Стенограмма:
В.В.Путин: Добрый день, дорогие друзья! Я рад вас приветствовать! Здравствуйте!
Мне очень приятно, что наш с вами – я позволю себе именно так сказать: наш с вами – проект по созданию Агентства стратегических инициатив так бурно стартовал. Мы получили около 1 тыс. заявок, предложений по основным трём направлениям, предлагаемым для работы в рамках агентства. Это, напомню, поддержка среднего бизнеса, это профессиональная квалификация и поддержка социальных инициатив. Повторяю, более 1 тыс. заявок было подано.
Вы прошли первый тур отбора. Я хотел бы вас, во-первых, поблагодарить за ваше самое активное участие в начале работы агентства. Мне бы очень хотелось, чтобы агентство стало не сиюминутной структурой, не конъюнктурной, а стало бы дополнительным, действенным инструментом, для того чтобы расширить дорогу для вас – для тех, кто хочет продвигать свои идеи, для людей, которые полны сил, полны желания реализовать то, что они считают важным и для себя, и для своего бизнеса, и для страны. Мне бы очень хотелось, чтобы у нас с вами этот проект получился. Всё будем делать для того, чтобы так оно и было.
Мы договорились с вами о том, что мы проведём первый тур. Вот он закончился, из тысячи заявок выбрано 200. И две недели назад мы договаривались о том, что в рамках «Иннопрома» в Екатеринбурге мы всех вас соберём для того, чтобы вы смогли и друг с другом познакомиться, и ещё раз заявить о своих предложениях. Через пару недель в Москве, 27-го числа, из 200 оставшихся мы соберём уже небольшую группу из 25 человек, и 27-го будут названы и генеральный директор агентства, три директора по направлениям, и члены экспертного совета. Но самое важное – это то, что все вы (я хочу это подчеркнуть) будете, так или иначе, задействованы в работе Агентства стратегических инициатив – или здесь, в Москве, или в регионах Российской Федерации.
Мы сейчас, как мне известно, выстроим работу по круглым столам. Давайте не будем откладывать. Я хочу сразу предоставить слово губернатору Свердловской области Мишарину Александру Сергеевичу, тоже для нескольких вступительных слов. А затем предложим выступить руководителям соответствующих круглых столов. Александр Сергеевич, прошу вас.
А.С.Мишарин: Добрый день, Владимир Владимирович. Мы сегодня по Вашему поручению в рамках выставки и форума «Иннопром» организовали большую стратегическую сессию по проектированию деятельности Агентства стратегических инициатив. Около 200 участников, подавших заявки, собрались сегодня здесь, на этой площадке. 1,5 часа назад состоялось пленарное заседание, посвящённое формированию рейтинга проблем среднего бизнеса. Мы сформировали шесть основных проблем, и сейчас в группах идёт проектирование модели деятельности агентства, которое как раз и будет содействовать адекватному решению этих проблем и функционирования.
Хочу сказать, что в Екатеринбурге сегодня стартовал уже первый крупный инфраструктурный проект по развитию огромного кластера среднего предпринимательства. Как мы и говорили, сама выставка «Иннопром» и выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» являются сегодня площадкой как раз для обсуждения развития и формирования новых инициатив. Сегодня у нас первый день – день АСИ. На трёх сессиях мы в рабочем порядке как раз и должны сформировать структуру, основные направления, функционал, модель агентства. Мы работаем, и я хотел бы сейчас передать слово модераторам круглых столов.
В.В.Путин: Спасибо большое, Александр Сергеевич. Я, кстати, хотел сделать комплимент вашему городскому начальству. Наверное, проблем там очень много, как в любом крупном городе, но последняя поездка в Екатеринбург показала, что за городом всё-таки следят. Мне бы очень хотелось, чтобы так и было дальше.
Я вчера поздно вечером встречался с уже бывшим губернатором Свердловской области Росселем Эдуардом Эргартовичем. Мы говорили и про область, и про город. Он пришёл со своими проектами, уже совершенно новыми, тоже высокотехнологичными – он человек активный. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшнее руководство области, города, крупнейших предприятий вот такой темп, набранный за последние годы, сохранило. Предлагаемые проекты, я надеюсь на это, как раз и будут способствовать сохранению этого темпа. Пожалуйста, давайте послушаем Белову Анну Григорьевну, она как раз модератор проектного направления агентства по среднему бизнесу. Анна Григорьевна, прошу вас.
А.Г.Белова (генеральный директор Центра новых и инновационных технологий): Владимир Владимирович, добрый день.
В.В.Путин: Здравствуйте.
А.Г.Белова: Вообще, у нас здесь идёт очень оживлённая дискуссия, и на самом деле уже сам факт формирования инфраструктуры коллектива, который высказал свою заинтересованность со всех регионов страны, создаёт уникальный прецедент. Перед Вами реальный ресурс модернизации, потому что это люди, которые уже состоялись в своей части, прошли определённую школу, умеют держать удар, достаточно активно участвуют в сегодняшней дискуссии, борются за микрофон. Потому что желающих сказать – гораздо больше, чем сегодняшних возможностей. И тем не менее самое главное – что это аудитория, которая готова взять на себя ответственность (или подставить плечо) за реальные изменения, участвовать в реальных изменениях: это тот самый ресурс модернизации.
О чём мы жарко спорим? Во-первых, какой тип проектов и инициатив может быть использован в рамках функционирования агентства, какими ресурсами, инструментами должно быть наделено агентство, какая ниша. Чтобы, с одной стороны, не подменять федеральные исполнительные органы власти, региональную власть, с другой стороны – не вступать на площадку, на которой уже достаточно активно действуют бизнес-ассоциации.
Где тот реальный потенциал реализации поставленных задач через Агентство стратегических инноваций? Нам кажется, что он может быть разделён на две части. И мы сегодня сказали, что первая часть проектов носит сетевой, инфраструктурный характер, которая отвечает на проблемы, связанные, вообще, с отношением к предпринимателю. Очень многие не хотят идти в предпринимательство, потому что предпринимательских рисков гораздо больше. Гораздо проще встать в иерархию компаний государственного участия и быть ответственным за какую-то часть бюджета. Надо изменить эту картинку. Нужно заставить предпринимателя поверить, что процесс созидания, а не распределения – самый главный в стране. Иначе у нас не будет шансов для реального рычага для изменений.
Инфраструктурные проекты, это какие? Во-первых, предпринимательский климат. Все говорят о том, что много на уровне руководства страны говорится об изменениях. Давайте попробуем не только измерять через бизнес-ассоциации предпринимательский климат и конкурентоспособность регионов, давайте сделаем это измерение инструментом и КПЭ для губернаторов и для региональной власти. Тогда можно будет отслеживать процессы реальных изменений.
Другой инфраструктурный проект. Государство создало много институтов развития – и финансовых, и инновационных, но реципиентами институтов развития являются крупный бизнес и государственный бизнес. Средний бизнес как рычаг модернизации, потому что это наиболее широкий слой, который у нас сегодня не включён, он не имеет доступа к этим институтам. Давайте не создавать искусственного канала для этого бизнеса, но давайте создадим инструменты доступа в рамках федеральной целевой программы исследования, разработки, в рамках финансирования НИОКР, через российский фонд технологического развития. Есть целый ряд работающих инструментов, о которых средний бизнес не знает, в которые не верит, и он не подходит по критериям своего масштаба под финансирование этих институтов. Давайте сделаем квоту.
Какой ещё инфраструктурный проект? Информационно-коммуникационный. Очень важно создать профессиональную среду, сообщество, которые, один раз проходя через какой-то инструмент барьеров, могут поделиться с коллегами. И сегодня информационные технологии это позволяют делать. Давайте сделаем портал и давайте решим целый ряд вопросов с точки зрения информации, коммуникации, отслеживания процесса получения обратной связи на базе инструментов Агентства стратегических инициатив.
Ещё один интересный проект и предложение, которое сделали сегодня наши участники, – это попытаться структурировать тематику функциональных проектов, потому что есть проекты, которые соответствуют основным приоритетам государства – инновационность, экология, энергоэффективность, и есть проекты, в которых порог входа для бизнеса – высокий и которые можно создать со стороны государства, где государство как стратегический заказчик определяет зону, в которую ему было бы интересно, чтобы пришёл средний бизнес. Тогда через институты развития, через тот же самый ВЭБ, через другие путём субсидирования процентной ставки, путём создания стартового льготного периода на определённом периоде времени можно запустить целую серию интересных проектов. Сегодня мы говорим о фактически накладывании конкретного функционала и попробуем спроектировать план работы. Буквально с чего начинаем первую, так сказать, половину функционирования АСИ? Это начиная с августа 2011 года. И какие результаты мы хотели бы получить уже начиная с 2012–2014 годов? Потому что ресурсов много, идей много. Нужно очень чётко спланировать имеющийся ресурс и конкретные полученные цели. Вот мы на этом пути, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Спасибо. Вы знаете, я подпишусь под каждым словом Анны Григорьевны, без всякого преувеличения. Действительно по двум, может быть даже по трём, направлениям стоит поработать в рамках этого круглого стола. Это и снятие так называемых административных барьеров – кстати говоря, вы не можете об этом не знать: за последнее время (за последние два года) мы сократили большое количество таких ограничений для бизнеса. Но проблема у нас заключается в том, что они частенько возникают снова и снова, как грибы подрастают: в одном месте мы их ликвидируем, в другом они возрастают. И нам нужна системная работа по контролю за предпринимательской средой и за климатом. Вот это первое.
Второе – это вещи системного характера, которые должны быть решены уже, скажем, на уровне серьёзных общегосударственных актов, на уровне федерального законодательства, на уровне рекомендаций региональным властям.
И третье – это сами проекты. И здесь хотел бы на что обратить внимание? Что при окончательном отборе проектов основное – собственно, не основное, а решающее – мнение будет за экспертным советом, а не за правительственными или региональными учреждениями. И, на мой взгляд, это очень важно, потому что это основная гарантия того, что это будет объективный отбор. Кстати говоря, хочу вернуться к тому, о чём только что сказал, открывая нашу сегодняшнюю встречу: все вы, практически все, кто прошёл отбор и дошёл до сегодняшнего этапа, так или иначе можете принять участие в дальнейшей работе в виде как раз членов экспертного совета.
И наконец, последнее. Нам нужно будет определить инструменты, которые помогут реализовывать отобранные в рамках нашей работы экспертными советами проекты. Это самые разные инструменты. Конечно, прежде всего финансовые, и здесь – Анна Григорьевна об этом сказала, – мы будем подключать Внешэкономбанк, но не только. Мы можем подключить ведь и другие финансовые институты. Мы можем подключить такой инструмент, как правительственные гарантии, государственные гарантии и так далее, и так далее. Вот над всеми этими элементами я прошу вас ещё сегодня подумать, подискутировать и сделать нам предложения уже через пару недель в Москве, как я уже сказал, 27-го. Большое спасибо.
Пожалуйста, тема: «Старые проблемы – новые решения», Фадеев Валерий Александрович, модератор следующего круглого стола. Пожалуйста.
В.А.Фадеев (главный редактор журнала «Эксперт»): Добрый день, Владимир Владимирович! Мы обсуждаем здесь, на нашем круглом столе, в первую очередь проблемы коммуникации. Как, через какие инструменты, конкретные решения бизнес будет взаимодействовать с Агентством стратегических инициатив, как агентство будет взаимодействовать с органами власти, в том числе с региональными властями, и как сделать так, чтобы это взаимодействие было продуктивным?
Здесь возникла аналогия с государственно-частным партнёрством, которое развивается последние годы. Но если в случае нынешнего государственно-частного партнёрства инициатива принадлежит государству (государство выступает с инициативой, например, больших инфраструктурных проектов, а в качестве партнёра приглашает бизнес), то в данном случае наоборот: бизнес выступает инициатором со своими проектами и через АСИ приглашает государство, государственные институты помочь в совместной работе достичь успеха.
Отсюда возникает тема взаимных обязательств. Когда мы будем формировать эти проекты, возникают обязательства не только государственных институтов перед этими компаниями, которые предъявили проект, но и тех компаний, которые берут на себя обязательства в этих более выгодных условиях добиться результата.
Звучала тема, что АСИ – это инструмент проектного управления. Отсюда возникает идея – как управлять проектами. По-видимому, должны быть созданы рабочие группы, куда бы входили представители Агентства стратегических инициатив (прозвучал даже термин «офицер управления этих проектов»), представители соответствующих органов власти, институтов власти, которые заинтересованы (или, напротив, не заинтересованы) в продвижении проекта, естественно – представители компаний, представители экспертного сообщества. Эта рабочая группа становится тем самым инструментом, который добивается продвижения проекта от начала и до конца.
Очень важная функция – оценка проектов, имеющих мировой потенциал. Вы недавно сказали, что нам ведь надо не только на мировой уровень выходить – нам надо производить лучшее, лучше всех в мире. Надо пытаться искать эти проекты и показывать стране, бизнесу, властям, что у нас есть такие проекты, пусть их пока немного. Таким проектам, видимо, надо уделять особое внимание, и здесь эта коммуникативная функция имеет особое значение: продемонстрировать, что мы можем и будем делать ещё больше подобных проектов.
Относительно среды здесь звучит дискуссия (она и в Москве звучала, и здесь), тема такая: что менять? Менять среду, которая у нас очень тяжёлая для развития бизнеса, или делать акцент на проектах? Как здесь кажется, после обсуждения, – это задачи, которые решаются вместе. Продвижение лучших передовых проектов будет выдвигать новых людей, будет давать новые технологии, организационные решения этих проблем и будет менять среду. Как мне кажется, одно другому не противоречит.
Наконец, последнее, что я хочу сказать, – это коммуникация с обществом. Как известно, в России в общем настороженное отношение к предпринимательству, хотя бизнес создал очень много хорошего за прошедшие, я бы сказал, 20 лет, особенно за последние 10 лет. И здесь надо немножко менять среду. К сожалению, пока мало талантливых произведений, которые бы не восхваляли бизнес (ни в коем случае!), но которые показывали бы, что в стране есть атмосфера созидания, атмосфера развития. Мне кажется, может быть, надо уделить особое внимание вот этой культурной сфере работы Агентства стратегических инициатив. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое, Валерий Александрович. Я на последнем остановлюсь. Безусловно, очень важно, чтобы предприниматель в обществе воспринимался не как какой-то захребетник, который пьёт кровь из трудового народа, а воспринимался как человек инициативный, деятельный, безусловно оказывающий позитивное влияние на развитие страны, помогающий людям, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, жить прилично, воспитывать детей, создавать семьи, получать достойную заработную плату, иметь хорошие, высококлассные современные рабочие места.
Безусловно, для того, чтобы добиваться таких результатов, недостаточно одного образования – здесь нужен определённый склад характера. И это, конечно, может быть предметом исследования наших творческих работников и в кино, и в театре, и на телевидении. Безусловно, это очень важно. Но я бы здесь ещё на что обратил внимание? Я согласен с тезисом о том, что должны быть отобраны самые лучшие перспективные проекты. Хотелось бы, чтобы они были проектами общенационального звучания, а ещё лучше мирового. Должен вам сказать, что наверняка таких будет много.
Я бы просил вас подумать ещё над одной очень сложной темой. Конечно, в рамках агентства мы этого не решим, но думать об этом всегда нужно, – это об обеспечении рынка сбыта результатов реализации проекта. Это крайне важная составляющая успеха, потому что, скажем, очень простой пример: мы стимулируем производителей автомобильной техники переходить на новые современные образцы – экологичные, более мощные, более эффективные и так далее. А соответствующего топлива у нас пока нет! Значит, или мы стимулируем производителей соответствующих видов топлива переходить на современные виды моторного топлива… А парки автомобильные, большие парки, которые могли бы сделать этот вид бизнеса нефтяников успешным, пока не обновились. Это касается и Министерства обороны, где огромный парк старой техники, и сельского хозяйства, и так далее. Это просто такой пример, над которым следует подумать. В этой связи очень важно осуществить эффективное взаимодействие между агентством и правительственными учреждениями, министерствами и ведомствами. И поэтому я полностью согласен с тем, что либо специальный человек должен быть в агентстве, либо эту функцию должен кто-то выполнять – генеральный директор или генеральные директора по направлениям. Но функция, как вы выразились, офицера связи в агентстве должна быть. Ещё раз: функция офицера связи должна заключаться в том, чтобы поддерживать постоянный, хороший контакт между агентством и участниками конкурсов – действующих, сегодняшних, и будущих – и министерствами и ведомствами Правительства Российской Федерации. Это очень важная функция, и мы должны будем потом при окончательном формировании структуры агентства над этим хорошенько, как следует подумать. Спасибо большое.
Воробьёв Сергей Ильич, модератор круглого стола «Энергия молодых профессионалов: карьерное продвижение молодежи». Пожалуйста, прошу вас.
С.И.Воробьёв (председатель совета директоров компании «Уард Хауэлл»): Здравствуйте, Владимир Владимирович! Мы на нашем круглом столе заняты людьми, что в общем и целом дело тяжелое, особенно если вспомнить, что в России всю жизнь была проблема – дураки и дороги, а теперь есть шутка, что это называется «менеджмент и инфраструктура». Так как эта проблема уже накопилась, то без молодёжи она никак не решается. Соответственно, чтобы перейти к программе конкретных действий, мы развалили проблему на четыре части.
Первая – это приведение стандартов описания профессии и квалификации в соответствии с XXI веком, потому что тут мы безнадёжно отстали. Но дальше мы сообразили, что будет, если у нас появятся хорошие стандарты и по ним обученные люди? У них же будут совсем другие требования к рабочим местам. Поэтому вторая тема, которую мы рассматриваем, – это средний бизнес как привлекательный работодатель. Потому что на самом деле крупный бизнес может себе позволить построить самостоятельную систему развития и обучения, которую в принципе потом может тиражировать и отдавать и государству, и мелкому бизнесу, а среднему – тяжело. Поэтому есть повод для кооперации и, наверное, есть место для Агентства стратегических инициатив.
Третье – мы сообразили, что, если у нас есть хорошее рабочее место и хороший, современно обученный молодой человек, который уже много зарабатывает, он где попало жить не будет. Поэтому мы, к сожалению, вынуждены ещё и рассматривать вопрос внешней среды, среды обитания, которая свою очередь, наверное, создаст и места для подвигов героев. Потому что мы надеемся, что среди молодых есть энергичные профессионалы, которым нужно не там, где чище, а там, где глубже, и они готовы улучшать среду обитания для остальных, а не только для себя. Но вообще-то большинство специалистов и руководителей хочет, чтобы авгиевы конюшни были уже расчищены, иначе они уезжают… В общем, не надо отвлекаться от конкурентной борьбы, от занятия любимым делом.
И последнее, Владимир Владимирович. Мы подумали, что раз речь идёт о мобильности, и прежде всего о вертикальной мобильности, вот у нас есть четвёртая группа, где мы позволяем себе фантазировать. Мы её назвали так: «Полёты по вертикали», представляя, что, если мы тут хорошо подумаем, можно получить серьёзный ресурс для задействования молодёжи. И вот мы пытаемся фантазировать.
А ведь у нас к Вам вопрос. Начали мы с описания портрета героя, то есть ради какого молодого профессионала мы бы хотели всем этим заниматься? Соответственно, у нас есть вопрос: скажите, пожалуйста, как Вы выбираете, на кого сделать ставку, кого взять в ученики, кому доверить из молодежи? Какие компетенции, какие ценности для Вас важны при выборе? Спасибо.
В.В.Путин: Ставку будем делать на тех успешных профессионалов, которые выиграют в честной и открытой конкурентной борьбе, вот в рамках, например, тех процессов, которые происходят сегодня при формировании Агентства стратегических инициатив. Вам хочу сказать большое спасибо за то, что вы взялись за эту весьма сложную работу, очень тонкую и чувствительную. Она требует большого профессионализма и, я бы сказал, творческого подхода одновременно. Я очень рассчитываю на то, что после того, как вы «развалили» проблему на четыре части, вам удастся всё это собрать воедино, потому что разваливать у нас испокон веков умеют блестяще, но нужно собрать это так, чтобы получилась работоспособная, эффективная, современная машина по отбору профессионалов высокого класса. На что хотел бы в этой связи обратить внимание. На мой взгляд, нужно обязательно совместить профессиональные стандарты с образовательными стандартами. Нужно добиться того, чтобы были ориентиры для профессионального образования во всех его уровнях и ипостасях для того, чтобы приходящий на работу молодой человек сразу чувствовал себя на своём месте, чувствовал себя уверенно.
Вот вы знаете, я в советские времена работал в известно какой организации, много лет провёл за границей. Вроде учил немецкий язык и в школе, потом в университете, потом на специальных курсах в управлении КГБ СССР, потом в разведшколе. А потом приехал за границу и думаю: какой я идиот, я столько лет учил язык, и я не могу как следует говорить, мне, видимо, нужно отсюда уезжать… Да, прошло месяца два-три-четыре – я почувствовал себя уверенно и понял, что это моё место. Но в идеале нужно было бы выстраивать подготовку таким образом, чтобы человек, каждый человек чувствовал себя уверенно на своём рабочем месте. Вот этого нужно добиваться сегодня обязательно. Но для этого нужны и профессиональные критерии, и критерии, связанные с этими образовательными стандартами. Я очень рассчитываю на то, что те полеты по вертикали в этом случае будут полётом только в одну сторону. Только наверх. Спасибо вам большое.
И хочу предоставить слово Николаевой Елене Леонидовне – модератору круглого стола «Продвижение социальных инициатив», председателю комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам. Пожалуйста.
Е.Л. Николаева: Добрый день, Владимир Владимирович. Вы знаете, наше сегодняшнее обсуждение было столь же многогранно, как и вся наша жизнь. Потому что мы понимаем, что социальная сфера – это не только социальное обслуживание, но и здравоохранение, образование, это культурные инициативы и социальная сфера в целом. Вы знаете, у меня для вас две новости: одна плохая, другая хорошая. Плохая состоит в том, что когда мы делали на нашей пленарке рейтинг тех задач, которые стоят перед Агентством стратегических инициатив, к сожалению, тема социальной инициативы и проблематика оказались на последнем месте – всего 4%. Это означает только то, что, к сожалению, может быть, мы не до конца можем понять всю глубину проблем и ту важность, с которой мы должны обратить внимание именно на тему социальной сферы. Более того, я считаю, что бизнес действительно недооценивает, насколько напрямую успешность его работы зависит от того, как устроена социальная сфера в России, насколько комфортно жить в России и насколько необременительна для бизнеса социальная сфера. Это первое.
Но у нас есть хорошая новость, потому что у нас сегодня состоялась очень интересная и оживлённая дискуссия, она ещё продолжается. И я хочу сказать, что у нас есть очень хороший резерв для рывка в этом направлении. Почему? Потому что есть молодые, инициативные люди, молодые, инициативные команды и уникальные проекты, которые существуют не благодаря, а вопреки сложившимся условиям. Почему вопреки? Потому что на самом деле как такого реального среднего бизнеса в социальной сфере нет. Почему? Нет условий. Потому что нет на самом деле конкуренции в социальной сфере. И эта тема, которую мы сегодня обсуждали как базовую… А значит, нам нужно очень серьезно поставить вопросы: какова роль государства в социальной сфере, какова роль государственных учреждений в социальной сфере, какова роль некоммерческих организаций в социальной сфере, где место для бизнеса в социальной сфере. И определение этих приоритетов – это была первая часть нашей работы.
Второе, как мне показалось, очень важное. Мы начали обсуждать, какими же должны быть правила игры в социальной сфере, чтобы они дали результат для каждого человека в Российской Федерации, чтобы у нас получалась эффективная модель, которая доступна и понятна любому человеку в Российской Федерации. И мне кажется, что сегодня мы начали вырабатывать критерии оценки проектов: какие это должны быть проекты, какие команды их должны реализовывать. Эти проекты, на наш взгляд, обязательно должны быть социально значимы, тиражируемы, с определённой новизной и с определённым полётом вперёд, который позволяет очень серьёзно дать социальный и экономический эффект. Мы вообще считаем, что социальная сфера – это такая terra incognita, которая в себе таит очень серьёзный потенциал для социально-экономического развития страны. И вот здесь нам кажется, что те механизмы и те модели, которые мы начали уже обсуждать… То есть мы уже перешли не только к оценкам и критериям подбора проектов, а мы перешли уже к дорожной карте, чтобы от лоскутного одеяла, которое на сегодняшний момент составляет наша социальная сфера, перейти к системному подходу. И Вы знаете, прозвучал ряд уникальных идей. Мы стали придумывать, как мы будем создавать социальные сети для социальных инициатив и для социальных иноваторов, как мы будем делать биржу проектов для того, чтобы и частные инвестиции, и те благотворительные деньги, которые есть, были более эффективны в поддержке социальных проектов. И как сделать так, чтобы и бюджетные средства могли более эффективно подстегнуть эту сферу (каким образом), чтобы деньги шли за человеком, а не были привязаны к конкретному учреждению. И мне кажется, этот конкурентный компонент может очень серьёзно простимулировать развитие.
Но очень важный момент: мы прекрасно понимаем очень серьёзную и социальную значимость этих изменений, и эти изменения нужно обязательно проводить, очень чётко оценив все риски, поскольку социальная сфера – наиболее чувствительная сфера в Российской Федерации.
И самое главное – мы в очередной раз подтверждаем, что Россия действительно социальное государство и у нас есть очень серьёзные точки для прорыва в этой части. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое. Вы знаете, социальная сфера важна не только для тех, кому оказывается помощь, хотя это само собой разумеется. Социальная политика поддерживает моральные стандарты в обществе вообще. Это крайне важно, и это важно не только для пожилых людей, важно не только для людей, которые нуждаются в нашей помощи – людей с ограниченными возможностями, – это важно для каждого члена общества. Только при высоком моральном стандарте, который в общество постоянно должен внедряться и поддерживаться, можно рассчитывать на эффективность всего, что мы делаем. Только в этом случае люди будут эффективно и напряженно работать, когда они знают, что государство постоянно заботится, думает о них, никогда не оставит их в беде. Только в том случае и военнослужащий будет исполнять свой священный долг перед Отечеством, не думая о том, что будет с его детьми, если он знает, что, если что, государство позаботится о детях и о семье его и так далее. И здесь очень много составляющих, важнейших для жизни государства, важнейших для того, чтобы государство было эффективным и конкурентоспособным в целом.
Поэтому я очень рассчитываю на то, что дискуссия в рамках вашего круглого стола и последующая деятельность нашего агентства по этому направлению будут успешными и мы будем всячески поддерживать это направление работы. Мы не считаем, и я лично не считаю, что это носит какой-то второстепенный вспомогательный характер. Это одно из ключевых направлений деятельности государства и в данном случае и агентства тоже.
Я в завершение нашей встречи хотел бы пожелать вам успехов ещё раз, выразить надежду, что мы с вами через две недели уже с небольшой группой встретимся в Москве, поговорим ещё раз о тех проблемах, которые вы так активно сегодня обсуждаете. Надеюсь, что работа агентства в целом принесёт успех и конкретным участникам этой нашей совместной работы, да и стране в целом, а для каждого из вас вот эти полёты по вертикали, как здесь было сказано, действительно будут связаны только с подъёмом, связаны будут с тем, что мы будем все вместе двигаться вперёд, что у каждого из вас будет One way ticket только в одном направлении – только вперёд и только наверх. Спасибо вам большое за участие в совместной работе. Я желаю вам успехов. Всего доброго.