ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

15 июня, 2011 14:45

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в 100-й сессии Международной конференции труда

«В XXI веке труд человека уже не может восприниматься как некий механический производственный фактор. Необходимо переосмыслить фундаментальную роль, оценку труда. Позволю себе сказать больше: и современное общество, и экономика просто не в состоянии нормально, устойчиво развиваться, если на 1-е место не будет поставлен человеческий капитал, если не будут созданы условия для максимального раскрытия творческого потенциала каждой личности».
В.В.Путин
На 100-й сессии Международной конференции труда

Стенограмма выступления В.В.Путина:

Я очень благодарен генеральному секретарю Международной организации труда за приглашение. Я приветствую всех вас, всех участников юбилейной - 100-й сессии Международной конференции труда. Для меня большая честь выступить перед столь представительной аудиторией и поделиться своими оценками некоторых экономических и социальных тенденций последнего времени.

Но прежде всего хотел бы отметить важнейшую роль, которую играет Международная организация труда – одна из старейших и, безусловно, наиболее авторитетных структур на мировой арене. В разных политических ситуациях, в периоды экономических спадов и экономических подъёмов МОТ последовательно отстаивала интересы трудящихся, их права на достойные, безопасные условия работы, на надёжные гарантии социальной защиты. Подтверждением этих заслуг стала и Нобелевская премия мира, которая была присуждена организации в 1969 году. Эффективность МОТ во многом основана на её уникальном трёхстороннем формате, в котором правительства, работодатели и профсоюзы имеют равный голос при принятии решений. Именно конструктивный социальный диалог позволил МОТ выйти на оптимальные и взвешенные инициативы в ходе глобального финансово-экономического кризиса 2009 и 2010 годов, когда международное сообщество столкнулось с действительно серьёзным вызовом. Да, действительно, сегодня мировая экономика постепенно восстанавливается, но последствия экономических потрясений всё ещё сказываются. У нас, например, полного восстановления пока всё-таки не произошло – у нас, в России, хотя тенденции к этому очевидные. Мы уже больше 2/3 объёма экономики восстановили, но всё-таки это пока ещё не докризисный уровень. И конечно, в этих условиях очень легко можно скатиться к принятию решений, которые, по сути, будут нарушать основные права и свободы человека, будут порождать новые риски.  

Все мы понимаем, что экономические проблемы и дисбалансы носят системный характер, и устранить их глубинные причины за счёт косметических, паллиативных мер крайне трудно, если сказать – вообще невозможно. Очевидно, что нужна более устойчивая и гармоничная модель экономического роста, способная обеспечить прогресс, причём не только для узкого круга избранных и даже не для отдельных государств, а для всего мирового сообщества.

В этой связи хотел бы подчеркнуть: государства, бизнес, международные политические и финансовые организации не вправе забывать о своей фундаментальной ответственности перед гражданами, о своей социальной миссии. Это, на наш взгляд, один из базовых уроков глобального кризиса, который надо учитывать, выстраивая долгосрочную стратегию развития. В центре этой стратегии должен быть, безусловно, сам человек, его право на достойную жизнь, свободную реализацию своих знаний и способностей.

В XXI веке труд человека уже не может восприниматься как некий механический производственный фактор, как обезличенный инструмент достижения экономических показателей. Необходимо переосмыслить фундаментальную роль, оценку труда. Позволю себе сказать больше: и современное общество, и экономика просто не в состоянии нормально, устойчиво развиваться, если на 1-е место не будет поставлен человеческий капитал, если не будут созданы условия для максимального раскрытия творческого потенциала каждой личности. Казалось бы, этот тезис очевиден, логичен и с ним просто нет смысла спорить. Но на самом деле подчас на практике имеет место, если сказать мягко, нестыковка интересов.

Мы сейчас только вот с господином генеральным секретарем в беседе с глазу на глаз говорили о ряде проблем, с которыми сталкиваемся сегодня, и он сам сказал очень важную вещь: нужно добиваться баланса. Трудно с этим не согласиться. С точки зрения почти любого правительства – а уверяю вас, любое правительство ставит во главу угла прежде всего, конечно, достижение социальных целей, – тем не менее с точки зрения любого правительства, чтобы обеспечить эти задачи, решение этих задач, нужно обеспечить необходимые темпы роста экономики и увеличить налоговые поступления, нужно мобилизовать средства под крупные госпроекты и программы. Очень часто за этими крупными госпроектами и госпрограммами уже не видно социальных проблем, частенько они уходят уже на второй план, и кажется, что программы уже сами по себе являются абсолютной ценностью. А некоторые программы никак не совпадают с интересами и с решением социальных задач, например программа в области обороны и безопасности.

Бизнес в свою очередь стремится максимально повысить производительность труда, сократить издержки и увеличить свой доход, зачастую прибегая и к занижению заработной платы, и даже к ликвидации рабочих мест. Частенько пренебрегают, к сожалению, и безопасностью при организации трудового процесса. Для работника же важно добиться достойных условий труда и справедливой оплаты за свой вклад в экономический процесс и формирование прибыли. Нужно откровенно сказать, мы же в постоянном контакте с нашими профсоюзами находимся и спорим частенько, конечно, здесь очень важно, чтобы представители трудящихся были людьми экономически подкованными, грамотными, чтобы требования соответствовали реалиям и возможностям. С тем, чтобы реализация неправомерных, необоснованных требований не привела к разрушению системы.

В целом, тем не менее, налицо ситуация, при которой задачи экономической эффективности или интересы государственной целесообразности не всегда совпадают с императивом социального и гуманитарного развития – это, к сожалению, нужно признать.

Как уравновесить интересы государства, бизнес-сообщества и наёмного работника? Как создать условия для достойного труда и при этом сохранить важнейшие экономические, рыночные индикаторы и индексы роста? В настоящий момент ни у кого нет универсального и системного решения. Поэтому так важно запустить самое широкое, заинтересованное обсуждение идей, концепций и различных мнений, открыть дискуссию, не ограниченную профессиональными рамками, но которая позволит сформировать по-настоящему правильный ответ, найдёт этот правильный ответ.

Отличными возможностями для комплексного «мозгового штурма» располагает, конечно, ваша организация – Международная организация труда. Уникальность МОТ, повторю, в том, что здесь на одной площадке присутствуют и правительства, и бизнес, и профсоюзы, то есть изначально заложены объективные условия для работы над действительно всесторонне сбалансированными решениями. А то, что МОТ уже держит эту тематику в фокусе внимания, подтверждает Глобальный пакт о рабочих местах, который был принят в июне 2009 года, причём принят единогласно. Базовый тезис этого прорывного документа – отказ от простых решений при реализации антикризисных мер, прежде всего таких, как урезание зарплаты и социальных гарантий трудящихся. Отмечу, что в России не просто поддерживают Глобальный пакт, но и делают всё возможное, чтобы груз экономических неурядиц не ложился только на плечи людей. Этим мы руководствовались при подготовке и реализации национальной антикризисной программы. Подчеркну, она стала результатом совместной работы Правительства, деловых кругов и профсоюзов нашей страны.

Мы на своём опыте убедились, как важно иметь отлаженные и проверенные механизмы регулирования трудовых отношений, работающие инструменты социального партнёрства, которые позволяют решать возникающие проблемы через переговоры, поиск компромиссов, взаимный учёт интересов и реальных возможностей. В результате нам удалось сохранить базовые социальные стандарты и конструктивные отношения между всеми сторонами социального партнёрства. Я откровенно скажу: мы очень благодарны за это и представителям бизнес-сообщества, и профсоюзам. Это непростой диалог всегда, очень непростой. Но в целом нам удалось наладить его конструктивный характер, создать конструктивную атмосферу и в конечном итоге добиваться консенсуса.

Мы не стали замораживать пенсии, пособия, зарплаты бюджетников. Более того, мы не только не заморозили, мы по всем направлениям продвинулись вперёд. Мы не стали переносить на потом востребованные проекты по модернизации здравоохранения и образования, демографическому развитию и поддержке семьи. Россия – единственная страна в мире, которая в разгар кризиса подготовила и провела масштабную модернизацию пенсионной системы: в прошлом году пенсии в России были увеличены сразу, за один год, на 45%. Не только пенсии, мы проиндексировали все социальные пособия, все без исключения. Всё, что планировалось в докризисный период, всё было сделано. Конечно, нам было трудновато с тем, чтобы проиндексировать пенсии, скажем, в бюджетной сфере. Но в конце 2008 года мы фонд оплаты труда в бюджетной сфере увеличили сразу на 30%. К сожалению, в 2010 году нам не удалось проиндексировать заработные платы бюджетников. В этом году мы делаем это летом – на 6,5%. Думаем и наверняка сделаем ещё следующий шаг, не предусмотренный даже в бюджете, осенью текущего года.

По сути, активная, наступательная политика социального развития стала для нас одним из важнейших действенных инструментов борьбы с кризисом. Я не могу не согласиться с господином Генеральным секретарём, когда он сегодня в ходе нашей беседы сказал, что, поддерживая беднейшие слои населения, мы поступаем абсолютно правильно, потому что это как раз те люди, которые не копят, не откладывают на завтрашний-послезавтрашний день. Они просто идут в магазин и тратят эти деньги, по сути, поддерживая национальное сельхозпроизводство, потому что, как правило, покупают вещи, прямо надо сказать, подешевле. А это, как правило, товары отечественного производства.

Мы продолжили совершенствовать трудовое законодательство, в том числе внедряя лучшие международные трудовые стандарты, закреплённые в документах МОТ. Так, в 2010 году было ратифицировано четыре конвенции МОТ, включая Конвенцию по защите прав представителей работников, которая расширяет возможности для деятельности профсоюзных организаций на предприятиях.

Правительство России по максимуму использовало свои резервы и возможности, чтобы поддержать национальную экономику и прежде всего реальный сектор, в котором сконцентрирована основная масса рабочих мест. Целый ряд государственных мер был направлен на стимулирование спроса в автопроме, машиностроении, других отраслях производства. Серьёзную помощь получила и строительная индустрия. Нам удалось избежать массовых банкротств и закрытия производств, не допустить драматического всплеска безработицы. И при этом мы смогли заложить фундамент для обновления и повышения эффективности наших предприятий. Совместно с регионами были запущены масштабные программы содействия занятости. Государство оказывало финансовую поддержку в организации общественных работ, переобучении кадров, открытии гражданами своего небольшого бизнеса, в переезде людей к новому месту жительства и работы. Мы предложили специальную серию проектов для моногородов – так мы называем такие населённые пункты, в которых жизнь зависит от одного или двух предприятий. В итоге только за 2009–2010 годы в России было создано или восстановлено более 4 млн рабочих мест. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, снизился с 9,4% в феврале 2009 года до 7,2% в апреле 2011 года, хотя мы понимаем, что и этот показатель ещё достаточно высок. И в целом: я, конечно, не хочу создать впечатление, что предпринятые нами действия по минимизации последствий кризиса были близкими к идеалу, но то, что мы старались максимально учитывать социальный фактор, не вызывает сомнений.

Правительство России намерено и впредь проводить активную политику на рынке труда и делать акцент не просто на трудоустройство, а на повышение профессионального, а значит, и общественного статуса работника, на создание условий, для того чтобы люди смогли получить новую, более востребованную специальность, на модернизацию профессионального образования. И вот (я сейчас рассказывал коллегам) мы из тех антикризисных мер по поддержке рынка труда, которые мы выработали и согласовали в трёхстороннем формате, делаем следующие шаги: выделяем, в том числе из федерального бюджета, ресурсы, скажем, на подготовку и переподготовку уже не только для тех, кто утратил работу или может её утратить, но, скажем, для женщин, которые сидят с детьми, находятся в отпуске по уходу за малолетними детьми, либо для женщин, которые работают на вредных производствах. Мы дали возможность получать эти деньги родителям, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями. То есть, после того как наработали ряд мер, связанных с преодолением кризиса на рынке труда, мы их начали расширять на другие категории граждан, которые формально к безработным и не относятся. Я считаю, что это абсолютно оправданно, обоснованно и должно принести положительный эффект. Мы намерены помогать наиболее социально уязвимым категориям граждан – людям с ограниченными возможностями по здоровью, родителям, как я сказал, имеющим детей-инвалидов, и так далее. Одним словом, мы создаём и будем создавать все условия для развития человеческого потенциала нашей страны как главного залога национального успеха и прогресса.

По нашим оценкам, в начале будущего года российская экономика должна полностью преодолеть последствия кризисного спада. Может быть, даже уже в конце этого года. Но уже сейчас мы вплотную работаем над долгосрочными планами и стратегией посткризисного развития, ставим перед собой амбициозную задачу – за предстоящее десятилетие ввести Россию в пятёрку крупнейших экономик мира, а по ВВП на душу населения подняться с нынешних 19,7 тыс. долларов к более чем 35 тыс. долларов на человека. Для достижения этих целей необходимо как минимум в 2 раза повысить производительность труда, а в несырьевых, высокотехнологичных сферах это ещё большая планка –где-то в 3–4 раза надо будет сделать.

Из российской экономики, бюджетной сферы должна уйти неэффективная занятость, а взамен создано не менее 25 млн современных, высокооплачиваемых рабочих мест. Это очень непростая задача, но вполне реализуемая. Имеется в виду и создание новых рабочих мест, и реставрация, скажем, тех, которые имеются. Преображение тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, придание им нового качества. Чтобы наглядно показать масштаб, скажу, что в экономике России сейчас занято порядка 70 млн человек –  где-то примерно 69 млн, то есть должно быть модернизировано каждое третье рабочее место. Это общенациональная задача на ближайшие 15–20 лет, и решаться она будет усилиями всего общества: по-другому её решить невозможно. Уверен, что государство, бизнес и профсоюзы станут здесь естественными союзниками и партнёрами. При этом – я хочу это со всей определённостью подчеркнуть – мы не отойдём от достигнутого высокого уровня социальных гарантий и не допустим, например, увеличения 40-часовой рабочей недели, не будем экономить на безопасности производств и экологических стандартах. Более того, что касается безопасности производств, то за прошлый год мы приняли целый ряд новых нормативных актов – и законодательных, и подзаконных на уровне Правительства Российской Федерации, - повышающих ответственность и государства, и бизнеса за безопасность на производстве.

Динамичное развитие экономики, инновации, модернизация важны для нас не сами по себе. Главное – они должны открывать новые возможности для людей, вести к росту зарплат и профессиональной квалификации, отказу от опасных и вредных производств, создавать основу для благополучия и крепости семей, поднимать стандарты жизни – словом, менять само качество жизни человека. Таким образом, мы намерены концентрировать усилия на формировании новых условий труда, которые соответствовали бы нуждам и требованиям современного человека.

Наши шаги идут в русле разработанной МОТ Концепции достойного труда. Мы разделяем её основные постулаты, более того – готовы способствовать их самому активному продвижению в глобальную социально-экономическую повестку дня. В этой связи у нас есть конкретное предложение – провести осенью следующего года в России международную конференцию высокого уровня по практической реализации установок МОТ, заложенных в Концепции достойного труда. Надеюсь, что эта инициатива получит и вашу поддержку, уважаемые дамы и господа, и поддержку членов организации.

В заключение хотел бы выразить уверенность, что МОТ будет и впредь уделять первостепенное внимание насущным проблемам социальной и экономической справедливости, стимулируя тем самым реальное обеспечение фундаментальных прав и свобод человека.

Я хочу вас поблагодарить за терпение, внимание и пожелать вам всего самого доброго.