Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Сначала оперативная информация. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), как у нас идёт исполнение бюджета? Важнейший вопрос: сколько денег вы заработали, сколько истратили?
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, я тогда очень коротко: сколько заработали, сколько истратили.
В.В.Путин: И сколько в кубышку положили? У нас профицит ведь, правильно?
А.Л.Кудрин: По доходам бюджет за полугодие составил 5 трлн 304 млрд рублей, что составляет 51,5% от уточнённого плана доходов. Напомню, что мы его уточняли в июне, когда уточняли макроэкономические показатели на год, наш прогноз.
В.В.Путин: Сколько? 5 трлн?
А.Л.Кудрин: 5 трлн 304 млрд рублей. По расходам 4 трлн 664 млрд – это 42,3% от годового плана, тоже уточнённого. Профицит составил 640,2 млрд рублей (2,7% к ВВП). Также скажу, что в прошлом году у нас был дефицитный бюджет в это время. Но у нас, как всегда, часть расходов придётся на конец года, поэтому пока мы сохраняем наш прогноз по дефициту до конца года около 1% – чуть больше 1%. Это также связано и с тем, насколько полно выполнят все обязательства министерства и ведомства по расходам.
Из таких самых больших дополнительных доходов, которые не были запланированы, – на 93 млрд рублей дополнительно перечислил Центральный банк по прибыли: у нас запланировано было 60 млрд рублей, а фактическое перечисление прибыли по итогам работы Центрального банка за прошлый год составило 153 млрд рублей. Это 75% в соответствии с законом от полученной Центральным банком прибыли за прошлый год.
Соответственно, мы сейчас работаем по плану. Министерства и ведомства за полугодие оплатили контрактов примерно на 18% больше, чем в прошлом году на эту же дату.
Вместе с тем с учётом изменения бюджета в июне сейчас вносятся уточнения в лимиты бюджетных обязательств и в роспись министерств и ведомств. Просьба к министерствам и ведомствам быстрее провести эти изменения, довести уточнённые, дополнительные лимиты, которые в июне были внесены в бюджет в виде изменений, до своих подведомственных учреждений.
В.В.Путин: Спасибо. Присоединяюсь к тому, что было сказано Алексеем Леонидовичем. У нас доходы бюджета растут не только из-за высоких цен на энергоносители, но и из-за роста объёма экономики. Положительные тенденции сохраняются и по росту экономики в целом, и по отдельным отраслям, по промышленности. Каковы сейчас результаты после первого полугодия?
Э.С.Набиуллина: Я готова охарактеризовать основные показатели развития экономики в первом полугодии. Продолжаетcя восстановительный рост. В целом за первое полугодие валовой внутренний продукт вырос на 3,9%. В июне с очищенной сезонностью (июнь к маю) – плюс 0,3% роста. Напомню, в мае это было 0,4. В целом достаточно устойчивые положительные тенденции, что касается роста валового внутреннего продукта. Во II квартале у нас было небольшое замедление темпов роста: в I квартале – это 4,1%, во втором – 3,7%, но за полугодие получилось 3,9%. Мы ожидаем во втором полугодии увеличение темпов роста валового внутреннего продукта где-то на уровне 4,5%, и эти ожидания связаны с несколькими тенденциями, которые уже складываются в экономике. Первая – это инвестиции. У нас за последние месяцы…
В.В.Путин: Около 3%?
Э.С.Набиуллина: Около 4,5% во втором полугодии. Первый фактор – это рост инвестиций. У нас последние месяцы темп роста инвестиций стал выше. И если в I квартале инвестиции выросли на 0,8%, то во II квартале – 4,9%, поэтому мы такое повышение темпов роста инвестиций ожидаем. Это связано с тем, что государственные инвестиции, которые занимают значимую долю – федеральные и региональные, – у нас обычно происходят со сдвижкой во второе полугодие. И одним из признаков такого ускорения роста инвестиций является ускорение в строительстве – это неплохая тенденция.
В.В.Путин: Сколько в строительной отрасли рост?
Э.С.Набиуллина: Строительство у нас в целом вошло в положительную зону. За июнь с очищенной сезонностью к маю – 0,8%, январь–июнь – 0,9%. Просто у нас был не очень устойчивый рост в…
В.В.Путин: А в целом где-то стройка на 0,9% подросла, по-моему, да?
Э.С.Набиуллина: Если говорить в целом о строительстве, то за первое полугодие – 0,9%. И по жилищному (по вводу жилья) мы уже перешли в положительную зону и в июне по сравнению с июнем прошлого года жилья сдано на 6,4% больше.
В.В.Путин: А промышленное производство в целом сколько?
Э.С.Набиуллина: Промышленное производство в целом выросло за январь–июнь на 5,3%. Опережающими темпами растёт обработка: за январь–июнь – 8%. Июньские тенденции за последний месяц также подтверждают эту динамику: с очищенной сезонностью в июне промышленность выросла на 0,7%, а обрабатывающие отрасли – на 1,1%. И в основном это вклад производства машин, оборудования, транспортного машиностроения, металлургии, то есть промышленное производство в целом неплохо растёт.
И сельское хозяйство… У нас ожидания, конечно, связаны с темпами роста с сельским хозяйством. Доля сельского хозяйства в экономику – около 5%, это значимая доля этой отрасли, и мы ожидаем, что во втором полугодии будет больший рост. Конечно, это связано и с тем, что в прошлом году у нас была низкая база. В связи с аномальными явлениями у нас резко сократились объёмы производства, но вот в этом году в принципе неплохие виды и на урожай, и в целом на развитие сельского хозяйства. И это, на наш взгляд, даст толчок и пищевой промышленности.
В.В.Путин: Для нас этот год в сельском хозяйстве очень важен. Два года подряд засуха, нам нужно восстановить наши запасы, ресурсы, нужно обеспечить экспорт и внутреннее потребление. Задачи перед селянами стоят очень непростые, масштабные. Я знаю, что в этот период времени очень активно люди работают на Севере, недоедают, недосыпают. В прежние времена выявляли лучших по профессии. Давайте в этом году сделаем, давайте проведите вместе с регионами определение лучших по профессии среди хлеборобов, имея в виду важность этого года для страны, для всей экономики, для всего сельского хозяйства. Представьте предложения по их поощрению в конце сезона по уборке урожая.
Эльвира Сахипзадовна, как с малым бизнесом у нас дела? У нас целая программа поддержки его. Во-первых, можете ли вы оценить вклад малого и среднего бизнеса в развитие роста ВВП, допустим промышленного производства? И как осуществляются меры по поддержке?
Э.С.Набиуллина: Доля малого бизнеса, по разным показателям, в занятости, в валовом внутреннем продукте, – около 20–25%, то есть это значимая часть нашей экономики.
В.В.Путин: А какой-то рост мы можем зафиксировать?
Э.С.Набиуллина: Вклад в рост ВВП, я думаю, на таком же уровне, если мерить от доли. Хотя у нас такая статистика специально не ведётся – о вкладе в ВВП, но мы тогда попробуем её сделать.
В.В.Путин: И посмотреть рост самого объёма производств, который демонстрирует, даёт малый и средний бизнес.
Э.С.Набиуллина: Будем смотреть. Конечно, здесь важны (мы с Вами обсуждали) не только количественный показатель, но и качественный. У нас сейчас большая доля в структуре малого бизнеса – торгового бизнеса. Это не значит, что его должно становиться меньше, он тоже должен расти, но мы рассчитываем, что опережающими темпами будет расти малый бизнес в производственной сфере и инновационных секторах. И как раз программа поддержки малого бизнеса ориентирована прежде всего на эти категории предприятий, которые работают в секторах промышленности и в инновационных секторах.
В целом в 2011 году на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета выделено 20,8 млрд рублей, и мы закончили на прошлой неделе распределение этих средств по регионам. Они распределяются на конкурсной основе: регионы представляют свои программы по разным направлениям и комиссия с участием представителей Ассоциации малого бизнеса рассматривает эти программы. Я бы хотела назвать основные направления. Первое направление – это поддержка инновационного предпринимательства. 59 регионов получат средства по этому направлению, общая сумма – 2,4 млрд рублей. По нашим оценкам, ей смогут воспользоваться около 1,5 тыс. малых инновационных компаний. Второе направление, которое мы активно развиваем в последние годы и на которое есть спрос в регионах, – это поддержка лизинга оборудования малых компаний. Также 57 регионов представили заявки и выиграли определённые суммы, и, по оценкам, около 2 тыс. малых компаний смогут воспользоваться поддержкой по лизингу. Третье традиционное направление связано с грантами начинающим. В этом году мы выделяем на эти средства 2 млрд рублей, общая сумма грантов – до 300 тыс. рублей: за этой суммой могут обратиться малые компании или стартующие предприниматели.
Конечно, ключевое направление – доступ к финансированию и развитие микрофинансовых организаций. У нас осуществляется программа поддержки микрофинансовых организаций, мы оказываем поддержку 64 таким организациям. И это означает, что малый бизнес, который часто не может получить доступ к обычным банковским продуктам, может получить через эти организации определённые средства – до 1 млн рублей составляет такой заём и даётся сроком до одного года. Вот за то время, пока действуют микрофинансовые организации, пока срок действия их не такой большой, выдано около 5 млрд рублей займа. В этом году мы поддержку оказываем 1,6 млрд. Это достаточно большие средства для этих микрофинансовых организаций. Хотела сказать, что условием мы ставим для малого бизнеса конечную процентную ставку. По нашим программам это не больше 10%. То есть из средств, которые предоставляются, займ должен выдаваться по ставке не более 10%.
Также для тех предпринимателей, которые не имеют залогового обеспечения, у нас были созданы гарантийные фонды, и регионы в последнее время их очень активно развивали. И сейчас эти гарантийные фонды капитализированы на сумму 26 млрд рублей. Это позволило дать кредиты малому бизнесу с учётом гарантий на сумму 85 млрд рублей. Это такой востребованный и активно работающий инструмент.
В.В.Путин: Через регионы, да?
Э.С.Набиуллина: Через регионы. У нас все программы осуществляются через регионы на условиях софинансирования – это принцип. Регионы в зависимости от бюджетной обеспеченности тратят на эти программы вместе с федеральным бюджетом также определённую сумму средств.
И ещё одно последнее направление я хотела бы отметить. Это поддержка малых компаний в Северо-Кавказском федеральном округе. Это новое направление, которое мы стали развивать, и здесь востребованы все меры поддержки – и гранты, и микрозаймы, и строительство бизнес-инкубаторов. В этом году на Северо-Кавказский федеральный округ выделяется 1 млрд 700 млн рублей. Поэтому надеемся, что эта поддержка (пусть она не дойдёт, к сожалению, до каждой малой компании, потому что средства не очень большие) позволит многим компаниям, особенно в новых секторах промышленности, начать свою деятельность и создавать новые рабочие места.
В.В.Путин: Хорошо, ладно. Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), мы договаривались, что примерно к сегодняшнему дню вы закончите работу с регионами по подписанию соглашений, связанных с модернизацией системы общего образования. Как это работа идёт у вас?
А.А.Фурсенко: Мы договаривались, что к 1 августа, но действительно к сегодняшнему дню подписано…
В.В.Путин: Ну, подходит уже.
А.А.Фурсенко: Да, срок подошёл. Я хочу сказать, что вчера подписано последнее соглашение. Те 20 млрд, которые были выделены на эти цели, перечислены в регионы.
В.В.Путин: На этот год?
А.А.Фурсенко: На этот год. Соглашения были подписаны после того, как министерство согласовало комплекс выбора мер по модернизации системы общего образования на 2011 год со всеми регионами, то есть это согласовано. И согласованы графики повышения зарплат учителям на весь период проекта. По этим графикам уже в сентябре этого года в четырёх регионах средний уровень заработной платы учителей должен превысить средний уровень заработной платы по экономике по I кварталу этих регионов. Ещё 41 регион дойдёт до этого среднего уровня, и те 37 регионов, которые не смогли это сделать, повысят среднюю зарплату преподавателям как минимум на 30%.
Одновременно ведётся работа по разъяснению того, как это будет происходить. Потому что очень важно, чтобы не только происходило повышение зарплаты, но вслед за этим шло повышение качества образования, улучшение системы модернизации, улучшение системы образования в регионах. Мы из-за этого провели уже пять всероссийских совещаний, и в каждом регионе тоже было проведено совещание по этому проекту. Мы рассчитываем продолжить обсуждение во время августовских педсоветов. Сейчас начинаются в августе педсоветы во всех регионах, в большей части примут участие сотрудники нашего министерства. Но кроме этого, мы передали соглашение представителям «Народного фронта» с просьбой, чтобы они взяли на себя контроль за тем, как будут выполняться эти соглашения, потому что мы понимаем, что из министерства проконтролировать каждый шаг, а там расписано всё, вплоть до того, сколько…
В.В.Путин: Сколько всего у нас школ по стране?
А.А.Фурсенко: У нас около 50 тыс. школ. «Около» – потому что там есть школы, которые являются базовыми, и филиалы.
В.В.Путин: Я не случайно спросил, потому что их там десятки тысяч, и действительно силами министерства проконтролировать то, что будет происходить в регионах, достаточно сложно. Конечно, мы надеемся и рассчитываем на профессионализм наших коллег в регионах Российской Федерации, но контроль лишним не будет, и в данном случае лучше всего опираться на общественный контроль. Поэтому то, что вы предложили, – это правильно.
А.А.Фурсенко: Во всяком случае, мы передали, и мы хотим, чтобы эти соглашения, комплексы мер были публичными, чтобы было известно, потому что это, должно быть, самый лучший способ контроля, когда каждый может сказать: нашей школе обещано вот это, а не произошло и, наоборот, что обещали, то сделали.
В.В.Путин: Хорошо.
Другая сфера – это сфера научной деятельности. Как продвигаются вопросы по грантам учёным?
А.А.Фурсенко: У нас сейчас идёт второй этап грантов в рамках 220-го постановления. Мы вскрыли в конце июня все заявки. Интерес к этому конкурсу вырос: 527 заявок от учёных – как российских, так и иностранных. Я напоминаю, что это грант до 150 млн рублей на три года с возможным продолжением. Первые 40 победителей были определены год назад. Могу сказать, что за это время в наших университетах создано 13 лабораторий, в каждой из которых работает 30–35 молодых специалистов, российских сотрудников. Возглавляют лаборатории действительно ведущие в мире учёные. Я могу сказать, что на втором этапе мы посмотрели…
В.В.Путин: Извините, мы договаривались о том, что деньги будут предоставляться именно учёным, предложившим наиболее интересные проекты для их реализации в России.
А.А.Фурсенко: Так и есть. На первом этапе были даже проблемы, потому что, хотя деньги идут через университет, управляет ими именно этот учёный. Я могу сказать, что мы тоже достаточно активно мониторим эту ситуацию: реально, существенно возрос интерес молодых специалистов – наших, российских – к работе в приоритетном направлении именно в этих лабораториях. Мы рассчитываем, что второй этап, а итоги будут подведены в сентябре, даст нам ещё по крайней мере столько же лабораторий по приоритетным направлениям.
В.В.Путин: Хорошо. Значит, второй этап у вас будет в октябре, да?
А.А.Фурсенко: В конце сентября мы подведём итоги.
В.В.Путин: Хорошо. Давайте мы теперь несколько слов скажем по повестке заседания Президиума Правительства. У нас первый вопрос – о ходе разработки проектов государственных программ Российской Федерации.
За последние годы мы существенно нарастили объёмы финансирования по всем статьям расходов федерального бюджета. Эта мера была необходима как для решения масштабных задач развития, так и для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса. Сейчас, в условиях перехода к посткризисной модели роста, нам нужно провести модернизацию государственных финансов. Мы об этом говорили давно и обсуждаем этот вопрос давно. Сегодня необходимо усилить акценты на повышение эффективности использования бюджетных средств.
Начиная с 2013 года бо́льшая часть расходов федерального бюджета должна верстаться на программно-целевой основе. Бюджетные средства будут направляться на государственные программы, охватывающие ключевые направления развития страны. Хочу подчеркнуть: речь идёт не о формальном перераспределении средств или смене названий – нет, во главу угла должны быть поставлены: изменение принципов работы министерств и ведомств, повышение их ответственности на всех уровнях, а также ориентация на достижение результата не только бюджетными средствами, но, разумеется, и всеми инструментами, которые находятся в распоряжении государства, включая налоговые, таможенные, законодательные меры.
Сегодня мы обсудим, как продвигается работа по формированию проектов этих программ. Мы возвращаемся к этому не первый раз, но прежде остановлюсь на важнейших принципах, которые положены в основу программно-целевого подхода.
Первое. Цели госпрограмм должны соответствовать приоритетам государственной политики. Сами программы, методы их реализации и планируемые итоги должны быть тесно увязаны с прогнозом социально-экономического развития России, особенно с планами модернизации тех сфер и отраслей, в которых они будут осуществляться. Принципиально важно, чтобы госпрограммы не только учитывали текущее положение дел в экономике и социальной сфере, но и работали на перспективу, отражая наши долгосрочные прогнозы и тенденции. При этом необходимо обеспечить понимание обществом стратегических направлений развития нашей страны. Это важная составляющая, и я прошу вас, уважаемые коллеги, тоже на это обратить внимание. Общество должно быть информировано, должно знать о том, что делается в этих сферах – важнейших сферах, – которые определяют жизнь государства на перспективу. Должно быть информировано и должно вообще принимать участие в этой работе! Поэтому мы на разных площадках сегодня обсуждаем и ход подготовки бюджета, и программу развития социальных отраслей, образования и здравоохранения. Считаю, что это очень правильно, и эту практику нужно дальше расширять.
Кроме того, государственные программы не должны выступать как исключительно федеральный инструмент. В работу над проектами нужно активно вовлекать и региональные органы власти, бизнес и, как я уже говорил, общественные институты. Убеждён, эффективность выполнения программ во многом – если не главным образом – зависит от грамотной, спланированной работы всех участников этого процесса на каждом этапе.
Далее. Мероприятия государственных программ должны иметь конкретные цели, разумеется, и реалистичные сроки их исполнения. В результате реализации программ граждане страны должны на деле ощущать улучшение жизни. Обращаю ваше внимание: необходимо обеспечить безусловное выполнение и действующих федеральных целевых программ. Будем продолжать использовать этот инструмент развития и дальше. Финансировать ФЦП в запланированном объёме нужно будет обязательно, а механизмы, наработанные в их рамках (имею в виду прежде всего партнёрство государства, допустим, и бизнеса), должны быть гармонично включены в проекты госпрограмм. И хочу в этой связи особо подчеркнуть: нельзя допустить распыления средств, ненужного дублирования функций и отнесения конкретных задач к непрофильным ведомствам. По каждому направлению должна быть установлена персональная ответственность за достижение чётко сформулированных показателей. Вот ФЦП будем продолжать, но эта работа не должна быть параллельной. Это всё должно быть увязано в схему единой работы. Мы не можем на одни и те же цели, для достижения одних и тех же целей выделять дважды деньги по разным каналам – это просто нелепо. Поэтому я прошу вас внимательно эти вопросы рассмотреть и всё это вместе объединить.
Третье. Как вы знаете, важнейший ориентир бюджетной политики Правительства на ближайшие годы – это сокращение бюджетного дефицита. Мы сегодня уже об этом говорили. Будем надеяться, что в этом году он будет минимальным, а может быть, и вообще нам удастся пройти этот год без дефицита. Но мы знаем с вами прогнозы на следующие 2012–2014 годы, и мы не случайно с вами планируем даже небольшой дефицит, потому что объективные показатели и нашей экономики, и мировой экономики показывают, что нам вот так просто от этого дефицита не избавиться. Это потребует напряжённой работы. Умеренность в тратах, аккуратный подход к расходованию средств необходимы. Нацеленность на максимальную отдачу от каждого вложенного государственного рубля необходима. Поэтому ещё раз прошу минимизировать все расходы, которые не являются первостепенными, а ведомствам необходимо взвешенно подойти к планированию затрат на государственные программы, исходить из реальных возможностей бюджета. Важно, чтобы бюджетные расходы осуществлялись равномерно, без сбоев. Для этого необходимо составить обоснованные графики реализации программных мероприятий, увязывать с ними объём закладываемых ресурсов. Кроме того, прошу предусмотреть в рамках программ все необходимые меры мониторинга и контроля за использованием бюджетных денег.
И в заключение по данному вопросу хочу сказать следующее. Работая над повышением эффективности бюджетных расходов, нельзя забывать о текущих обязательствах государства. Любые нарушения, проволочки, задержки в распределении бюджетных средств и доведении их до конечных получателей недопустимы – это ведёт к системным сбоям в нашей работе по целым отраслям производства.
Ещё один вопрос повестки, на котором я хотел бы остановиться особо, касается очень важной социальной проблемы, а именно заботы о сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Очевидно, что ни один детский дом или интернат не способен заменить полноценную семью, поэтому мы должны совершенствовать методы, способы поддержки тех людей, кто решил принять на воспитание детей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации. У нас уже сегодня регулярно повышаются пособия, устанавливаются налоговые и иные льготы для приёмных родителей, для приёмных семей, в сотрудничестве с общественными организациями работаем над дополнительными инструментами поддержки. В результате если в 2005 году в семьи было устроено примерно 59% детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2008 году – уже 65%. Сегодня этот показатель – на уровне 60%. При такой динамике, а она в целом неплохая, всё-таки ещё очень много проблем.
Сегодня у нас действуют достаточно жёсткие требования к усыновителям и опекунам. Но, как показывает практика, этого оказывается недостаточно. Воспитание приёмных детей – это большая ответственность, непростая нагрузка – и психологическая, и профессиональная, и, к сожалению, не все оказываются к ней готовы. Поэтому считаю, что качественная образовательная подготовка людей, желающих принять детей в свою семью, должна стать обязательной. Сегодня эта подготовка проводится по желанию тех, кто детей берёт в свои семьи. Такое обучение должно включать в себя и семинары, и тренинги по педагогике и психологии, по основам медицинских знаний. Это требование необходимо распространить как на россиян, так и на иностранных граждан, которые хотят усыновить ребёнка из России. Принятие таких мер должно сократить риски проблем, с которыми сталкиваются дети в новых семьях, обеспечить их права и законные интересы. В то же время нововведения не должны становиться препятствием для приёмных семей, приёмных родителей, не нужно создавать для них дополнительные материальные проблемы. Полагаю, что государство в лице региональных органов власти должно взять на себя соответствующие расходы в отношении граждан Российской Федерации, которые хотят взять в свои семьи детей.
Давайте приступим к обсуждению повестки дня.
Дополнительные материалы по теме