На церемонии открытия В.В.Путин выступил с приветственным словом.
Затем грузовой поезд, проехав по 1,5-километровому тоннелю, разорвал в качестве «ножниц» традиционную красную ленту.
Реконструкция Большого Новороссийского тоннеля, построенного в 1888 году на линии Краснодар–Новороссийск и дважды взорванного во время Великой Отечественной войны, шла около года. По оценкам специалистов, проведённые работы позволили увеличить пропускную способность тоннеля втрое – до 150 пар поездов в сутки.
* * *
Выступление В.В.Путина на церемонии открытия Большого Новороссийского тоннеля:
У нас сегодня очень приятное событие. Новороссийский тоннель был сооружён ещё в 1887 году, и тогда он строился силами в основном заключённых, которые работали практически днём и ночью, по 16–17 часов в сутки. Был, правда, он построен в рекордные сроки – за два года. Не все, но почти все люди, которые здесь работали (а работы велись взрывным способом с двух сторон), почти все погибли, так что традиция использовать подневольный труд началась в нашей стране, к сожалению, не со сталинских времен, а ещё и с дореволюционных.
Сегодня мы работали на этом очень важном для юга страны направлении – инфраструктурном – в плановом порядке, спокойно, но очень качественно, используя современные методы. И добились очень хорошего результата. Сначала построили новый тоннель, создали условия для реконструкции старого. Фактически это даже не реконструкция, это новое строительство. Создан новый, современный, отвечающий всем требованиям XXI века инфраструктурный объект – очень важный для развития юга страны, для развития морского порта в Новороссийске, для развития всей инфраструктуры юга России.
Это далеко не последний инфраструктурный объект на юге страны. Нам нужно ещё построить – мы сейчас будем об этом говорить – фактически новый порт на Тамани. Нам нужно заняться развитием железнодорожного сообщения, подходов к Новороссийскому порту, автомобильным сообщением нужно заняться. Мы фактически ведём работу подобного рода на всей территории России – и в европейской части, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Вот сегодня, мы открываем движение по основному новороссийскому тоннелю. Но сегодня же (сегодня!) происходит стыковка и тоннеля на Дальнем Востоке – Кузнецовского тоннеля. Очень важное направление работы, которое позволит нам увеличить пропускную способность Байкало-Амурской магистрали (БАМа), раскрыть его потенциальные возможности, позволит лучше использовать Транссиб, позволит существенным образом нарастить перевозки в портах Дальнего Востока.
Но то, что сделали вы, сделали спокойно, за шесть лет, но очень качественно и в срок, – эта работа заслуживает самой высокой оценки. Я хочу вас поблагодарить за эту работу и поздравить с её завершением. Большое вам спасибо. Поздравляю вас. И думаю можно объявить начало движения по новому тоннелю.