Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Здравствуйте!
Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), начинаются выборы директора-распорядителя МВФ - Международного валютного фонда. Мы изначально позитивно откликнулись на просьбу наших казахстанских коллег поддержать их идею, но ситуация развивалась в соответствии с раскладом сил в МВФ, хотя определённое влияние там, безусловно, есть и у нас.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, решение об избрании директора-распорядителя Международного валютного фонда примут на этих днях. Россия является членом совета управляющих Международного валютного фонда. Я участвую в заседаниях 2 раза в год, и мы вместе со всеми развивающимися и развитыми странами принимаем все ключевые решения о работе Международного валютного фонда. Недавно принимали решения по изменению и устава, и квот, и долей голосов. Мы сейчас увеличиваем долю развивающихся рынков в капитале и доле голосов при голосовании по ключевым вопросам. Поэтому для нас очень важно, как дальше будет реформироваться Международный валютный фонд.
Мы провели консультации с Кристин Лагард, министром промышленности и финансов Франции как с одним из кандидатов. У меня были телефонные разговоры и с другими кандидатами. Я говорил с председателем Центрального банка Мексики, который также баллотируется. Я встречался и говорил с Марченко (Г.А.Марченко – председатель Национального банка Республики Казахстан) из Казахстана.
На заключительном этапе мы считаем, что платформа и предложения Кристин Лагард абсолютно соответствуют целям и задачам Международного валютного фонда. Она, на мой взгляд, сможет придать динамизм работе этой ключевой международной организации, обеспечить её дальнейшее реформирование и, в частности, систему квот с учётом интересов государств развивающихся рынков. Нам это с ней удавалось неоднократно обсуждать, поэтому мы абсолютно уверены в её подходе. Кроме того, она встретилась с нашим исполнительным директором в МФВ Алексеем Можиным, и также состоялся разговор на этих днях. Поэтому мы считаем, что она обладает необходимыми качествами, и мы при голосовании в совете директоров будем поддерживать её кандидатуру.
В.В.Путин: Хорошо. Теперь по поводу повышения заработной платы бюджетникам. Давайте к нам вернёмся, в Россию, поговорим о наших делах текущих. 6,5% – для федеральных бюджетников подъём заработной платы. А в регионах мы договаривались тоже поддержать региональные бюджеты с тем, чтобы они подтягивали бюджетную сферу, за которую отвечают сами регионы Российской Федерации.
А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, да, субъекты Российской Федерации в этом году тоже запланировали индексацию заработной платы бюджетников. При этом с 1 января повысили заработную плату уже в 18 регионах. Они это сделали даже раньше, чем мы на федеральном уровне. Кроме того, 55 регионов это сделали с 1 июня, синхронизировав повышение с повышением на федеральном уровне. Семь регионов повысят с 1 сентября – они ещё не повышали в этом году. Таким образом, практически все регионы уже приняли решение – повышение или уже проведено, или будет проведено с 1 сентября. При этом я обращаю внимание, что, как правило, регионы не повышают зарплату (так же, как и мы) государственным служащим, так же, как и государственным служащим субъектов Российской Федерации и работникам муниципального управления. Как правило, на этом этапе все воздерживаются от индексации. Идёт индексация зарплат бюджетников – врачей, учителей, работников культуры, социальной сферы (речь идёт об этих категориях). При этом сейчас регионы уже принимают решение о повышении заработной платы педагогическим работникам в связи с программами модернизации.
В.В.Путин: С 1 сентября?
А.Л.Кудрин: Да. И большая часть регионов уже приняла такие решения. Эти решения связаны как с возможностью регионов, так и с теми ориентирами, которые мы обсудили с ними. Идёт речь о том, что они должны в конечном счёте поднять до уровня средней заработной платы по региону, но если она достаточно высокая, то первые повышения идут в пределах 20–30%. И как правило, регионы идут с учётом этих ориентиров.
В целом, с учётом того, что регионы повышают с начала года (по некоторым регионам это опять-таки связано и с возможностью региона), повышение в среднем идёт на 6,5%, но некоторые регионы повышали всем бюджетникам и больше – до 10 и 15% в некоторых регионах, у кого есть ресурсы. Суммарно сегодня такое повышение уже составило по объёму ресурсов более 70 млрд рублей. Там, в тех регионах, у которых есть сложности, мы помогаем и бюджетами, и субсидиями. Кроме того, наша оценка, что в этом году дополнительные доходы субъектов Российской Федерации (это в среднем по консолидированным бюджетам субъектов) будут около 150 млрд рублей, а может быть, и больше. Поэтому это тоже несколько облегчает решение этих вопросов.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.
Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), как идёт у нас работа по утилизации автомобильной техники?
В.Б.Христенко: На сегодняшний день у нас первый этап этой экспериментальной программы завершён. Все 600 тыс. свидетельств по утилизации выданы гражданам, из них 484 тыс. уже получили свои машины, которые заказывали. Примерно 100 тыс. определились с выбором и законтрактовались на новые машины, ещё 16 тыс. определяются с выбором машины. Программа в целом продемонстрировала очень высокую эффективность - и бюджетную, и самое главное, экономическую, и в тяжёлый момент серьёзно помогла восстановлению автомобильной промышленности и рынка. Надо сказать, что вот тот заданный, в том числе, и программой тренд на позитивное развитие рынка сохраняется и в этом году.
В этом году у нас на российском рынке продажи только по новым легковым автомобилям за первые пять месяцев выросли на 61%. При этом производство российских автомобилей на российской территории увеличилось на 78%, и доля машин, произведённых на нашем рынке (в России) нашими производителями, которая продаётся на нашем внутреннем рынке, возрастает и сегодня составляет 68%. Такой достаточно устойчивый тренд. Причём разнообразие существенно расширяется, и с каждым днём новые модели, которые выпускаются на наших предприятиях, выходят на рынок. В программе утилизации участвовало 86 моделей, и даже за период её реализации это количество существенно возросло. Это было стимулом и к обновлению модельного ряда, который предлагался нашими производителями на рынок. Надо сказать, что вот такой устойчивый тренд по росту и российского производства, и российского рынка привёл к тому, что мы уже теперь по итогам пяти месяцев – третий рынок в Европе…
В.В.Путин: По объёму продаж, да?
В.Б.Христенко: По объёму продаж – третий рынок в Европе. И совершенно уверен в том, что в 2014 году мы станем крупнейшим европейским рынком автомобилей. Конечно, это фиксирует и высокую заинтересованность инвесторов в продолжении тех проектов, которые они ввели, и в реализации тех соглашений, которые недавно были подписаны. В этой связи мы рассчитываем, что до конца года все процессы, связанные с программой по утилизации и получению автомобилей, покупкой и завершением расчётов с дилерами, у нас будут произведены. И вот этот период позволит плавно войти в такой нормальный, естественный рост рынка и поддержание спроса на нём.
В.В.Путин: А как у нас идут контакты с производителями, нашими иностранными партнёрами, которым мы предложили работать на новых условиях автосборки, увеличить количество производимых в России автомобилей до 300 тыс., локализовать производство двигательных установок, трансмиссий и так далее?
В.Б.Христенко: Четыре таких базовых соглашения подписаны.
В.В.Путин: С кем, еще раз повторите?
В.Б.Христенко: Это «Форд-Соллерс Альянс», это «Рено-Ниссан» АвтоВАЗа, «Дженерал Моторс» и «Фольксваген». Кроме того, еще по особенностям территориального развития дополнительно подписаны соглашения с «Маздой» по Дальнему Востоку. И надо сказать, что, в том числе, и программа утилизации, и программа поддержки автомобильной отрасли позволили вообще с нуля сформировать этот промышленный узел автомобилей на Дальнем Востоке. Кроме «Соллерса», который перенёс туда производство моделей «Самсунга», теперь это уже и «Тойота», и «Мазда». И это, в общем, будет такой полноценный узел для индустриального развития не только Приморского края, но и Дальнего Востока. Вот с четырьмя эти соглашения и подписаны.
Надо сказать, что я только что встречался в Детройте с первыми лицами «Форда» и «Дженерал Моторс» и мы обсуждали ход реализации этих дальнейших проектов. У компаний абсолютная уверенность, во-первых, в правильности сделанного ими выбора, правильности позиции российского Правительства по этому поводу. И настрой не просто на такое утилитарное выполнение соглашений, а на содержательную работу по переносу и созданию компетенции на всех участках производства – от инженерного труда на разработках новых узлов агрегатов для машин до глобального маркетинга. И что важно: компании подчёркивают желание создать такие инжиниринговые подразделения в России, которые бы занимались исследованиями, разработками, и которые были бы включены в глобальные цепочки технологических разработок в рамках этих больших, глобальных игроков-компаний. В этой связи мы видим достаточно обнадёживающую ситуацию по реализации этих соглашений и достаточно ясное понимание того, как мы достигнем стратегических целей, которые поставлены перед отраслью.
В.В.Путин: Очень хорошо.
Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), как решается вопрос ГСМ для сельского хозяйства? Мы на одном из президиумов об этом говорили: были обращения к нам по поводу того, что не везде одинаково эффективно работает схема снабжения сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами со скидкой.
Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению совместно с Минэнерго мы ситуацию отслеживаем. Во-первых, по дизельному топливу сформирован запас для проведения уборочных работ на 29 дней, по автобензину – на 21 день. Кроме этого, в оперативном режиме в рамках совместной рабочей группы мы для 40 регионов по их обращениям перенесли объёмы с осеннего периода на период проведения уборочных работ – на июнь и июль, например, Ростовская область, Волгоградская, Воронежская, Астраханская, Краснодарский край, то есть, вопросы таким образом решены. Мы в ежедневном режиме ситуацию отслеживаем, и если возникают вопросы, мы их решаем. Кроме этого, работает «горячая линия», куда обращаются наши сельхозтоваропроизводители, мы также это всё рассматриваем. Мы с регионами отслеживаем эту ситуацию, поэтому ситуация стабильная, льготное топливо все получают по запросам.
В.В.Путин: Смотрите повнимательнее.
Е.Б.Скрынник: Да, мы контролируем.
В.В.Путин: Елена Борисовна, мы сейчас были только что в Ростове-на-Дону, я там (как Вы знаете) встречался и непосредственно с людьми, которые работают на земле. Не все знают о нашей программе поддержки тех хозяйств, которые сохранили поголовье крупного рогатого скота. Мы выделили 5 млрд, практически довели до всех регионов, а в не во все хозяйства эти деньги поступают. Они даже не знают об этой программе, как ни странно.
Е.Б.Скрынник: Владимир Владимирович, у нас сохранили поголовья 32 региона. Эти 32 региона сформировали заявки, но некоторые из них не подготовили, к сожалению, нормативную базу и, к сожалению, не предусмотрели софинансирование, хотя мы неоднократно с ними по этому поводу работали. Поэтому 36% этих средств мы уже перечислили туда, где готова нормативная база и соответственно софинансирование, но такие регионы, как Ростовская область, Дагестан, Северная Осетия, Мурманская область, Астраханская область, не подготовили нормативную базу и софинансирование. Поэтому при Вашей поддержке прошу обратить внимание регионов на необходимость подготовки соответствующих документов и доведения средств.
Мы со своей стороны в постоянном режиме с ними работаем.
В.В.Путин: Доведите это всё-таки до конца.
Е.Б.Скрынник: Да, Владимир Владимирович, мы всё сделаем.
В.В.Путин: Надо добиться этого софинансирования и того, чтобы деньги дошли до производителей. Мы же эти деньги выделили из федерального бюджета. Они у нас фактически в определённом объёме зависли, получается.
Е.Б.Скрынник: Да, Владимир Владимирович, поэтому мы со своей стороны и я просим Вашей поддержки, чтобы руководители субъектов обратили на это внимание.
В.В.Путин: Да-да-да. Вот прямо по субъектам пройдите, где пока эта работа не выполнена, и с руководителями при поддержке Виктора Алексеевича (В.А.Зубков)… Виктор Алексеевич, подключитесь, пожалуйста, доведите до конца.
Е.Б.Скрынник: Да, обязательно.
В.А.Зубков: Хорошо.
В.В.Путин: Давайте посмотрим на повестку дня сегодняшнего Президиума. Речь сегодня пойдёт о большом блоке поправок в действующее законодательство. Речь прежде всего пойдёт об очередном пакете новаций, призванных служить развитию конкуренции, проведению эффективной антимонопольной политики, по сути, в конечном итоге на сдерживание цен на товары и рост тарифов.
Эту работу мы проводим последовательно, хорошо понимая, что только в условиях реальной конкуренции возможно динамичное развитие бизнеса, выход на рынок новых компаний, глубокая модернизация экономики и снижение издержек. Без этой работы тоже невозможно.
При разработке нового пакета инициатив были учтены замечания и пожелания бизнес-сообщества, ведущих российских и зарубежных юристов и экспертов. Мы обсуждали это только сейчас с руководителем антимонопольной службы. Учитывался опыт последних лет и в нашей стране, и за рубежом. Общая логика остаётся неизменной – создание понятных и максимально благоприятных правил для участников экономической жизни, защита интересов потребителей и добросовестного бизнеса. При этом жёсткие санкции для тех, кто пытается извлечь выгоду из нечестных правил игры, не повышая свою эффективность, а развивая разного рода сомнительные схемы, манипулируя рынком, грубо нарушая права других компаний, необоснованно завышая и удерживая на этой необоснованно высокой планке цены и тарифы.
Коротко несколько слов о сути предлагаемых новаций. Предлагается установить уголовную ответственность за сговоры, ограничивающие конкуренцию, – так называемые картели. При этом вводятся чёткие и ясные определения, что является признаком картеля, то есть никакого произвольного, расширительного толкования со стороны антимонопольных органов не допускается. Добавлю, что и лишних административных барьеров для бизнеса также не будет появляться.
Санкции при этом должны быть соразмерны ущербу, и это также отвечает нашей принципиальной логике и, повторю ещё раз, международной практике последних лет.
Во-вторых, цена товара не будет признаваться монопольно высокой, если она установлена в ходе биржевых торгов при соблюдении всех необходимых условий. Это справедливо, так как биржевая цена носит объективный характер.
В то же время, если цена, например на нефтепродукты, о которых мы в последнее время так много говорим, в ходе торгов возрастает значительно выше мировой и для этого нет никаких экономически обоснованных причин, то в таком случае она может квалифицироваться как монопольно высокая цена.
Далее. Добросовестный арендатор получает право без торгов заключать соглашения на продление аренды государственного или муниципального имущества. Это реальный инструмент поддержки малого и среднего бизнеса, включая инновационный.
Следующий вопрос повестки дня также связан с повышением эффективности государственных институтов и качества предоставляемых услуг. Мы сейчас активно создаём базу для широкого внедрения механизмов «электронного правительства», перехода всех государственных учреждений на электронный документооборот. Использование современных информационных технологий позволяет значительно ускорить и упростить административные процедуры, убрать неэффективные бюджетные расходы, а главное – обращение в госорганы должно стать для граждан более комфортным, неутомительным, удобным. Надеюсь, что не потребуется тратить время на получение разного рода справок, утомительное стояние в очередях, как я уже говорил.
Отмечу, что в этом году на информатизацию федеральных органов власти планируется потратить более 80 млрд рублей. И конечно, эти средства нужно расходовать рачительно, с максимальной отдачей.
Вместе с тем мы сталкиваемся и с фактами, когда за счёт бюджета финансируются разработки информационных систем, которые затем лежат годами мёртвым грузом и никем не используются. Либо по новой заказываются аналогичные схемы, которые уже отработаны, существуют и даже работают в некоторых органах государственной власти. Подчас закупаются усложнённые, совершенно ненужные в данном случае и не находящие практического применения соответствующие программные продукты за рубежом. Они, как правило, не интегрируются в единую систему документооборота в России.
Считаю, что Минкомсвязи следует более жёстко контролировать реализацию ведомственных планов по информатизации, в том числе сформировать единые требования и стандарты к информатизации органов госвласти. Мы, кстати, говорили уже об этом ещё в начале года, по-моему. Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щёголеву), прошу вас самым внимательным образом к этому отнестись.
И ещё на один очень важный вопрос, напрямую связанный с внедрением информационных технологий, хотел бы обратить внимание. Речь идёт о создании единой системы межведомственного электронного взаимодействия, которая будет использоваться при предоставлении государственных и муниципальных услуг нашим гражданам. Чрезвычайно важная вещь. Если не наладить такого информационного обмена между ведомствами, грош цена тогда всей этой работе. В этом и весь смысл, чтобы между ведомствами был налажен электронный документооборот. Работа сложная и без всякого преувеличения очень масштабная. Нужно обеспечить подключение разных информационных систем к общей интегрированной базе данных. Времени и больших финансовых затрат требует оцифровка миллионов бумажных документов. И здесь, конечно, нужно исходить из необходимости обеспечить качество этой работы.
На 24 июня текущего года к единой системе электронного взаимодействия подключились 41 федеральное ведомство и два государственных внебюджетных фонда – Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. На региональном уровне к системе единого взаимодействия присоединились 15 субъектов Российской Федерации.
Ещё раз повторяю: работа должна быть проведена качественно. Здесь затягивать ничего не нужно, но если, Игорь Олегович, увидите, что есть какие-то проблемы, лучше сделать качественно – чуть попозже, но качественно. Но только специально ничего не нужно затягивать – повторяю ещё раз.
Прошу Правительственную комиссию по внедрению информационных технологий вести тщательный мониторинг развития этой ситуации, а Минкомсвязи более активно, напрямую работать с федеральными ведомствами и регионами Российской Федерации, быть в постоянном контакте.
Давайте с этого начнём.
Дополнительные материалы по теме