Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Николай Иванович, посмотрел данные за прошлый год. У вас промышленное производство почти в 3 раза превысило средний показатель по России, рост промышленного производства, – очень хороший показатель. Сельское хозяйство, правда, немножко пострадало, но животноводство – рост идёт.
Н.И.Меркушкин: 14%.
В.В.Путин: Да, я вижу. И есть большие, хорошие инвестиционные проекты в сельском хозяйстве, прежде всего в животноводстве. Цемент есть, оптико-волоконные системы, вагонное литьё крупное – в общем, много интересных и живых проектов.
Н.И.Меркушкин: Очень крупный сыроваренный комбинат будет. Постановление Правительства, которое Вы подписали по импортозамещению, – мы завершаем строительство самого крупного комбината по сыроварению.
В.В.Путин: Но всё-таки основные проблемы какие?
Н.И.Меркушкин: Проблемы, конечно, касаются новых производств. Мы пытаемся создавать новые рабочие места, но есть много предприятий, которые работают на старом оборудовании, которым очень тяжело на рынке сегодня. Конечно, высвобождаются люди, то есть проблема рабочих мест – дополнительных, хорошо оплачиваемых – это вопрос вопросов для нас. Мы, в том числе с помощью новых проектов, хотим, чтобы были более высокооплачиваемые рабочие места. Хотя у нас безработица и не такая большая (тут ещё надо учитывать то, что мы недалеко от Москвы, часть людей переезжает в Москву работать, поэтому процент безработицы ниже, чем в целом по стране, и ощущается не так остро), мы хотим, чтобы на месте работали, чтобы зарплата была близка к тому, что платят в Москве, чтобы народ приносил блага своему краю…
В.В.Путин: Зарабатывал побольше. Но вот эти новые инвестпроекты – они как раз и могут такую задачу решить.
Н.И.Меркушкин: Да. Проблема, конечно, по селу. Что касается кормов, засуха очень серьёзно сказалась. У нас очень высокая насыщенность скота – самая высокая в стране. Его надо кормить, а за январь мясо мы увеличили почти в 1,5 раза к январю прошлого года. Маховик раскрутился, он идёт. И молоко 6%, и яйцо плюс 27% – это за январь текущего года к январю прошлого года. Но первые торги, которые прошли, нас, правда, не очень удовлетворили.
В.В.Путин: Торги по фуражному зерну?
Н.И.Меркушкин: Да.
В.В.Путин: На бирже вы имеете в виду? Почему?
Н.И.Меркушкин: Наши покупали вчера, позавчера, наша очередь была – дошло почти до восьми, по 7,90 покупали.
В.В.Путин: 7 тысяч?
Н.И.Меркушкин: 7,9 тыс. за тонну – это много. Цену выше 6–6,5 тыс. удержать на том уровне, на котором мы сегодня пытаемся удержать, невозможно.
В.В.Путин: Для вас этот механизм – сложный, тяжёлый. Как вы думаете, может быть, искусственно поднимают?
Н.И.Меркушкин: Может быть, и искусственно. У нас большой дефицит, то есть желающих купить очень много – борются, активно борются. И плюс сейчас торги открыты. ФАС после первых торгов сказала, что допускает их всех, в том числе из других регионов. Наши уже проводили открытые торги, когда там участвовали и саратовцы, и самарцы, из Татарии участвовали. Поэтому цена дошла до 7,9 тыс., а так мы полагали, что где-нибудь 6,3–6,4 тыс.– это была бы более или менее ещё приемлемая цена.
В.В.Путин: Торги прямо у вас проводили?
Н.И.Меркушкин: Да. Они – электронные, из центра, но, чтобы наши участвовали на месте, там дается пятиминутное время– и кто сколько даёт. Кто за последние пять секунд дал последнюю цену, тот выигрывает. Поэтому мы обсуждали тему – там, где очень высокая нагрузка скота, большое количество скота, может быть, надо сделать и прямые продажи.
В.В.Путин: Сохранить систему заявок через губернатора?
Н.И.Меркушкин: Сделать жёсткую систему, чтобы никаких налево, направо – только потребитель.
В.В.Путин: Вы знаете, вопросы-то есть, конечно. Потому что кто-то берёт через биржу, кто-то - по прямым заявкам от регионов, от губернаторов. И, конечно, вопросы возникают: почему одним – одни условия, другим – другие. Но в этом случае тогда нужно – если сохранять эту систему, – тогда нужно делать абсолютно прозрачными механизмы отбора претендентов и нужен абсолютный контроль за тем, куда и кому поступает это зерно.
Н.И.Меркушкин: Да, я абсолютно согласен. Каждая тонна должна быть ясна, и потом, на выходе продукции, получать соответствующую цену.
В.В.Путин: Продукции – ладно: цена регулируется рынком, конечная продукция. Потребителю должно быть понятнее, чтобы от конечного потребителя никуда не уходило, чтобы не торговали потом этим. Ну ладно, мы это ещё посмотрим, Минсельхоз проводит соответствующий анализ – будем с вами консультироваться.