом роста цен в этой сфере не будет.

В.В.Путин: Хорошо. Но вы должны за этим внимательно наблюдать.

Эльвира Сахипзадовна, мы в этом году в федеральном бюджете предусмотрели приличные деньги, приличную сумму – 880 млн рублей на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, а в целом в бюджетах субъектов Федерации эта цифра выглядит вообще очень солидно – свыше 9 млрд рублей. Как идёт работа по поддержке этих социально ориентированных некоммерческих организаций?

Э.С.Набиуллина: Действительно, в этом году впервые в федеральном бюджете были выделены деньги на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, и буквально на днях я подписала приказ, который реализует то Постановление, которое Вы подписали в конце августа по основным направлениям поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. И основная сумма средств из 880 млн рублей, а именно 600 млн рублей, на конкурсной основе, на условиях софинансирования будет перечислена регионам под региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. И важно то, что мы и в приказе отразили те приоритеты, которые были в постановлении, именно на этот год приоритеты… То есть получат прежде всего поддержку те организации, которые занимаются проблемами социального сиротства, проблемами материнства и детства, помощи пожилым людям, социальной адаптацией инвалидов. Это основные направления, по которым будет осуществлена поддержка. Это первое направление.

Второе направление – 132 млн рублей на поддержку крупных, федерального значения, социально ориентированных некоммерческих организаций. Это также в этих приоритетных направлениях. Всё это будет предоставляться на конкурсных условиях. Порядок проведения этого конкурса утверждён приказом, и для проведения конкурса и для того, чтобы механизм был прозрачный и всем понятный, мы создаём координационный совет, куда будут включены представители других ведомств, Общественной палаты, эксперты, представители некоммерческих организаций.

Подготовительная работа. Мы готовились к этой работе до приказа. В частности, были разработаны методические рекомендации для региональных программ. Регионы должны эти программы составить. В начале июня мы все эти методические рекомендации отправили в регионы, и, по предварительному мониторингу, у 17 регионов эти программы уже в высокой стадии готовности. Могу назвать таких активных лидеров, как Томская область, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Алтай, Красноярский край. Они активно работают и в целом в бюджетах уже предусматривают средства на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. Конечно, я хотела бы сказать, что мы будем мониторить, как эти программы будут реализовываться, и этот мониторинг будет не по тому, сколько денег потрачено и сколько получили социально ориентированные некоммерческие организации, а каких эффектов они достигли, и таким показателям, как количество приёмных замещающих семей, которые принимают на воспитание детей, количество выпускников детских домов, которые получили ту или иную поддержку, количество инвалидов, которым была оказана поддержка в их трудоустройстве. То есть вполне конкретные показатели по этим программам, которые осуществляют социально ориентированные некоммерческие организации. Я надеюсь, что все регионы примут активное участие в такой деятельности.

В.В.Путин: Хорошо, ладно. Сейчас-то финансирование идёт?

Э.С.Набиуллина: Финансирование у нас было выделено, постановление разрешает нам сейчас потратить…

В.В.Путин: Понятно, выделено, но деньги-то идут?

Э.С.Набиуллина: Сейчас мы утвердили порядок конкурсного отбора. Будет проходить конкурс, и до конца года мы должны будем эти деньги…

В.В.Путин: То есть пока не идут деньги.

Э.С.Набиуллина: Пока нет, нужно провести конкурс.

В.В.Путин: У нас уже сентябрь скоро заканчивается. Это деньги этого года.

Э.С.Набиуллина: Они будут перечислены в виде субсидий, это быстро. Это не стройки, поэтому мы сможем сделать достаточно быстро.

В.В.Путин: Поздно, год заканчивается. Мы сегодня поговорим применительно к государственным программам.

Э.С.Набиуллина: Приказ мы сделали буквально через две недели после выхода постановления, поэтому…

В.В.Путин: Ладно. А как у нас… У нас из Минздрава кто-то есть здесь?

Александр Львович (А.Л.Сафонов – заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации), у нас одна из проблем, которую мы перед собой ставили для решения – это борьба с контрафактом в фармацевтике, борьба за качество лекарственных препаратов. Выделили с 2009 года деньги – 900 млн рублей – на строительство нескольких лабораторий. Совсем недавно, по-моему, запустили ещё одну. Так? Как работа идёт в этом плане?

А.Л.Сафонов: Уважаемый Владимир Владимирович! Как Вы правильно сказали, у нас в рамках системной работы по предотвращению поступления на рынок контрафактной продукции, связанной с лекарственными средствами, предусмотрена большая работа по созданию в федеральных округах лабораторных комплексов. В частности, у нас в 2011 году вступили в действие аккредитованные Росстандартом на техническую компетентность и независимость лаборатории в Северо-Кавказском, Сибирском и Южном федеральных округах. В частности, у нас 14 сентября предусматривается открытие лаборатории в городе Ростове-на-Дону. С апреля эта лаборатория работает в тестовом режиме. Также в 2011 году, в IV квартале, предусмотрено введение в действие лабораторий в городе Хабаровске и в городе Санкт-Петербурге. Одновременно мы ведём работу по продолжению развития этого комплекса, и в 2012 году предусматривается открытие компетентных на эту работу лабораторий в городе Москве и в Татарстане. Уже состоялись переговоры с правительством Республики Татарстан, и ими одобрено открытие данного центра на базе государственного учреждения – Центра контроля качества и сертификации лекарственных средств Республики Татарстан. В общей сложности на создание лабораторного комплекса в Ростове-на-Дону мы выделили 350 млн. Таким образом, это позволит нам системным образом обеспечивать качество обращающейся продукции в сфере лекарств.

В.В.Путин: Хорошо.

Давайте несколько слов скажем о сегодняшней повестке дня. Мы с вами вчера занимались подведением итогов работы в Правительстве, проектом бюджета на 2012 год и последующие годы, говорили о мерах, которые Правительство предлагает по борьбе с ростом тарифов инфраструктурных монополий в 2012 году. Речь шла, напомню, об ограничении роста тарифов на железнодорожный транспорт, газ, тепло, электроэнергию. Мы предложили в этой связи ряд мер.

Сегодня заслушаем доклад Минэкономразвития о том, как решаются наши текущие проблемы, в частности о выполнении федеральных программ в первом полугодии 2011 года. Я напомню, что сегодня у нас реализуются две государственные и 54 федеральные целевые программы. В бюджете на их выполнение в текущем году заложено 925 млрд рублей – это почти на четверть больше, чем в 2010 году. Ещё 349 млрд рублей выделено на так называемую непрограммную часть государственных инвестиций.

Только в рамках федеральной адресной инвестпрограммы на 2011 год финансируется 3,4 тыс. капитальных объектов. Я хочу подчеркнуть, что такого объёма у нас до сих пор никогда не было. Но, к сожалению, вновь вынужден остановиться на застаревших проблемах. Мы уже начали говорить об этом применительно к некоммерческим социально ориентированным организациям. Речь идёт о запаздывании исполнения федеральных целевых программ, об отставании от намеченных графиков. По итогам восьми месяцев текущего года почти половина программ профинансирована из бюджета менее чем на 25% от запланированных на год объёмов, в том числе по девяти программам финансирование практически не осуществлялось. И дело здесь не в нехватке ресурсов: все необходимые средства для выполнения этих работ есть и предусмотрены в бюджете.

Сейчас вернусь к бюджетному процессу. Мы с вами знаем, как тяжело идёт работа над бюджетом: шум, гам, до слёз доходит иногда, не побоюсь сказать это прямо и по-честному, и чуть не до драки. Каждый руководитель борется за интересы своего ведомства и своего направления деятельности. И в целом на самом деле, честно говоря, меня это радует, потому что все вы относитесь к своим обязанностям по-честному, что называется, боретесь за интересы того участка работы, который возглавляете. Но, когда дело доходит до организации работы, видим, что возникает проблема, а проблема в том, чтобы грамотно, продуктивно работать над проектами, своевременно заключать государственные контракты. Я предлагаю сегодня ещё раз обсудить эти так называемые узкие места и проблемы, посмотреть, что нужно изменить, поправить, для того чтобы из раза в раз не возвращаться к этому вопросу. Обращаю внимание всех ведомств на необходимость строго соблюдать бюджетную дисциплину: необоснованные затягивания, всяческие проволочки в оформлении договорных отношений недопустимы.

На второе полугодие 2011 года у нас запланирована к вводу в эксплуатацию бо́льшая часть объектов и строек. Их завершение должно состояться в срок и без всяких недоделок. До конца 2011 года, напомню, планируется ввести в эксплуатацию 1 408 объектов. Кроме того, выходит на финишную прямую подготовка проекта федерального бюджета на трёхлетку. Прошу министерства и ведомства ответственно отнестись к формированию новых целевых программ, которые стартуют в этот период. По старым идёт работа вот таким образом, как я сказал, и новые предлагаются. Вносить нужно программы, если уж мы формируем какие-то новые направления, и вносить их нужно на рассмотрение в Правительство в установленные сроки и в качественном виде (качественно – значит: подготовлено к реализации).

Я уже говорил о том, что сегодня Федеральная антимонопольная служба должна доложить один из вопросов. Считаю, что этот вопрос является принципиально важным для любого правительства, и для российского тоже. Речь идёт о состоянии конкуренции в России. Конкурентная среда задаёт тон экономике страны, формирует инвестиционный климат, для большинства отраслей служит главным внутренним стимулом развития. Поэтому поддержка – подчеркну это – здорового соперничества в деловой сфере является важнейшей стратегической задачей не только Правительства, но и всего государства.

К сожалению, у нас ещё очень много болевых точек. Это рынок нефтепродуктов, продовольствия, сбытовой сектор электроэнергии. Здесь порой очень ярко проявляется слабость или даже отсутствие конкуренции, а за монополизм приходится платить гражданам страны. Конечно, эти проблемы не решаются за один день, понятно, многие из них создавались десятилетиями, но и отказываться от их решения недопустимо, и откладывать на потом неправильно. Нам нужна логичная, взвешенная государственная политика по поддержке конкуренции, с чёткими ориентирами и действующей системой оценки конкурентной среды, а также системой справедливых поощрений и неотвратимого наказания для тех участников рынка, которые нарушают соответствующие нормы и законы.

Хочу подчеркнуть, анализ реального состояния конкуренции в стране – это база для принятия ответственных решений. Нельзя создавать конкуренцию искусственно, только на бумаге. Задача государства – обеспечить реальные условия для ведения честной конкурентной борьбы, и, что крайне важно, шаги в этом направлении должны быть последовательными и понятными для всех, для бизнеса прежде всего. Во-первых, необходимо убирать излишние административные входные барьеры, об этом мы уже неоднократно говорили с вами. Громоздкие процедуры регистрации нужно упрощать, ликвидировать надуманные требования, обременительные сборы и ограничения доступа к инфраструктуре – всё это тормозит предпринимательскую инициативу, порой становится непреодолимым препятствием для выхода на рынок новых компаний и предприятий, а значит, новых продуктов и услуг.

Во-вторых, вы знаете, что ФАС ведёт постоянный мониторинг цен по основным группам товаров, регулярно фиксирует резкие и зачастую необоснованные скачки цен, и, как правило, они вызваны желанием некоторых компаний воспользоваться доминирующим положением на рынке, реализовать свою монопольную ренту. И нужно своевременно, быстро, оперативно и жёстко реагировать на такие проявления.

В то же время важно сделать прозрачными правила работы на рынке, как я уже говорил. В первую очередь это касается механизмов формирования цен, и прежде всего на товары первой необходимости. Предельно ясно, что любая коммерческая организация должна получать прибыль, без этого невозможна экономическая жизнь, но когда речь идёт о получении монопольных сверхдоходов – путём задирания цен или снижения качества жизненно важных товаров – с использованием своего положения, то говорить о каких-то рыночных принципах невозможно, нет здесь никакого рынка. Нужно обращать на эти вещи принципиальное, пристальное внимание и постоянно к этому обращаться. Российский потребитель должен иметь возможность приобретать качественные товары по разумным, экономически обоснованным ценам.

Давайте с этого и начнём.

 

Дополнительные материалы по теме