Инфографика. «Программа модернизации и развития автодорог России».
Стенограмма:
В.В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день! Я хочу поприветствовать всех, кто участвует сегодня в нашем мероприятии.
Мы сегодня поговорим о вечной проблеме, одной из вечных проблем России – поговорим о дорогах. Говорить будем прежде всего о федеральных трассах, потому что внутренние дороги, дворовые покрытия и так далее (мы тоже в последнее время уделяем этому внимание и помогаем регионам) – это прежде всего ответственность регионов и муниципалитетов, но говорить сегодня будем, повторяю, прежде всего о федеральных трассах. Немного поговорим и о наиболее сложной и острой проблеме – о сельских дорогах.
Начнём с Читы. В прошлом году, как вы знаете, я проехал по трассе Чита–Хабаровск. И это было, конечно, не 11 тыс. км, которые предлагают и планируют накрутить участники всероссийского пробега, а они поставили своей задачей проехать от Владивостока до Калининграда (это 11 тыс. км), посмотреть дорожное хозяйство страны, составить определённые рейтинги, выставить оценки. Мне кажется, это было бы правильно, было бы очень интересно и для «Автодора», это было бы интересно и для губернаторов, руководителей регионов – как люди сами оценивают дорожное хозяйство.
У нас на связи и участвуют в нашей работе заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Иванов Сергей Борисович, который отвечает за связь и за транспорт, за дорожное строительство, министр транспорта и министр связи.
Я хотел бы начать с Читы, где сейчас находится группа автолюбителей, которая проехала уже, я так понимаю, от Владивостока до Читы. Вы посмотрели, уважаемые коллеги, в каком состоянии находится эта трасса. Мне было бы очень интересно узнать ваше мнение. В прошлом году, когда ехали, когда я ехал по этой трассе, отдельные участки ещё только заканчивались, отдельные участки нуждались в капремонте, поскольку эта трасса строилась очень давно. Что особенно вызывало много нареканий у автомобилистов, – это необустроенность трассы (имеется в виду связь). И Министерство связи имело поручение, обещало мне, что до конца текущего года эта связь на трассе будет налажена. Это инфраструктура, связанная с обслуживанием автолюбителей: это кафе, это возможность переночевать в нормальном кемпинге, медицинское обслуживание на трассе, обеспечение безопасности, дорожные знаки, разметки и так далее и тому подобное.
Вот мой вопрос прежде всего, уважаемые коллеги, к вам, тем более что я вижу (на картинке из Читы) – есть люди, с которыми мы уже встречались в рамках работы Общероссийского народного фронта, и в Пскове мы встречались с автолюбителями, которые развернули целое движение сначала в интернете, а затем напрямую в контакте со своими автолюбителями, автолюбителями из других регионов Российской Федерации, потом и с местной властью, и получилась нормальная совместная, интересная, полезная работа… Мне бы хотелось сейчас, уважаемые коллеги, услышать ваше мнение о том, как выглядит сегодня трасса Чита–Хабаровск, по которой вы, я так понимаю, только что проехали. Пожалуйста, кто хотел бы взять слово и рассказать о своих впечатлениях?
А.Н.Васильев: Владимир Владимирович, начну я, Александр Васильев, лидер общественного движения «Убитые дороги». В общем-то, это я сгоношил народ на этот автопробег. И нам было интересно посмотреть прежде всего трассу от Хабаровска до Читы, в каком она состоянии находится именно после Вашего пробега.
Мы уже проехали прилично, и по дороге мы везём стенограмму, то есть мы проезжаем какое-то количество километров и пишем, например: АЗС на таком-то километре – плохой участок дороги. И постепенно, чтобы не быть голословными, мы превращаем эту информацию в цифры. В целом дорога от Хабаровска до Читы находится в удовлетворительном состоянии, то есть видно, что её обслуживают. Процентов, скажем, на 80 покрытие удовлетворяет всем нормам, но есть участки, где строится ещё, и есть участки с грунтовой дорогой, по которым довольно-таки сложно ехать. Я не знаю, замечали ли Вы год назад, что есть места, где новое покрытие подверглось пучению – вот такие участки тоже есть. А что касается обустройства, мы ещё замечаем, где есть мобильная связь, а где нет. В Забайкальском крае примерно на 50% дороги связь отсутствует. Мы видим, что строятся вышки, но пока от них нет никакого толку. Но, может быть, она будет потом.
Ещё в автопробеге мы сталкиваемся с ситуациями… Мы проезжали такие посёлки, как Могоча, Магдагачи и Тыгда, и решили там проверить, в каком состоянии находятся районные больницы. В целом информация по тому, где находятся пункты первой медицинской помощи по трассе, довольно-таки скудная. Может быть, это связано прежде всего с тем, что самих таких пунктов немного. По дороге от Хабаровска до Благовещенска, по-моему, было шесть или восемь указателей, которые указывали на пункты первой медицинской помощи. Дальше от Благовещенска до Читы этих знаков было чуть побольше. Мы заезжали в Тыгду, в больницу: дорога до больницы идёт на самом деле очень плохая – где-то есть участки, где можно разогнаться, но потом они начинают портиться, ямы образуются. И в самой Тыгде дороги по большому счёту нет, указателей нет – едва нашли. Если бы мы туда приехали ночью, то больницу бы там не нашли.
В.В.Путин: Это какая область?
А.Н.Васильев: Тыгда – это Амурская область. С Магдагачи дорога тоже очень плохая. Видно, что её как-то собираются строить, но тем не менее дорога грунтовая – по ней быстро не доедешь.
Что касается ГИБДД – на 500 км мы не увидели ни одного сотрудника ДПС, который бы мерил скорость (это в Амурской области было, в Забайкальском крае их стало больше). Но в целом от Хабаровска до границы с Забайкальским краем мы, наверное, увидели постов шесть, то есть это порядка 1,5 тыс. км – на этом расстоянии было очень мало сотрудников, которые бы обеспечивали безопасность дорожного движения. Автомобили перемещаются с большими скоростями, потому что дорога стала хорошей. Такая опасность существует.
Что ещё? Оснащение по кафе и заправкам. Заправки есть, мы замеряли даже качество топлива на них (на которые заезжаем). Могу сказать, что цены на топливо очень высокие – по сравнению с европейской частью на 6 рублей выше. Ну а кафешки… Есть, конечно, и приличные (мы рейтинги им ставим), но попадались такие, куда я бы не посоветовал заходить. Вот такие проблемы.
В.В.Путин: Ясно. Александр Николаевич, вы сказали о том, что не везде на трассе есть твёрдое покрытие. Это очень для меня неожиданно. Как это? Я проезжал – там везде уже было. Там грунтовая часть какая-то есть? Или это просто идёт ремонт старых участков?
А.Н.Васильев: Видимо, идёт ремонт. Это больше было в Еврейской автономной области – на стыке Еврейской автономной области и Амурской области. Там есть места, где отсутствует покрытие, идёт ремонт, то есть видно, что дорожные машины присутствуют, местами асфальт кладут. Но мы взяли этот момент, так скажем, на карандаш, чтобы впоследствии проконтролировать, что там будет. Надеемся, что у нас, может быть, представится возможность в следующем году посетить эти места, чтобы оценить проделанную работу.
В.В.Путин: Мы так с вами и сделаем. И я со своей стороны посмотрю на это ещё раз и вас тоже попрошу. Что касается связи, я попрошу включить министра связи Щёголева. Игорь Олегович, как Вы сами оцениваете там ситуацию? Вы слышали, что коллеги сказали.
И.О.Щёголев: Да, Владимир Владимирович, эта оценка полностью совпадает с нашей. Мы действительно, получив Ваше поручение, не теряли ни недели. Весь зимний сезон мы потратили на то, чтобы получить все согласования, все участки, выделить необходимые частоты, сделать проектировку, решить вопросы с финансированием. С началом строительного сезона начали эти работы. Речь идёт не только о доставке и установке сотовых вышек, речь идёт о том, чтобы подвести необходимую энергетику – это десятки километров. Речь идёт о том, чтобы подвести необходимые технологические трассы – это 100 км. Сейчас 70 км таких подъездных путей уже построено. Вышки активно устанавливаются. Естественно, они заработают, когда будут завершены работы и будет подведено электричество. Срок, который Вы нам поставили, будет соблюдён – в IV квартале такая связь заработает совершенно точно.
Помимо решения этой задачи мы достигли ещё одного результата: мы сумели сформировать новую модель, обеспечить связью такие сложные объекты, объединили здесь усилия и государства, и участников рынка, которые впервые согласились и договорились строить совместную инфраструктуру, то есть каждый в отдельности будет строить, а в инфраструктуру они параллельно не вкладываются (как сейчас у нас бывает), а будут пользоваться единой инфраструктурой. Получается, что мы пополам с ними разделили расходы: они платят за вышки и за базовые станции, а за энергетику помогает платить государство.
Мы считаем, что благодаря этому не только сможем обеспечить связью саму трассу, но и сотни населённых пунктов, которые находятся на прилегающей территории, поэтому Ваши сроки мы выполним. Мы, безусловно, были бы рады получить информацию от участников пробега, с тем чтобы посмотреть, насколько те данные, которые они получили в ходе поездки, совпадают с данными наших замеров. Мы регулярно выдвигаем наших специалистов по частотам на трассу, они проверяют, ситуацию держим под контролем. В IV квартале связь заработает.
В.В.Путин: Хорошо. Теперь попрошу включить министра транспорта. Игорь Евгеньевич (обращаясь к И.Е.Левитину) по поводу участков, которые наши коллеги, проехав по трассе, обозначили как участки без твёрдого покрытия. Что там сейчас происходит? Это что за участки такие?
И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Вся дорога «Амур» – 2165 км, из них 485 км – это те участки, которые были построены ещё 40 лет тому назад. После того как Вы проехали по этой дороге, был разработан план по ремонту вот этих 400 км. Я думаю, что те участки, которые видели наши коллеги, которые ехали, – это как раз те участки, которые мы сейчас ремонтируем, это те участки, которые были построены ранее. На 107 км в этом году идёт ремонт, и мы в течение трёх лет вот эти 485 км приведём в нормативное состояние.
В.В.Путин: Хорошо. Там сроки – конец 2011 года, 2012-й, 2013 год, да?
И.Е.Левитин: Да, у нас на 2013 год вот эти 485 км уже все расписаны в программе, мы все эти старые участки приведём в такое же состояние, как новый участок дороги, вот 700 км новой дороги.
В.В.Путин: Хорошо. Сергей Борисович Иванов.
С.Б.Иванов: Пару слов буквально по этой дороге. Я трижды туда выезжал ещё в период её строительства и в прошлом году был с Вами.
Что касается связи. После Вашего поручения мы специально провели два заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи, посвященные этой дороге. План по реконструкции 400 км с лишним, о которых только что говорил министр, выполняется.
И второй вопрос был о связи. Мы приняли решение, что к 1 октября этого года мобильная связь на всём протяжении трассы в 2000 км должна работать. Сейчас, как сказал министр Игорь Олегович, мы ставим вышки. У нас ещё месяц, и мы рассчитываем в этот месяц завершить все работы. Мы держим это на плотном контроле, прекрасно понимая, что без современной связи никакой инфраструктуры, вообще никакой безопасности быть не может.
Что касается подъездных дорог. Вот была упомянута Тыгда. Это региональная дорога, как и ряд других примыкающих к трассе, и здесь я беру это на карандаш, и мы уже вместе с министром транспорта будем конкретно разговаривать с Амурской областью, Забайкальским краем, с тем чтобы их дороги были приведены в надлежащее состояние в первую очередь.
То, что касается постов ГАИ, их действительно мало. Мы заслушивали министра внутренних дел по этому вопросу на нашей комиссии, есть поручение и обязательство к 1 января увеличить сеть постов ГАИ по трассе, особенно в тех местах, где, как было сказано, на 500 км ни одного поста ГАИ. Это, по-моему, Забайкальский край или Амурская область. Я не совсем уловил это, но, если это Амурская область, значит, будем непосредственно работать с Амурской областью через МВД: это их прямая функция и обязанность.
Ну и топливо, цена на топливо. Это, конечно, не впрямую вопрос транспорта, но, как было сказано, на 6 рублей дороже – это, конечно, очень ощутимо. И приходит на ум та же проблема, Вы знаете о ней, Владимир Владимирович, - с авиационным керосином. Вот то же самое у нас на Дальнем Востоке. Цена как бензина, так и авиационного керосина значительно превышает их стоимость в европейской части, что делает сильно затруднительным развитие бизнеса транспортных компаний. Может быть, мы вместе с Игорем Ивановичем Сечиным подумаем, что можно дополнительно сделать в этом направлении, чтобы не было такого диспаритета в одной и той же стране на один и тот же продукт.
В.В.Путин: По ценам поговорим отдельно. Это, как правило (и для Дальнего Востока это характерно), результат монополизма в регионе. Что касается проблем, которые возникают на стыке различных министерств, ведомств и уровней управления (я имею в виду регионов и муниципалитетов), здесь я прошу подготовить проект поручения в рамках сегодняшнего совещания, с тем чтобы все участники этого процесса понимали, какие перед ними стоят задачи, и можно было бы проконтролировать, как эти задачи решаются.
Я бы хотел вернуться к Чите и спросить наших коллег, как они оценивают автомобили отечественного производства. Я знаю, что вы свой пробег совершаете на отечественных марках машин. На каких, во-первых, и какую оценку вы им даете?
А.Н.Васильев: Мы ездим на пяти автомобилях. Три из них – это автомобили АвтоВАЗа: две «Лады-Приоры» и одна «Лада-Калина». И два автомобиля собираются во Владивостоке на предприятии «Соллерса», называются SsangYong. Автомобили себя показывают в целом хорошо, не требуют никаких вмешательств. У нас есть техпредставители от этих компаний, которые с нами, сопровождают. Сами знаете, машины бегут по трассе замечательно, то есть нареканий по движению нет. Конечно, всегда есть какие-то придирки к недочетам автомобилей определённых компаний, но это мелочь. У нас не было таких случаев, чтобы мы где-то сломались или встали. Тьфу-тьфу-тьфу, конечно, путь ещё длинный. В целом мы уверены, что дойдём.
В.В.Путин: То есть никаких серьёзных отказов пока нет по агрегатам?
А.Н.Васильев: Нет, отказов нет, есть мелочи.
В.В.Путин: Ну, понятно.
А.Н.Васильев: Ручка не открывает и так далее…
В.В.Путин: Ясно. Хорошо, я очень рад.
Сегодня, уважаемые друзья, коллеги, вы станете участниками своего рода селекторного совещания из разных точек (у нас будут разные включения), и у вас будет возможность посмотреть, как обстоят дела в различных точках России с федеральными трассами. Мы начали с Дальнего Востока, потом постепенно пойдём на запад, будем передвигаться: Восточная Сибирь, Сибирь, Поволжье, северо-запад, юг. Помимо информации о капремонте автодороги Чита–Хабаровск, мы посмотрим на то, как обстоят дела с обходными трассами у Новосибирска и Нальчика, с мостовым переходом через Вятку – города Мамадыш в Татарстане, а также как идёт реконструкция дороги Санкт-Петербург–Сортавала (это на северо-западе, туда, в сторону финляндской границы). Кроме того, предусмотрено включение Волгоградской области. Я вижу, коллеги у нас там на связи. Об этом проекте хочу сказать несколько слов отдельно.
Здесь ведётся строительство и реконструкция сельских дорог. Задача обеспечения транспортной связи между малыми населёнными пунктами всегда у нас является сложной задачей, объём очень большой, качество дорожного покрытия там пока низкое. И это всегда было зоной ответственности – и есть зона ответственности регионов. В этом году мы приняли решение поддержать субъекты в части выполнения такого рода обязательств и предусмотрели в федеральном бюджете на 2011–2013 годы значительные средства для софинансирования строительства на местах дорог с твёрдым покрытием: в 2011 году на эти цели предусмотрено 5 млрд рублей. Я хочу подчеркнуть, что такая поддержка дорожного строительства в регионах входит в число мер, реализация которых позволит нам в ближайшие 10 лет увеличить протяжённость качественных современных дорог почти в 2 раза.
Я бы хотел вернуться всё-таки ещё раз на Дальний Восток и попросил бы Сергея Юрьевича Тена несколько слов сказать о том, как идёт работа по тем участкам, на которых работает его компания.
С.Ю.Тен (генеральный директор ЗАО «Труд»): Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Ровно год прошёл, Владимир Владимирович, как Вы побывали на трассе в Забайкальском крае (это было 31 августа 2010 года). Вы дали поручение, чтобы на территории Забайкальского края (140 км) провести капитальный ремонт. Мы приступили к работе, Минтранс выделил денежные средства и 15 октября этого года моё предприятие заканчивает 6-километровый участок. В дальнейшем мы надеемся, что будем продолжать работу здесь, будем участвовать также в торгах – люди готовы, карьеры разработаны и техника есть. То есть мы готовы выполнять все задачи, поставленные перед нами Росавтодором как нашим заказчиком. Владимир Владимирович, у меня всё. Готов ответить на Ваши вопросы.
В.В.Путин: Финансирование там нормально у вас идёт?
С.Ю.Тен: Да, Владимир Владимирович, всё нормально – с финансированием всё в порядке.
В.В.Путин: Ритмично? Сбоев нет?
С.Ю.Тен: Сбоев нет. Всё в порядке.
В.В.Путин: Желаю успехов вам.
С.Ю.Тен: Спасибо, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Качество у вас было хорошее всегда. Надеюсь, что и сейчас не подведёт.
С.Ю.Тен: Будем стараться. Мы Вас не подведём.
В.В.Путин: Спасибо большое.
Давайте переедем чуть западнее – в Новосибирск. Это строительство участка трассы М-53 «Байкал» в обход Новосибирска. Пожалуйста, Альберт Александрович.
А.А.Кошкин (генеральный директор ОАО «Сибмост»): Добрый день, Владимир Владимирович. Мы находимся на строительстве северного обхода города Новосибирска. Это неотъемлемая часть федеральной трассы «Байкал» Челябинск–Чита. Длина этого участка 76,5 км. На этой дороге 26 мостов и путепроводов, в том числе мост через реку Обь – 924 м (на открытии движения по нему в 2008 году в октябре Вы, если помните, присутствовали).
Мы сегодня работаем на последнем пусковом комплексе, весь обход – в стадии завершения. Срок сдачи, согласно контракту – октябрь 2011 года. Хотя погода вносит коррективы, мы идём по графику, отставания на сегодня нет. Если говорить о значении этой стройки, то её трудно переоценить, потому что для города это серьёзная разгрузка уличной сети от транзитного транспорта, для водителей транзитного транспорта это сокращение времени проезда мимо Новосибирска примерно на два часа, для новосибирцев и жителей Новосибирской области это ускорение выезда из города Новосибирска и проезд к дачным участкам и в районы города. Для бизнеса это благоприятный момент для вложения средств в придорожную инфраструктуру, и это рабочие места. А если говорить о дорожных строителях, это, конечно, рабочие места в пределах 1,5 тыс. человек, ну и, естественно, загрузка всех дорожных организаций Новосибирской области.
На сегодня положение нормальное. Я очень много слышу благодарностей в адрес строителей этой дороги, и я хотел бы переадресовать эти благодарности Вам, Владимир Владимирович, прежде всего от всех дорожных строителей - за то, что даже в самые тяжёлые кризисные годы Правительство нашло возможность финансировать эту стройку, и притом опережающе. Главное, что практически полностью сохранился дорожный комплекс нашего региона, и мы в ближайшее время заканчиваем эту работу, серьёзный потенциал освобождается, и мы надеемся, что он будет востребован и использован на любом другом федеральном объекте.
С уверенностью можно сказать, что Ваше поручение по строительству северного обхода города Новосибирска (а это было именно Ваше поручение) находится в стадии завершения. И я от имени коллектива «Сибмоста» и всех участников строительства приглашаю Вас на открытие сквозного движения по этому участку дороги. Это будет большой праздник, и хотелось бы, чтобы Вы в нём тоже вместе с нами поучаствовали. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо. Действительно, обход таких крупных населённых пунктов, каким является Новосибирск, – это очень непростая, но очень важная задача. Здесь и повышение уровня безопасности для горожан, это и улучшение экологической ситуации, сохранение дорог в самом городе, потому что транспорт не пойдёт по внутригородской крупной дорожной сети, это и экономические выгоды. Альберт Александрович, главное вовремя закончить. Вы сказали, что погода вносит коррективы, а срок сдачи у вас – в октябре этого года.
А.А.Кошкин: Нет, мы принимаем все меры и гарантируем сдачу этого объекта и открытие сквозного движения. Я ещё не сказал, что у нас дорожное покрытие – цементобетон – хорошо зарекомендовало себя, в том числе и в Сибири. По стоимости чуть-чуть дороже асфальтобетона, но по долговечности в 2 раза выше. Я считаю, что дорог с цементобетонным покрытием нужно больше строить и по всей России. На наш взгляд, это оправданно.
В.В.Путин: Хорошо. Рассчитываю на то, что всё, что запланировано, будет сделано и сделано с хорошим качеством и в срок. Удачи вам! Спасибо.
Давайте посмотрим, что происходит на трассе М-7 («Волга»). Мост через Вятку. Пожалуйста, Татарстан.
В.Н.Власов (генеральный директор ОАО «Мостотрест»): Уважаемый Владимир Владимирович, разрешите доложить об окончании строительства, реконструкции первого этапа моста через реку Вятку. Это мост на трассе Москва–Казань–Уфа.
Характеристики этого сооружения. Длина всего перехода запланирована 8,8 км, из них 8 км – подходы, двухуровневая развязка и мост-красавец, который Вы перед собой видите, длиной 640 м. Он уже покрашен, приготовлен, приятно смотрится, готов принять нагрузку на себя.
Объёмы выполненных работ. Освоено 0,5 млн куб. м земляных работ, 10 тыс. куб. м монолитного бетона, 4,2 тыс. т металлоконструкций пролётного строения. Самым главным мы считаем для себя, что сроки строительства этого моста сокращены на четыре месяца: это даёт нам хороший старт для следующих таких работ. Работа выполнена акционерным обществом «Мостотрест», город Москва, совместно с акционерным обществом «Волгомост», Саратов.
Особенности строительства. Нам к таким крупным объектам, конечно, не привыкать, но тем не менее здесь очень сложные инженерно-геологические условия, и для того чтобы опереться на очень прочные грунты, пришлось сооружать буровые столбы глубиной 38 м, да ещё внизу делать уширение, но тем не менее сделано очень хорошее, надёжное основание.
То, что представляет интерес для инженеров и других специалистов, занимающихся строительством, – это сборка пролётного строения. Всё пролётное строение было собрано на берегу, поэтапно. И вот эти 4,2 тыс. т было выдвинуто с берега в русло. В русле не было ни одной промежуточной опоры. Это очень хорошее инженерное решение, и им нужно всегда пользоваться. На сегодняшний день произведено обследование и испытание моста, подтверждены все его расчётные характеристики, и мы, так сказать, готовы пропускать нагрузку по этому сооружению.
В.В.Путин: Владимир Николаевич, у вас срок сдачи был…
В.Н.Власов: У нас срок был 31 декабря.
В.В.Путин: И вы закончили раньше, да?
В.Н.Власов: Да, раньше.
В.В.Путин: Ну, во-первых, я хочу вас поблагодарить и поздравить, но надеюсь, что качество тоже будет отвечать современным требованиям, и он, как в некоторых местах, на ветру раскачиваться не будет.
В.Н.Власов: Нет, конечно. На сегодняшний день обстановка изменилась: проверяющих много, все проверяют, все смотрят. Иногда даже работающих меньше, чем проверяющих, так что нормально всё будет.
В.В.Путин: Главное, чтобы правильно проверяли все. Спасибо вам большое, я вас поздравляю и желаю всего самого доброго и Вам и всему вашему коллективу.
Нальчик, пожалуйста. Обход города Нальчика. Чугунин Анатолий Михайлович пожалуйста.
А.М.Чабунин (руководитель Федерального дорожного агентства): Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович. Мы находимся на обходе города Нальчика. Этот объект был начат в 1993 году, и в 1999 году была введена первая очередь этого объекта – 4,3 км. Следующая очередь объекта была введена в 2006 году – 7 км. Таким образом, за 12 лет было построено чуть менее половины объекта. За три года – с 2008-го по 2011 год – была построена оставшаяся часть: 15 км. И завтра мы в торжественной обстановке будем вводить этот объект. Он имеет протяжённость 27 км, 12 искусственных сооружений длиной (все искусственные сооружения вместе) более километра. Этот объект знаменателен также тем, что он включён в перечень поручений, которые Вы давали в прошлом году на съезде «Единой России» на Северном Кавказе. Это первая ласточка по выполнению Ваших поручений по обходу городов Северного Кавказа. У нас в работе также находится обход города Беслана и в проектировании – обход города Гудермеса.
В.В.Путин: Как руководство регионов оценивает работу?
А.М.Чабунин: По качеству работы: очень достойное качество. Здесь видно, как работали наши мостовики и дорожные рабочие, поэтому все члены приемочной комиссии поставили высокую оценку. И завтра, я надеюсь, услышим оценку руководства региона при открытии этого объекта.
В.В.Путин: Сколько человек работало примерно на этих участках?
А.М.Чабунин: Совокупно около 2 тыс. человек работало.
В.В.Путин: Средняя зарплата какая там?
А.М.Чабунин: Средняя с начала строительства – около 7 тыс. рублей.
В.В.Путин: А сейчас средняя сколько?
А.М.Чабунин: 18 тыс.
В.В.Путин: 18 тыс. Ясно. Спасибо. Так, пожалуйста, Макиев Гаиоз Константинович.
Г.К.Макиев (руководитель федерального казенного учреждения «Управление Северо-Кавказских автомобильных дорог»): Добрый день, Владимир Владимирович! Вот мы все стоим на участке Анатолия Михайловича (А.М.Чабунин). Завтра мы его сдаем, министр Игорь Евгеньевич будет участвовать в приемке-сдаче этого объекта. Объект очень красивый. Так же, как Вы оцениваете дорогу в Кисловодске, эта дорога тоже федерального значения, так что дорога очень красивая. Кроме того, мы строим обход Беслана. Начинам строить (и торги будут проводиться) – в обход Гудермеса. Уже начинаются торги, повесим уже на сайте, и будет обозначен день торгов, так что появится генподрядчик, и в этом году мы начнём уже строить. Также все обходы городов, которые Вами были обозначены и о которых Анатолий Михайлович уже сказал, – мы занимаемся этими делами, и они будут у нас в разработке.
В.В.Путин: А стоимость? Сколько там у вас? Метры, километры? Средняя?
Г.К.Макиев: В ведении нашей федеральной дороги – 2330 м, и мы в этом году построили 18 км, сдаём этот объект. В Беслане у нас объект 12 км, и обход Гудермеса будет около 39 км дороги. Кроме того, в этом году у нас вводится дорога с путепроводом на территории Ставропольского края: там у нас два путепровода и 3 км дороги – это развязка «Черкесская» и развязка «Невинномысская». В сторону Ставропольского края дорога тоже сдаётся – где-то в октябре мы сдаём. День дорожника будет в октябре, в начальных числах, и мы приурочиваем эту дорогу к этой знаменательной дате, так что в этом году мы сдаём где-то около 30 км дорог.
В.В.Путин: А стоимость-то какая?
А.М.Чабунин: Владимир Владимирович, данный объект 27 км длиною, полная стоимость за все годы строительства – 3,1 млрд рублей, то есть получилось чуть больше 100 млн рублей за 1 км, учитывая, что здесь ещё 12 искусственных сооружений на объекте.
В.В.Путин: То есть вы оцениваете это как? Это нормальная стоимость?
Г.К.Макиев: Это не повышение, ничего. 3,1 млрд на 27 км.
В.В.Путин: А вот от первоначальных цифр вы как отодвинулись?
Г.К.Макиев: Первый участок дороги у нас был 15 млн рублей, второй участок дороги был уже 73 млн рублей, но потом уже увеличивается по годам и получается, что мы этот участок, 18 км дороги, построили за 1 млрд 773 млн рублей, и общая стоимость его получается около 2,5 млрд рублей.
В.В.Путин: Спасибо. Так, пожалуйста, Санкт-Петербург, Сортавала. Костюк Андрей Александрович.
А.А.Костюк (руководитель федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Северо-Запад им. Н.В.Смирнова»): Добрый день, Владимир Владимирович! В ноябре 2008 года в перечень федеральных дорог общего пользования была включена автомобильная дорога Санкт-Петербург–Приозерск–Сортавала–Петрозаводск. На представленной карте обозначен маршрут движения из города Санкт-Петербурга в Петрозаводск. Общая протяжённость дороги – 453 км, по Ленинградской области – 152 км, по Республике Карелии – 304 км.
Согласно федеральной целевой программе модернизации транспортной системы предусмотрена реконструкция 161 км в период до 2015 года. В настоящий момент по существующему направлению построен в 2009 году и введён в эксплуатацию участок КАД–Скотное протяженностью 9 км. В настоящий момент мы ведём реконструкцию, точнее, новое строительство, участков автомобильной дороги на первой и второй очереди до автомобильной дороги «Магистральная». Генеральная подрядная организация ЗАО «Вад» работы выполняет согласно графику. Первая очередь готова к введению в октябре текущего года, но при этом ведём строительство следующего участка: это автомобильная дорога от поворота на Агалатово в сторону Керро протяжённостью участка 10 км с вводом объекта в 2012 году. В данный момент за моей спиной представлена реальная ситуация, которая происходит на объекте: в данный момент первая очередь, 5,5 км, уже находится на завершающем этапе, выполнено 98% работ, ведутся работы по благоустройству. Предварительно на октябрь назначаем открытие движения 5,5 км. Доклад окончен.
В.В.Путин: Выглядит прилично, очень достойно. Главное, чтобы качество было хорошее.
А.А.Костюк: У нас подрядная организация – ЗАО «Вад», которая славится у нас на Северо-Западе высоким качеством и выполняет работу в Калининградской области, в Ленинградской области. Поэтому в качестве, я думаю, сомневаться не приходится, и я ответственность несу полную.
В.В.Путин: У вас планируемый ввод этого участка в октябре 2011 года, да?
А.А.Костюк: Да.
В.В.Путин: Там всё нормально будет по срокам?
А.А.Костюк: Так точно, всё выполним в срок.
В.В.Путин: Спасибо. Спасибо, Андрей Александрович. Так, давайте поговорим о сельских дорогах. Волгоградская область, глава администрации Бровко Анатолий Григорьевич. Пожалуйста, Анатолий Григорьевич.
А.Г.Бровко: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! В первую очередь я хотел бы сказать, что администрация Волгоградской области кардинально изменила подход за последние 1,5 года к финансированию в сфере дорожного строительства. В бюджете региона в этом году мы заложили сумму втрое больше, чем обычно. В абсолютном выражении это 3,5 млрд рублей. А в 2012 году мы планируем создать дорожный фонд, доходы которого составят в 2 раза больше, чем в этом году, то есть порядка 7 млрд рублей. Я бы то же самое сказал и в отношении Росавтодора и Министерства транспорта. Спасибо Игорю Евгеньевичу (Левитину), потому что в этом году также они увеличили объёмы финансирования капитального ремонта наших трёх федеральных трасс: это Москва (Волгоград–Москва), это ростовская трасса и Сызрань. В 1,5 раза были увеличены их средства, поэтому мы значительно увеличили финансирование в борьбе со второй всероссийской бедой, о которой Вы сказали.
Также увеличению объёма средств, направляемых в дорожную отрасль, способствовала реализация дорожного проекта партии «Единая Россия». Отдельно хочу Вас поблагодарить: 761 млн субсидий было выделено на ремонт внутридворовых дорог города-героя Волгограда. Кроме того, дорожные работы активизировались по всей Волгоградской области. Впервые за долгие годы администрацией региона направляются средства не только на ремонт дорог, но и на строительство. В прошлом году было построено около 18 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием и соединено три населённых пункта, в которых проживает почти 1,5 тыс. человек. Было затрачено 400 млн рублей. В этом году планируется строительство 16 объектов автомобильных дорог общей протяжённостью уже 48 км. Будет соединено 12 населённых пунктов, в которых проживает 3 тыс. 309 человек. А вообще в этом году бюджетом области запланировано на сельские дороги 654 млн рублей, а средства федерального бюджета к нам уже поступили в объёме 110 млн рублей – это фактически почти 90% всех средств, которые выделяются на Южный федеральный округ.
Сейчас мы с Вами выходим на связь с одного из вводимых объектов этого года – строительство автомобильной дороги – подъезд к хутору Малоголубинский от автомобильной дороги Клетская–Калач-на-Дону. Эта дорога протяжённостью почти 4 км обеспечит надёжную транспортную связь хутора Малоголубинский с административным центром муниципального района городом Калач-на-Дону (это для нас очень значимо, потому что городу Калач-на-Дону присвоено звание города воинской славы) и, конечно же, с областным центром – с городом-героем Волгоградом. Протяжённость дороги составляет 98 км. А вообще для обеспечения круглогодичной связью оставшихся 476 населённых пунктов, не соединённых дорогами с твёрдым покрытием (число жителей – 62 тыс. человек), необходимо построить ещё 2 тыс. 300 км автомобильных дорог. В следующем году мы планируем в 2 раза увеличить строительство дорог, соединяющих населённые пункты – это порядка 88 км. Такие дороги соединят 17 населённых пунктов, в которых проживают почти 6 тыс. человек.
В целом у администрации Волгоградской области сложились чёткие, конструктивные взаимоотношения со всеми федеральными структурами, которые так или иначе, косвенно или впрямую включены в формирование и обеспечение проектов дорожного строительства. Мы, конечно, выражаем благодарность Правительству Российской Федерации, которое приоритетно предоставляет регионам субсидии, в том числе Волгоградской области.
Спасибо, доклад закончен.
В.В.Путин: Спасибо. Как вы выбираете населённые пункты, особенно на селе? По каким критериям? На какие населённые пункты вы обращаете внимание в первую очередь?
А.Г.Бровко: Мы обращаем внимание в первую очередь на перспективные населённые пункты – по численности, удалённости этих населённых пунктов. И обращаем на них внимание не только в части строительства дорог к ним, но и: газификация, обеспечение электроэнергией. То есть у нас есть план, который мы сейчас будем корректировать с «Газпромом», и соответственно, конечно, в этот план мы включаем строительство этих дорог. Безусловно, мы смотрим на обеспеченность сельскими школами, здравоохранением и так далее. То есть: численность и удалённость.
В.В.Путин: Есть ещё один критерий – экономическая активность, посмотрите на это. В области, конечно, прежде всего сельского хозяйства.
А.Г.Бровко: Безусловно, аграрный регион, причём в большей степени аграрный, чем промышленный. Поэтому, конечно же… Причём плотность населения у нас не такая уж и большая: площадь региона – 113 тыс. кв. км, а проживает всего 2 млн 600 тыс. человек. Поэтому, конечно же, для нас очень важно сохранить те населённые пункты, которые формировались ещё в Советском Союзе.
В.В.Путин: Спасибо. Я хочу вернуться в Москву и задать вопрос коллегам – Сергею Борисовичу Иванову, Щёголеву и Левитину – министрам транспорта и связи. Есть у вас, уважаемые коллеги, что вы хотели бы добавить по тому, что услышали и увидели?
С.Б.Иванов: Можно, Владимир Владимирович?
В.В.Путин: Да, пожалуйста, Сергей Борисович.
С.Б.Иванов: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович. Уважаемые коллеги, я бы хотел буквально несколько слов добавить к тому, что уже было сказано. Мы сегодня показали шесть крупных объектов строек дорог федерального значения, но это далеко не все объекты, где сейчас ведётся строительство именно по федеральным программам. Хотел бы упомянуть ещё два-три ключевых объекта, которые не вошли в сегодняшний телемост. Во-первых, мы ведём сейчас активный капитальный ремонт нашей федеральной трассы, которая идёт от Читы дальше на запад через Иркутскую область на Красноярск (в районе Нижнеудинска сейчас ведётся большой объём работ по капитальному строительству этой федеральной дороги). И если нас слышат ребята-общественники в Чите, я хочу их предупредить, что вот тот участок дороги находится в худшем состоянии, чем трасса Чита–Хабаровск. Мы к этому участку по Восточной Сибири вообще не подходили и не трогали его около 30 лет, только сейчас начинаем капитальный ремонт, для того чтобы весь восток нашей страны был в более или менее приличном состоянии.
Второй объект, и Вы о нём знаете, Владимир Владимирович, это трасса Владивосток–Хабаровск. Когда Вы встречались со строителями в прошлом году (в том числе с Сергеем Юрьевичем Теном – хорошим нашим строителем), Вы дали поручение, с тем чтобы крупный строительный комплекс, который у нас собрался на такой грандиозной дороге Чита–Хабаровск (2 тыс. км), как говорится, не почил в Бозе, а мы максимально могли бы его использовать на других дальневосточных направлениях. И часть этого большого трудового коллектива сейчас активно работает на дороге Владивосток–Хабаровск, которая тоже сильно обветшала. Нам её надо довести до уровня, хотя бы соответствующего Чите–Хабаровск в нормативном плане, – те участки дороги, которые были построены в последние годы.
И третий участок – это Якутия, трасса «Лена». Здесь я бы отметил один момент, на который Вы уже обратили внимание, беседуя с Новосибирском, – погода уже плохая, скоро зима. В Якутии мы уже завершаем работы, потому что там заморозки могут уже начаться буквально на днях. Последний год Минтранс делает всё для того, чтобы при выделении средств на строительство, капитальный ремонт дорог учитывались климатические особенности этого региона. Если регион северный, то все основные работы надо завершать к сентябрю или (как в Сибири) к октябрю. В декабре или в январе класть асфальт – это просто закапывать деньги. Такая политика уже жёстко контролируется.
Теперь, если позволите, несколько слов об общем объёме финансирования. У нас на этот год по отрасли на дорожное хозяйство, автомобильный транспорт всего в федеральном бюджете выделено 309 млрд рублей (в том числе и на содержание дорог) – на строительство, капитальный ремонт и содержание тех федеральных дорог, которые в ведении Минтранса. Что эта сумма даёт в конкретном выражении? До конца 2011 года мы планируем по стране ввести 208 км новых федеральных дорог и 6,3 тыс. м искусственных сооружений – это мосты, тоннели на 6 км. Вот что это даёт в переводе денег в километраж дорог.
Что касается следующего года, 2012-го, у нас с Минфином предварительно согласовано выделение на эти же цели в 2012 году уже 364 млрд рублей. Мы повышаем расходы на дорожное строительство.
Кроме этого, в 2012 году (и об этом губернатор Волгоградской области уже сказал сейчас) у нас начинает работать система дорожных фондов. Если с федеральным дорожным фондом уже всё понятно и всё посчитано, то с регионами дело обстоит сложнее. Я хочу Вам доложить, что на сегодняшний день только 12 регионов Российской Федерации приняли свои решения о создании региональных дорожных фондов. Я об этом говорю специально. Мы, конечно, вместе с Минтрансом будем дальше работать с регионами, но к 1 января 2012 года они должны эту работу закончить. Вы помните, Владимир Владимирович, что все губернаторы, когда мы обсуждали идею дорожных фондов, дружно обращались с просьбой возродить дорожные фонды. Мы их возродили, но на сегодняшний день далеко не все регионы готовы к фактическому использованию этих фондов. Если позволите, мы это поручение в числе прочих сегодня запишем в протоколе нашего совещания.
Ещё одна важная тема. Если Вы помните, уважаемый Владимир Владимирович, в начале лета в Твери мы проводили совещание по дорожному строительству. Там Вы дали поручение с жёсткими сроками о подготовке нового законопроекта, который позволяет дорожникам заключать контракты так называемого жизненного цикла. Смысл этого контракта очень простой: тот, кто выигрывает подряд на строительство или капитальный ремонт дороги, после этого отвечает за всю эксплуатацию этой дороги либо на 12, либо на 24 года (в зависимости от нормативов). Это даёт возможность строителям – качественным, хорошим строителям – выходить на конкурс и видеть перспективу на много лет вперёд. А нам это даёт возможность жёстко контролировать качество. И у того, кто выигрывает подряд, появляется прямой стимул: чем лучше он сделает основную работу (например, капитальный ремонт или строительство), тем меньше ему придётся потом тратить средств на поддержание этой дороги в нормативном состоянии. Этот законопроект подготовлен, внесён в Правительство, и мы рассчитываем, Владимир Владимирович, что на одном из ближайших заседаний Правительства, возможно даже 6 сентября, мы его на Правительстве рассмотрим и направим в Государственную Думу.
Что касается стоимости дорожного строительства. Действительно, эта тема очень часто звучит. Мы видим рост цен дорожного строительства, иногда малообъяснимый. В этой связи Минтранс уже ввёл более объективный учёт стоимости дорожного строительства. Он разделяет стоимость выкупа земли перед началом строительства и собственно строительство. Тогда мы будем чётко и объективно видеть, и все граждане будут видеть, сколько стоит 1 км той или иной дороги или мостового сооружения, или тоннеля. Потому что сейчас ещё очень много средств уходит на выкуп земли, на подготовку территории к началу строительства дороги. В ближайшее время мы представим Вам предложения о внесении изменений в Бюджетный кодекс, чтобы такой учёт был не только в Минтрансе, но и в Бюджетном кодексе, чтобы всё было чётко и прозрачно. Вот всё, что я хотел сказать. Спасибо за внимание.
В.В.Путин: Спасибо, Сергей Борисович.
Уважаемые коллеги, я не буду говорить о значимости дорожной отрасли. Не буду говорить о том, как она недофинансировалась на протяжении столетия в России. Не буду говорить о том, что такое вообще дороги для такой страны с огромной территорией, как Российская Федерация. В целом и на уровне общественных структур, и на уровне официальных органов власти и управления об этом говорится постоянно. Глаза боятся, а руки делают. Нужно работать. Нужно работать, исходя из тех объёмов денежных средств, которые мы можем направить на цели дорожного строительства. Но делать нужно с умом, качественно, в срок, и тогда люди заметят изменения к лучшему – только в этом случае. Я прошу, Сергей Борисович, Вас и других коллег подготовить проект поручения по результатам нашего сегодняшнего обсуждения с учётом того, что прозвучало – и прежде всего прозвучало из Читы. Я думаю, надо обратить внимание на то, что коллегами было сказано, которые своими глазами на месте смогли ознакомиться с тем, как обустраиваются трассы и как они выглядят.
Я хочу пожелать успеха автомобилистам, которые продолжают свой маршрут по дорогам Российской Федерации, и буду с нетерпением ждать вашего отчёта о том, что и как выглядит, какие есть замечания у людей, которые пользуются дорожной сетью страны. А потом ещё раз соберёмся в другом или более широком составе и поговорим о том, что нужно сделать нам вместе для того, чтобы исправлять огрехи, выходить на более качественную работу, более масштабную. Всем большое спасибо. Удачи!