ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

28 июня, 2011 16:11

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Мы сейчас активно создаём базу для широкого внедрения механизмов "электронного правительства", перехода всех государственных учреждений на электронный документооборот. Использование современных информационных технологий позволяет значительно ускорить и упростить административные процедуры, убрать неэффективные бюджетные расходы, а главное – обращение в госорганы должно стать для граждан более комфортным, неутомительным, удобным».
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Здравствуйте!

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), начинаются выборы директора-распорядителя МВФ - Международного валютного фонда. Мы изначально позитивно откликнулись на просьбу наших казахстанских коллег поддержать их идею, но ситуация развивалась в соответствии с раскладом сил в МВФ, хотя определённое влияние там, безусловно, есть и у нас.

Когда я был в Париже, французские коллеги задавали вопрос: на конечном этапе этой работы кого будет поддерживать Россия?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, решение об избрании директора-распорядителя Международного валютного фонда примут на этих днях. Россия является членом совета управляющих Международного валютного фонда. Я участвую в заседаниях 2 раза в год, и мы вместе со всеми развивающимися и развитыми странами принимаем все ключевые решения о работе Международного валютного фонда. Недавно принимали решения по изменению и устава, и квот, и долей голосов. Мы сейчас увеличиваем долю развивающихся рынков в капитале и доле голосов при голосовании по ключевым вопросам. Поэтому для нас очень важно, как дальше будет реформироваться Международный валютный фонд.

Мы провели консультации с Кристин Лагард, министром промышленности и финансов Франции как с одним из кандидатов. У меня были телефонные разговоры и с другими кандидатами. Я говорил с председателем Центрального банка Мексики, который также баллотируется. Я встречался и говорил с Марченко (Г.А.Марченко – председатель Национального банка Республики Казахстан) из Казахстана.

На заключительном этапе мы считаем, что платформа и предложения Кристин Лагард абсолютно соответствуют целям и задачам Международного валютного фонда. Она, на мой взгляд, сможет придать динамизм работе этой ключевой международной организации, обеспечить её дальнейшее реформирование и, в частности, систему квот с учётом интересов государств развивающихся рынков. Нам это с ней удавалось неоднократно обсуждать, поэтому мы абсолютно уверены в её подходе. Кроме того, она встретилась с нашим исполнительным директором в МФВ Алексеем Можиным, и также состоялся разговор на этих днях. Поэтому мы считаем, что она обладает необходимыми качествами, и мы при голосовании в совете директоров будем поддерживать её кандидатуру.

В.В.Путин: Хорошо. Теперь по поводу повышения заработной платы бюджетникам. Давайте к нам вернёмся, в Россию, поговорим о наших делах текущих. 6,5% – для федеральных бюджетников подъём заработной платы. А в регионах мы договаривались тоже поддержать региональные бюджеты с тем, чтобы они подтягивали бюджетную сферу, за которую отвечают сами регионы Российской Федерации.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, да, субъекты Российской Федерации в этом году тоже запланировали индексацию заработной платы бюджетников. При этом с 1 января повысили заработную плату уже в 18 регионах. Они это сделали даже раньше, чем мы на федеральном уровне. Кроме того, 55 регионов это сделали с 1 июня, синхронизировав повышение с повышением на федеральном уровне. Семь регионов повысят с 1 сентября – они ещё не повышали в этом году. Таким образом, практически все регионы уже приняли решение – повышение или уже проведено, или будет проведено с 1 сентября. При этом я обращаю внимание, что, как правило, регионы не повышают зарплату (так же, как и мы) государственным служащим, так же, как и государственным служащим субъектов Российской Федерации и работникам муниципального управления. Как правило, на этом этапе все воздерживаются от индексации. Идёт индексация зарплат бюджетников – врачей, учителей, работников культуры, социальной сферы (речь идёт об этих категориях). При этом сейчас регионы уже принимают решение о повышении заработной платы педагогическим работникам в связи с программами модернизации.

В.В.Путин: С 1 сентября?

А.Л.Кудрин: Да. И большая часть регионов уже приняла такие решения. Эти решения связаны как с возможностью регионов, так и с теми ориентирами, которые мы обсудили с ними. Идёт речь о том, что они должны в конечном счёте поднять до уровня средней заработной платы по региону, но если она достаточно высокая, то первые повышения идут в пределах 20–30%. И как правило, регионы идут с учётом этих ориентиров.

В целом, с учётом того, что регионы повышают с начала года (по некоторым регионам это опять-таки связано и с возможностью региона), повышение в среднем идёт на 6,5%, но некоторые регионы повышали всем бюджетникам и больше – до 10 и 15% в некоторых регионах, у кого есть ресурсы. Суммарно сегодня такое повышение уже составило по объёму ресурсов более 70 млрд рублей. Там, в тех регионах, у которых есть сложности, мы помогаем и бюджетами, и субсидиями. Кроме того, наша оценка, что в этом году дополнительные доходы субъектов Российской Федерации (это в среднем по консолидированным бюджетам субъектов) будут около 150 млрд рублей, а может быть, и больше. Поэтому это тоже несколько облегчает решение этих вопросов.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), как идёт у нас работа по утилизации автомобильной техники?

В.Б.Христенко: На сегодняшний день у нас первый этап этой экспериментальной программы завершён. Все 600 тыс. свидетельств по утилизации выданы гражданам, из них 484 тыс. уже получили свои машины, которые заказывали. Примерно 100 тыс. определились с выбором и законтрактовались на новые машины, ещё 16 тыс. определяются с выбором машины. Программа в целом продемонстрировала очень высокую эффективность - и бюджетную, и самое главное, экономическую, и в тяжёлый момент серьёзно помогла восстановлению автомобильной промышленности и рынка. Надо сказать, что вот тот заданный, в том числе, и программой тренд на позитивное развитие рынка сохраняется и в этом году.

В этом году у нас на российском рынке продажи только по новым легковым автомобилям за первые пять месяцев выросли на 61%. При этом производство российских автомобилей на российской территории увеличилось на 78%, и доля машин, произведённых на нашем рынке (в России) нашими производителями, которая продаётся на нашем внутреннем рынке, возрастает и сегодня составляет 68%. Такой достаточно устойчивый тренд. Причём разнообразие существенно расширяется, и с каждым днём новые модели, которые выпускаются на наших предприятиях, выходят на рынок. В программе утилизации участвовало 86 моделей, и даже за период её реализации это количество существенно возросло. Это было стимулом и к обновлению модельного ряда, который предлагался нашими производителями на рынок. Надо сказать, что вот такой устойчивый тренд по росту и российского производства, и российского рынка привёл к тому, что мы уже теперь по итогам пяти месяцев – третий рынок в Европе…

В.В.Путин: По объёму продаж, да?

В.Б.Христенко: По объёму продаж – третий рынок в Европе. И совершенно уверен в том, что в 2014 году мы станем крупнейшим европейским рынком автомобилей. Конечно, это фиксирует и высокую заинтересованность инвесторов в продолжении тех проектов, которые они ввели, и в реализации тех соглашений, которые недавно были подписаны. В этой связи мы рассчитываем, что до конца года все процессы, связанные с программой по утилизации и получению автомобилей, покупкой и завершением расчётов с дилерами, у нас будут произведены. И вот этот период позволит плавно войти в такой нормальный, естественный рост рынка и поддержание спроса на нём.

В.В.Путин: А как у нас идут контакты с производителями, нашими иностранными партнёрами, которым мы предложили работать на новых условиях автосборки, увеличить количество производимых в России автомобилей до 300 тыс., локализовать производство двигательных установок, трансмиссий и так далее?

В.Б.Христенко:  Четыре таких базовых соглашения подписаны.

В.В.Путин: С кем, еще раз повторите?

В.Б.Христенко: Это «Форд-Соллерс Альянс», это «Рено-Ниссан» АвтоВАЗа, «Дженерал Моторс» и «Фольксваген». Кроме того, еще по особенностям территориального развития дополнительно подписаны соглашения с «Маздой» по Дальнему Востоку. И надо сказать, что, в том числе, и программа утилизации, и программа поддержки автомобильной отрасли позволили вообще с нуля сформировать этот промышленный узел автомобилей на Дальнем Востоке. Кроме «Соллерса», который перенёс туда производство моделей «Самсунга», теперь это уже и «Тойота», и «Мазда». И это, в общем, будет такой полноценный узел для индустриального развития не только Приморского края, но и Дальнего Востока. Вот с четырьмя эти соглашения и подписаны.

Надо сказать, что я только что встречался в Детройте с первыми лицами «Форда» и «Дженерал Моторс» и мы обсуждали ход реализации этих дальнейших проектов. У компаний абсолютная уверенность, во-первых, в правильности сделанного ими выбора, правильности позиции российского Правительства по этому поводу. И настрой не просто на такое утилитарное выполнение соглашений, а на содержательную работу по переносу и созданию компетенции на всех участках производства – от инженерного труда на разработках новых узлов агрегатов для машин до глобального маркетинга. И что важно: компании подчёркивают желание создать такие инжиниринговые подразделения в России, которые бы занимались исследованиями, разработками, и которые были бы включены в глобальные цепочки технологических разработок в рамках этих больших, глобальных игроков-компаний. В этой связи мы видим достаточно обнадёживающую ситуацию по реализации этих соглашений и достаточно ясное понимание того, как мы достигнем стратегических целей, которые поставлены перед отраслью.

В.В.Путин: Очень хорошо.

Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), как решается вопрос ГСМ для сельского хозяйства? Мы на одном из президиумов об этом говорили: были обращения к нам по поводу того, что не везде одинаково эффективно работает схема снабжения сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами со скидкой.

Е.Б.Скрынник: Уважаемый Владимир Владимирович, по Вашему поручению совместно с Минэнерго мы ситуацию отслеживаем. Во-первых, по дизельному топливу сформирован запас для проведения уборочных работ на 29 дней, по автобензину – на 21 день. Кроме этого, в оперативном режиме в рамках совместной рабочей группы мы для 40 регионов по их обращениям перенесли объёмы с осеннего периода на период проведения уборочных работ – на июнь и июль, например, Ростовская область, Волгоградская, Воронежская, Астраханская, Краснодарский край, то есть, вопросы таким образом решены. Мы в ежедневном режиме ситуацию отслеживаем, и если возникают вопросы, мы их решаем. Кроме этого, работает «горячая линия», куда обращаются наши сельхозтоваропроизводители, мы также это всё рассматриваем. Мы с регионами отслеживаем эту ситуацию, поэтому ситуация стабильная, льготное топливо все получают по запросам.

В.В.Путин: Смотрите повнимательнее.

Е.Б.Скрынник: Да, мы контролируем.

В.В.Путин: Елена Борисовна, мы сейчас были только что в Ростове-на-Дону, я там (как Вы знаете) встречался и непосредственно с людьми, которые работают на земле. Не все знают о нашей программе поддержки тех хозяйств, которые сохранили поголовье крупного рогатого скота. Мы выделили 5 млрд, практически довели до всех регионов, а в не во все хозяйства эти деньги поступают. Они даже не знают об этой программе, как ни странно.

Е.Б.Скрынник: Владимир Владимирович, у нас сохранили поголовья 32 региона. Эти 32 региона сформировали заявки, но некоторые из них не подготовили, к сожалению, нормативную базу и, к сожалению, не предусмотрели софинансирование, хотя мы неоднократно с ними по этому поводу работали. Поэтому 36% этих средств мы уже перечислили туда, где готова нормативная база и соответственно софинансирование, но такие регионы, как Ростовская область, Дагестан, Северная Осетия, Мурманская область, Астраханская область, не подготовили нормативную базу и софинансирование. Поэтому при Вашей поддержке прошу обратить внимание регионов на необходимость подготовки соответствующих документов и доведения средств.

Мы со своей стороны в постоянном режиме с ними работаем.

В.В.Путин: Доведите это всё-таки до конца.

Е.Б.Скрынник: Да, Владимир Владимирович, мы всё сделаем.

В.В.Путин: Надо добиться этого софинансирования и того, чтобы деньги дошли до производителей. Мы же эти деньги выделили из федерального бюджета. Они у нас фактически в определённом объёме зависли, получается.

Е.Б.Скрынник: Да, Владимир Владимирович, поэтому мы со своей стороны и я просим Вашей поддержки, чтобы руководители субъектов обратили на это внимание.

В.В.Путин: Да-да-да. Вот прямо по субъектам пройдите, где пока эта работа не выполнена, и с руководителями при поддержке Виктора Алексеевича (В.А.Зубков)… Виктор Алексеевич, подключитесь, пожалуйста, доведите до конца.

Е.Б.Скрынник: Да, обязательно.

В.А.Зубков: Хорошо.

В.В.Путин: Давайте посмотрим на повестку дня сегодняшнего Президиума. Речь сегодня пойдёт о большом блоке поправок в действующее законодательство. Речь прежде всего пойдёт об очередном пакете новаций, призванных служить развитию конкуренции, проведению эффективной антимонопольной политики, по сути, в конечном итоге на сдерживание цен на товары и рост тарифов.

Эту работу мы проводим последовательно, хорошо понимая, что только в условиях реальной конкуренции возможно динамичное развитие бизнеса, выход на рынок новых компаний, глубокая модернизация экономики и снижение издержек. Без этой работы тоже невозможно.

При разработке нового пакета инициатив были учтены замечания и пожелания бизнес-сообщества, ведущих российских и зарубежных юристов и экспертов. Мы обсуждали это только сейчас с руководителем антимонопольной службы. Учитывался опыт последних лет и в нашей стране, и за рубежом. Общая логика остаётся неизменной – создание понятных и максимально благоприятных правил для участников экономической жизни, защита интересов потребителей и добросовестного бизнеса. При этом жёсткие санкции для тех, кто пытается извлечь выгоду из нечестных правил игры, не повышая свою эффективность, а развивая разного рода сомнительные схемы, манипулируя рынком, грубо нарушая права других компаний, необоснованно завышая и удерживая на этой необоснованно высокой планке цены и тарифы.

Коротко несколько слов о сути предлагаемых новаций. Предлагается установить уголовную ответственность за сговоры, ограничивающие конкуренцию, – так называемые картели. При этом вводятся чёткие и ясные определения, что является признаком картеля, то есть никакого произвольного, расширительного толкования со стороны антимонопольных органов не допускается. Добавлю, что и лишних административных барьеров для бизнеса также не будет появляться.

Санкции при этом должны быть соразмерны ущербу, и это также отвечает нашей принципиальной логике и, повторю ещё раз, международной практике последних лет.

Во-вторых, цена товара не будет признаваться монопольно высокой, если она установлена в ходе биржевых торгов при соблюдении всех необходимых условий. Это справедливо, так как биржевая цена носит объективный характер.

В то же время, если цена, например на нефтепродукты, о которых мы в последнее время так много говорим, в ходе торгов возрастает значительно выше мировой и для этого нет никаких экономически обоснованных причин, то в таком случае она может квалифицироваться как монопольно высокая цена.

Далее. Добросовестный арендатор получает право без торгов заключать соглашения на продление аренды государственного или муниципального имущества. Это реальный инструмент поддержки малого и среднего бизнеса, включая инновационный.

Следующий вопрос повестки дня также связан с повышением эффективности государственных институтов и качества предоставляемых услуг. Мы сейчас активно создаём базу для широкого внедрения механизмов «электронного правительства», перехода всех государственных учреждений на электронный документооборот. Использование современных информационных технологий позволяет значительно ускорить и упростить административные процедуры, убрать неэффективные бюджетные расходы, а главное – обращение в госорганы должно стать для граждан более комфортным, неутомительным, удобным. Надеюсь, что не потребуется тратить время на получение разного рода справок, утомительное стояние в очередях, как я уже говорил.

Отмечу, что в этом году на информатизацию федеральных органов власти планируется потратить более 80 млрд рублей. И конечно, эти средства нужно расходовать рачительно, с максимальной отдачей.

Вместе с тем мы сталкиваемся и с фактами, когда за счёт бюджета финансируются разработки информационных систем, которые затем лежат годами мёртвым грузом и никем не используются. Либо по новой заказываются аналогичные схемы, которые уже отработаны, существуют и даже работают в некоторых органах государственной власти. Подчас закупаются усложнённые, совершенно ненужные в данном случае и не находящие практического применения соответствующие программные продукты за рубежом. Они, как правило, не интегрируются в единую систему документооборота в России.

Считаю, что Минкомсвязи следует более жёстко контролировать реализацию ведомственных планов по информатизации, в том числе сформировать единые требования и стандарты к информатизации органов госвласти. Мы, кстати, говорили уже об этом ещё в начале года, по-моему. Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щёголеву), прошу вас самым внимательным образом к этому отнестись.

И ещё на один очень важный вопрос, напрямую связанный с внедрением информационных технологий, хотел бы обратить внимание. Речь идёт о создании единой системы межведомственного электронного взаимодействия, которая будет использоваться при предоставлении государственных и муниципальных услуг нашим гражданам. Чрезвычайно важная вещь. Если не наладить такого информационного обмена между ведомствами, грош цена тогда всей этой работе. В этом и весь смысл, чтобы между ведомствами был налажен электронный документооборот. Работа сложная и без всякого преувеличения очень масштабная. Нужно обеспечить подключение разных информационных систем к общей интегрированной базе данных. Времени и больших финансовых затрат требует оцифровка миллионов бумажных документов. И здесь, конечно, нужно исходить из необходимости обеспечить качество этой работы.

На 24 июня текущего года к единой системе электронного взаимодействия подключились 41 федеральное ведомство и два государственных внебюджетных фонда – Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. На региональном уровне к системе единого взаимодействия присоединились 15 субъектов Российской Федерации.

Ещё раз повторяю: работа должна быть проведена качественно. Здесь затягивать ничего не нужно, но если, Игорь Олегович, увидите, что есть какие-то проблемы, лучше сделать качественно – чуть попозже, но качественно. Но только специально ничего не нужно затягивать – повторяю ещё раз.

Прошу Правительственную комиссию по внедрению информационных технологий вести тщательный мониторинг развития этой ситуации, а Минкомсвязи более активно, напрямую работать с федеральными ведомствами и регионами Российской Федерации, быть в постоянном контакте.

Давайте с этого начнём.

 

Дополнительные материалы по теме