Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы продолжим то, о чём говорили только что с некоторыми вашими коллегами в помещении напротив.
Мне очень приятно, что мы можем собраться в одном из новых учреждений культуры, построенном всего за 1,5 года. Мы сейчас говорили о том, что делается в этой сфере по строительству, реконструкции. Хочу ещё раз сказать, что, несмотря на достаточно непростое время – кризисное, мы не приостановили ни одной стройки, ни одной реконструкции. Всё проводим, проводим в срок – выделяем в общем немаленькие средства на этот счёт, ну и кое-что двигается. Мы сейчас посмотрели по очень многим регионам Российской Федерации, но далеко не по всем, где идёт работа.
Кстати говоря, количество учреждений культуры, количество театров с 1993 года по 2009-й увеличилось на 40%. В общем, казалось бы неплохо, но театры есть, к сожалению, только в одной пятой российских городов – сейчас мы тоже об этом вспоминали. Только в одной пятой российских городов есть театр! Посещаемость держится на уровне 30 млн в год. При этом 47% российских граждан посещает театры очень редко, а почти 30% (29%) вообще ни разу в театре не были. Здесь, наверное, много составляющих этой проблемы. А я считаю, что это – проблема, и предлагаю сегодня тоже об этом поговорить. У нас когда-то (да, собственно, и сейчас такое происходит, но мне кажется, что всё-таки раньше было почаще) люди ночью стояли, для того чтобы попасть на какую-то премьеру. Сегодня это случается, но всё реже и реже.
То же самое происходит, кстати говоря, и в сфере кино. Мы сейчас тоже об этом говорили. Недавно совсем, некоторое время назад, я в Москве собирался с коллегами из этой сферы деятельности. Здесь тоже есть проблемы. 1 млрд собрали да?
Реплика: 1 млрд 80 млн рублей.
В.В.Путин: Да, впервые перевалили за миллиард. Но в этом миллиарде доля контента так называемого российского производства, к сожалению, невелика, и это огорчает. И я об этом тоже предлагаю поговорить, а также по другим вопросам, которые вы считаете важными, представляющими интерес – так, чтобы мы могли оперативно отреагировать на те проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, и вместе попробовать их сдвинуть с мёртвой точки.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Думаю, что не стоит себя корить за то, что кто-то поддаётся каким-то велениям времени. Сейчас говорили, допустим, есть проблемы с посещаемостью… Человек всё-таки живёт сегодняшним днём. Это совсем не значит, что нужно погружаться в коммерциализацию, здесь я с вами согласен. Видимо, вот это вас и беспокоит. Но в целом, конечно, всё, что делается, должно быть понятно современному человеку. Я сейчас не хочу в эту сферу уходить. Мы можем отдельно собраться и за чашкой чая ещё раз подискутировать.
У нас сегодня не было никакой повестки дня, мы не ставили перед собой никаких сверхзадач, наша встреча не привязана к каким-то там политическим событиям либо к бюджетным и так далее. Мы просто находимся на определённом этапе реализации программы…
Сейчас посмотрели, что делается непосредственно в материальной сфере – где, в каких городах, какие объекты, в каком состоянии находятся. Уверяю вас: там процессы происходят, и много положительных процессов.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что, несмотря на кризис, мы ничего не сократили практически. В 2009–2010 годах финансировали все реконструкции, новые стройки. На поддержку текущей деятельности мы в прошлом году выделили 20 млрд рублей, в этом году чуть поменьше, но зато увеличили как раз финансирование, связанное с реконструкцией строительства.
Я вам очень благодарен за сегодняшнюю беседу. Мы обязательно проанализируем всё, что было сегодня сказано. Министр записывал, я сделал записи, Александр Дмитриевич, мой заместитель, тоже. Очень много вопросов было поднято, они совершенно разные, они касаются и совершенствования так называемой нормативно-правовой базы, то есть законодательства. Обязательно на это посмотрим, на то, что Марк Анатольевич (М.А.Захаров – художественный руководитель Московского театра «Ленком») обратил внимание, – на полномочия руководства театра, главного режиссёра, художественного руководителя. Обязательно посмотрим на законодательство, связанное с правовыми, финансовыми возможностями учреждений, в связи с их переходом в формы автономных учреждений. Согласен полностью с тем, что если мы предлагаем такую форму, то она должна быть привлекательной и не должна ограничивать в хозяйственной деятельности.
Обязательно посмотрим на ограничения, связанные с нижним пределом расходования финансовых ресурсов без объявления соответствующих конкурсов. Нельзя ограничиваться на прежних позициях. Это связано – и не только, кстати говоря, связано с инфляцией, которую, я надеюсь, нам удастся подавлять и в будущем, – это просто связано с расширением возможностей и потребностей учреждений (в данном случае учреждений культуры и театра), более оперативным принятием решений.
Мы говорили о сумме где-то в 400 тыс. рублей, прошу это иметь в виду. Более того, я соглашусь даже с тем, что всё-таки театр – это тоже учреждение и там есть и творческая работа, а есть и чисто финансовая. Но всё-таки и здесь есть специфика, поэтому ничего страшного не будет, если мы театр выделим в какую-то отдельную категорию. Что здесь такого особенного? Я здесь не вижу никакого преступления, не усматриваю.
Мы заканчиваем, как вы слышали, работу над концепцией по театрам, и в ближайшее время, если министерства действительно объективно информировали, – а я думаю, так оно и есть, никто во всяком случае из здесь присутствующих не возражал, когда министр сказал, что практически со всеми творческими коллективами, творческими союзами эта концепция прорабатывалась, – я в самое ближайшее время при поступлении в Правительство эту концепцию подпишу.
Будем считать, что она тоже будет известным ориентиром для того, чтобы мы с вами выстраивали работу по этому направлению. Мы посмотрим на конкретные проблемные вопросы, я вам обещал. Уверен, Сергей Семёнович (С.С.Собянин – мэр Москвы) отреагирует. Повторю ещё раз, если нужно будет нам подключиться на федеральном уровне, мы это тоже сделаем. И надеюсь, что это наша не последняя встреча в таком составе, мне кажется, что она была полезной. Большое вам спасибо.