Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Игорь Олегович, мы с Вами обсуждали одну из тем, которая является актуальной для большого количества наших граждан, проживающих на селе. Речь идёт о телефонизации сельских поселений. Многие из этих пунктов удалены от крупных центров, и для них такой вид связи, как телефон, конечно, приобретает особое значение. Многие люди хотят пользоваться и самыми современными видами связи, хотят пользоваться интернетом и т.д. В этом направлении что Вы предполагаете сделать в ближайшее время?
И.О.Щёголев: У нас была достаточно большая программа, которая называлась «Внедрение универсальной услуги связи». В итоге мы поставили по стране 150 тыс. таксофонов в населённых пунктах приёмной категории (это значит, что появилась такая связь). Там есть возможность бесплатного соединения – в посёлках стоит и на почтах. Оформлено так, что заметно издалека. Кстати, когда у нас было чрезвычайное положение прошлым летом, когда горело всё, большая часть вызовов была связана с этим – предупредить о пожаре, вызвать службу. Институт себя оправдал, но, конечно, становится уже институтом вчерашнего дня, потому что позволяет звонить только по телефону и о новых услугах связи речи быть не может.
В.В.Путин: А переносные системы связи?
И.О.Щёголев: Мобильные системы связи – это, конечно, услуга сегодняшнего дня. Все запросы, которые мы получаем, идут от жителей сельских поселений, удалённых населенных пунктов, которые чувствуют себя во многом ущемлёнными, потому что у них нет мобильной связи. А для операторов, рыночных игроков мобильная связь в этих населенных пунктах не всегда рентабельна, они с ней не торопятся.
Поэтому, с одной стороны, у нас в этом году завершается реформа «Ростелекома» – мы получили консолидированную компанию, в которой объединили усилия: уходит дублирование расходования средств, есть возможность решать большие национальные задачи. «Ростелеком» сейчас такую задачу готовит, они собираются в ближайшее время её оформить, и мы сможем Вам показать, как это будет выглядеть на деле, какое качество связи будет предоставляться. Это действительно позволит и интернет доставлять, и интернет-телевидение, и пользоваться государственными электронными услугами. При этом, конечно, будет качественная телефонная связь – это одно решение.
В.В.Путин: Как быстро и в каких объёмах вы предполагаете разворачивать эти услуги?
И.О.Щёголев: Предполагаем, что программа займёт примерно три года и охватит примерно 4,5 млн семей – большая масштабная программа, стоимость её составит порядка 8 млрд рублей. Это будут инвестиционные средства компании, которая на это идёт потому, что это требования сегодняшнего дня: нужны новые клиенты и люди готовы, ждут такой модернизации.
С другой стороны, если говорить о мобильной связи в прямом понимании (технология, о которой я говорю, тоже на радиодоступе, но не является мобильной связью в полном понимании), мы готовим решения, которые модифицируют универсальную услугу связи, с тем чтобы до 2015 года большинство наших населённых пунктов, где живёт большинство нашего населения, обеспечить мобильной связью. Мы уже в ближайшее время будем готовы доложить, какие механизмы мы планируем для этого задействовать.
В.В.Путин: Хорошо. Вы говорили о роуминге, сотрудничестве с иностранными партнёрами. Знаю, что в целом ситуация меняется. Как Вы её сами оцениваете на сегодняшний день?
И.О.Щёголев: Считаем, что это сотрудничество оказалось интересным большинству наших партнёров. В Европе осенью этого года состоится конференция министров связи Европейского союза (во второй половине года Польша будет возглавлять Европейский союз, и наши польские коллеги очень живо откликнулись на наши предложения). У нас уже идут переговоры напрямую между операторами, и в октябре этого года в Польше мы планируем уже говорить с нашими коллегами из всех европейских стран, с тем чтобы обсудить модель, которую мы предлагаем – присоединение к европейскому принципу регулирования роуминга, чтобы нашим гражданам, выезжающим в Европу, эти услуги обходились гораздо дешевле.
Европейские коллеги тоже в этом заинтересованы, чтобы потом эту модель перенести на третьи страны, потому что их граждане тоже много ездят по миру и эта услуга для них пока регулируется не всегда понятно и люди несут лишние затраты. Это с одной стороны. С другой стороны, у нас есть, конечно, большой потенциал как страны транзитной. Сейчас мы в основном используемся с Запада на Восток для перегрузки большого объёма данных и с Востока на Запад. Для этих целей мы расширяем наши магистральные сети, в том числе с использованием отечественного оборудования, с тем чтобы научиться на этом зарабатывать. Сейчас мы двинулись на юг, в направлении Индии: недавно было подписано соглашение о создании трехстороннего консорциума, которое нам позволяет предоставлять такие услуги. Очень многие страны с Аравийского полуострова, Ближнего Востока заинтересованы в этом потому, что это будет короткий маршрут в обход Суэцкого канала. Все считают, что Россия имеет серьёзный шанс проявить себя как страна-транзитёр.
В.В.Путин: Не оставляйте эту тему. Нужно доводить до конца и постоянно обращать на это внимание, с тем чтобы наши граждане не были поставлены в условия худшие, чем граждане любых других стран, пользующиеся этими услугами связи.