Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Здравствуйте!
Алексей Леонидович (А.Л.Кудрин), налоговые службы рапортуют о том, что работают активно, успешно. Денег набрали больше, чем обещали, мы знаем по федеральному бюджету. Как обстоят дела в регионах Российской Федерации?
А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! За полгода доходы регионов составили 3 трлн 729 млрд рублей, общий рост составил 18%, или к этому же периоду прошлого года на 575 млрд за это полугодие собрали больше, чем за первое полугодие прошлого года.
В.В.Путин: За счёт чего? Налог на прибыль себя как ведёт?
А.Л.Кудрин: Налог на прибыль увеличился как раз больше всего – на 34%, то есть половина вот этого прироста (274 млрд) – это за счёт роста налога на прибыль.
Второй по уровню прироста – налог на доходы физических лиц. Он вырос на 12%, или почти на 100 млрд. Среди таких крупных источников…
В.В.Путин: Это говорит о том, что и доходы граждан подрастают.
А.Л.Кудрин: Да, и зарплаты, и доходы граждан. Пока не оправдались оценки, что повышение страховых взносов существенно снизит зарплаты и сбор этих доходов, то есть они идут с опережением прироста инфляции, то есть идут с приростом в реальном выражении…
В.В.Путин: Ну прирост небольшой получается.
А.Л.Кудрин: Да, но у нас и зарплата растёт медленно в связи с тем, что после кризиса ещё многие предприятия, конечно, удерживают рост себестоимости за счёт того, что не наращивают фонды заработной платы.
Кроме того, налог на имущество организаций, который в местный бюджет идёт, – на 11% прирост, акцизы увеличились также на 11%. Среди таких крупных источников – неналоговые доходы и сборы, которые собираются в субъектах Российской Федерации: они выросли на 38%.
Федеральный бюджет помогает субъектам Российской Федерации, которые в этом нуждаются. И за счёт всех форм помощи – и дотаций, и субсидий – поступления из федерального бюджета безвозмездного характера в бюджеты субъектов выросли на 18%. Этот прирост означает примерно 127 млрд рублей – больше, чем за первое полугодие прошлого года. Расходы профинансированы субъектами в размере 3 трлн 20 млрд, они выросли на 10%. В данном случае, конечно, как и у нас, на федеральном уровне, субъекты часть расходов откладывают на второе полугодие. При этом доля заработной платы в составе всех расходов составляет 33%, и растёт пока несущественно. Расходы инвестиционного характера тоже стали расти. Они за последние три года впервые стали заметно расти – на 17%. За это время сложился профицит бюджетов субъектов Российской Федерации – 709 млрд. Повторяю, профицит уменьшится во втором полугодии. Соответственно, у нас с дефицитом исполнены бюджеты только двух субъектов Российской Федерации. В прошлом году за это же время было 12 бюджетов, исполненных с дефицитом, сейчас только два.
В.В.Путин: Какие?
А.Л.Кудрин: Какие регионы? Сейчас я не готов сказать… Просто нужно посмотреть справку. Это нужно будет смотреть всё-таки за более длительный период. Скорее всего, будет больше. Как правило, это высокодотационные объекты.
В.В.Путин: Кавказские?
А.Л.Кудрин: Среди них есть и кавказские регионы, есть и дальневосточные. Соответственно, за этот период, используя профицит, субъекты Российской Федерации снижали долговую зависимость. Часть профицита была направлена на погашение долгов. Соответственно, больше чем на 50 млрд рублей сократилась задолженность по кредитам, облигациям субъектов Российской Федерации. Поэтому в целом мы можем сказать, что сбор доходов, исполнение бюджетов идут даже лучше, чем мы планировали, с учётом того, что и общая экономическая ситуация в целом является удовлетворительной.
В.В.Путин: Спасибо. Андрей Александрович (А.А.Фурсенко), закончился первый этап зачисления абитуриентов в вузы страны. Сейчас в каком состоянии работа? И как она будет продолжаться в ближайшее время?
А.А.Фурсенко: У нас в этом году было установлено высшим учебным заведениям (а сегодня у нас 553 государственных вуза в стране) госзадание на 437 тыс. человек, в том числе 340 тыс. – это приём на очное отделение. В этом году мы впервые создали специальную горячую линию, рабочую группу по мониторингу приёмной кампании. Было довольно большое количество звонков. В результате вся приёмная кампания была разумно организована. В рабочей группе приняли участие наши коллеги из тех министерств и ведомств, которым подчинены вузы. В результате сегодня первый этап в общем закончен, 30 июля были вывешены первые списки первой волны. Одновременно были зачислены все целевики, в том числе по нашему министерству зачислено 26 тыс. 600 абитуриентов целевого приёма. Полностью завершён приём на оборонно-промышленные отрасли, это 13 тыс. 150 человек.
Что можно сказать? С одной стороны, у нас по некоторым направлениям приём вырос, вот сейчас мы с Татьяной Алексеевной (Т.А.Голикова) обсуждали вопрос. Увеличивается приём на медицинские специальности. Наряду со здравоохранением - на гуманитарные науки, экономику управления. Спрос вырос на такие направления, как геодезия, землеустройство, электронная техника, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника. Одновременно более чем в 100 вузов, подчинённых нашему министерству, не набраны ребята по целому ряду направлений на бюджетные места, это касается энергетики, металлургии, транспортных средств, строительства. Не хватает заявок, то есть не то что конкурса нет, а просто не хватает заявок на бюджетные места. Что мы считаем принципиально важно предпринять? Часть людей исходно подавали заявления на платные места по этим направлениям, мы сейчас работаем с вузами с тем, чтобы все ребята, которые набрали необходимые баллы в результате ЕГЭ, имели возможность поступить на бюджетные места, то есть чтобы они были переведены.
В.В.Путин: То есть их переведут с платных на бесплатные места?
А.А.Фурсенко: Да, на бюджетные. Одновременно я могу сказать, было много опасений по поводу того, что магистратура будет платная, что нельзя будет поступить на магистратуру. Я могу сказать, что в этом году количество бюджетных мест на магистратуру было больше, чем количество заявок. То есть первое: бюджетными местами обеспечены все желающие учиться по специальностям, которые востребованы экономикой. Второе: мы сделаем всё необходимое для того, чтобы ребята, которые набрали необходимое количество баллов, учились именно на бюджетных местах, но за счёт демографии, а демография ухудшается, и, к сожалению, это будет продолжаться, у нас не все места могут быть заполнены. И в рамках этого мы должны дальше работать вместе с нашими коллегами над формированием государственного заказа, чтобы поддерживались с привлечением, кстати, оплаты, подготовки по тем направлениям, которые действительно нужны для экономики в будущем.
В.В.Путин: Спасибо.
Татьяна Алексеевна, ваше ведомство продолжает работу по безбарьерной среде, и в том числе с регионами Российской Федерации. Как там дела обстоят?
Т.А.Голикова: В этом году весной Вы подписали постановление о государственной программе «Доступная среда» 2011–2015 годы, и 29 июля у нас в министерстве с участием общественных организаций инвалидов прошёл координационный совет по рассмотрению и экспертизе пилотных региональных программ по формированию доступной среды. В результате этой экспертизы было выбрано три региона – это Тверская и Саратовская области и Республика Татарстан. В результате отбора этим территориям за счёт средств программы был выделен 831 млн рублей: Республика Татарстан – 347,8 млн, Саратовская область – 274 млн и Тверская область – почти 209 млн рублей. Обязательным условием осуществления этого пилотного проекта является адекватное, то есть 50 на 50, финансирование со стороны регионов. Регионы это финансирование подтвердили. Таким образом, на реализацию трёх пилотных проектов трёх регионов в 2011 году будет направлено 1 млрд 600 млн рублей.
В чём суть этих пилотных проектов и какие сферы они затрагивают? Они затрагивают семь сфер. Это образование, здравоохранение, культура, транспорт, информатика и связь, спорт и физическая культура и жилищный фонд. Во всех этих сферах предполагается формирование так называемой адаптивной среды, то есть всё, что сопровождает человека с ограниченными возможностями в его жизни, подлежит адаптации для его нормального существования в нашем мире. И в этом смысле каждая из сфер предполагает и закупку соответствующего оборудования, и подготовку соответствующих специалистов, и так далее.
Но что очень важно? Почему было выбрано три пилотных региона? Потому что мы впервые отрабатываем методологию вот этой доступной, или, как принято называть – безбарьерной, среды для людей с ограниченными возможностями в рамках тех обязательств, которые Россия на себя взяла, присоединившись к соответствующей Конвенции по правам инвалидов и приближаясь к процедуре ратификации. Поэтому я думаю, что и целью программы на первом этапе была отработка этой методологии. После того как пилотные проекты будут завершены, мы подведём итоги о целесообразности или нецелесообразности тех или иных элементов в той или иной сфере деятельности, и это будет уже масштабное внедрение по всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день Минюст официально зарегистрировал все необходимые документы для осуществления этих пилотных проектов, все формы отчётности, мониторинга и так далее. Собственно, всё, мы готовы к осуществлению и реализации этих пилотных проектов.
В.В.Путин: Татьяна Алексеевна, безбарьерная среда – это что такое? На практике, в жизни, по-простому если сказать.
Т.А.Голикова: Это в разных сферах абсолютно по-разному. Если говорить о жилищном фонде, как я сказала, то, казалось бы, что это такое? Это создание парковок…
В.В.Путин: Создание чего?
Т.А.Голикова: Парковок удобных для инвалидов. Это подъёмники, пандусы, соответствующие лифтовые установки, в которых можно…
В.В.Путин: Чтобы колясочник, скажем, мог свободно передвигаться с этажа на этаж, зайти в здание.
Т.А.Голикова: Абсолютно. Что касается, например, здравоохранения, это возможность записаться к врачу, не посещая лечебное учреждение, или такое специальное медицинское оборудование, которое даёт возможность обследовать людей с ограниченными возможностями, учитывая, что они, скажем, либо слабовидящие, либо невидящие, либо колясочники. То же самое касается инклюзивного образования. Очень большой сегмент в этой программе касается наших коллег. Здесь компьютеры, здесь специальное учебное оборудование, которое для этих детей в школах специально будет приобретаться.
В.В.Путин: Мы с вами где работаем?
Т.А.Голикова: В смысле?
В.В.Путин: В прямом смысле. Мы работаем в здании Правительства Российской Федерации. У нас есть безбарьерная среда? Мы всех по стране пытаемся научить, как это сделать, а мы у себя это сделали? Мне кажется, нет. Нужно сделать.
Т.А.Голикова: Это касается и всех федеральных органов власти.
В.В.Путин: Давайте начнём с себя. Я прошу Министерство финансов отфинансировать это из резервного фонда Правительства, и сделать это быстро и качественно. Уверен, это недорого стоит. А аппарат прошу проконтролировать.
Давайте перейдём к повестке дня. У меня есть ещё один вопрос по линии сельского хозяйства. На встречах с сельхозпроизводителями в разных форматах коллеги ставили вопрос о так называемых важных региональных программах в области сельского хозяйства, и я просил вас проработать это, Елена Борисовна (Е.Б.Скрынник).
Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с подписанным Вами постановлением Правительства, а также Вашим поручением регионы представляют соответствующие программы в рамках экономически значимых региональных программ. Это традиционные направления для сельхозпредприятий в данном регионе: овцеводство, переработка, затем выращивание бахчевых культур, орошаемое земледелие и так далее. На это предусмотрено 6 млрд рублей. Это даёт возможность сельхозорганизациям получать субсидии именно на эти направления развития, традиционные для своего региона. Поэтому мы к этой работе приступили, и 29 субъектов уже предоставили документы, в частности Волгоградская область. Они будут заниматься развитием орошения для выращивания бахчевых культур и для кормопроизводства.
В.В.Путин: Хорошо, спасибо. 6 млрд, да, в целом?
Е.Б.Скрынник: Да, 6 млрд – общая сумма.
В.В.Путин: Хорошо.
Уважаемые коллеги! Мы с вами сегодня рассмотрим поправки в законодательные акты, связанные с процедурой банкротства кредитных потребительских кооперативов. Это новый, но развивающийся сегмент финансового рынка, который наиболее востребован в небольших населённых пунктах. Главное достоинство потребительской кооперации в этой сфере – это небольшой, но доступный заём, который можно взять с минимумом бюрократических издержек.
Кредитные потребительские кооперативы обслуживают ту часть населения, которая, как правило, не интересна для крупных коммерческих финансовых учреждений. В России сейчас зарегистрировано более 2 тыс. кредитных потребительских кооперативов. В них объединяются преимущественно граждане с небольшими доходами, для которых это порой единственный шанс получить средства на начало своего бизнеса и просто решить неотложные финансовые проблемы семьи. Однако под прикрытием кредитных потребительских кооперативов иногда начинают действовать и финансовые пирамиды, которые привлекают деньги граждан, обещая высокие проценты. Поэтому предлагается внести изменения в законодательство, которые позволят уже на ранней стадии выявить такого рода псевдокооперативы и защитить граждан от мошенников. Для этого, во-первых, вводятся дополнительные основания для проведения и начала процедур банкротства, во-вторых, при обнаружении признаков банкротства саморегулируемая организация, в которую входит кредитный кооператив, может обращаться в суд с заявлением о признании кооператива банкротом. Кроме того, в случае банкротства кооператива требования физических лиц (его членов) будут погашаться в первую очередь и в размере, не превышающем 700 тыс. рублей, а руководители кооператива, признанного банкротом, получат свой денежный пай в последнюю очередь. Думаю, что это справедливо.
Нам предстоит принять решение о внесении дополнительного взноса и в специальный фонд природоохранного партнёрства «Северное измерение». Этот международный фонд учреждён в 2001 году для финансирования крупных экологических инфраструктурных проектов в бассейнах Балтийского и Баренцева морей. Партнёрство учреждено с объявленной суммой взносов около 150 млн евро. Крупнейшие вкладчики – это Еврокомиссия (44 млн) и Российская Федерация (40 млн), дальше идут Швеция (26 млн) и Финляндия (16 млн). В его российский портфель всего общим числом включено 20 проектов на общую сумму более 3 млрд евро. Среди них – организация систем водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Архангельске, ряде городов Ленинградской области, строительство очистных сооружений в Калининграде. Особо подчеркну, что участие в программе северного партнёрства позволяет на льготных условиях привлекать гранты других известных международных организаций.
Уверен, что новые природоохранные проекты, которые будут запущены в России именно этим партнёрством, позволят нам более оперативно и быстрее перейти к массированным экологическим мероприятиям в нашей стране, крупномасштабного характера.
Также рассмотрим в сегодняшней повестке дня вопросы об оказании из федерального бюджета помощи регионам Российской Федерации, пострадавшим от различных стихийных бедствий. Около 13 млн рублей из резервного фонда Правительства будет выделено жителям Саратовской области, чьи дома пострадали во время весеннего паводка. Правительству Карачаево-Черкесской Республики будет выделено 245 государственных жилищных сертификатов для граждан, лишившихся своего жилья в результате ливневых дождей, и так далее. Ещё несколько вопросов.
Давайте начнём работать.
Дополнительные материалы по теме