Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами не первый раз обращаемся к проблемам строительного комплекса. Сегодня поговорим о малоэтажном строительстве. Это, безусловно, весьма перспективная форма решения задачи обеспечения граждан доступным, удобным, экологичным жильём. Мы ещё посмотрим – а я уверен, вы уже смогли здесь, в Ступине, ознакомиться, как работа организована, – но в принципе знаю, что здесь один из хороших примеров организации работы по этому направлению. Да и вообще, это один из приоритетов Правительства Российской Федерации, имеющий самую серьёзную поддержку, имею в виду прежде всего финансовую поддержку.
Только на стимулирование программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации в ближайшие пять лет будет направлено где-то порядка 25 млрд рублей из федерального бюджета. При этом отмечу, что предел по возведению масштабных объектов в существующих границах городов практически уже достигнут. Дальнейшая так называемая точечная застройка будет только усугублять и без того сложную транспортную, экологическую ситуацию в мегаполисах, в других населённых пунктах.
Но самый острый и самый лучший пример этого (и самый тяжелый) – это, конечно, Москва, где эта точечная застройка, по-моему, граждан уже достала. И положение продолжает только усугубляться. Но вот сейчас приняты решения о расширении границ Москвы. Должен сказать: наконец-то, потому что давно назрело, эта проблема стала очень острой, и решение давно уже назрело. Посмотрим сейчас: городские власти вместе с руководством Московской области над этим активно работают.
На этом фоне преимущества малоэтажного жилищного строительства проектов комплексного освоения территорий, конечно, становятся очевидными. Во-первых, такая застройка приемлема для совершенно разных регионов и районов Российской Федерации, в том числе возможна к реализации в достаточно сложных районах – со сложным рельефом или даже с высокой сейсмичностью. Во-вторых, малоэтажки достаточно быстро возводятся, как вы знаете: благодаря современным технологиям весь процесс занимает от месяца до полугода всего-то. И мы знаем почему – потому что для строительства используются, как правило, так называемые домокомплекты, которые почти на 90% подготовлены в заводских условиях. Кстати говоря, это обусловливает и вполне приличное, хорошее качество этих строений, поскольку делается всё в заводских условиях. В-третьих, рыночная стоимость таких домов вполне сопоставима с ценой экономжилья в многоэтажных домах, а иногда и ниже.
И достоинства малоэтажного жилья в этом смысле неоспоримы. Прежде всего, и кроме того, оно экологически вполне соответствует современным требованиям эксплуатации. Применяемые здесь энергоэффективные технологии позволяют снизить расходы на эксплуатацию такого дома в 3,5 раза примерно. Не менее важно и местоположение (вдали от перегруженных трасс, промышленных производств, городской суеты), и, конечно, наличие пусть небольшого, но всё-таки своего участка земли.
Замечу, что, по данным социологических опросов, большинство наших граждан отдаёт предпочтение именно малоэтажному строительству. Учитывая это, мы уделяем вопросам малоэтажного строительства особое внимание, как я уже говорил. В наших планах – довести к 2015 году его долю в общем объёме возводимого жилья в стране до 60%. В реальном выражении это означает примерно 54 млн кв. м. И эти цели нашли отражение в региональных программах стимулирования жилищного строительства, которые в прошлом году приняли все субъекты Российской Федерации.
Для того чтобы воплотить эти планы в жизнь, необходимо решить ряд принципиальных вопросов. Прежде всего они касаются сбалансированного развития инженерной и социальной инфраструктуры за пределами городской черты. Вот я уже сказал, что преимущественной является возможность жить вдали от городской суеты, вдали от трасс, в экологически чистых районах. Но эти преимущества будут очевидными только в том случае, если соответствующая инфраструктура будет предоставлена тем людям, которые проживают в таких районах, – и социальная инфраструктура, и инженерная.
На территориях, где возводится малоэтажное жильё, адекватными темпами должны возводиться и энерго-, и водоснабжающие, и газоснабжающие предприятия, прокладываться дороги и системы коммуникации. Строительство жилых домов должно идти практически одновременно, а лучше, если социальные объекты будут возводиться и опережающими темпами. Я имею в виду прежде всего поликлиники, детские сады, магазины, школы – одним словом, необходимо создать полноценную среду обитания для людей, которые выбирают для себя малоэтажное жильё.
Всё это – сфера ответственности, конечно, региональных органов власти, муниципалитетов. И поэтому я прошу своих коллег – руководителей регионов, губернаторов – взять решение этих вопросов под личный контроль.
Отмечу, что малоэтажный тип застройки предоставляет широкие возможности для малого и среднего бизнеса, поскольку не требует масштабного привлечения тяжёлой, специальной техники, не требует привлечения больших людских ресурсов. И крайне важно обеспечить, конечно, в этом сегменте максимально удобные условия для работы, снять избыточные административные барьеры, в том числе существенно сократить сроки согласования проектной документации и выдачи разрешений. Я вот с нефтяниками недавно встречался: там безобразие творится, не прекращается с этими согласованиями. Так вот, в жилищном строительстве и малоэтажном строительстве, по-моему, не лучше.
Конечно же, при этом нужно соблюдать все требования безопасности вводимого жилья. Также необходимо обеспечить доступность кредитных ресурсов для малоэтажного жилищного строительства и оптимизировать затраты застройщика на подключение к инженерным сетям.
Здесь у нас с вами, уважаемые товарищи, тоже натуральное безобразие. Даже стыдно! В странах с так называемой развитой экономикой, в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), допустим, стоимость подключения к водопроводу, энергосетям, канализации в 40 раз ниже, чем у нас. Вообще, как это возможно? Удивляешься, как вообще у нас строят! Застройщик должен преодолеть в странах ОЭСР в среднем около 15 бюрократических процедур, в России – 50, на что уходит в среднем порядка 700 дней! Это в 4 раза больше, чем в тех же самых странах ОЭСР.
Мы уже достаточно много сделали для того, чтобы дебюрократизировать сферу строительства. Давайте сегодня ещё раз к этому вернёмся.
Кроме того, предлагаю обсудить ещё одну важную тему. Сегодня, несмотря на преодоление кризисных явлений, покупательная способность населения, особенно это касается таких серьёзных трат, как покупка квартиры, всё ещё, надо прямо сказать, невысока. Чтобы обеспечить граждан со скромными доходами современным жильём, необходим поиск более эффективных механизмов. Речь идёт не только о совершенствовании такого традиционного инструмента, как ипотека (о которой мы постоянно говорим и предпринимаем определённые шаги для того, чтобы снизить кредитную ставку по ипотеке), но можно было бы шире использовать и такую известную и раньше в России, и сейчас у наших соседей за границей практику использования жилых помещений, как аренда жилья. В Европе, например, сегодня до 60% граждан европейских стран проживает в съёмных домах и квартирах, в США – это 35%, в России – только 5%.
При грамотном планировании, поддержке государства, причём на всех уровнях, жильё для сдачи внаём может стать действительно способом решения жилищных проблем для очень многих граждан России, в том числе и при переезде с места на место, на новые места работы, безусловно, будет повышать мобильность населения, что для экономики крайне важно.
Знаю, что пилотные проекты по строительству арендного жилья уже запущены в Калужской и Новосибирской областях, Республике Чувашия. Прошу сегодня рассказать, доложить о том, как идёт работа.
Прежде чем мы приступим к обсуждению, я предлагаю выслушать наших коллег в регионах, реализующих проекты строительства малоэтажного жилья, с которыми у нас налажена видеосвязь.
* * *
В.Ф.Басаргин (министр регионального развития): Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! За первое полугодие в России введено практически 21 млн кв. м жилья. Это на уровне прошлого года – чуть ниже, но тем не менее в июне, Вы знаете, Владимир Владимирович, рост составил более 106%, то есть мы нагоняем то, что упустили в начале года. Из этого объёма больше половины – это малоэтажное жильё, то есть более 51% (51,9%), причём это более объективные цифры: раньше, по статистике, мы к малоэтажкам относили всё, что касалось индивидуального жилищного строительства. Мы сейчас подправили все эти показатели. В отдельных регионах у нас объём малоэтажного строительства доходит до 80%. Как Вы сказали, к 2015 году в целом по Российской Федерации наш усреднённый показатель может достичь уровня 60% по малоэтажному строительству.
Преимущества Вы все практически отметили: это короткий цикл возведения здания. Мы с Борисом Всеволодовичем (Б.В.Громов – губернатор Московской области) ровно год назад были на этой площадке. Здесь было чистое поле и стояло четыре экспериментальных домика, которые говорили о том, что будет развитие этого населённого пункта. Сегодня здесь возведено 10 тыс. кв. м жилья, до конца года будет сдано ещё 50 тыс. с применением современнейших технологий, которые позволяют, как Вы отмечали, в течение двух-трёх недель собирать дом – жилой дом.
На таких объектах, тоже Вы уже отмечали, проще обеспечить качество строительства, экономичность в эксплуатации. По поводу экономичности мы уже говорили, что при строительстве домов применяются современнейшие технологии. У нас с помощью Фонда РЖС и с помощью Фонда ЖКХ построены экспериментальные дома в ряде регионов, которые показывают возможность и эксплуатационные свойства таких домов, – когда затраты можно сокращать в разы по сравнению с многоквартирными жилыми домами.
И третье, Владимир Владимирович, Вы тоже это уже отмечали. Мы сейчас работаем в рамках экспертной группы по «Стратегии-2020», и посмотрели те предложения, которые там сформированы. Сегодня главное для жителей – это не просто квадратные метры. Главное сегодня – среда обитания, то есть там, где он живёт, качество этого жилья. А естественно, многоквартирные дома либо малоэтажное жильё – совершенно другие потребительские свойства. Это и земельный участок, с одной стороны, это и повышенное эксплуатационное качество этого дома. Это прежде всего транспортная инфраструктура, это социальная инфраструктура, то есть всё, что называется средой обитания. И в этом отношении я думаю, что в целом будут сдвиги и в психологии, и в развитии дальнейшего сегмента строительства.
Мы в Министерстве регионального развития стараемся поддерживать эти проекты. Скажу, что по Ступину через ФЦП «Жилище» была компенсация процентной ставки по кредиту на обеспечение земельного участка объектами инженерной инфраструктуры. Для примера скажу, что порядка 170 млн будет выделено, и это даст снижение стоимости квадратного метра жилья в новом Ступине порядка 3 тыс. на кв. м, то есть это достаточно серьёзная цифра. По линии Агентства ипотечного жилищного кредитования по программе «Стимул» было выделено 1,2 млрд рублей на строительство и 800 млн рублей на поддержку тех, кто приобретает здесь жильё (это программа «Стимул», это ставка – 7% – ниже, чем даёт сегодня Сбербанк, ну от 7% до 9%).
Через программы Фонда ЖКХ здесь получили жильё 494 семьи – по программе переселения из аварийного фонда. И вот опыт других регионов здесь прозвучал, мы тоже поддерживаем все эти проекты, в том числе дополнительно там и Тверская область, и Кемеровская область. Юрий Александрович (Ю.А.Берг – губернатор Оренбургской области) не сказал, что мы сегодня практикуем тот опыт, который есть уже в Оренбургской области, – это предоставление товарного кредита (здесь уже прозвучало «домокомплект»), то есть предоставляется товарный кредит и затем в течение нескольких лет застройщик, приобретатель погашает этот кредит, и ставка там буквально 3–4%, то есть минимальная.
Во всех этих проектах мы используем принцип так называемого конструктора, нанизывая деталь на деталь в этих проектах, то есть сначала работаем с поиском системного инвестора, как мы говорим, затем отрабатываем, в том числе по линии институтов развития, вопросы, связанные с выделением земли и с обеспечением этих земельных участков инженерной инфраструктурой. Скажу, что мы бы хотели, чтобы все планы с развитием комплексных, вот таких малоэтажных застроек были согласованы и увязаны с программами развития естественных монополий, таких как «Газпром», РЖД, наши федеральные сетевые энергокомпании. И в ряде регионов, скажу, удалось достичь договорённости с нашими естественными монополистами по созданию такой инфраструктуры бесплатно. Приведу пример «Федеральной сетевой компании»: мы с ними договорились, что по ряду объектов комплексной малоэтажной застройки они выделят несколько млрд рублей на то, чтобы самим создать объекты энергетической инфраструктуры. Есть примеры «Газпрома» по региональным программам, когда они ведут высокую сторону, а разводка уже проводится за счёт застройщиков. Я считаю, что эту практику надо продолжать, и, более того, все наши естественные монополии получают потребителя, конечно, расширяя сферу своих услуг.
По домокомплектам. Владимир Владимирович, Вы уже отметили, мы говорим, там конструктор, деталь за деталью… Мы сегодня говорим о том, что выделили многодетным семьям земельные участки. Мы сразу предлагаем, и сегодня технологии позволяют это делать: за земельным участком должен пойти домокомплект. То есть мы должны предложить семье не просто получить голый участок и не знать, с чего начать строительство, – мы должны предложить домокомплект, причём, может быть, в виде товарного кредита, может быть, обеспеченный как раз возможностью кредитных ресурсов ипотеки, чтобы можно было сразу в течение двух-трёх недель (может, подольше) собрать такой доступный для жилья дом.
Мы здесь посетили очень комфортабельное, очень хорошее жильё чуть более 100 кв. м как раз для наших многодетных молодых семей, и мы такую работу будем практиковать, причём стоимость 1 кв. м такого жилья без инфраструктуры составляет (я думаю, ассоциация будет об этом говорить) от 10 тыс. до 15 тыс. рублей.
По следующему шагу тоже было отмечено. Конечно, это – инфраструктура. Мы считаем, что всё это должно быть обеспечено рабочими местами. Мы считаем, что должна быть социальная инфраструктура, и в этом отношении с рядом региональных субъектов мы работаем.
Что необходимо сегодня, на наш взгляд, совершенствовать? На законодательном уровне нужно ускорить принятие проекта по вопросу развития малоэтажной жилищной застройки, предполагающей создание механизмов льготного приобретения земельного участка и форму управления территорией – то, что прозвучало сегодня по Орлу.
Вместе с Минфином во исполнение Вашего поручения, Владимир Владимирович, мы прорабатываем изменения в закон о федеральном бюджете, чтобы с точки зрения эффективных инструментов финансирования добавить в число целей предоставления бюджетных кредитов такую цель, как реализация проектов развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры при строительстве жилья экономического класса, в том числе малоэтажного.
Кроме того, предлагаю внести изменения в статью Бюджетного кодекса в части увеличения срока предоставления бюджетного кредита до 10 лет.
Также считаем, что необходимо более комплексно подключить сегодня в работу наши институты развития, в том числе с привлечением ресурсов и ВЭБа, и Агентства ипотечного жилищного кредитования. Скажу, что мы полностью поддерживаем вопросы строительства арендного жилья, и в данном случае хотелось бы, чтобы совместно с Минфином, Министерством экономического развития проработать вопрос развития рынка арендного жилья и дать предложения по разработке и внесению изменений в нормативные правовые акты, необходимые для его развития. Вы говорили по поводу Чебоксар. Я как раз был в Чебоксарах, вручал ключи многодетным семьям в арендном жилье, и, разговаривая с ними, понял, что они как раз купили земельный участок, реализуют проект по строительству малоэтажного дома, а в дальнейшем подразумевают, что переедут туда через два, через три года, а сейчас пользуются возможностями арендного жилья.
И в заключение, Владимир Владимирович, отмечу, что сегодня малоэтажное строительство и возведение жилья экономкласса начинает становиться привлекательным для вложений. Это показывают наши зарубежные партнёры, которые идут сюда и заключают соглашения: это и «Беринг Восток, и Европейский банк реконструкции и развития. На наш взгляд, растет сегодня интерес к этому направлению вложений и у российских финансовых институтов, но здесь есть сдерживающий фактор. Дополнительный приток российских инвестиций может прийти, если Центральный банк России сегодня снимет уровень риска кредитования строительства. Это даст возможность снизить резервирование фондов и тем самым увеличить приток инвестиций в строительную сферу. Прошу поддержать наше предложение. Спасибо за внимание.
В.В.Путин: Спасибо большое. Спасибо за идеи, за предложения. Я их потом ещё прокомментирую.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы обсудить различные аспекты, связанные с подготовкой государственной программы обеспечения граждан России качественным жильём и услугами ЖКХ. Такая программа, как вы знаете, разрабатывается, и в рамках подготовки этой программы мы проводим и нашу сегодняшнюю встречу.
Мы, безусловно, учтём вопросы, связанные с подключениями, налогообложением, оплатой и строительством инфраструктуры, и так далее. На что бы хотел ещё обратить внимание? Я сейчас хочу вернуться сначала в Оренбургскую область и задать вопрос нашим коллегам из Оренбургской области, Юрию Александровичу (Ю.А.Берг). Юрий Александрович, я вас правильно понял, что после подвода инженерной инфраструктуры вы застройщикам продаёте землю, не включая туда стоимость этой инфраструктуры? Или мы с вами друг друга неправильно поняли?
Ю.А.Берг: Мы уже подвели эти сети. Это раз. И второе. Так как Вы и говорите, у застройщиков в цене квадратного метра нет этой стоимости, нет этого.
В.В.Путин: То есть вы заплатили бюджетные деньги и в стоимость участка земли её не вкладываете?
Ю.А.Берг: Да.
В.В.Путин: Понятно. Спасибо. Я говорю, что это идеальный вариант развития событий, идеальный подход. Спасибо.
В некоторых регионах тем не менее (и понять руководителей регионов тоже можно) – в большинстве, я думаю, регионов после вложения региональных денег в развитие инженерной инфраструктуры эти средства учитываются при продаже участков так же, как мы поняли здесь, в Ступине, в Московской области, так же, как это делается и в Орловской области, и во многих других регионах.
Здесь сегодня мы говорили о многодетных семьях (я вот к чему подвожу): у нас работает ведь программа по материнскому капиталу, и мы постоянно эту сумму денежных выплат семьям, у которых есть двое и больше детей, индексируем. В 2011 году это 365 тыс. рублей, а в 2012-м – это будет уже почти 400 тыс. (397 тыс.) рублей. Программа, напоминаю, действует до 2016 года, то есть эти права будут приобретаться гражданами по материнскому капиталу до 2016 года. Во всяком случае пока она у нас расписана до этого, 2016 года. Мне недавно задавали вопрос (я был на Магнитке, там девушка спрашивала), будет ли она продлена за рубеж 2016 года. Пока таких решений не принято, но сегодня эта программа действует до 2016 года. Значит, в следующем году это уже будет почти 400 тыс. рублей (397), а в следующих годах ещё больше, там уже будет 400 и выше, 405 и так далее. К чему я это говорю? Вот здесь в Ступине, если я вас правильно понял, у вас даже со стоимостью инженерной инфраструктуры рентабельность – 30 тыс. получается.
Реплика: 30 тыс. себестоимость.
В.В.Путин: 30 тыс. себестоимость получается. Это даже со стоимостью…
Реплика: Это без субсидий.
В.В.Путин: Да. 30 тыс. получается квадратный метр. Что я сейчас хочу сказать? Просил бы руководителей регионов рассмотреть следующую возможность: там, где вы включаете в продажную стоимость участка инженерную инфраструктуру, разработайте, пожалуйста, положение, при котором для многодетных семей будет сделано исключение, с тем чтобы они не платили в конечном итоге за эту инфраструктуру. Расходы для регионов будут незначительными. А для многодетных семей это будет дополнительная существенная поддержка, потому что стоимость инфраструктуры – это примерно, как вы знаете, 15% и более. Если исходим из того, что в регионах (здесь, в Подмосковье, чуть подороже) средняя стоимость одного квадратного метра – 25 тыс. рублей, значит, дом в 100 кв. м будет стоить 2,5 млн, стоимость инфраструктуры – 15%, это примерно 375 тыс. рублей. Это уже приличная скидка для семьи. Имею в виду, что стоимость самого материнского капитала будет около 400 тыс. рублей, а первый взнос (вот я здесь посмотрел) как раз составляет чуть больше 400 тыс. рублей.
И если мы ещё в рамках АИЖК посмотрим на возможность каких-то программ поддержки многодетных семей, то в целом может получиться хороший, достаточно эффективный пакет решения жилищных проблем для семей с двумя и более детьми. Вот давайте все вместе над этим подумаем. Это вполне реализуемые вещи, вполне реализуемые!
Я хочу сказать, что очень признателен вам за сегодняшнюю встречу и сегодняшнюю беседу. Уверен – и вы это тоже видите, она прошла небесполезно: скорректируем те вопросы, на которые вы обратили особое внимание, и будем их решать. Спасибо.