Стенограмма начала совещания:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Я предлагаю сегодня вернуться к обсуждению вопросов, связанных с обеспечением безопасности в угольной отрасли. Как показывает представленная информация, за 2010 год на угледобывающих предприятиях произошло 22 аварии, погибло 135 человек. Самой тяжёлой по последствиям была, конечно, трагедия на «Распадской». Погибли шахтёры, горноспасатели, и, конечно же, мы оказали необходимую посильную помощь семьям, столкнувшимся с бедой. Но людей, близких, как известно, не вернёшь.
То, что мы обязаны были сделать, – это извлечь все необходимые уроки и выводы из этой трагедии. Необходимо было предпринять меры, которые позволят защитить шахтёрский труд, поднять надёжность всей системы обеспечения безопасности горных работ, повысить ответственность собственников и администрации шахт.
По итогам проведённых совещаний уже принят целый ряд мер. Первое. Военизированные горноспасательные службы собраны в одних руках, переданы в МЧС. Второе. Расширены полномочия Ростехнадзора по осуществлению контрольно-надзорных функций. Эта структура теперь напрямую подчинена Правительству России.
Теперь инспекторы Ростехнадзора могут приостанавливать работы, отстранять руководителей угледобывающих предприятий за грубые нарушения работ до вступления в силу решения суда. Отмечу, что за 2010 год было выявлено свыше 81 тыс. нарушений на шахтах. Штрафным санкциям было подвергнуто более 8 тыс. организаций и их сотрудников.
Третье. Изменена система оплаты шахтёрского труда. Прежняя действительно содержала потенциальные риски, часто вынуждала горняков работать, игнорируя требования безопасности. Доля постоянной составляющей в зарплате шахтёров теперь не должна быть ниже 70%. Собственно говоря, мы сделали так, как и предлагали сами шахтёры, их организация.
Четвёртое. Обновляется правовая база. Так называемый закон об угле установил требования обязательной дегазации шахт до безопасных норм. Эти нормы определяет Правительство России. Приняты поправки и в Налоговый кодекс. Теперь у угольных компаний появился экономический стимул вкладывать собственные средства в безопасность производства. В этом случае они могут рассчитывать на уменьшение НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых, на сумму таких затрат, на сумму затрат, понесённых с целью обеспечения безопасности.
Усилена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Штрафы для должностных лиц составляют от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн рублей. Не знаю, достаточно этого во всяком случае для юридических лиц? Что такое штраф в 1 млн рублей – много это или мало?
Введён порядок обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. Сегодня обсудим дополнительные поправки в Административный кодекс. Речь идёт об усилении ответственности предприятий, которые не обеспечили безопасные условия труда, в том числе по оснащению индивидуальными средствами защиты. В целом прошу в ближайшее время полностью завершить работу по совершенствованию законодательства. Подчеркну: следует активно привлекать к экспертизе законопроектов, правовых актов, других нормативных актов отраслевые профсоюзные организации.
Прошу сегодня доложить об исполнении ранее данных поручений, направленных на повышение безопасности труда в угольной отрасли.
Давайте начнём работать. Слово Игорю Ивановичу Сечину. Пожалуйста, Игорь Иванович.
И.И.Сечин: Уважаемый Владимир Владимирович, по вопросу исполнения поручений, направленных на повышение безопасности и развития угольной отрасли, докладываю. По результатам совещаний, проведённых Вами в Новокузнецке 11 мая, 24 июня прошлого года, также поручений, данных Президентом страны по вопросам ликвидации последствий аварии на шахте «Распадская», и вопросам, связанным с развитием угольной промышленности, в целом было дано 80 поручений.
На данный момент, на сегодняшний день, из этого объёма поручений выполнено 78 поручений. В первую очередь остановлюсь на социальных аспектах и на особо значимых поручениях. В соответствии с Вашими поручениями семьям погибших и пострадавшим в результате аварии на шахте «Распадская» оказана материальная помощь: из федерального бюджета выделено 122,8 млн рублей.
Кроме того, в соответствии с Вашими указаниями администрация Кемеровской области совместно с собственниками шахты обеспечила реабилитацию семей пострадавших. В первую очередь это касалось санитарно-курортного лечения и отдыха детей, пострадавших шахтёров.
В.В.Путин: Женщинам там выплатили деньги в конце концов – тем, которые находились в гражданском браке, или нет?
И.И.Сечин: Владимир Владимирович, по информации Амана Гумировича Тулеева (губернатор Кемеровской области), вопрос полностью закрыт.
А.Г.Тулеев: Закрыт.
В.В.Путин: Выплатили?
А.Г.Тулеев: Да, выплатили, всем выплатили.
В.В.Путин: Хорошо.
И.И.Сечин: Как Вы отметили, в целом завершена работа по изменению подходов к оплате труда горняков. В частности, согласно достигнутым и зафиксированным в федеральном отраслевом соглашении по угольной промышленности договорённостям условно-постоянная составляющая в зарплате шахтёров теперь составляет не менее 70%, что перестаёт подталкивать их к нарушению норм безопасности ради увеличения объёмов выработки.
Кроме того, в соответствии с Вашими указаниями была решена проблема трудоустройства и занятости персонала шахты, не занятого в период простоя на ремонтно-восстановительных работах.
Также по состоянию на сегодняшний день исполнен комплекс поручений, направленных на обеспечение проведения восстановительных работ. Для обеспечения гарантированного энергоснабжения аварийной шахты были выделены средства из федерального бюджета в объёме 1,7 млрд рублей на строительство трансформаторных подстанций.
Проведена и продолжает проводиться большая работа по анализу нормативно-правовой и технической базы, регламентирующей вопросы проектирования, строительства, ремонта и других технологических аспектов жизни шахты и разрезов. Эта документальная база сформирована ещё в основном в советский период. Интенсивность и объёмы добычи при использовании современных технологий значительно возрастают, что влечёт необходимость пересмотра и актуализации регламентной базы, и, по мнению экспертов, в целом переработке подлежат около 4 тыс. документов.
Как Вы отметили, в целях развития угольной отрасли и обеспечения безопасности на предприятиях угольной промышленности завершена работа в целом по разработке ряда важнейших нормативно-правовых актов. В сфере обеспечения безопасности горных работ специально принято пять федеральных законов об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасного объекта в причинении вреда в результате аварии на опасном объекте; о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и федеральный закон о промышленной безопасности; о внесении изменений в статью № 1.14 федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля…» и так далее.
Продолжается работа по подготовке и принятию законопроектов, предусматривающих корректировку нормативно-правовых актов в части создания целостной системы управления промышленной безопасностью и охраны труда в организациях угольной промышленности.
По состоянию на сегодня в завершающей стадии реализации находится семь поручений, в том числе поручение Президента Российской Федерации по вопросу корректировки нормативно-правовой базы в связи с внесением изменений в законодательство об угле, в части разработки правового акта определяющего предельные нормы концентрации газа на шахте, при которой дегазация является обязательной.
На исполнении также находится ряд поручений Правительства, в том числе о строительстве в Кемеровской области трёх детсадов и многопрофильного больничного комплекса в Междуреченске; о разработке проекта долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года (проект этого документа предварительно согласован с федеральными и территориальными органами и проводится дальнейшая доработка проекта с учётом предложений Минпромторга, Минздрава России, Минобрнауки, Ростехнадзора и его согласование); о подготовке изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части учёта специфики состава проектной документации на строительство и реконструкцию угольных шахт, разрезов, обогатительных фабрик; о разработке подпрограммы «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт»; о создании на базе горноспасательных частей национального учебно-тренировочного центра по подготовке шахтёров и горноспасателей; по поведению в аварийных ситуациях, использованию средств индивидуальной защиты и обучению безопасным методам ведения работ.
По итогам проведённых в рамках подготовки к сегодняшнему мероприятию совещаний особое внимание уделено четырём поручениям Правительства, касающимся разработки и корректировки нормативных правовых актов, по которым необходимо с нашей точки зрения активизировать работу. Здесь также мы учитывали просьбу горнодобывающих компаний, и эта работа касается исключения выделения лицензий разным компаниям на различные угольные пласты в пределах одного лицензионного участка, для того чтобы избежать ненужной конкуренции в данном случае и персонификации ответственности за работу на пласте. По корректировке положения постановления Правительства Российской Федерации о составе разделов проектной документации, требований к их содержанию - имею в виду учёт специфики проектирования, строительства угольных шахт, проработав при этом вопрос сокращения сроков проведения госэкспертизы по таким объектам. О подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в действующее Постановление «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных объектах капитального строительства». По итогам проведённой работы с угольными компаниями мы пришли к выводу о необходимости определённой централизации управления охраны труда и промышленной безопасности, в том числе в части разработки и реализации программных мероприятий по промышленной безопасности и охране труда.
Правительством Российской Федерации будет продолжена системная работа по контролю за проводимой работой в данном направлении, а эта работа будет вся доведена до конца. Продолжается работа по интегрированному комплексу поиска и спасения шахтёров, выбираются самые современные комплексы, которые существуют в мире. Пока окончательного варианта наша промышленность предложить не может, но испытания проводятся на шахтах, входящих в СУЭК, на шахте «Распадская». Поэтому, Владимир Владимирович, работу продолжаем, не завершим её пока не найдём достойного результата и достойного ответа на этот вызов.
* * *
И.И.Мохначук (председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности): Что касается безопасности труда, я считаю, что очень правильно, что мы это рассматриваем. Для нас, для профсоюзов, один из самых главных вопросов, который мы считаем принципиальным, – что шахтёр должен живой, здоровый уходить на работу и домой возвращаться в семью.
На сегодняшний день нас беспокоит ухудшение ситуации в компании «Русский уголь», в частности в Гукове, потому что, к сожалению, в этом году у нас погибли 10 человек: 6 человек – в шахте под землёй, из них 4 – как раз в Гуковском районе (3 человека – в «Гуковуголь», 1 – на шахте «Восточная»). Причём шахта там неопасная – сверхкатегорийная. Та тенденция, которая там сложилась, нас очень беспокоит. Мне кажется, она проявляется из-за того, что там достаточно часто меняются руководители предприятий. Например, на шахте «Гуковская» семь директоров сменилось за год – мне, кажется, это недопустимо, некоторые по два раза прошли.
На сегодняшний день у нас есть такая проблема. Если, скажем, в 1993 году было постановление Совета Министров РСФСР №722 (если мне память не изменяет), которое регламентировало требования к руководству шахты и директора шахты нельзя было назначать, если у него стаж был менее пяти лет работы на горных работах, то есть он должен был быть опытным человеком, то сегодня, к сожалению, зачастую директоров назначают, которые вообще не имеют понятия… Понятно, что бизнес, собственники решают проблемы, но они не понимают, что происходит в горном деле. И если раньше были нормативы, что директор шахты должен не менее 6 раз ходить в шахту, под землю, и 2 раза в ночную смену обязательно и дальше по перечню ниже, то сегодня таких обязательных требований у нас в этой отрасли, к сожалению, нет.
Очевидно, отсутствие этих обязательных требований позволяет Ростехнадзору либо Роструднадзору контролировать эту ситуацию, а отсутствие руководителя на рабочем месте как раз позволяет расхолаживаться. Мы понимаем, что бизнес – свободный, хозяева сами вправе решать какие-то свои вопросы, но мы могли бы рекомендовать, в силу того что шахта – это особо опасное производство. Мы могли бы что-то сделать в этом плане и снять эту проблему.
Я понимаю, что у нас сегодня действительно большая проблема в кадрах, особенно в руководящих кадрах. Ростехнадзор усилил свою работу, она чувствуется: мы очень плотно работаем во всех регионах с горнотехническими инспекторами. Я очень благодарен Николаю Георгиевичу (Н.Г.Кутьин – руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), но жёсткие требования. Инженерно-технические работники зачастую не хотят быть руководителями предприятия, понимая всю степень ответственности за то, что происходит в безопасности. Здесь нужно найти какую-то золотую середину, но мне кажется, в этом плане должны быть какие-то требования.
У меня просьба. Спасибо Геннадию Ивановичу (Г.И.Козовой, генеральный директор ЗАО «Распадская угольная компания»), Аману Гумировичу Тулееву (губернатор Кемеровской области). В Кузбассе в принципе все вопросы по погибшим, по жилью, по социальной защите решены. У нас уже устаревшая проблема – переселение вдов погибших шахтёров из Воркуты, из Инты. Там ещё проблемы с советского периода, которые остались ещё со времен Советского Союза. Я бы попросил Вас отдельно, если это возможно, встретиться, поговорить о проблемах, тем более в Москве присутствуют две жены погибших шахтёров. Если Вы найдете возможность отдельно встретиться с ними, как-то решить эту проблему…
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Работа, которой мы с вами занимаемся, является чрезвычайно важной, потому что касается одной из важнейших энергетических отраслей страны. И это тот вид деятельности, который всегда был и сейчас связан с риском.
Наша с вами обязанность – сделать всё, чтобы эти риски минимизировать, свести их к минимуму, к нулю. Главное – такие возможности есть. Современные технические средства позволяют это сделать. Нужны только организованность, ответственность, прочная нормативная база и взаимодействие собственников, акционеров, трудовых коллективов, государственных органов контроля и надзора, судебных органов. Это как раз та сфера и та область, где всё мною перечисленное может проявить свою эффективность для общего блага, потому что только на такой основе мы можем добиваться результатов в сохранении здоровья и жизни наших граждан, в данном случае горняков.
Мы сегодня подвели промежуточный итог, коллеги сказали о том, что ещё предстоит в этой сфере сделать. Это всё должно быть сделано. И в конце года ещё раз вернёмся к анализу ситуации в этой сфере.