24 января, 2011 18:44  
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по стратегии развития банковского сектора до 2015 года

 
 
 

«Банковская система и её возможности должны быть адекватны тем вызовам, которые стоят перед страной, ориентироваться на запросы граждан – например, в такой социально значимой сфере, как решение жилищных проблем, да и по некоторым другим жизненно-важным вопросам. И, конечно, работа банков призвана давать дополнительные импульсы росту, модернизации и структурной перестройке экономики».

В.В.Путин На совещании по стратегии развития банковского сектора до 2015 года

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день! Вы знаете, я хочу начать нашу встречу с выполнения приятной миссии. Руководитель аппарата председателя Центрального банка Жучков Владимир Иванович награждён орденом за «Заслуги перед Отечеством» IV степени. Владимир Иванович, мы Вас поздравляем сердечно.

В.И.Жучков: Служу Отечеству.

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня поговорим о наших планах, направленных на развитие и укрепление отечественного банковского сектора, обсудим соответствующую стратегию, рассчитанную на период до 2015 года. Это у нас уже третий документ подобного рода. Мы последовательно принимали их в течение последних нескольких лет и двигались по пути их исполнения.

Повышение надёжности, конкурентоспособности национальной кредитной системы, формирование современного рынка банковских услуг, без преувеличения, являются одними из важнейших, одними из ключевых вопросов экономической политики государства. И в предыдущие годы, как я уже говорил, Правительство и Центральный банк последовательно занимались решением этих задач. Стратегии, о которых я говорил, принимались в 2001–2005 годах и на 2005–2008 годы принимали.

Были приняты законы, направленные на повышение открытости нашего банковского рынка, на создание равных условий для работы российских и иностранных кредитных учреждений. Мы стимулировали рост капитализации банков, расширение линейки банковских услуг, проводили системное оздоровление банковского сектора, несмотря на порой очень жёсткое сопротивление, избавлялись от разного рода сомнительных, полукриминальных контор.

Для справки могу сказать, что в 2009 году были отозваны лицензии у 44 банков, в 2010-м – у 27.

Мы знаем, что Центральный банк и председатель Центрального банка действуют очень аккуратно, осторожно. Мы с Сергеем Михайловичем (С.М.Игнатьев – председатель Центрального банка) много раз на эту тему дискутировали. Я считаю, что это абсолютно оправданная политика, тем более что особенно в регионах финансовые учреждения нуждаются в поддержке, очень часто находятся ближе всего к клиентам.

В результате российская банковская система действительно наработала запас прочности и устойчивости. И это сыграло свою позитивную роль в разгар глобального кризиса. Не было повторения ситуации 1998 года с разорением многих банков, с массовыми потерями вкладов граждан.

Со своей стороны Правительство и Банк России в самые трудные кризисные месяцы действовали оперативно. Мы совместно предотвратили срывы в работе банковской системы, обеспечили в целом её стабильную работу, локализовали потенциальные риски, исходящие от проблемных банков.

ЦБ и Правительство предоставили банковскому сектору необходимую ликвидность. Например, за 2008 и 2009 годы – мы сейчас только с Алексеем Леонидовичем (А.Л.Кудрин) ещё раз эти цифры проверяли – размер такой помощи составил почти 5 трлн рублей. Эти деньги сегодня в основном возвращены за небольшим исключением: где-то 800 млрд работает в экономике в виде кредитных ресурсов, что является совершенно нормальным делом. Есть небольшие потери, связанные с проблемными банками, но эти потери с лихвой перекрываются прибылью, которую Центральный банк получил в ходе этой работы. Речь идёт где-то о 80 млрд рублей, да? Вы посчитали?

А.Л.Кудрин: О 100 млрд.

В.В.Путин: О 100 млрд. Конечно же, были и неизбежные издержки – я имею в виду издержки, связанные с кризисом. Снизились объёмы и выросла стоимость потребительского кредитования, возникли трудности с доступностью к кредитам реального сектора экономики.

Сейчас российская экономика вышла на траекторию роста. Да, конечно, последствия кризиса всё ещё дают о себе знать, но объективные показатели свидетельствуют о позитивных тенденциях.

С начала 2010 года более чем на 2 трлн 300 млрд рублей увеличился объём вкладов граждан: рост – 30%. Это говорит о доверии населения к банкам, действующей системе страхования и защиты вкладов. По данным исследований, число банковских вкладчиков не снизилось и составляет около 40% взрослого населения России. У нас на начало 2010 года вклады в банках были 7,5 трлн, а на 1 января 2011 – 9,8 трлн рублей.

В свою очередь растёт кредитный портфель наших банков: по итогам 2010 года примерно на 12%. Объём выданных кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам на начало 2011 года составил около 18 трлн рублей, из них физическим лицам – 4 трлн рублей с лишним.

Банки вновь расширяют финансирование промышленности, наращивают программы автомобильного кредитования, ипотеку. Так, объём выданных ипотечных жилищных кредитов в 2010 году увеличился, по оценке, почти в 2,5 раза по сравнению с 2009 годом, причём средняя ставка по рублёвым ипотечным кредитам в 2010 году снизилась с 14,2% в январе до 12,8% к концу года. На 1 января 2011 года объём ипотечных жилищных кредитов, предоставленных гражданам, предварительно оценивается в 340–380 млрд рублей. За тот же период в 2009 году было выдано 152 млрд рублей.

Продолжились и системные изменения. В банковское дело внедрялись новые технологии и услуги. Так, количество выпущенных банковских платёжных карт достигло 140 млн, причём 82% платежей клиентов банков – физических лиц и предприятий – сейчас осуществляется при помощи электронных технологий, то есть прозрачность и технологичность денежного обращения в стране растут.

Сейчас, опираясь на созданную базу, мы можем ставить долгосрочные задачи по дальнейшему качественному развитию банковской системы. В этой связи отмечу несколько вопросов.

Первый. Банковская система и её возможности должны быть адекватны тем вызовам, которые стоят перед страной, ориентироваться на запросы граждан – например, в такой социально значимой сфере, как решение жилищных проблем, да и по некоторым другим жизненно-важным вопросам. И, конечно, работа банков призвана давать дополнительные импульсы росту, модернизации и структурной перестройке экономики. Нам необходимо эффективно конвертировать национальные накопления в капиталы для развития, в случае необходимости на выгодных условиях привлекать ресурсы на глобальных финансовых рынках. Всё это определяет высокие требования к собственникам и менеджменту кредитных учреждений.

В этой связи вторая задача. Мы должны повысить ответственность и прозрачность принятия решений в банковской сфере, улучшить правовую защищённость как кредиторов, так и заёмщиков. В целом банковская система должна стать эффективной, ориентированной на современные банковские технологии системой. Одновременно мы должны сделать все необходимые выводы из прошедшего финансово-экономического кризиса и предусмотреть дополнительные меры по повышению устойчивости банковской системы. При этом нельзя заведомо исходить из того, что государство всегда будет помогать в трудных ситуациях – всегда и каждому. Конечно, мы будем поддерживать и всегда подставим плечо финансовым учреждениям, но иждивенчество недопустимо. Банковская система должна быть выстроена таким образом, чтобы в ней самой был заложен сильный запас прочности, были внутренние резервы для реагирования на возможные риски.

Третье – это совершенствование надзорных и контрольных функций Банка России. Безусловно, важна здесь и роль Министерства финансов РФ. Считаю, что следует подумать о системе раннего предупреждения, создать инструменты, с помощью которых мы заблаговременно могли бы выявлять признаки негативных тенденций в банковском секторе. И чем быстрее будут приниматься необходимые превентивные меры, тем меньше потерь будет для всех. И здесь хотел бы, конечно, предостеречь от крайностей: нельзя допустить появления разного рода административных, дополнительных административных барьеров, контроль не должен быть мелочным, но обязан быть эффективным и действенным.

Нам в целом нужно формировать максимально благоприятную среду для развития банковского бизнеса, для повышения конкурентоспособности и наращивания возможностей отечественной кредитной системы. Причём по всем ключевым параметрам – качеству управления банками, состоянию конкурентной среды, прозрачности банковской деятельности, банковскому надзору – мы должны ориентироваться на самые высокие международные стандарты.

Мы специально пригласили на совещание широкий круг представителей банковского сообщества, чтобы выслушать ваше мнение, уважаемые коллеги. И надеюсь, обсуждение предлагаемой стратегии пройдёт активно и заинтересованно. Стратегия создавалась совместными усилиями и разрабатывалась Министерством финансов Российской Федерации, Банком России. Я просил бы коллег высказаться. Давайте, Алексей Леонидович, с Вас начнём.

А.Л.Кудрин: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания! Сегодня мы рассматриваем «Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года». Эта стратегия впервые будет пятилетней. Предыдущая стратегия – с 2005 по 2008 год – была четырёхлетней. Но после её завершения в связи с кризисом мы сделали паузу, чтобы в полной мере отразить итоги и уроки периода кризиса и необходимость сохранения стабильности банковского сектора.

Поэтому сегодня мы уже можем оценивать итоги работы 2010 года. И сразу скажу, что все задачи предыдущей банковской стратегии (с 2005 по 2008 год) выполнены. Я приведу три цифры. В плане предыдущей банковской стратегии у нас было по величине активов в процентах к ВВП достичь 60%. Уже в 2008 году по факту, по результатам банковской стратегии, они составили 67%, а в 2010-м – 75%, то есть мы пошли далеко вперёд по сравнению с планами, которые у нас были в 2005 году.

По капиталу банков план был 7–8% к ВВП. По факту в 2008 году мы уже достигли 9,2%, а сегодня капиталы банков достигли больше 12%.

Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам в плане предыдущей стратегии ставились до 28%. К 2008 году они достигли 39%, а сегодня – это уже 41%, то есть всех основных показателей работы банковского сектора, предусмотренных в стратегии, мы достигли и превзошли.

Соответственно, я бы также сравнил и с целями концепции долгосрочного развития, которые мы поставили до 2020 года, – достичь величины кредитов к ВВП 80–85%. И такую цель мы уже достигнем в 2015 году, то есть мы идём с опережением по достижению целей концепции долгосрочного развития.

Соответственно, сегодня к результатам работы можно отнести и прохождение кризиса. Это был тест на устойчивость банковского сектора. И прежде всего целью Правительства и Центрального банка в этот период было сохранение вкладов населения и клиентов банка. Именно они составляют главные взносы и депозиты, и средства на счетах банков – это не средства банков, это средства, по сути, реальной экономики и наших граждан. Сохранение стабильности банковской системы необходимо было с целью сохранения стабильности в реальном секторе и защиты вкладов населения. Соответственно, и население отплатило доверием, поскольку уже в течение 2010 года, как Вы сказали в своём выступлении, вклады существенно возросли и достигли 9,8 трлн рублей. И здесь я бы назвал ещё один момент. В целом за три года кризиса – 2008, 2009, 2010 годы, – несмотря на то, что в некоторые месяцы 2008 года мы видели отток вкладов, в целом за три года вклады возросли на 90%, из них на 30% – только в последний год. Мы смогли преодолеть те опасения населения, которые были в результате предыдущего кризиса. Сегодня средства населения, так же как и средства клиентов–юридических лиц, служат основными средствами для дальнейшего инвестирования реального сектора. Банковский сектор, собственно, и должен выполнять эти функции – аккумулирование средств и направление их на инвестиции. Собственно, за эти годы мы смогли увидеть, что банковский сектор сумел выполнить эту свою задачу.

Мы, конечно, должны проанализировать и слабые стороны. Я бы к слабым сторонам отнёс то, что у нас сохранялась высокая инфляция, высокая ставка кредита, и особенно она выросла в период кризиса. Таким образом, доля кредитов свыше трёх лет, то есть более долгосрочных, остается на небольшом уровне – меньше 10%. Поэтому наша задача в период новой банковской стратегии – обеспечить и макроэкономическую стабильность, и выполнить цели Правительства и Центрального банка по снижению инфляции и банковской ставки кредитования в экономике. Когда эти цели последовательно будут во что бы то ни стало исполняться, тогда существенно повысится роль банковского сектора в долгосрочных инвестициях и увеличится доля кредитов в инвестициях. Соответственно, вот эту задачу нам нужно ещё серьезно выполнить.

К другим вопросам я отнёс бы по результатам выполнения то, что рост просроченной задолженности остался на достаточно умеренном уровне по результатам этого кризиса. И в настоящий момент по физическим лицам составляет около 7,3%, по нефинансовым организациям – около 5,6%. И сегодня она стабилизировалась и постепенно понижается.

Мы можем сказать, что это положительный результат периода кризиса, поскольку первоначально были более серьёзные опасения. Я бы также отметил высокую достаточность капитала в банковском секторе – до 18%, причём минимальная величина – 10%. Тем самым у нас есть запас прочности по достаточности капитала.

Так же бы назвал и достаточно скромные, умеренные результаты по прибыли. Часто банки относят к самым богатым и даже называют их «жирными котами», но в нашей экономике это не подтверждается.

О прибыли в других секторах экономики. Я могу назвать итоги за девять месяцев прошлого года. Обрабатывающие производства за девять месяцев прошлого года, даже если вычесть нефтепереработку, получили в виде прибыли 813 млрд рублей, а банковский сектор за девять месяцев – 161 млрд.

Например, такие секторы, как металлургия и энергетика, получили прибыль больше 360 млрд и больше 250 млрд рублей соответственно. Повторяю: банковский сектор – 160 млрд рублей, то есть банковский сектор распоряжается чужими средствами и живёт на процент, на маржу, который достаточно контролируется. В том числе на них влияют и нормативные требования Центрального банка. Тем самым мы сегодня можем сказать, что доходы банковского сектора – умеренные, хотя наша цель – чтобы они были достаточными для увеличения капитализации банковского сектора.

В этой связи хочу сказать, что мы принимали решение об увеличении минимального капитала за этот период. Напомню, что к 1 января 2010 года поставлена была задача, чтобы минимальный капитал банка должен быть 90 млн рублей. Когда эту норму вводили, были опасения, как банки справятся с этим: у нас на тот момент было 145 банков ниже этого уровня.

Могу доложить, что на 1 января 2010 года у 16 банков или были отозваны лицензии, или они влились в другие, то есть 16 банков прекратили своё существование. 7 банков было переведено в формат небанковских коммерческих организаций, и, соответственно, остальные 122 банка достигли уровня 90 млн. Следующий этап – 1 января 2010 года, повышение уровня минимального капитала до 180 млн рублей. Сегодня этим требованиям не соответствуют 185 банков. В целом необходимый объём средств на увеличение капитализации этих банков – 10 млрд. Считаю, что практически все банки достигнут этой величины и пройдут спокойно и эту зону.

В нынешней стратегии мы после дискуссии с банковским сообществом определили следующий уровень минимального капитала. Назывались цифры до миллиарда. Но банковские ассоциации, ассоциации банков попросили сделать более умеренной эту величину: к 1 января 2015 года 300 млн рублей. Сегодня этой планки не достигают 372 банка. Но мы исходим из того, что этот период – 5 лет – есть до достижения этого уровня у банков и в рамках обычных, я бы даже сказал, эволюционных механизмов увеличения своей капитализации за счёт прибыли, за счёт размещения акций. Мы уверены, что эту планку тоже возьмём и тем самым капитализация банковского сектора также повысится.

Среди важных направлений новой стратегии – увеличение конкуренции в банковском секторе, расширение спектра современных банковских услуг, капитализация банковского сектора, поскольку именно тогда они более серьёзно смогут помочь в модернизации и кредитовании экономики, повысить качество корпоративного управления и управления рисками. И этот кризис показал, что многие банки, которые не смогли справиться в период кризиса со своими рисками, как раз показывают нам возможность улучшить эту ситуацию в ближайшее время и достичь высокой прозрачности рыночной дисциплины участников банковского сектора, ответственности за добросовестность бизнеса - и здесь банки тоже могут существенно помочь.

Я бы назвал такие задачи: совершенствование правовой среды и защита частной собственности, формирование современной инфраструктуры, необходимой для развития международного финансового центра. И эти задачи ставят новые требования перед нашим банковским сектором. А по сути, это выход на международный уровень инструментов, качества управления и работы этого сектора, соответственно, и качества корпоративного управления и управления рисками. Также задачи банковского регулирования и надзора и обеспечения финансовой стабильности – эти задачи мы предполагаем частично выполнить к 2015 году.

Но цели Международного финансового центра простираются, конечно, за пределы 2015 года. Предусмотрена работа по 30 направлениям, в том числе по 12 направлениям в области надзора. Я назову некоторые ключевые позиции.

Очень чувствительно воспринимается участие государства в банковском секторе, поэтому в трёхлетнем плане Правительства уже есть определение об уменьшении доли государства в Сбербанке, ВТБ и Россельхозбанке до уровня 50+1 акция. Но в стратегии, поскольку она рассчитана на пять лет, мы не определяем это ограничение, а исходим из того, что за пределами трёх лет мы продолжим приватизацию пакетов государственных компаний. Мы также предусматриваем, чтобы госкорпорации, субъекты РФ и муниципалитеты приватизировали свои пакеты – это цели политики.

Участие иностранного капитала в нынешнем банковском секторе достигло 27% – это нормально. Нам нужны и дальнейшие инвестиции в этот сектор, в том числе иностранные. Развитие Международного финансового центра обеспечит применение в работе целого ряда современных стандартов и технологий, системы клиринга или, как мы говорим, центрального контрагента, выход Банка России из числа компаний группы ММВБ, биржи. Тем самым это тоже повысит частную мотивацию, коммерческую мотивацию в этом секторе.

Мы предусмотрели цели развития кредитования малого бизнеса, населения в микрокредитах и при одновременном совершенствовании системы регулирования микрофинансирования и потребительской кооперации. Мы также учли интересы регионов, где сложился дефицит банковских услуг: в частности, развитие Почта-банка также будет инструментом уменьшения такого дефицита.

Будут совершенствоваться залоговое законодательство, условия для секьюритизации активов, расширения спектра депозитных услуг, вклады с досрочным возвратом в течение заранее оговоренного срока (соответствующий проект закона уже внесён в Правительство и в настоящее время проходит процедуру рассмотрения), развитие депозитных сертификатов из счетов в драгоценных металлах (что особенно важно в период кризиса, когда граждане хотят диверсифицировать свои вложения), стимулирование использования современных технологий путём операционной совместимости платежной инфраструктуры, централизации клиринговых расчётных услуг, нормативной базы для развития высокотехнологичного банковского бизнеса, в том числе в области контроля за рисками.

Развитие законодательства в потребительском кредитовании я уже назвал. Ещё совершенствование работы бюро кредитных историй, также работа по защите прав потребителей, включая развитие финансовой грамотности, что позволит гражданам лучше выбирать планы размещения своих свободных средств и больше на этом зарабатывать, получать дополнительный доход.

Будут рассмотрены требования к руководителям и членам советов директоров банков, в том числе требования к руководителям банков, которые нужно расширять и больше приближать к международным требованиям (сегодня они минимальны), уточнение функций и компетенций советов директоров и наблюдательных советов, применение мер воздействия к кредитным организациям за выявленные недостатки в системах корпоративного управления и управления рисками. Я разделяю позицию, в том числе, и Центрального банка и Председателя Центрального банка о том, что у нас недостаточная ответственность за нарушения и мошенничество в банковском секторе.

Я уже говорил о необходимых требованиях к раскрытию информации, регулированию института аффилированных лиц хозяйственных обществ, к разработке отраслевых критериев транспарентности.

Я не буду называть все задачи банковской стратегии. Они выведут банк на новый уровень и более качественное исполнение задач этого сектора как института при движении инвестиций и модернизации экономики. Данная стратегия обсуждалась на открытых слушаниях в парламенте: уже прошли открытые слушания, мы обсудили на ассоциациях банков, в том числе в Министерстве финансов с участием банковского сообщества и представителей банковских ассоциаций. Даже тот документ, который сегодня лежит на руках, который рассылался, мы готовы поправить по последним замечаниям, которые прозвучали на прошлой неделе на совещании у меня, в том числе по снижению административных барьеров. Например, использование банков в качестве контроля за кассовыми операциями клиентов можно уменьшить. Переход на электронный документооборот, поскольку наши банки, в том числе, обременены ещё бумажными носителями, требует соответствующих затрат. Ещё дальнейшая приватизация и уменьшение административного влияния государственных структур в этом секторе – эти замечания, прозвучавшие от банковского сообщества, мы готовы учесть при доработке этой стратегии. Спасибо. Это в целом. Я, конечно, хотел бы, чтобы банки ещё добавили.

В.В.Путин: По поводу сокращения доли государства в наших ведущих финансовых учреждениях. Эта стратегия правильная, но вот действовать нужно очень аккуратно. Это должно сопровождаться ростом доверия граждан к этим финансовым учреждениям, а не утратой этого доверия. Нужны хорошие фундаментальные основания для этого. Нужно, чтобы люди понимали, что государство в любом случае будет поддерживать крупнейшее финансовое учреждение (присутствует там государство или нет) не потому, что есть там государство или отсутствует, а потому, что там большая клиентская база. По сути дела, мы поддерживаем не само учреждение, а клиентов этого учреждения, особенно если там большое количество физических лиц. Нужно, чтобы люди всё это понимали, но и нужно, чтобы, если государство будет уходить постепенно, это сопровождалось ростом мощи самого финансового учреждения, а не ослаблением.