Вступительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы подведём итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2011 года. Отмечу, что экономический фон в России в эти месяцы был в целом позитивным. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ВВП России вырос на 3,9%, инфляция по итогам первого полугодия составила 5%, причём в июне потребительские цены выросли на 0,2% – это самое низкое значение с ноября 2009 года.
Укрепилось положительное сальдо торгового баланса страны. За первые шесть месяцев текущего года российский экспорт товаров превысил импорт на 101,7 млрд долларов. Для сравнения скажу, что в первом полугодии 2010 года у нас тоже было положительное сальдо (оно было 86 млрд с небольшим), во втором полугодии 2010 года – 65 млрд долларов, а сейчас – 101,7. Выросла и реальная заработная плата в стране на 2,4%. По сравнению с первым полугодием 2010 года сократился и уровень безработицы – с 8,1% до 7%. В этих условиях результаты исполнения федерального бюджета превзошли наши прогнозные ожидания.
По итогам первого полугодия доходы бюджета составили 5,3 трлн рублей, расходы – 4,6 трлн рублей. Таким образом, вместо ожидаемого текущего бюджетного дефицита у нас сложился профицит, который достиг 2,9% ВВП.
Однако вновь вынужден говорить и о традиционных проблемах. Кассовое исполнение бюджетных расходов происходит неравномерно: они, как правило, нарастают к концу года. Так, за первое полугодие было освоено только 41,8% запланированных средств. По разным министерствам ситуация, конечно, разная. Поэтому прошу руководителей ведомств со всей серьёзностью отнестись к вопросу эффективности и ритмичности использования бюджетных средств, и прежде всего это касается финансирования программ по гособоронзаказу. Мы эту тему уже обсуждали, обсуждали неоднократно. Рассчитываю, что все необходимые выводы сделаны, есть ещё некоторые вопросы, которые предстоит решить. Я просил коллег – они знают об этом – прямо вот сегодня-завтра доложить мне о том, какие решения приняты.
В целом нам и дальше необходимо проводить предельно дисциплинированную и ответственную бюджетную политику, тем более что мы видим: серьёзные риски в глобальной экономике сохраняются.
Следующий вопрос повестки дня связан с развитием инфраструктуры национального финансового рынка, совершенствованием его правовой и операционной базы на основе самых современных мировых стандартов. Одна из задач здесь – выстроить оптимальные взаимоотношения между основными регуляторами рынка, чтобы существующая система была гибкой, понятной и удобной для инвесторов, всех заинтересованных сторон.
В этой связи предлагается разграничить сферы ответственности Министерства финансов и Федеральной службы по финансовым рынкам. К компетенции Минфина будет отнесена выработка государственной политики в отношении финансовых рынков, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, а также определение стратегии, направлений долгосрочного развития рынка ценных бумаг. В свою очередь ФСФР будет отвечать за надзор и контроль в этой сфере, включая теперь и страховой сектор.
Такое разделение полномочий позволит госструктурам дополнять работу друг друга наилучшим образом, сделает действия государства более прозрачными и понятными как для российских, так и для зарубежных участников рынка, а также поможет регуляторам наладить с ними эффективную обратную связь.
Нам также предстоит рассмотреть ряд вопросов, связанных с развитием интеграционного сотрудничества. Имею в виду прежде всего укрепление партнёрства в рамках Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства. Как известно, с 1 июля 2011 года на внутренних границах России, Белоруссии и Казахстана снят контроль за передвижением товаров. Таким образом, завершено формирование полноценной единой таможенной территории с перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив.
К слову, уважаемые коллеги, за первые шесть месяцев текущего года взаимный товарооборот государств тройки вырос на 41%. Вот в первом полугодии 2010 года взаимный оборот товаров России, Белоруссии и Казахстана составил 20,8 млрд долларов, а в первом полугодии 2011 года – уже 29,3 млрд долларов.
Естественно, нам и дальше предстоит настраивать интеграционные инструменты как в формате Таможенного союза, так и в формате Единого экономического пространства и на двусторонней основе тоже.
Как вы знаете, на прошлой неделе состоялось заседание Совета министров Союзного государства России и Белоруссии. По его итогам мы серьёзно продвинулись в ведении энергетического диалога. Наверняка вы знаете, слышали об этом, – принято принципиальное решение, что с 2012 года цена на газ для Белоруссии будет определяться с использованием специального понижающего интеграционного коэффициента. Какой это должен быть коэффициент, как он будет вводиться, с чем там его введение связано, я прошу в самое ближайшее время определиться и участникам экономической деятельности, и Министерству энергетики. Нужно это всё проработать с белорусскими коллегами.
Сегодня нам предстоит урегулировать ещё один вопрос. Он носит технический характер, однако, создаёт неудобства для участников экономической жизни. Имею в виду уплату таможенных пошлин на российские товары, которые экспортируются с территории Белоруссии, в частности, уплату пошлин на нефть и нефтепродукты. Существующий порядок не позволяет белорусским коллегам корректно рассчитать суммы, подлежащие перечислению в бюджет России. Предлагаемые сегодня решения должны упорядочить таможенные процедуры.
Кроме того, рассмотрим проект договора о сотрудничестве России, Белоруссии и Казахстана в валютно-финансовой сфере. Этот документ – часть правовой базы Единого экономического пространства, которое, напомню, должно заработать с 1 января следующего, 2012 года. Речь идёт о создании основы для более тесного взаимодействия органов валютного контроля. Предлагается упростить обмен информацией между ответственными структурами трёх стран, наладить оказание практической помощи, обмен опытом и обучение сотрудников.
При этом считаю важным подчеркнуть, что мы не возводим каких-либо дополнительных барьеров для бизнеса и инвесторов в этой сфере. Наоборот, я напомню, Россия даже в острой фазе кризиса конца 2008–начала 2009 годов не пошла на ограничения для трансграничных потоков капиталов, не ограничила вывоз капитала. Логика Единого экономического пространства как раз и заключается в том, чтобы наряду со свободным движением товаров и услуг организовать свободное движение капиталов. Задача предлагаемого договора – обеспечить безопасность финансовых систем, соблюдение общего валютного законодательства и, конечно, стимулировать развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности участников экономической деятельности трёх государств.
Давайте начнем работать!
Дополнительные материалы по теме