Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Игорь Евгеньевич, два вопроса. Первый – как идёт работа по подъёму «Булгарии»? Второе – я просил вас оперативно подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы работы на транспорте, с тем чтобы минимизировать угрозу для пассажиров. Пожалуйста, начнём с первого.
И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Вчера завершилась операция по подъёму судна и транспортировке его в акваторию судоремонтного завода. Вчера же были найдены тела восьми погибших. Итого по состоянию на сегодня: всего на борту был 201 пассажир, из них спасено 79, извлечено тел погибших – 122. Из 122 было найдено сразу во время операции по поиску тел 114. А из восьми, которых нашли вчера и сегодня двух, пять уже опознано, по трём идёт опознание. Хочу также доложить, что сейчас это судно будет транспортировано в док, в котором и будет проходить следствие по выяснению причин этой катастрофы.
Ваше поручение – членам семей погибших выдать все необходимые документы на получение средств – выполнено по 114 погибшим. Общая сумма из федерального бюджета, которая перечислена в субъект Российской Федерации, – 134 млн рублей. Хочу также доложить, что Татарстан выплатил семьям за каждого погибшего 300 тыс. рублей независимо от региона проживания, как и было обещано.
Хочу доложить по исполнению поручений. Мы проанализировали ситуацию с законодательством и хотели бы просить Вас поддержать нас в следующих предложениях. Данные предложения в течение этих дней были согласованы с ассоциациями перевозчиков на внутренних водных путях, с Союзом транспортников. Они заключаются в следующем: введение обязательного требования по наличию системы страхования на внутренних водных путях. И здесь нам, конечно, окажет помощь принятие Государственной Думой закона о страховании перевозок.
В.В.Путин: Что это даст, по вашему мнению?
И.Е.Левитин: По-нашему мнению, это даст возможность компании перед решением заниматься перевозками застраховать свои транспортные средства, с тем чтобы в случае гибели пассажира была компенсация семье погибшего за счёт перевозчика в размере 2 млн рублей. Это то, что сегодня на себя берёт государство. Мы считаем, через страхование можно усилить ответственность перевозчика не только за его деятельность, но и за те транспортные средства, которыми он пользуется.
В.В.Путин: Логика в чём? В том, что если сперва перевозчик застрахует на такую приличную сумму своё транспортное средство, то страховая компания должна будет со своей стороны контролировать техническое состояние и всё, что с этим связано, для того чтобы не попасть на эти страховые расходы. В этом смысл, да?
И.Е.Левитин: Да, смысл вот в этом – чтобы те функции, которые выполняют перевозчики, были обеспечены в случае, если произойдёт трагедия с его пассажирами.
В.В.Путин: Хорошо, это не помешает, но этого недостаточно. Что ещё?
И.Е.Левитин: Мы хотели ещё предложить следующее. Есть федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». По этому закону проверке надзорными органами могут подвергаться предприятия один раз в три года. Если необходимо провести проверку внезапно, необходимо разрешение прокуратуры. Мы бы хотели, чтобы по транспортной отрасли здесь были особые меры – чтобы транспортные надзорные органы могли практически в любом порту или аэропорту иметь доступ и постоянно проверять такие технические средства.
В.В. Путин: Давайте уведомительный порядок введём. Сейчас нужно разрешение от прокуратуры получать, то здесь – уведомление. И нужно будет, чтобы этот закон прошёл у нас через Государственную Думу прямо в сентябре. Подготовьте, чтобы этот закон прошёл у нас через Государственную Думу в сентябре. Вы подготовьте и с коллегами своевременно согласуйте.
И.Е.Левитин: Есть. Выработали предложение ввести государственный портовый контроль в речных портах Российской Федерации.
В.В.Путин: В морских у нас есть?
И.Е.Левитин: В морских мы сделали за последние годы, мы там ввели. О чём идёт речь? Практически все речные порты – частные, и мы считаем, что государственный портовый контроль, который сейчас есть на морских портах, себя зарекомендовал: практически все суда, которые обслуживаются в том или ином порту, будут контролироваться вот таким государственным портовым контролем. Для этого не нужны средства из федерального бюджета. Мы сделаем перераспределение внутри отрасли и считаем, что такие формы контроля должны быть в порту.
В.В.Путин: Что конкретно они будут делать?
И.Е.Левитин: Они будут проверять судно перед выходом в плавание на соблюдение норм и правил в области безопасности судоходства.
В.В.Путин: Сегодня такая обязанность на частные компании владельцами портов не возлагается?
И.Е.Левитин: Нет. Владелец порта заключает договор с судоходной компанией, занимается только обслуживанием судна, его экипировкой, посадкой пассажиров и так далее.
В.В.Путин: Фактически отсутствует технический контроль?
И.Е.Левитин: Технический контроль, который сегодня у нас есть, недостаточен для того, чтобы обеспечить, скажем, сплошной контроль всех пассажирских судов. Мы говорим только о пассажирских судах.
В.В.Путин: Вы же сказали, что первый закон обеспечит технический контроль. А этот что тогда сделает?
И.Е.Левитин: По закону нам нужно, чтобы наш портовый контроль был в том порту, откуда выходит судно. У нас не везде есть сотрудники, не во всех портах. У нас сегодня очень много речных…
В.В.Путин: И для этого нужно внести изменения в какой закон?
И.Е.Левитин: Нам необходимы изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта.
В.В.Путин: Хорошо.
И.Е.Левитин: Следующее. Нам кажется, что ещё одним из эффективных шагов в усилении контроля может быть передача субъектам Российской Федерации причальных стенок, которые находятся в казне и управляются Росимуществом через свои территориальные органы. На наш взгляд, через право аренды также можно усилить и безопасность судоходства, и состояние самих причальных стенок, привести их к нормативам: сегодня не все причальные стенки соответствуют требованиям.
В.В.Путин: Что даст передача этого имущества с федерального на региональный уровень?
И.Е.Левитин: Контроль.
В.В.Путин: То есть вы считаете, что территориальные федеральные органы с этой задачей не справляются?
И.Е.Левитин: Недостаточно. Потому что это делают территориальные органы Росимущества. Это имущество передаётся до 49 лет в аренду, и соответствующего контроля за его состоянием нет.
В.В.Путин: Но это нужно просто вносить изменения в договор аренды. А что даст сама по себе передача с федерального на региональный уровень этого имущества-то? Вы считаете, что регионы ближе и лучше будут контролировать?
И.Е.Левитин: Дело в том, что структуры, которые управляют портом, зарегистрированы в регионе. И их контроль с точки зрения…
В.В.Путин: А контролирующие организации в Москве?
И.Е.Левитин: Так получается, что контролирующие организации – в Москве, компании, которые зарегистрированы, – в субъектах, там же и контроль Министерства внутренних дел и так далее...
В.В.Путин: Хорошо.
И.Е.Левитин: Все эти предложения, которые мы здесь просим Вас поддержать, мы в течение августа согласуем со всеми федеральными органами исполнительной власти. Мы бы хотели, чтобы в сентябре-октябре Дума их приняла.
В.В.Путин: Хорошо. Согласен. Договорились.