Cтенограмма начала бседы В.В. Путина с В.Ю. Алекперовым:
В.В. Путин: Добрый вечер, Вагит Юсуфович.
В.Ю. Алекперов: Добрый вечер, Владимир Владимирович. Помните, мы проводили совещание в Северодвинске. Наша компания взяла уникальные новые месторождения. Мы увеличили добычу нефти, вышли на семь тысяч тонн в сутки. Наверное, это залог того, что нефтяная промышленность в России начинает динамично развиваться.
Построены уникальные объекты, уникальные терминалы. Все это сделано в Калининграде, а проектировал их институт Крылова в Санкт-Петербурге. Вся технология полностью реализована на заводе в Калининграде.
В.В. Путин: А что за технологии?
В.Ю. Алекперов: Технологии всякие. Ледостойкое основание, которое позволяет нагружать танкеры в любую погоду. Построены три специальных семитысячных танкера. Танкеров такого объема в мире не существует. Это самая северная широта, здесь испробованы российские технологии, уже запущен в эксплуатацию терминал. Уже десять танкеров отгружено, все работает.
В.В. Путин: Это в каком месте?
В.Ю. Алекперов: Это в Варандее. Самое главное, что там вся нефть застывает при температуре минус 22 градуса, а погода доходит до минус 60 градусов, то есть вся труба греется, вся цепочка работает до танкера. Такого аналога в мире не существует. Все это сделано. Построена вся инфрастуктура, жилье, социальные объекты для строителей. Нарьян-Мар тоже строится.
В.В. Путин: Сколько стоил проект?
В.Ю. Алекперов: Проект стоил 130 млрд рублей, а его рентабельность с учетом всех льгот составляет 13%.
В.В. Путин: Сколько сейчас добыча?
В.Ю. Алекперов: В этом году - 94 млн тонн нефти и 16 млрд куб. м попутного газа.
В.В. Путин: Неплохо.
В.Ю. Алекперов: У нас хороший контракт с «Газпромом». Я считаю, у нас есть разные варианты для работы. Если помните, мы заключили договор на пять лет. Мы продаем на устье скважины.
В.В. Путин: А они уже забирают?
В.Ю. Алекперов: Да, они забирают. Есть вопрос о справедливости цены, но это переговорный процесс, который мы каждый год согласовываем. Я считаю, что все возможности имеют право на жизнь. И сегодня квоты, которые мы получили от «Газпрома», позволяют нам видеть перспективы работы по обустройству месторождений.
В.В. Путин: Насколько я представляю себе, за границей у Вас тоже идет достаточно активная работа.
В.Ю. Алекперов: Да, я хочу сказать, что мы в Италии приобрели завод.
В.В. Путин: На Сицилии?
В.Ю. Алекперов: На Сицилии. Я считаю, что приобретение достаточно хорошее. Почему? Потому что завод полностью ориентируется на российскую нефть.
В.В. Путин: То есть Вы будете его загружать?
В.Ю. Алекперов: Да. Самое главное - мы собрали всю цепочку, которая позволяет российской нефти поступать на российский завод. Наша розничная сеть, особенно на Балканах, по логистике очень хорошо интегрируется в эту систему. То есть сегодня мы можем гарантировать бесперебойные поставки наших нефтепродуктов и с территории Российской Федерации, и с территории нашего нового завода, который расположен на Сицилии.
В.В. Путин: И сколько там инвестиций?
В.Ю. Алекперов: Мы купили 50%, точнее 49,9%. Управление 50 на 50; 1,3 млрд евро плюс 8 млн тонн переработки.
В.В. Путин: Ну и все-таки это дает Вам возможность осваивать европейский рынок, будучи там, внутри.
В.Ю. Алекперов: Да. И я хотел бы попросить Вас. В октябре мы, наверное, пройдем все процедуры согласования в антимонопольных комитетах Италии и Евросоюза. Если будет какая-то повестка, поднять этот вопрос.
В.В. Путин: Хорошо.