Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня проводим первое в этом году заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Вначале хотел бы привести немного статистики. За первые два месяца текущего года рост промышленного производства в России составил 6,3% (это по сравнению с январём–февралём 2010 года), а в обрабатывающей промышленности рост составил 11,8%. ВВП страны, как вы знаете, по итогам 2010 года увеличился на 4%. Процессы посткризисного восстановления экономики развиваются достаточно устойчиво.
Наша задача сейчас – поддержать эту позитивную динамику, причём акцент нужно сделать не просто на цифры роста, а на его качество, содержание, обновление экономики, широкое внедрение инноваций. Принципиальный вопрос здесь – это повышение эффективности и отдачи от всех институтов развития.
Недавно мы выезжали, смотрели, как у нас функционируют технопарки. Многие из здесь присутствующих были, знакомились с этой работой. Так вот технопарки, особые экономические зоны, госкорпорации, банки с госучастием, фонды поддержки инноваций и научно-образовательные центры – всё это должно быть эффективно использовано для развития страны, для технологического обновления. Конечно же, следует использовать те возможности, которые открывает частно-государственное партнёрство, в том числе его новые формы, которые пока не используются или очень мало используются в России. Имею в виду так называемые технологические платформы, например. О внедрении в практику этого механизма мы сегодня и поговорим. Отмечу, что такая модель уже доказала свою эффективность во многих странах мира: например, её активно используют в рамках Евросоюза, у наших партнёров и соседей.
Формат технологической платформы позволяет объединить усилия государства, науки, образования, бизнеса вокруг прорывного инновационного проекта – проекта, который на выходе даст передовые, а главное – коммерчески привлекательные технологии, товары и услуги, причём, может быть, не такие уж грандиозные на первый взгляд, даже имеющие отношение к ширпотребу, но влияющие на технологическое обновление. И мы их с успехом продвигаем на рынке. Я сейчас посмотрел, когда сюда заходил, наш коллега Прохоров (М.Д.Прохоров – президент ООО «Группа ОНЭКСИМ») продвигает один из таких продуктов. Как вы его назвали – «Ё-мобиль»?
М.Д.Прохоров: «Ё-мобиль».
В.В.Путин: Ну название, конечно… Непонятно, откуда вы его взяли. Нет, может быть, даже и неплохо, во всяком случае внимание привлекает. Это совершенно новый продукт, совсем новый, технологически новый. Но я ещё не готов сделать окончательные выводы: на нём я ещё не поездил, сейчас попробую это сделать. У нас сейчас будет заседание Совбеза. Хочу на этом вашем «Ё-мобиле» доехать до Дмитрия Анатольевича и ему показать. Я смогу доехать, здесь недалеко? Не развалится по дороге ваш «Ё-мобиль»? Сейчас проверим, во всяком случае стремиться нужно к таким продуктам – к новым абсолютно, новым идеям и их реализации.
Кроме того, технологические платформы за счёт их поддержки со стороны государства должны создавать стимулы для инновационной активности бизнеса, привлечь ресурсы для проведения научных исследований, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Замечу, что в Минэкономразвития России поступили предложения более чем по 180 проектам технологических платформ, то есть со стороны бизнеса и науки интерес к такому формату работы очевиден. Выдвинутые заявки подробно анализировались, рассматривались, изучались. И сегодня по итогам этого экспертного отбора нам предстоит рассмотреть и утвердить перечень, состоящий из 25 технологических платформ.
Они будут формироваться по целому ряду направлений: медицина, биотехнология, энергетика, авиация и космос, ядерные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Это как раз те сферы, которые определяют новый глобальный технологический уклад.
Считаю, что при внедрении технологических платформ мы должны сразу установить чёткие критерии их работы, индикаторы эффективности. Главным показателем успешности призван служить выпуск конкурентоспособной продукции, действительно востребованной на внешнем и на внутреннем рынках. На внешнем тоже: не только здесь, в России, надо продавать – надо выходить на мировые рынки, занимать там свою нишу.
Основным мотором, источником инвестиций должен быть бизнес. Государство в свою очередь готово будет разделить с ним ответственность при выполнении высокорискованных НИОКР и НИР, при необходимости предусмотреть иные меры поддержки – например, вложиться в строительство инфраструктуры. Напомню, что только в текущем году на развитие особых экономических зон, технопарков и наукоградов из федерального бюджета выделяется более 17,5 млрд рублей. И эту инфраструктуру необходимо грамотно использовать при реализации совместных проектов в рамках технологических платформ.
Также прошу Минэкономразвития, другие федеральные ведомства при разработке государственных программ, стратегий отраслевого развития учитывать те задачи, которые будут решаться в рамках формирующихся технологических платформ.
Среди первых технологических платформ, которые мы намерены создать, целый ряд напрямую связан с биотехнологиями. Это такие платформы, как «Медицина будущего», «Биоиндустрия и биоресурсы». Такой выбор продиктован современными тенденциями, той возрастающей ролью, которую играет биология в медицине, во многих отраслях промышленности, в энергетике, в сельском хозяйстве. Меня коллеги поправят из вузов, из Академии наук, но, по-моему, это Тамм (И.Е.Тамм – физик-ядерщик) когда-то сказал, что наш век был веком ядерной физики, ядерных технологий, а следующий век будет веком биологии. Мы постепенно в это направление, по-моему, все и уходим, я имею в виду не только нашу страну – в целом мир. Сейчас такие проекты активно продвигаются в Китае, Индии, Бразилии, Японии. В странах Евросоюза вкладываются крупные инвестиции в биофармацевтику, биоэнергетику.
В 2010 году годовой оборот мировой биоиндустрии оценивался в сумму более чем 2 трлн долларов, а к 2030 году, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, с помощью биотехнологий будет выпускаться до 35% продукции в химической промышленности, до 80% медицинских препаратов, будет производиться половина сельскохозяйственных продуктов. В то же время сегодня на долю России приходится менее чем 0,2% оборота мирового биорынка, причём у нас в основном развиваются биотехнологии, связанные с фармацевтикой. По другим направлениям результаты весьма скромные.
Наша задача – изменить такую ситуацию, создать условия для формирования в России мощного сектора биоиндустрии, тем более для этого у нас есть все возможности: сильная учебная и научно-исследовательская база, соответствующие мировому уровню научные разработки.
Надо провести детальную инвентаризацию в отрасли, разработать меры по стимулированию спроса на российскую биотехнологическую продукцию, снять излишние административные барьеры, которые зачастую мешают работать предпринимателям. Об этом мы с вами говорим в последнее время систематически, постоянно – не только говорим, но и делаем кое-что. Надеюсь, что эти меры будут эффективными.
Также следует обеспечить координацию НИР и НИОКР, чтобы консолидировать ресурсы и возможности наших государственных академий, федеральных и ведомственных целевых программ, федеральных, региональных, корпоративных исследовательских центров.
Считаю, что нам необходимо ускорить разработку специальной координационной программы развития биотехнологий в России. Её согласованный проект прошу Минэкономразвития представить в Правительство не позднее середины мая текущего года.
Давайте перейдём к обсуждению предложенных тем.