Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Сергей Иванович, вернёмся ещё раз к ситуации на энергетическом рынке. Какова сейчас ситуация с ценами на электроэнергию в регионах? Что у нас с бензином, дизельным топливом? Пожалуйста.
С.И.Шматко: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашими поручениями мы ведём тотальный мониторинг развития ценовой конъюнктуры на рынке электроэнергии в стране. По макроэкономическим прогнозам у нас по стране предполагался в среднем рост цен не более 15%. Хочу Вам доложить, что за январь–февраль эти данные выдерживаются. Тем не менее нужно отметить, что в достаточно большом количестве субъектов Российской Федерации значительный рост цен на электроэнергию. Это и 30, и 40%.
В.В.Путин: Сергей Иванович, в среднем – это мы понимаем, что где-то 7–9, а где-то зашкалило за 35. Вот там, где 35, им не важно, что где-то есть 9. Понимаете? Поэтому нам нужно стремиться к этим 15% в подавляющем большинстве регионов. Ясно, что в некоторых случаях по объективным обстоятельствам эта планка может быть чуть выше, но она не должна скакать непомерно.
С.И.Шматко: Владимир Владимирович, именно так мы свою задачу понимаем и, докладывая Вам ситуацию, мы разработали комплекс мер как по причинам федерального характера, так и по причинам регионального характера. По каждому такому региону будет проведён анализ. Мы уже предложили комплекс мер по снижению цен, которые связаны, например, с развитием полностью либерализованного рынка электроэнергии. Тем не менее считаем, что основная проблема лежит в принятых на уровне региона тарифных решениях, регулирующих транспорт электроэнергии в сетях распределительного комплекса. И в этой части в регионах ведётся такая работа. В случае необходимости будем принимать решение об изменениях в тарифах, которые регионы до этого приняли.
По Вашему поручению сейчас ведётся работа по включению в состав региональных энергетических компаний представителей ФАС (Федеральной антимонопольной службы), Федеральной службы по тарифам и Совета рынка (Некоммерческое партнерство «Совет рынка»). И я хочу ещё раз подтвердить, что наша задача: по каждому региону - не более 15% роста. Мы из этого исходим. Понятно, что в связи с тем, что у нас цены на электроэнергию для населения регулируются, и рост цен для населения стал менее 10%, возникает небольшое перекрёстное субсидирование. Но я считаю, что эта планка должна быть реализована.
В.В.Путин: По бензину как, по дизелю?
С.И.Шматко: Сегодня рынок ГСМ находится в хорошем состоянии, мотивируемом состоянии. Те решения, которые нефтяные компании приняли после совещания у Вас в Петербурге по итогам работы ТЭК, показали свою эффективность. На сегодняшний день по разным регионам России по разным видам топлива мы имеем от 3,5 до 4,4% снижение. Это буквально за первые две недели февраля. Сейчас уровень цен немножко стабилизировался.
По наиболее проблемным вопросам. Вы помните, что наибольшее возмущение у граждан вызвала ситуация с зимним дизельным топливом, цена которого вышла на уровень 95-го бензина, чего никогда в жизни не было. Здесь уровень снижения достиг 8%. Хотел бы отметить, что это снижение цен произошло даже на фоне растущих экспортных цен, вернее экспортной альтернативы на мировых рынках. То есть получилось так, что на мировом рынке цена на ГСМ растёт, а у нас в стране мы всё-таки нашли ресурс по её снижению. Наша задача на сегодняшний день – обеспечить постоянный мониторинг этой ситуации. Понятно, что есть объективная причина роста цен, но мы должны полностью исключить причины, связанные с превышением спроса над предложением, и избавиться от ненужных спекулятивных запросов как посредников, так и нефтяных компаний.
В.В.Путин: Вот об этом я и хотел сказать: цены должны быть рыночными, экономически обоснованными. У нас, как я уже говорил, нет никакой цели подрывать экономику наших нефтяных компаний, но необходимо исключить всякие спекуляции и любые корпоративные сговоры. Это на рынке должно быть исключено. Поэтому вы вместе с ФАС, пожалуйста, эту работу продолжайте. И повторяю ещё раз: цена должна быть назначена не административным путём, а должна складываться на основе рыночного спроса и предложения, но никаких спекуляций быть не должно.
С.И.Шматко: Есть, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Это первая часть вопроса, а вторая связана с развитием инфраструктуры нашего энергетического транспорта. И прежде всего вопрос о том, как идёт реализация крупных проектов. «Северный поток» – понятно, а как, по Вашему мнению, сейчас развивается проект «Южный поток»?
С.И.Шматко: Владимир Владимирович, я хочу Вам доложить, что в принципе мы достигли существенных успехов в развитии этого проекта. Мы закончили формирование необходимой правовой базы, она связана с заключением ряда межправительственных и корпоративных соглашений с государственными участниками этого проекта. После Вашей поездки в Брюссель мы определили, что во второй половине апреля состоится презентация «Южного потока» в Брюсселе с участием Еврокомиссии. Это очень позитивный сигнал, потому что мы до последнего времени не имели хорошего, здорового диалога с точки зрения восприятия этого проекта в Европе. Поэтому мы достаточно ободрены: получили от турецкой стороны необходимое предварительное разрешение на проведение соответствующих геологических и сейсмических изысканий. Это будет серьёзная работа, но ещё раз подчеркну, что эти разрешения предварительного характера. Мы должны будем ещё раз после проведения испытаний получить от турецкой стороны полномасштабные разрешения для трубоукладочных работ.
Надо отметить, что в рамках наших дискуссий с европейскими коллегами часто обсуждается вопрос иных альтернатив, в том числе по созданию производств сжиженного природного газа. В ходе последнего разговора с нашими европейскими колегами, в том числе с Еврокомиссией, нам была сделана презентация альтернатив по прокладке, например, морской части трубы, в том числе в «Южном потоке», и по созданию производства сжиженного природного газа. Сейчас мы эту работу ведём.
В.В.Путин: Где?
С.И.Шматко: Ну, например, речь может идти о Черноморском бассейне.
В.В.Путин: Давайте так договоримся. Вы, пожалуйста, рассмотрите как возможную часть реализации проекта «Южный поток» строительство предприятия по сжижению газа на территории Российской Федерации в Южном регионе на берегу Чёрного моря и возможность использования будущего завода по сжижению газа на Ямале в рамках проекта, который был недавно сформулирован компаниями «НОВАТЭК» и «Тоталь». Можно с подключением возможностей «Газпрома» всё это делать. Надо просчитать стоимость транспорта из этого региона на европейский рынок и на другие мировые рынки. Мы с вами понимаем, что строительство заводов по сжижению раскрывает нам больше возможностей по диверсификации рынков сбыта. Но паралельно нам нужно поговорить с нашими коллегами в Европе и о том, чтобы совместно с ними поработать над проектами строительства сооружений по приёму сжиженного газа и по строительству сооружений по его разжижению и направлению в газотранспортную систему европейских партнёров.
С.И.Шматко: Есть, Владимир Владимирович. Строительство регазификационных терминалов в Европе и в Южной Европе – это очень перспективная вещь. И энергетический саммит Евросоюза, который состоялся 4 февраля, дал зелёный свет развитию именно такой инфраструктуры. Мне кажется, что в этом плане проект «Ямал СПГ» может быть красиво синхронизирован с теми планами, которые сегодня официально объявлены по развитию энергетической транспортной инфраструктуры в Европе.
В.В.Путин: Специалисты считают, что после определённого количества километров, по-моему, 2,5 тыс. ...
С.И.Шматко: 2,5 тыс.
В.В.Путин: ...поставки газовозами становятся сопоставимыми по рентабельности с поставками по газотранспортным трубопроводам. Вот это всё просчитайте, пожалуйста, в течение недели и через неделю мне доложите.