ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

12 сентября, 2011 17:07

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание «О состоянии безопасности полётов в гражданской авиации»

«Естественно, от авиационных происшествий, катастроф никто не застрахован: они происходят во всех странах мира, где развивают авиацию, и с самыми новейшими воздушными судами. Вместе с тем за последние месяцы у нас в России произошла целая череда авиационных аварий и происшествий. Это ещё раз должно нас заставить задуматься над тем, что происходит в этой сфере».
В.В.Путин
На совещании «О состоянии безопасности полётов в гражданской авиации»

Стенограмма начала совещания:

В.В.Путин: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы поговорим сегодня о состоянии дел в авиации. Трагедия, с которой столкнулась вся страна, это ужасная беда, она заставляет нас ещё раз вернуться к этой теме, имею в виду трагедию Як-42 в Ярославле. Ещё раз хочу сказать: это действительно беда для всей страны, прежде всего для родственников погибших спортсменов, для их близких. Я ещё раз хочу выразить слова соболезнования, самого искреннего соболезнования всем родным погибших и пострадавших.

Естественно, от авиационных происшествий, катастроф никто не застрахован: они происходят во всех странах мира, где развивают авиацию, и с самыми новейшими воздушными судами. Вместе с тем за последние месяцы у нас в России произошла целая череда авиационных аварий и происшествий. Это ещё раз должно нас заставить задуматься над тем, что происходит в этой сфере. Речь идёт не только о парке воздушных судов – речь должна идти и о состоянии аэродромного хозяйства, речь должна идти об оборудовании воздушных судов самыми современными средствами контроля за техническим состоянием различных узлов и агрегатов на авиационном транспорте, о считывании технических параметров. Речь должна идти о подготовке лётного состава, об оснащении авиационных компаний тренажерами и их возможности готовить лётный состав к реальной работе в современных условиях. И на самом деле уже не важно, большая это компания или маленькая, но она должна иметь возможность и безусловно исполнять эти требования. Исполняет эти требования – значит, может осуществлять деятельность. Не исполняет – значит, такие компании нужно закрывать, и никакие соображения коммерческого характера, никакие соображения развития рынка в этой сфере деятельности не могут быть поставлены выше соображений безопасности наших граждан. Я прошу в самое ближайшее время, буквально в течение 10–12 дней, двух недель, представить мне исчерпывающие предложения по решению тех проблем, которые я сейчас назвал.

Ещё раз хочу сказать: безопасность, обеспечение безопасности должно быть поставлено во главу угла. Я назвал проблемы, над которыми мы должны подумать, но это не исчерпывающий список. Вы знаете, что вопросов гораздо больше, на которые мы должны дать ответы. Сейчас я бы попросил нашу коллегу, Анодину (Т.Г.Анодина – председатель Межгосударственного авиационного комитета), два слова сказать о том, как идёт работа по расследованию причин катастрофы.

Т.Г.Анодина: Спасибо, Владимир Владимирович, я хотела проинформировать кратко о ходе расследования катастрофы самолёта, хотя мы регулярно доводим до общественности ход наших работ за время с момента происшествия. Хочу отметить, что техническая комиссия МАК (Межгосударственный авиационный комитет) совместно с МЧС, Следственным комитетом, Росавиацией практически завершила весь комплекс работ по проведению полевого этапа расследования: подняты все фрагменты самолёта и оборудование (они находятся в сохранном месте на аэродроме), установлены кроки места события, сбор всей лётной и технической документации авиакомпании, самолёта, аэродромных служб и других необходимых работ.

Большую помощь оказывают местные власти. С участием промышленности и специализированных центров начались работы по исследованию всех сохранившихся фрагментов самолёта и его оборудования. В научно-техническом центре МАК проведено восстановление записи, расшифровка, приступили к анализу и синхронизации средств записи – средств объективного контроля бортовых с наземными. К работе привлечены лётные, научные и технические эксперты ОКБ Яковлева, линейные пилоты. Началась работа по идентификации голосов пилотов.

По предварительным результатам расшифровки и анализа имеющихся данных установлено, что взлётная масса самолёта была в пределах допустимой. При проверке экипажем до взлёта всех каналов управления всё работало в штатном режиме, и руль высоты отклонялся также в штатном режиме. Метеоусловия на аэродроме, в том числе боковой ветер, не препятствовали выполнению полёта. Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями, перед взлётом стабилизатор и закрылки были во взлётном режиме. Разовых команд, свидетельствующих об отказе авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено. Вместе с тем, как я уже сказала, все элементы этих систем направляются на исследования в специализированные центры.

Для проведения анализа действий экипажа на разбеге и оценки поведения самолёта на этом этапе кроме математического моделирования, которое сейчас проводится, принимается решение о проведении натурного эксперимента на базе лётно-испытательного института. В соответствии с международными правилами установлена связь с органами расследования всех государств, чьи граждане находились на борту данного воздушного судна. Мы уже имели раньше с ними все необходимые технические контакты, и они готовы при необходимости принять участие в расследовании. Хочу также подчеркнуть, что, понимая важность этого расследования, как и всех остальных, естественно, мы принимаем все меры для того, чтобы совместно со всеми специалистами, институтами проводить эту работу достаточно интенсивно и ответственно.

Сразу же хочу сказать, что по катастрофе самолётов Ту-154 и Ту-134 практически завершены все расследования и в ближайшее время мы опубликуем все материалы. Благодарю за внимание.

В.В.Путин: Все воздушные суда, которые не оборудованы современными средствами наблюдения, контроля, предупреждения, должны быть дооборудованы, а те, которые не могут быть оборудованы, должны быть с рынка изъяты. Прошу о формах и методах осуществления этого указания в самое ближайшее время доложить, всё проверить и исполнить. Это касается отечественных, неотечественных – неважно каких: у нас и неотечественных много достаточно старых машин, которые эксплуатируют, надо посмотреть на все из них. Всё, что можно, нужно дооборудовать, если что-то не сделано, а то, что нельзя оборудовать, нужно снимать с рынка. Это первое.

Второе. Прошу обсудить и представить предложения по развитию лизинга современных судов с применением лизинговых схем и имеющихся лизинговых институтов, в том числе Внешэкономбанка, можно и другие, пожалуйста.

И у меня к Татьяне Григорьевне просьба. Вы сказали, что все технические параметры, которые сняты с самописцев, говорят о том, что все узлы работали нормально, тем не менее прошу вас самым внимательным образом изучить всё, что подлежит более тщательному изучению в лабораторных условиях. Это первое.

Второе. Конечно, нужно ответить на вопрос, почему после прохождения точки взлёта не было применено экстренное торможение.