Выступление В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Я в следующий раз предлагаю начинать с Таможенного союза, потому что мы сейчас действительно подошли к содержательным и непростым вопросам, которые по сути и являются интеграционными проблемами, решаемыми в практической плоскости. А мы с вами столько времени провели, уже немножко подустали, а теперь должны заниматься содержательными вопросами, и весьма сложными, но чрезвычайно важными для развития интеграционных процессов между нашими странами.
Поговорим сейчас и по Таможенному союзу, и по единому экономическому пространству. Отмечу, что единая таможенная территория России, Белоруссии и Казахстана стала реальностью, сегодня это приносит ощутимую пользу экономикам наших стран, стимулирует торговлю. До 1 июля должны быть решены все вопросы, связанные с переносом согласованных видов контроля (таможенного, транспортного, санитарного, ветеринарного, карантинного, фитосанитарного) на внешние границы Таможенного союза.
В этой связи предлагаю сегодня ещё раз проанализировать готовность наших контрольных служб к работе в новых условиях. Кроме того, необходимо разобраться с ситуацией по тем товарным позициям, в отношении которых, например, Казахстан будет продолжать применять ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных единым таможенным тарифом. Необходимо уточнить, какие механизмы администрирования со стороны Казахстана будут использоваться в отношении таких товаров, и мы, конечно, хотели бы услышать сегодня позицию казахстанской стороны наиболее полно.
Другая тема, к которой я хотел бы привлечь внимание, – это разработка Соглашения о едином порядке экспортного контроля на территории наших стран. Вопрос, как оказалось, тоже весьма непростой. Крайне важно как можно быстрее согласовать общие концептуальные подходы. Естественно, при этом нужно учесть государственные интересы и обязательства наших стран и, конечно, интересы бизнеса, непосредственных участников внешнеэкономической деятельности.
Добавлю, что принципы, заложенные в проекте соглашения, не должны противоречить практике экспортного контроля, действующего в наших странах. Что имею в виду? Лицензирование импорта следует осуществлять только в отношении продукции, важной для обеспечения национальной безопасности, а также в целях выполнения наших международных обязательств.
Очевидно, что введение разрешительного порядка обращения товаров двойного назначения создаст барьеры для ввоза на территорию Таможенного союза передовых зарубежных технологий и высокотехнологичных товаров, что в свою очередь (мы с вами это все прекрасно понимаем) может стать препятствием для инновационного развития наших экономик. Полагаю, что никто из нас в этом не заинтересован. Напомню также, что наши обязательства, вытекающие из участия в многосторонних режимах экспортного контроля, не предусматривают контроля над импортом.
Далее. Сегодня мы рассмотрим проект договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Напомню, он также одобрен комиссией Таможенного союза в апреле. В соответствии с проектом нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы нашего интеграционного объединения.
Предстоит утвердить решения о вступлении в силу международных договоров по техническому регулированию, а также протоколы о внесении изменений в соглашения Таможенного союза по санитарным, ветеринарно-санитарным мерам и карантину растений.
Вновь подчеркну: крайне важно отладить все процедуры и механизмы работы Таможенного союза. Ведь на этой базе предстоит сделать следующий шаг, выйти на качественно новый уровень интеграции – на создание единого экономического пространства. Это будет действительно настоящий интеграционный прорыв. Уже с 1 января 2012 года должен заработать единый рынок с унифицированным законодательством, свободным движением капиталов, товаров и услуг и рабочей силы, а в перспективе с согласованной экономической политикой в ключевых секторах наших экономик.
Сейчас основное внимание мы будем уделять именно этому направлению интеграции. Необходимо чётко понимать конкретную ситуацию на каждой стадии формирования ЕЭП, строго выдерживать все сроки и синхронизировать принятие решений по отдельным направлениям. Белоруссия уже ратифицировала весь пакет документов по единому экономическому пространству, Россия и Казахстан завершают выполнение ратификационных процедур. Держим этот вопрос на постоянном контроле и в России пройдём этот путь, как мы обещали, в срок.
Хорошо понимаем и необходимость изменения существующей структуры комиссии Таможенного союза, о чём мы неоднократно говорили. Считаю, что следует активизировать процесс реформирования комиссии с учётом расширения её функций и полномочий. Это обсуждение, на мой взгляд, нельзя затягивать - на временной основе решать постоянно возникающие проблемы невозможно.
Исходим из того, что комиссия Таможенного союза должна быть адекватна потребностям нашего взаимодействия как на межгосударственном, так и на наднациональном уровнях. Созданная рабочая группа высокого уровня подготовила предложения о внесении изменений и дополнений в договор о комиссии Таможенного союза. Рассчитываю, что коллеги их поддержат. От этого решения в значительной степени будет зависеть успех всего нашего интеграционного проекта.
Главное – предстоящие изменения должны обеспечить эффективность работы комиссии, в том числе с учётом её новых полномочий в таких вопросах, как координация проведения согласованной макроэкономической политики, контроль за соблюдением единых правил конкуренции, а также регулирование уровня тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Согласование решений национальных органов по вопросам деятельности субъектов естественных монополий – это ещё одна важная проблема.
Хотел бы также отметить, что, запуская с 1 января 2012 года работу единого экономического пространства, мы выполним стратегические задачи, которые более 10 лет назад были обозначены в рамках Евразийского экономического сообщества. Именно о достижении таких целей мы тогда и говорили, 10 лет назад.
Единое экономическое пространство открывает большие перспективы для успешного социально-экономического развития, создаёт мощный центр притяжения для инвестиций, новых производств, финансовых и торговых потоков – по сути, меняется вся экономическая конфигурация евразийского пространства.
Уверен, сейчас нам нужно смотреть вперёд, ставить новые амбициозные задачи.
В этой связи напомню, что в марте 2011 года мы договорились о проведении кодификации законодательства Таможенного союза и затем единого экономического пространства.
Стратегической целью кодификации является разработка единого международного документа Таможенного союза и единого экономического пространства – договора о создании Евразийского экономического союза. Формирование такого союза обеспечит взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, международными и региональными экономическими объединениями, в том числе включая, разумеется, и Европейский союз, с последующим выходом на создание общего экономического пространства. Это предполагает дальнейшее сближение и гармонизацию национальных законодательств, совершенствование и развитие интеграционных институтов, более высокий уровень экономического взаимодействия, улучшение условий работы и снятие барьеров для бизнес-сообществ.
Сегодня предстоит обсудить проект декларации о принципах формирования Евразийского экономического союза. Предусматривается, что уже к 1 января 2013 года нам нужно будет завершить всю работу по подготовке договора о Евразийском экономическом союзе.
Предлагаю приступить к обсуждению этих вопросов. Первый пункт повестки дня – основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, первоочередные задачи на 2011–2012 годы.