В.В. Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Знаете, хорошо, что некоторое время назад была создана Государственная корпорация «Росатом». Когда она окончательно состоялась юридически?
С.В. Кириенко: Юридически, Владимир Владимирович, Ваш Указ о передаче полномочий от Федерального агентства Госкорпорации подписан 26 марта.
В.В. Путин: 26 марта состоялось окончательное оформление новой структуры Государственной корпорации «Росатом». Вызвано это было необходимостью усилить имеющиеся у нас конкурентные преимущества в этой сфере, создать новые условия для развития, для перспектив развития. И давайте сегодня поговорим об этом - о перспективах развития отрасли в целом и корпорации в частности.
Вы знаете, за последние годы в этой сфере значительным образом обновлена нормативно-правовая база, принято несколько крупных федеральных целевых программ.
До 2015 года из государственного бюджета (хочу подчеркнуть - именно из госбюджета) на подъем атомной энергетики и промышленности планируется выделить «страшные» деньги - почти триллион рублей.
Были проведены глубокие структурные изменения. Создана Государственная корпорация «Росатом», о которой я уже упомянул, решающая и оборонные задачи. А также - интегрированная компания «Атомэнергопром». Она объединила всю технологическую цепочку - от добычи урана и выработки топлива до строительства атомных электростанций и генерации электроэнергии. Отмечу, что этап трансформации был пройден без сбоев, в режиме устойчивой работы. И сейчас Сергей Владиленович с гордостью сообщил об этом.
Такая консолидация отрасли в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня. Рост мировых цен на энергоносители дает новый шанс развитию атомной энергетики. И давайте прямо скажем: пока сегодня в структуре энергопотребления углеводороды занимают ведущее место (а у нас их, слава богу, достаточно), у нас есть исторический шанс подтянуться и в атомной энергетике, в высокотехнологичной сфере.
Конечно, рост конкуренции приводит к обострению ситуации на рынке. Добиться успеха здесь могут только крупные и влиятельные игроки. И этим также было продиктовано наше решение о создании Госкорпорации.
В этом году «Росатом» вышел на третье место по запасам разведанного урана. Корпорация располагает 40% мировых мощностей по обогащению урана. На российском топливе работает каждый шестой реактор в мире. Россия строит сразу 5 энергоблоков за рубежом и в планах еще несколько таких проектов.
У нас, действительно, серьезный потенциал, который нужно использовать эффективно. И, конечно, деньги, выделяемые государством, нужно использовать эффективно. Использовать для того, чтобы сохранить и укрепить ведущие позиции на этом высокотехнологичном рынке. Разумеется, при безусловном выполнении наших международных обязательств по сотрудничеству в области мирного атома.
И что особенно важно - необходимо реализовать собственную амбициозную программу развития атомной генерации. Сейчас работа тоже идет на пяти площадках. Да?
С.В. Кириенко: Уже семи.
В.В. Путин: Уже семи. Реально идет работа на семи площадках. Разрабатываются проекты, документация для работы на последующих стройках.
В целом мы должны будем построить 26 крупных блоков за 12 лет. Это примерно столько же, сколько было построено за весь советский период.
Начиная с 2016 года строительство АЭС должно осуществляться не на бюджетные деньги, а за счет инвестиционных ресурсов самой отрасли. Я очень на это рассчитываю. Для справки напомню: сегодня доля атомной генерации в нашей стране составляет 16 %. Много это или мало? Это немного, потому что в развитых экономиках доля атомной генерации в среднем составляет 38%. Я уже не говорю о таких странах, как Франция, где эта цифра значительно выше.
Именно поэтому намечена масштабная программа, она потребует развития атомного и энергетического машиностроения, соответствующего строительного комплекса.
Известно также, что наиболее эффективно АЭС работают в режиме полной загрузки, поэтому единая энергосистема страны должна быть готова принять новые мощности. И значит, необходимо опережающее развитие сетевой инфраструктуры.
Как мы сегодня вспоминали, по некоторым объектам решения не были приняты своевременно именно в силу того, что сетевая составляющая не была готова. Просил бы учесть этот аспект в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики.
Кроме того, уже в среднесрочной перспективе нужен переход на новый уровень технологий. Имею в виду замкнутый топливный цикл и создание коммерческого реактора на быстрых нейтронах. На решение этой задачи должна быть направлена и целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения». Следует завершить ее подготовку уже к ноябрю текущего года.
Одно из главных требований к развитию отрасли - соблюдение всех мер безопасности. Такую систему нужно выстраивать на самом высоком, современном уровне. И, конечно, на этом нельзя экономить. Это не тот случай, когда нужно скупиться на расходы.
За последние годы на российских атомных станциях не было ни одного радиационного инцидента. Сокращается число внеплановых отключений и остановок.
По этому критерию надежности мы вышли на второе место в мире, пропустив вперед только Японию, но обогнав такие страны с развитой ядерной энергетикой, как США, ФРГ, Франция, Англия. Нужно и впредь уделять этим вопросам самое пристальное внимание.
Я посмотрел сейчас на таблицу, сколько получают работники наших атомных электростанций. Конечно, это разительная перемена к лучшему по сравнению с серединой 90-х годов. Просто в разы улучшилась ситуация. Это приятно.
Наконец, еще один ключевой аспект - об этом мы уже говорили - кадры. Начиная с 2006 года средний возраст работников атомного комплекса снизился с 53 до 48 лет. Это значит, что в отрасль пошли молодые люди, у нее есть перспективы, она становится престижной и привлекательной для молодежи.
Важно развивать систему подготовки квалифицированных специалистов для атомного комплекса. Сейчас мы тоже разговаривали на эту тему. Нужно в короткие сроки проработать предложения по созданию Национального ядерного университета на базе МИФИ и еще 23 профильных учебных заведений. Они должны быть объединены в единую систему.
Такой центр будет призван стать одним из первых научно-образовательных центров в формируемой сети национальных и исследовательских университетов.
Считаю, что «Росатом» не только должен создавать заказ на подготовку кадров в этом университете, но и прямо участвовать в разработке его учебных программ, стандартов качества образования, помогать университету с организацией студенческих практик.
И, наконец, как уже говорил, по итогам совещания мы должны утвердить программу деятельности самой Госкорпорации «Росатом» на долгосрочный период. А также регламент, определяющий порядок выполнения возложенных на «Росатом» государственных функций.
Давайте начнем работать.