Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Дмитрий Владимирович, создание новой большой структуры, нового агентства давно ожидалось на рынке. И участники рынка считают, и в Правительстве (вы знаете) было такое мнение, что надо создавать крупную структуру, которая будет серьёзным, мощным и эффективным регулятором. Вот оно наконец создано, вы его возглавили. Это действительно очень важное по своим задачам и очень серьёзное по функциям учреждение. Какие задачи вы считаете первоочередными?
Д.В.Панкин: Владимир Владимирович! Сейчас идёт процесс объединения двух федеральных служб – Федеральной службы по финансовым рынкам и Федеральной службы по страховому надзору. Сейчас первая задача для нас – не потерять контроль над рынком в процессе объединения, поскольку, как всегда, процессы преобразования, объединения, тем более переезда служб могут привести к потере контроля. Это первая для нас задача – обеспечить непрерывность контроля, и чтобы никаких провалов не было в процессе преобразований.
Вторая важнейшая задача, с которой я столкнулся, – это контроль над качеством капитала как страховых организаций, так и многих участников рынка ценных бумаг. Вот сейчас столкнулись со страховой компанией. У неё уставной капитал – 1,5 млрд рублей. Она не может выполнить обязательств на несколько десятков млн рублей, потому что капитал нарисованный: фантики, облигации, которые не имеют рыночной стоимости, акции, которые также не имеют рыночной стоимости. Это общая проблема и для страхового рынка, и для рынка ценных бумаг. Здесь нам нужно думать о контроле структуры активов, качества активов.
Второй момент, на который я хотел бы обратить внимание, – необходимо принятие огромной массы нормативных документов, законодательных документов. Стоит серьёзнейшая задача по превращению нас в международный финансовый центр с тем, чтобы создать удобные условия работы как для наших внутренних инвесторов, так и для иностранных инвесторов. Сложность этой работы в том, что однозначных решений нет. Как правило, каждый шаг ведёт к нарушению чьих-то интересов. Кто-то выступает за этот шаг, кто-то – против. Допустим, допуск российских ценных бумаг на международные рынки. Многие наши эмитенты говорят: «Снимите ограничение 25%. Зачем вы вносите это ограничение? Нам важно размещаться на иностранных рынках, важно привлекать дешёвый долгосрочный капитал на российские рынки». Но, с другой стороны, снимая это ограничение, мы тем самым подрубаем развитие внутреннего рынка ценных бумаг – подрубаем наши биржи, наших депозитариев, наших регистраторов.
Допустим, та же ситуация с размерами капитала. С одной стороны, да, нужно увеличивать требования к минимальному размеру капитала, профучастник становится более надёжным, способным отвечать по своим обязательствам. С другой стороны, получается, что проблемы возникают со многими региональными участниками рынка. Нельзя ослаблять и фактически вымывать участников рынка из регионов.
Наверное, ещё, если уже говорить о надзоре, важнейшая проблема – это переход на современные технологии надзора. С чем столкнулся? Прихожу в наши службы – завалены бумагами: тонны бумаг, тонны отчётов, которые руками перебираем, смотрим… То есть необходима информатизация, необходимо соответствующее программное обеспечение, которое позволит в электронном виде получать всю информацию от участников рынка и, соответственно, уже диагностировать проблемы не таким бумажным путём – путём физических проверок, а уже на уровне электронного документооборота.
В.В.Путин: Эффективно сделать это при бумажном обороте просто невозможно – просто и бумажку-то не найти.
Д.В.Панкин: В том-то и дело…
В.В.Путин: Потому что объём колоссальный, и он всё будет нарастать и нарастать. И в этом сегменте работы, конечно, переход к так называемому электронному правительству крайне важен. Здесь я с вами полностью согласен: нужно эту работу ускорять.
И ещё одно обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание. Вам нужно наладить очень хорошие контакты и взаимодействие со всеми службами, которые заинтересованы в надлежащей организации вашей работы, своевременном обмене информацией, с тем чтобы работа со смежными или параллельными структурами у вас была выстроена самым эффективным образом, чтобы никто друг другу не мешал, а, наоборот, только помогал и поддерживал.
Д.В.Панкин: Полностью согласен. Мы уже с Министерством финансов отработали положение о службе. Все разногласия устранены, внесли в Правительство. Я думаю, это будет такая совместная работа, где каждый понимает своё место.
В.В.Путин: Есть ещё одно направление, на которое я хотел бы обратить внимание. Понятно, что орган государства, и регулятор мощный... Но всё-таки вам нужен какой-то публичный, открытый, прозрачный контакт с участниками рынка, с тем чтобы вы не только там надзирали, регулировали и контролировали, но ещё и слышали, чтобы была обратная связь с теми, кто работает на рынке.
Д.В.Панкин: Однозначно. Планируем создать совет при службе, в состав которого включить основных участников финансового рынка, и регулярно проводить встречи, чтобы, безусловно, была эта обратная связь. Подумаем, один это будет совет или мы разобьём его по темам. Мы это обязательно сделаем.
В.В.Путин: Хорошо.