Выступление В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые дамы и господа! Дорогие друзья! Я очень рад вас видеть, иметь возможность встретиться со многими своими друзьями.
Хочу вас порадовать тем, что отношения между нашими странами, как вы видите, прекрасно развиваются. Мы вчера вечером имели возможность очень коротко обменяться с Премьер-министром Франции впечатлениями о том, как идёт наша совместная работа. И могу вас порадовать тем, что мы с Францией, одной из немногих стран, вышли на докризисный уровень товарооборота, даже чуть-чуть его превысили в прошлом году. О чём это говорит? Это говорит о том, что отношения между нашими странами… У нас по объёму товарооборота есть партнёры и побольше, но качество наших отношений таково, что оно позволяет и позволило выйти на докризисный уровень взаимоотношений, а у нас довольно диверсифицированные отношения в экономике. Здесь и традиционные направления сотрудничества для России: это и энергетика, причём она развивается все больше и больше; это и углеводороды, и возобновляемые источники энергии; это и атомная энергетика. Французы – известные лидеры в этой сфере.
Сейчас атомная энергетика переживает тяжёлые времена после ужасной трагедии на «Фукусиме», но мы с вами прекрасно понимаем, и многие во всяком случае, уверен, согласятся со мной: к сожалению, сегодня невозможно для такой страны, как Франция, где почти 80% энергоресурсов обеспечивается за счёт атомной энергетики в структуре энергетического пакета, отказаться от неё просто нереально. Как бы ни хотелось, нереально абсолютно. Несмотря на трагедию, которая произошла в Японии, мы тем не менее постепенно реализуем наши планы увеличения объёма атомной энергетики в России с сегодняшних 15–16% до 25% и будет развивать это направление.
Я почему так на этом сосредоточился? Потому что с французами нам довольно сложно было работать по этому направлению. Франция – лидер в Европе, и лидерские позиции, естественно, хочется за собой закрепить. Но и в этой части нам удаётся договариваться и выходить на общие направления работы в двустороннем плане и на рынках третьих стран. Мы активно привлекаем французов для работы в третьих странах, там, где они являются безусловными лидерами. Но этим не ограничивается наша совместная работа. Это и авиация, и космос. Мы, к сожалению, задержали пуски ракет с Гвианы, но надеюсь, что в этом году, осенью, всё-таки это произойдёт. Для этого есть все предпосылки. Развиваются традиционные виды торговли, в общем, и высокотехнологичный сектор, и энергетика, и просто торговля развиваются успешно.
Безусловно, невозможно развивать двусторонние отношения в полноценном формате без гуманитарной составляющей. В том числе при вашей активной поддержке, при активной поддержке многих из здесь присутствующих, в этом зале успешно прошли перекрёстные годы – Франции в России и России во Франции. Проведено большое количество совместных мероприятий, которые, безусловно, обогатили наши взаимоотношения в гуманитарной сфере.
Что говорить, без французской архитектуры трудно представить себе российскую архитектуру. Без важнейших компонентов российской литературы трудно, наверное, представить и некоторые направления в литературе Франции. Я хочу вас проинформировать, что буквально вчера подписал постановление Правительства России о федеральной целевой программе по развитию русского языка, рассчитанной на ближайшие несколько лет. Один из разделов этой программы предусматривает оказание необходимого содействия и помощи в развитии русского языка в зарубежных странах. Кстати, есть идея проведения перекрёстных годов русского языка во Франции и французского языка в России. Я тоже очень рассчитываю на активное участие многих из присутствующих здесь специалистов в реализации этой программы. Безусловно, такие мероприятия не могут не сближать и без того достаточно близкие народы по истории и по культуре, как Франция и Россия.
Буквально через час мы вместе с господином Фийоном будем открывать памятник Русскому экспедиционному корпусу, который воевал здесь, во Франции, во время Первой мировой войны. Вы знаете, для меня это было большой и приятной неожиданностью, когда французские коллеги предложили этот проект. Это говорит о том, что мы с обеих сторон – и со стороны России, и со стороны Франции – очень бережно относимся к страницам общей истории. Мы были союзниками в двух войнах и теперь, конечно, имея за плечами такой багаж совместной работы, решения важнейших и сложнейших проблем, мы двигаемся дальше, активно сотрудничаем и в ООН, и в «большой восьмерке», и в «двадцатке». Вместе развиваем наш общий европейский дом. И Франция для нас была и остаётся важнейшим стратегическим, в полном смысле этого слова – стратегическим, партнёром. Я хочу вас поблагодарить за совместную работу и пожелать нам успехов на этом благородном пути. Вам спасибо больше за внимание, и предлагаю в свободной дискуссии обменяться мнениями о том, что происходит в нашей совместной работе и на чём мы должны сосредоточить своё внимание в ближайшее время. Спасибо вам за внимание.
* * *
Ответы на вопросы и комментарии В.В.Путина к выступлениям участников встречи:
К выступлению Пьера Лелуша – государственного секретаря по внешней торговли Французской Республики
В.В.Путин: Вы упомянули несколько направлений нашего сотрудничества. Компанией «Электрисите де Франс» не ограничивается число участников российско-французского экономического взаимодействия, хотя проект, о котором Вы сказали, – это новый шаг, потому что «Электрисите де Франс» будет действительно участвовать в развитии передающих магистралей, передающих сетей, и такого сотрудничества у нас ещё с нашими западными партнёрами не было.
У нас очень хорошо продвигается либерализация нашего электрического хозяйства. Есть в этой связи и определённые трудности, связанные с ростом тарифов, цен. И здесь мы должны предпринимать шаги, связанные с тем, чтобы сдержать эти темпы, хотя мы понимаем наших инвесторов и будем аккуратненько двигаться по этому пути, который позволил бы им не только вернуть свои инвестиции, но и работать с прибылью на российском рынке. Мы свою ответственность понимаем, будем действовать ответственно по отношению к потребителям и инвесторам. Мы находимся в постоянном контакте, и думаю, что «Электрисите де Франс» приняла правильное решение о работе в Сибири. Она не единственная иностранная европейская компания, которая работает на сибирском рынке: рынок колоссальный, огромный, потребителей там много. Это прежде всего, конечно, промышленные потребители, крупные потребители, и в первую очередь это наши металлургические компании, причём компании мирового класса и с мировым размахом деятельности. В общем и целом это движение в очень правильном направлении.
Кроме этого, и «Тоталь» работает активно. Я смотрю: здесь российский партнёр «Тоталя» находится тоже. Очень хорошее направление по углеводородам уже работает на Харьягинском месторождении, теперь будут работать на Ямале по двум направлениям. Они входят в одну из наших крупнейших частных компаний по добыче природного газа: «Новатэк» приобретает там 12%, 20% покупают в будущем предприятия по сжижению газа.
С учётом проблем, о которых мы сейчас говорили (по атомной энергетике, углеводороду, особенно по этому направлению) это приобретает особую актуальность. У нас работает «Газ де Франс» – наш давний, очень надёжный, проверенный партнёр. Мы вместе теперь участвуем в работе по «Южному потоку», по «Северному потоку». Вы упомянули, и я говорил уже, вы сами сказали про работу в атомной энергетике: она приобретает новое направление. Мы работаем по самым современным проектам. Это касается и новых реакторов на быстрых нейтронах, это касается тихоходных реакторов. Всё это – в повестке дня сегодняшней совместной работы.
Говорили о космосе, здесь у нас давнее очень эффективное сотрудничество, которое приобретает абсолютно новые формы с запланированными пусками с французской Гвианы. Но не только это. У нас есть ещё очень хороший проект, который называется «Урал». И этот проект предусмотрен к реализации после 2020 года, в том числе возможно создание совместного пилотируемого корабля. Очень интересная, перспективная работа.
Но не только космос – и авиация. Мы вместе сейчас выводим на рынок очень хороший среднемагистральный самолёт «Суперджет-100». Я уже как-то говорил, работа шла на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре. Авиационный завод, довольно крупный, который до сих производил исключительно военную технику, боевые истребители семейства «Сухой», сейчас там уже сделали, и сейчас выводим уже на рынок очень хорошую среднемагистральную машину «Суперджет-100»: очень хороший французский двигатель, французские специалисты там работали. Я повторяю, как-то приехал туда (где Париж, а где Комсомольск-на-Амуре – совсем далеко), кругом французская речь, ваши коллеги активно там присутствовали, активно работали и продолжают работать до сих пор.
У нас есть ещё один совместный проект – МС-21 – среднемагистральный самолёт. Очень хорошая машина будет в ближайшем будущем. Есть проекты в области вертолётостроения. Мы намерены работать на первом этапе по оснащению наших вертолётов французскими двигателями, а потом строить совместные предприятия по производству вертолётов на территории Российской Федерации.
Что касается «Мистраля», это особый вопрос, это просто подчёркивает совершенно уникальный характер двусторонних межгосударственных отношений. В общем, дела по вашей части, по части экономики, развиваются весьма неплохо, но это ещё не всё, на что мы способны.
Ответ на вопрос члена сената Французской Республики Ж.Шамона о причинах создания Общероссийского народного фронта
В.В.Путин: В России происходит только становление многопартийной системы, партии укрепляются, ищут себя, ищут своего избирателя, ищут свою устойчивую политическую платформу. Но так же, как и везде, любая политическая сила, которая находится в течение какого-то количества лет у власти, является доминирующей, она, так или иначе, несёт на себе груз ответственности за всё, что происходит. Это, во-первых. А во-вторых, всё-таки наступает такое привыкание к власти, наступает определённая анемия по отношению к реальным проблемам тех граждан, которых та или иная политическая сила представляет. Многим начинает казаться, что так было всегда и так должно остаться вечно, что доминирующая политическая сила так и будет доминировать, уже мало что предпринимая для того, чтобы отвечать на вызовы текущего дня. Поэтому любая политическая сила вообще, а правящая тем более нуждается: а) в притоке свежих идей и б) в притоке носителей этих свежих идей, нуждается в определённом обновлении. Смысл и задача Общероссийского народного фронта как раз в этом и заключаются, чтобы привлечь людей со свежими взглядами, интересными взглядами, интересными идеями и людей, которые способны реализовать и провести в жизнь эти идеи, но по предложенным «Единой Россией», своим, уже отработанным каналам, для того чтобы провести этих людей в различные уровни власти – в муниципальный, региональный и в Государственную Думу, в российский парламент.
Я уверен, что это пойдёт на пользу и развитию многопартийности политической жизни, освежит её, придаст новый динамизм и позволит лучше реагировать на текущие проблемы граждан, реагировать и лучше решать эти задачи. И собственно говоря, практика последних нескольких недель показывает, что эти ожидания оправдываются. Действительно, «Единая Россия» предложила свою платформу и наработанные механизмы проведения людей в те уровни власти, о которых я сказал. В целом люди поверили этому, и на эту площадку поступают действительно интересные идеи и их носители, что самое главное. Дискуссия разворачивается не просто широко, а подчас очень остро, и это даёт мне надежду на то, что и выборы в парламент России (должны пройти в начале декабря текущего года) пройдут на должном уровне и это приведёт к тому, что в парламенте появится много новых и интересных людей, которые хотят и способны будут решать стоящие перед страной задачи.
Комментарий к выступлению Ю.И.Рубинского – руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН
В.В.Путин: Мой ответ не будет оригинальным. Что я по этому поводу думаю?
Я думаю так, что при проведении тендеров и конкурсов побеждать будут такие наши партнёры, которые предложат решение проблем, предлагаемых проблем, с лучшим качеством и меньше по цене. Это обычные принципы – соотношение цены и качества. Здесь мы не можем и не будем делать никаких исключений, несмотря на вечную дружбу, а будем руководствоваться исключительно соображениями экономического характера. Вместе с тем могу отметить, что, к удовольствию наших французских партнёров, они очень часто оказываются на высоте. Это касается и железных дорог, это касается и работы в области транспортного машиностроения, это касается и сфер энергетического машиностроения, это касается и автомобильных дорог. Французы очень часто эти тендеры, конкурсы выигрывают, выигрывают по праву, и мы очень надеемся, что мы с обеих сторон будем исполнять все взятые обязательства.
Мы видим, что в России (она в этом смысле не исключение) возникают проблемы, связанные с необходимостью решения экологических задач. Мы благодарны нашим французским партнёрам за то, что они с пониманием относятся к тому, что мы должны решать эти проблемы аккуратно, сообразно с нашим законодательством, с уважением относясь к здравым требованиям и предложениям экологических организаций. Наши планы реализуются, и мы будем вот так, действуя аккуратно, исходя из наших национальных интересов, привлекать европейских партнёров к развитию инфраструктуры, в том числе будем привлекать их, как мы делали до сих пор, из Франции. Будем работать в этом отношении. У французских компаний действительно очень хороший опыт и хорошие технологии.
Комментарий к выступлению Б.Лозе – президента группы «Лозе», президента Международного совета по охоте и охране животного мира (CIC)
В.В.Путин: Что касается совместной работы в области машиностроения. У нас «Пежо», «Ситроен» работают активно, как вы знаете. «Рено-Ниссан», совместная французско-японская компания, имеет стратегического партнёра в виде нашего крупнейшего производителя автомобильно-легковой техники АвтоВАЗа. Сейчас они прорабатывают, собственно, уже проработали и приступили к реализации своего проекта по производству в России новых легковых автомашин на шесть модификаций. В общем и целом работа идёт очень хорошо.
Кстати говоря, я уже упоминал об этом, ещё раз могу повторить: в разгар кризиса, когда нам нужно было поддержать АвтоВАЗ, мы пошли навстречу нашим партнёрам из «Рено». Мы дали государственные деньги на поддержку предприятия, но дали таким образом, чтобы не размывать пакет нашего иностранного, в данном случае французского инвестора. Мы сделали это сознательно, имею в виду, что они купили 25% АвтоВАЗа на дорогом рынке и сразу же попали в кризис – мы как бы заплатили за это доверие. Но и французская компания ответила нам так же благородно. Они разработали совместно с российскими партнёрами программу по развитию АвтоВаза и приступили сейчас к реализации.
Здесь уже звучала информация о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения. Я сам уже говорил о возможном сотрудничестве в области энергетического машиностроения, авиационной техники, ракетной техники и так далее. Но на что я хотел бы обратить внимание: у нас так же, как и в любой стране, есть свои собственные национальные интересы, они заключаются в том, чтобы развивать экономику, технологии и налогооблагаемую базу на собственной национальной территории. Мы, разумеется, исходим из того, что сотрудничество должно быть выгодным для обеих сторон, иначе невозможно рассчитывать на плодотворное сотрудничество именно для обеих, в том числе для российской стороны. Это значит, что мы проводили до сих пор и будем проводить следующую политику в этих сферах: мы будем добиваться того, чтобы увеличивать объём так называемой локализации, то есть объёма выпуска продукции на территории Российской Федерации с одновременной передачей технологий – с трансфертом технологий. Я думаю, что это вполне понятно, объяснимо, имея в виду, что наши партнёры получают главное преимущество в условиях рыночной экономики – национальный рынок Российской Федерации.
Вот, скажем, в области автомобильного транспорта (я сейчас боюсь ошибиться в точности, в цифрах) для примера: легковых автомобилей, по-моему, в прошлом или позапрошлом году у нас было продано больше, чем в Индии, – продано. Вы представляете, в Индии 1 млрд 200 млн человек и в России 144–145 млн, а легковых автомобилей было продано больше, чем в Индии. Это о чём говорит? О том, что ёмкость рынка России очень большая.
Кроме того, мы сейчас, как вы знаете, создали Таможенный союз, и следующий шаг – с 1 января будущего года будет Единое экономическое пространство. То есть это будет по качеству очень близко к тому, что имеет Европа вот здесь, в западной части Европы, я имею в виду ЕС, а у нас будет на три страны – Казахстан, Россию и Белоруссию. Это расширяет рынок, расширяет возможности и привлекательность этого пространства. И наши партнёры, конечно, уверен, это оценят. Но повторяю ещё раз: мы будем стремиться проводить и выстраивать нашу политику таким образом, чтобы в этой сфере – в сфере машиностроения – конечным результатом было увеличение локализации с одновременным трансфертом технологий.
В области автомобилестроения, допустим, мы с чего начали эту программу? 25 тыс. автомобилей должны были производить наши партнёры на территории Российской Федерации, и локализация – до 15–25%. Следующий шаг – это производство на территории Российской Федерации не менее 300 тыс. автомобилей с локализацией не менее 60–65%, включая трансмиссию и двигательные установки. Практически все наши партнёры, крупные производители автомобильной техники Европы, все с этим согласились и приходят для совместной работы. Кстати говоря, не только европейцы, но и, скажем, североамериканские компании. Вот только что, недавно, я присутствовал при подписании соответствующего соглашениями между нашими компаниями «Соллерс» и «Фордом». Европейцы тоже приходят с удовольствием. Единственное, с кем нам пока не удалось договориться по этому поводу, – это с чиновниками из Еврокомиссии. Но жизнь идёт своим чередом, и реальные контракты подписываются, работа идёт. Я уверен, что, выстраивая такую масштабную работу на принципах взаимной выгоды, мы там будем добиваться успеха.
Комментарий к вопросу вице-президента, исполнительного директора совета директоров группы «Винси» Ив-Тибо Де Сильги, касающегося строительства автодороги Москва–Санкт-Петербург
В.В.Путин: Те задержки, которые возникли в связи с необходимостью более тщательного анализа экологических последствий этого проекта… Я благодарен вам за понимание этой ситуации, но в конечном итоге эта проблема решена – решена, в том числе, и с точки зрения соблюдения необходимых экологических требований. Как вы знаете, принято решение произвести дополнительные посадки в связи с прокладкой маршрута этой дороги. Но мы с вами хорошо знаем, что эта дорога, можно сказать, жизненно важна, жизненно необходима для России. Два крупнейших мегаполиса – 5 млн и почти 12 млн человек, соответственно, в Петербурге – 5 млн, в Москве – 11–12 млн уже с приезжими, там до 13 млн доходит… В некоторых местах пропускная способность была рассчитана на количество автомобилей, которое сегодня уже увеличено в десятки раз. Просто в десятки раз! Это ведёт не только к колоссальным экономическим потерям – отсутствие необходимой инфраструктуры между двумя крупнейшими мегаполисами России ведёт не только к огромным экономическим потерям, потому что очень большой объём перевозок, особенно между Северной Европой, Скандинавией и Центральной Россией, и отсутствие дороги сдерживает развитие экономики. Но, к сожалению, это ведёт и к человеческим жертвам. Очень много аварий на этой неприспособленной дороге - эта дорога ещё XIX века по качеству, совершенно не соответствует потребностям сегодняшней России. Мы также будем внимательно относиться к проблемам экологического характера, но развивать инфраструктуру страны, конечно, будем. Уверен, что у нас с вами впереди ещё много совместной работы. Спасибо.
Комментарий к вопросу В.А.Никонова – президента Фонда «Политика», главного редактора журнала «Стратегия России»
В.В.Путин: Любой положительный опыт – и французский, и итальянский, и американский – всегда может и должен применяться и в нашей стране. Любой положительный опыт! Мы, кстати говоря, занимаемся анализом этого опыта, и наши соответствующие службы (скажем, Федеральная миграционная служба) находятся в постоянном контакте с нашими партнёрами и анализируют ситуацию в других странах. Это общая проблема сегодня, миграционные потоки. В Российской Федерации находится где-то больше 10 млн нелегальных мигрантов – примерно такое же количество, как, скажем, в Соединённых Штатах Америки и как в объединённой Европе. У нас общая проблема, и, конечно, есть, наверное, и общие принципы решения. Но есть и особенности, серьёзные особенности.
У нас миграция в основном из бывших республик Советского Союза. У нас нет визового режима с этими республиками, у нас всё-таки особый характер отношений. Есть языковые проблемы, но всё-таки они не такие острые, как между, скажем, странами Северной Африки и Францией, Италией, Южной Европой или той же Великобританией – такого языкового барьера всё-таки у нас нет. Так же как и нет барьера и проблем с точки зрения ментальности: они тоже существуют, но не такие острые. В Испании, допустим, мне один из моих бывших коллег говорил, что люди живут по 10–15 лет в Испании, а на испанском языке не говорят. У нас, несмотря на то что, повторяю, проблемы языковые тоже есть, но не такие острые, худо-бедно, а всё-таки даже выходцы из среднеазиатских республик начинают как-то по-русски говорить, да и в сегодняшних семьях ещё культивируется русский язык. Там-то нет такой ситуации. Но повторяю: проблемы существуют, и, на мой взгляд, это отдельная тема, очень сложная, очень чувствительная.
Количество мигрантов, на мой взгляд, должно быть таким, чтобы общество, в которое они прибывают, могло их адаптировать, чтобы общество и государство, в которое мигранты прибывают, были в состоянии их обучать языку, культуре, менталитету.
Нужно регулировать количество, потому что после определённой черты государство не в состоянии решать задачу ассимиляции. Это не значит насильственно отрывать от собственной культуры. Но всё-таки человек, который приезжает в другую страну жить на постоянной основе, обязан уважать законы и культуру той страны, куда он приехал, а чтобы уважать культуру и законы страны, в которую он приехал, нужно их как минимум знать. Это невозможно без знания языка, без каких-то других элементарных знаний.
Если этого не делать, то тогда местные граждане будут чувствовать себя незащищёнными от неуправляемого потока эмигрантов. Это значит, что сами эмигранты будут чувствовать себя незащищёнными в той среде, в которую они попадают. И это значит, что там, где местные граждане чувствуют себя незащищёнными и не видят защиты со стороны своего собственного государства, они будут отдавать предпочтения националистическим течениям, и будет расти националистический экстремизм внутри самого общества, которое принимает необоснованное количество эмигрантов из других стран. Это очень тонкие и чувствительные процессы, требующие постоянного внимания и управления со стороны государства.
Комментарий к выступлению режиссёра и сценариста П.С.Лунгина о реализации совместных проектов в рамках российско-французской Академии кино
В.В.Путин: Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), пожалуйста, поподробнее поговорите с коллегой, а потом в Москве вернёмся к этому, ладно? Вот Александр Дмитриевич Жуков сидит, мы поищем для вас партнёра. У нас совместная работа есть по некоторым направлениям. Сейчас ВГТРК вместе с французскими партнёрами делают фильм с Депардье в главной роли. Это один из проектов, но в рамках академии, конечно, можно поговорить о какой-то работе, поддержке конкретных направлений.
Комментарий к вопросу о проекте Дома России для русских студентов в Париже
В.В.Путин: По первой информации, которая у меня есть, это проект симпатичный, очень перспективный. Речь идёт о поддержке молодых людей, которые хотят учиться в Париже. Я хочу попросить посла (обращаясь к А.К.Орлову – Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации во Французской Республике), вы, пожалуйста, проанализируйте всё, что с этим связано, потом отдельно через МИД доложите. Мы посмотрим, что можно для этого сделать. Нам нужно внимательно посмотреть на юридическую сторону этого дела, имею в виду собственность земельного участка, строительство, как и что дальше будет происходить с этой собственностью. Мы готовы. Для того чтобы осуществить проект – это не такая уж непреодолимая цифра, неподнимаемая, 35 млн евро, – насколько я понимаю, эти деньги можно найти. Вопрос в том, что дальше будет с этим происходить.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Я со своей стороны хочу вас тоже поблагодарить, сказать, что мне представляется, что вот эта площадка очень удачная. Она объединяет людей, каждый из которых живёт в своей отрасли, в своей области: и экономика, и финансы, и промышленность, и искусство, и транспорт. Очень разные области, но люди объединены общим интересом к сотрудничеству между партнёрами из России и из Франции. И что очень важно, практически все, кто работает на этой площадке, работает успешно – это очень важное обстоятельство. Это собрание успешных людей, заинтересованных в развитии дальнейшего сотрудничества, в развитии отношений между двумя странами во всех областях, в которых вы работаете по самому широкому фронту. Я хочу вас за это поблагодарить и хочу вас заверить, что со стороны Правительства Российской Федерации вы будете неизменно получать только поддержку.
Большое вам спасибо! Je vous remercie!